Воспитание Пушкиным
статья по литературе по теме

Ядченко Татьяна Петровна

Cтатья посвящена опыту работы педагогов коррекционной  школы VIII вида по истории и литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитание Пушкиным31.87 КБ
Файл statya_o_pushkine.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание Пушкиным  (из опыта работы).

Так сложилась моя педагогическая судьба, что будучи филологом по образованию, я много лет веду историю, обществознание, а в этом году мне предложили вернуться к преподаванию литературы. Это всколыхнуло в моей душе воспоминания 13-летней давности, когда я вместе со своими коллегами прожила четыре  года интересной, творческой, насыщенной жизни, вовлекая в этот процесс всю школу, подчиняя её одной идее – знать Пушкина. Сейчас, проводя уроки в 8 классе по творчеству Пушкина, я вижу, как они далеки от него, имя поэта им так мало говорит. У них другие ценности, другие герои, другие приоритеты. А тогда мы сумели подчинить, заразить, зажечь, заставить учить и знать Пушкина, а ведь это было не так давно, а как изменилось время, как изменились дети! И я поняла, что передо мною вновь стоит задача – воспитание Пушкиным.

Как это происходило? Четыре  год школа жила  Пушкиным. Переходя из класса в класс, ребята как бы поднимались  вместе с ним по жизненному пути. Идея начать подготовку к 200-летию  со дня рождения Пушкина А.С. принадлежит учителю школы Черепанову Н.А.. Имея огромную пушкинскую библиотеку, самозабвенно пропагандируя Пушкина и зная творчество, он сумел заразить нас идеей начать подготовку к 200-летию задолго до этого события.  В то время перед педагогами стояла задача: освоить приемлемые для такого контингента учащихся формы нестандартных уроков. Этот год был юбилейным – 170 лет со дня восстания декабристов. Появилась идея  провести межвозрастной урок « Что есть сын Отечества». Урок проводила учительница истории Шилова В.А. Прошло столько лет, а многие из нас помнят его. Урок был посвящён рыцарям свободы и чести – декабристам.  Валентина Анисимовна с волнением в голосе рисует словесную картину казни. Когда её повествование подошло к тому месту, где у троих из пяти обречённых на повешение декабристов обрываются верёвки, внезапно с доски падает плакат с их портретами. Наступило некоторое ошеломление. Этот же урок было решено дать для детей педагогов, так как он носил большой нравственный потенциал и нам очень хотелось сплотить собственных детей между собой. Всех присутствующих на этом уроке взяла оторопь, когда вновь на этом месте рассказа педагога стали сами по себе гаснуть свечи. Думаю, что этому явлению можно дать объяснение. Это не мистика. Просто были задеты лучшие струны ребят и взрослых, вызывая чувства скорби и сострадания, а это чувства наивысшего накала.

Мы часто Пушкина читаем,

С годами лучше понимаем

И в утешенье оставляем

Себе, несчастным и седым.

Но смерти нет, ведь ясно это

Смотри, живая мысль поэта

Даёт нам ясные ответы

К вопросам чести и любви!

Простившись аж с 20 веком,

Мечтай, твори, будь человеком,

По слову Божьему живи.

А теперь о планах на учебный год. Уже создан пушкинский центр. Интересной находкой в оформлении явился герб рода Пушкиных, а также генеалогическое древо рода Пушкиных. Я со своими учениками 7 класса начала подготовку к литературному вечеру «Лицей, который никогда не кончается». Испытываю огромное желание подать материал о судьбах лицеистов глазами самих лицейских друзейПущкина, проживших годы каторги и ссылки и не поступившихся ничем, меривших жизнь такими высокими нравственными мерками,  до которых нынешним деятелям не дотянуться. «Пока на свете существует насильственная смерть, поэт должен погибать первым». Эти слова Поля Элюара историей были проверены много раз. События, связанные с гибелью поэта, будут положены в основу очередного Пушкинского урока, который готовит Токарева Г.С..

        Учителям начальных классов провели неделю культуры, посвящённую наследию поэта. Первую страницу этой недели открыла библиотекарь школы Г.В.Сидорчук. У Галины Васильевны небольшой стаж работы библиотекарем, но у нее есть свои приёмы знакомства с книгой, пробуждающие интерес к чтению, очень умело она вводит их в книжный мир. Нужно было видеть, как ребята самозабвенно читали стихи Пушкина на конкурсе чтецов, который проводила школьный библиотекарь. Тогда же была выпущена богатейшая по своей информации историко-литературная газета «Декабристы в Сибири». Как можно было литераторам и историкам школ быть спокойным в этот год!

        Говоря о декабристах, нельзя не говорить о Пушкине. Когда я готовила свой урок литературы в 8 классе по теме «Пушкин и декабристы», то поняла, насколько прав был А.Т. Твардовский, когда писал: «Если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами». Честь, можно сказать – рыцарская, была основанием его поступков – и он не отступал от своих понятий о ней ни одного разу в жизни, при всех искушениях и переменах судьбы своей. Форму урока я выбрала – литературный салон. Это даёт возможность моим ученикам быть раскованными, свободными в суждениях. И вот парами, в бальных платьях девочки,

входят ребята в класс эстетики, начинается разговор о чести, о долге, о дружбе. Ученики инсценируют разговор Пушкина с царём.

        - Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если бы был в Петербурге?

        - Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы в нём не участвовать.

Ответ Пушкина они оценивают как гражданский  подвиг. Размышляя о Пушкине, они невольно сравнивают себя с ним. А сделал ли бы и я так? Это очень полезные размышления и очень важные. Они способствуют пробуждению в душах самых лучших, высоконравственных мыслей. И когда я услышала, как ребята рассуждают о том, что такое честь, что нельзя уважать человека с замаранной честью, я поняла, что мои ученики способны болеть Пушкиным, им хочется всей душой понять его.

         После восстания декабристов 1825 года проблема исполненного  долга не только в гражданском, но и в человеческом смысле была очень остра и современна. Изменилось время, изменились идеалы. Нравственный поступок становился и гражданской категорией. Одни женщины плясали на балах по поводу коронации НиколаяI, а другие летели к своим мужьям, чтобы «зарыться с ними в вечных снегах». Пленительные образы русских женщин – жён декабристов, их судьба всегда притягивали Галину Семёновну Токареву. Её уроки литературы – классический образец общения с детьми на гуманном, умном, добром и увлекательном языке. Накануне 8 марта и открыла она свой литературный салон.

Тема разговора: «Святость горя и любви сильнее бедствия земного». Эти слова тогда стали понятными для старшеклассников, когда они через призму чувств пропустили весь сюжет, весь сценарий литературного салона. На фоне музыки перед заворожёнными учениками сменяются сцены, исполненные школьными актёрами и актрисами. Это уже не девушки из 9 класса, а графини и княгини, доказавшие способность к самопожертвованию, подвигу.Вот 20-летняя Мария Волконская в последний раз целует своего крохотного сына. И больше ей никогда не увидеть мальчика – без матери он зачахнет и умрёт. Мария прощается с братьями, сёстрами и очень любимым отцом генералом Николаем Раевским. Раевский умоляет дочь не ехать, грозит: «Я тебя прокляну, если ты через год не вернёшься».Она не вернулась. Ведь «святость горя и любви сильнее бедствия земного». И несколько лет спустя умирающий генерал скажет про свою дочь: «Вот самая удивительная женщина, которую я знал».

Так ребята постигают основной замысел педагога, что женщина живёт не только отражённым светом мужской половины рода, но является его равноправным другом и способна разделить его политическую судьбу. В конечном счёте, это и есть воспитание добром и красотой человеческой души.

Мы долго сомневалась в точности выбора формы урока. Выбор сделан – урок -лекция. Эта форма урока считается неприемлемой для школы VIIIвида, но владея умением квалифицированно проводить отбор литературного, исторического материала, а также имея арсенал методических приёмов, группа литераторов, а именно они  проводили урок о детстве поэта. Им удалось пробудить неподдельный интерес ребят к страницам биографии поэта. Ребят в самое сердце поразило то, что Саша Пушкин был обделён материнской и отцовской лаской, но тем не менее, Александр всегда оставался нежным сыном. Такая ситуация понятна многим нашим ребятам, потому что многие из них не баловни судьбы. Как видим, у каждого из них в душе свойПущкин. В этот же год литераторами была выпущена литературная газета «Что за прелесть эти сказки».

        Соблюдая хронологию жизненного пути поэта, пора поговорить о событиях 1811 года. Этот год вошёл в историю как год открытия Царскосельского Лицея. Благословляла лицей вся официальная Россия, царь и царская семья, духовенство, министры, члены Государственного Совета. России нужны были новые люди. Их нужно было найти, вырастить и воспитать. И вот в одном ряду стоит подвижный Саша Пушкин рядом с плечистым крепким Ваней Пущиным. Жизнь одинаково пленительно улыбалась им в этот октябрьский день, но кончится она столь печально – Пушкин упадёт под пулей в январский день, декабрист Пущин  проведёт десятки лет в Сибири. Тут же длинный, не по летам неуклюжий Кюхельбекер, тоже будущий декабрист, а пока что тихий и добрый мальчик Вилли. Вот Федя Матюшкин, нежный и застенчивый, как красна девица: он ещё не знает, что станет бывалым моряком, что один пролив в Баренцевом море будет назван его именем. Вот Саша Горчаков, князь, блистательный красавец, будущий канцлер Российской империи. Он будет последним лицеистом пушкинской плеяды, а также  последним канцлером великой империи. Последний лицеист навек закроет глаза в 1883 году – уже XXвек будет стучаться в крышку его гроба.

        Какие они все разные! Не похожие внешне и внутренне, они породнились и стали братьями по духу, так образовалось лицейское братство. Первому выпуску лицея и был посвящён очередной Пушкинский урок. Это был литературный вечер «Честь, польза, Россия», который я провела со своими учениками. Начала вечер со слов: «Пушкинский выпуск! Пушкинский лицей! Люди 19 октября! Вот о каком классе будет идти рассказ, вот кто ваши герои. Их дела, их дружба, их радости, их печали, их мысли, возможно, станут вашими». Ребята увидели, что режим дня лицеистов – это почти их режим дня в школе. Идёт рассказ о том, что дисциплина, чистота, опрятность – законы бытия лицеистов, а в основе воспитания в лицее лежала любовь к ним их наставников. Ставлю вопрос: « а разве у нас в школе не так?». Вижу улыбчивые открытые глаза: «Так, именно так». Вот так осторожно, проводя параллель лицей – школа, подвожу ребят к мысли, что Пушкин – наш, сегодняшний, современный.

        Проходит награждение лицеистов «золотыми» и «серебряными медалями, а в их лице лучших учеников школы. Вечер подходит к концу. Маша Гармонистова в костюме лицеиста Пушкина произносит заключительные слова: «Честь, польза, Россия – этот девиз должен стать и твоим, ученик школы. Подумай, ещё есть время, и ответь: «Чем ты прославил свой лицей по имени Школа?».

        Какие точные слова у Островского:

Что надобно мужчине?

Ты этот миг лови:

Суворовым быть в чине

И Пушкиным в любви.

        В один из весенних дней 1819 года в доме у Олениных собрались гости:среди них Крылов, читавший свои басни. Пушкин слушал его, но вдруг внимание  поэта привлекла вошедшая в это время в гостиную красивая 19-летняя женщина. Её сопровождал 52-летний генерал, за которого она только что вышла замуж. Это была Анна Керн. «Мимолётным видением» пронеслась она перед поэтом, чтобы снова появиться перед ним спустя 6 лет – в Михайловской ссылке.

Затаив дыхание, ребята внимают словам Галины Семёновны, рассказу о любимых женщинах Пушкина. Но как мудро она вплетает в свой рассказ неназойливые  советы тем, кто уже испытал первое любовное томление. Какова бы ни была любовь, её надо ценить, как величайший подарок судьбы. В любви много серьёзного и трудного, это не стихийное чувство, его нужно контролировать. В ответ молчание, но какое? Важная роль в языке чувств принадлежит молчанию. В данный момент оно наступило, потому что чувства достигли наивысшего накала, когда слова бессильны выразить бурю ощущений. Так проходил очередной литературный салон «Я вас любил» у Галины Семёновны Токаревой.

Не все ещё страницы жизни поэта для ребят открыты, но об этом чуть позже. А сейчас не могу не сказать о главных наших педагогических достижениях, что дала нам и нашим ученикам работа над программой. Все эти последние годы дети школы живут в обстановке высокой духовности. Ведь с каждым живым пушкинским уроком  личность поэта раскрывается  глубже, становясь ближе, понятнее, дороже им, усиливается сопереживание с ним, возникает желание разделить его страдания.

Разрабатывая сценарии этих уроков, нам хотелось, чтобы было поменьше официальности, поэтому пушкинские уроки стали более театрализованными. Отбирая материал, мы стремимся к тому, чтобы на сцене ощущалось присутствие Пушкина-Человека. Работа над пушкинской программой вышла далеко за рамки одного предмета. Эта работа объединила нас в одну творческую группу. Без учительницы музыки Светланы Михайловны Сосновской, без её прекрасного сопрано не прошёл ни один пушкинский праздник. Учитель столярного дела какие только роли не сыграл на школьной сцене вместе с ребятами! Последняя его роль – роль директора Царскосельского лицея Энгельгардта.

Талантливой рукой педагога Андрея Николаевича Шунтикованаписаны портреты Пушкина, а также оформление уроков,костюмы ребят – это всё он. Им же создан в этом году уже Пушкинский центр. Безукоризненный художественный вкус Андрея Николаевича, резьба по дереву составили основу оформления центра.

И отдельной строкой я хочу написать об учительнице швейного дела Валентине Алексеевне Черепановой. Помимо образования технолога, она имеет высшее филологическое образование. Талантами бог не обидел этого человека: она прекрасно рисует, поёт, шьёт. Нет такого дела, к которому Валентина Алексеевна отнеслась бы формально, « для галочки», не вложив в него всю свою душу. Секрет её успеха – в огромном трудолюбии и честности. Но самое главное – она пишет стихи. Каждое стихотворение – частичка её души. Я часто думаю, когда она отдыхает? Ведь чаще всего Муза её посещает ночью. Ни один праздник, ни один открытый урок не прошли без её поэтического творчества, а последний её открытый урок швейного дела по теме « Шов вподгибку с закрытым срезом» полностью был в стихах. И с каждым днём её стих становится глубже, проникновеннее, он бьёт в самую суть. Самое интересное, что все стороны жизни школы описаны ею в стихотворной форме. Пишет она и о Пушкине. Нельзя остаться равнодушным, прочитав эти строки.

Российской женщиной рождённый

И божьим даром осенённый,

Он жив, поэт неугомонный,

Уже он с нами 200 лет.

Любовь к нему не охладеет,

Но станет глубже и сильнее,

А если Пушкин устареет,

Тогда России больше нет.

Представить это очень сложно,

Невероятно, невозможно,

Ведь, как когда-то в час тревожный,

Она, родная, устоит.

Свой труд неистовый неси ей,

Высокой милости проси ей:

Над обновлённою Россией

Пусть слово Пушкина звучит.

И лёгких строф его движенье

Сквозь душу, сквозь воображенье

Всегда повергнет в изумленье

Богатством мыслей, красок, грёз.

В них слышен шум листвы осенней

И гам людских столпотворений,

Калейдоскоп мировоззрений –

Всё это Пушкин нам донёс.

Когда мы Маше или Ване

Читаем сказку о Салтане,

То вмиг на острове Буяне

Появимся, забыв дела.

И наш ребёнок удивится,

Он внутренне преобразится,

И будет мысль его смела.

Наш Пушкин – это гимн природе,

Девичьи песни в хороводе,

Святая правда о народе,

Который был ему родным.

        Учителя начальных классов подготовили постановки сказок в различных жанрах: «Сказка о золотой рыбке» - в жанре костюмирования, «Сказка о попе и его работнике Балде» - в жанре масок, а учительница 3 класса создала с ребятами театр марионеточных кукол и стала режиссёром постановки «Сказки о царе Салтане». Учителя музыки и ритмики освоили новую форму сказок Пушкина в виде мюзикла.

        В литературную гостиную в Валентинов день пригласила ребят старших классов библиотекарь школы. Они читали стихи Пушкина о любви. А каким необыкновенным по содержанию получился фестиваль групповых коллективов «Пушкин на школьной сцене»! Швейные и столярные мастерские, а также кружки эстетического направления организовали выставку декоративно-прикладного искусства «Наследие наших предков сохраним и приумножим», а в конце года вниманию ребят и взрослых была представлена литературная газета «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет».

        А в заключении я хотела бы сказать, что работа педагогов по выполнению пушкинской программы создала обстановку высокой духовности в школе. Эта работа подняла на высокий уровень наш творческий потенциал, а ребят заразила идеей знать Пушкина.

Ах,  Пушкин, где-то Вы теперь

Среди бесчисленных потерь

Народа русского, несчастного по сути,

Слегка вы запылились, уж не обессудьте,

Не до стихов у нас теперь в России,

Живём мы кое-как средь мата и ларьков

И сами часто злы и некрасивы,

Вот только жаль детей и стариков.

Но солнце выйдет из-за туч

И возвратятся в каждый дом

Ваш слог – как благотворный луч,

Как друг – ваш драгоценный том.

(В. Черепанова).

И всё-таки Пушкин никем не заменим и навсегда необходим – эти слова определяют главное в изучении наследия  поэта.

Литература.

  1. Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники. Т.1-2.,М.,Правда,1986
  2. Антон Антонович Дельвиг, Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Избранное, М., Правда. 1987
  3. Все монархи России.600 жизнеописаний. М., Вече, 2003
  4. Декабристы в России. М.Д. Сергеев, Н.Н. Гончарова, А.Ф. Серебряков, Советская Россия, 1988
  5. А.С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве первой половины 19 века, Л., Художник РСФСР, 1987


Предварительный просмотр:

Воспитание Пушкиным  (из опыта работы).

Так сложилась моя педагогическая судьба, что будучи филологом по образованию, я много лет веду историю, обществознание, а в этом году мне предложили вернуться к преподаванию литературы. Это всколыхнуло в моей душе воспоминания 13-летней давности, когда я вместе со своими коллегами прожила четыре  года интересной, творческой, насыщенной жизни, вовлекая в этот процесс всю школу, подчиняя её одной идее – знать Пушкина. Сейчас, проводя уроки в 8 классе по творчеству Пушкина, я вижу, как они далеки от него, имя поэта им так мало говорит. У них другие ценности, другие герои, другие приоритеты. А тогда мы сумели подчинить, заразить, зажечь, заставить учить и знать Пушкина, а ведь это было не так давно, а как изменилось время, как изменились дети! И я поняла, что передо мною вновь стоит задача – воспитание Пушкиным.

Как это происходило? Четыре  год школа жила  Пушкиным. Переходя из класса в класс, ребята как бы поднимались  вместе с ним по жизненному пути. Идея начать подготовку к 200-летию  со дня рождения Пушкина А.С. принадлежит учителю школы Черепанову Н.А.. Имея огромную пушкинскую библиотеку, самозабвенно пропагандируя Пушкина и зная творчество, он сумел заразить нас идеей начать подготовку к 200-летию задолго до этого события.  В то время перед педагогами стояла задача: освоить приемлемые для такого контингента учащихся формы нестандартных уроков. Этот год был юбилейным – 170 лет со дня восстания декабристов. Появилась идея  провести межвозрастной урок « Что есть сын Отечества». Урок проводила учительница истории Шилова В.А. Прошло столько лет, а многие из нас помнят его. Урок был посвящён рыцарям свободы и чести – декабристам.  Валентина Анисимовна с волнением в голосе рисует словесную картину казни. Когда её повествование подошло к тому месту, где у троих из пяти обречённых на повешение декабристов обрываются верёвки, внезапно с доски падает плакат с их портретами. Наступило некоторое ошеломление. Этот же урок было решено дать для детей педагогов, так как он носил большой нравственный потенциал и нам очень хотелось сплотить собственных детей между собой. Всех присутствующих на этом уроке взяла оторопь, когда вновь на этом месте рассказа педагога стали сами по себе гаснуть свечи. Думаю, что этому явлению можно дать объяснение. Это не мистика. Просто были задеты лучшие струны ребят и взрослых, вызывая чувства скорби и сострадания, а это чувства наивысшего накала.

Мы часто Пушкина читаем,

С годами лучше понимаем

И в утешенье оставляем

Себе, несчастным и седым.

Но смерти нет, ведь ясно это

Смотри, живая мысль поэта

Даёт нам ясные ответы

К вопросам чести и любви!

Простившись аж с 20 веком,

Мечтай, твори, будь человеком,

По слову Божьему живи.

А теперь о планах на учебный год. Уже создан пушкинский центр. Интересной находкой в оформлении явился герб рода Пушкиных, а также генеалогическое древо рода Пушкиных. Я со своими учениками 7 класса начала подготовку к литературному вечеру «Лицей, который никогда не кончается». Испытываю огромное желание подать материал о судьбах лицеистов глазами самих лицейских друзейПущкина, проживших годы каторги и ссылки и не поступившихся ничем, меривших жизнь такими высокими нравственными мерками,  до которых нынешним деятелям не дотянуться. «Пока на свете существует насильственная смерть, поэт должен погибать первым». Эти слова Поля Элюара историей были проверены много раз. События, связанные с гибелью поэта, будут положены в основу очередного Пушкинского урока, который готовит Токарева Г.С..

        Учителям начальных классов провели неделю культуры, посвящённую наследию поэта. Первую страницу этой недели открыла библиотекарь школы Г.В.Сидорчук. У Галины Васильевны небольшой стаж работы библиотекарем, но у нее есть свои приёмы знакомства с книгой, пробуждающие интерес к чтению, очень умело она вводит их в книжный мир. Нужно было видеть, как ребята самозабвенно читали стихи Пушкина на конкурсе чтецов, который проводила школьный библиотекарь. Тогда же была выпущена богатейшая по своей информации историко-литературная газета «Декабристы в Сибири». Как можно было литераторам и историкам школ быть спокойным в этот год!

        Говоря о декабристах, нельзя не говорить о Пушкине. Когда я готовила свой урок литературы в 8 классе по теме «Пушкин и декабристы», то поняла, насколько прав был А.Т. Твардовский, когда писал: «Если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами». Честь, можно сказать – рыцарская, была основанием его поступков – и он не отступал от своих понятий о ней ни одного разу в жизни, при всех искушениях и переменах судьбы своей. Форму урока я выбрала – литературный салон. Это даёт возможность моим ученикам быть раскованными, свободными в суждениях. И вот парами, в бальных платьях девочки,

входят ребята в класс эстетики, начинается разговор о чести, о долге, о дружбе. Ученики инсценируют разговор Пушкина с царём.

        - Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если бы был в Петербурге?

        - Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы в нём не участвовать.

Ответ Пушкина они оценивают как гражданский  подвиг. Размышляя о Пушкине, они невольно сравнивают себя с ним. А сделал ли бы и я так? Это очень полезные размышления и очень важные. Они способствуют пробуждению в душах самых лучших, высоконравственных мыслей. И когда я услышала, как ребята рассуждают о том, что такое честь, что нельзя уважать человека с замаранной честью, я поняла, что мои ученики способны болеть Пушкиным, им хочется всей душой понять его.

         После восстания декабристов 1825 года проблема исполненного  долга не только в гражданском, но и в человеческом смысле была очень остра и современна. Изменилось время, изменились идеалы. Нравственный поступок становился и гражданской категорией. Одни женщины плясали на балах по поводу коронации НиколаяI, а другие летели к своим мужьям, чтобы «зарыться с ними в вечных снегах». Пленительные образы русских женщин – жён декабристов, их судьба всегда притягивали Галину Семёновну Токареву. Её уроки литературы – классический образец общения с детьми на гуманном, умном, добром и увлекательном языке. Накануне 8 марта и открыла она свой литературный салон.

Тема разговора: «Святость горя и любви сильнее бедствия земного». Эти слова тогда стали понятными для старшеклассников, когда они через призму чувств пропустили весь сюжет, весь сценарий литературного салона. На фоне музыки перед заворожёнными учениками сменяются сцены, исполненные школьными актёрами и актрисами. Это уже не девушки из 9 класса, а графини и княгини, доказавшие способность к самопожертвованию, подвигу.Вот 20-летняя Мария Волконская в последний раз целует своего крохотного сына. И больше ей никогда не увидеть мальчика – без матери он зачахнет и умрёт. Мария прощается с братьями, сёстрами и очень любимым отцом генералом Николаем Раевским. Раевский умоляет дочь не ехать, грозит: «Я тебя прокляну, если ты через год не вернёшься».Она не вернулась. Ведь «святость горя и любви сильнее бедствия земного». И несколько лет спустя умирающий генерал скажет про свою дочь: «Вот самая удивительная женщина, которую я знал».

Так ребята постигают основной замысел педагога, что женщина живёт не только отражённым светом мужской половины рода, но является его равноправным другом и способна разделить его политическую судьбу. В конечном счёте, это и есть воспитание добром и красотой человеческой души.

Мы долго сомневалась в точности выбора формы урока. Выбор сделан – урок -лекция. Эта форма урока считается неприемлемой для школы VIIIвида, но владея умением квалифицированно проводить отбор литературного, исторического материала, а также имея арсенал методических приёмов, группа литераторов, а именно они  проводили урок о детстве поэта. Им удалось пробудить неподдельный интерес ребят к страницам биографии поэта. Ребят в самое сердце поразило то, что Саша Пушкин был обделён материнской и отцовской лаской, но тем не менее, Александр всегда оставался нежным сыном. Такая ситуация понятна многим нашим ребятам, потому что многие из них не баловни судьбы. Как видим, у каждого из них в душе свойПущкин. В этот же год литераторами была выпущена литературная газета «Что за прелесть эти сказки».

        Соблюдая хронологию жизненного пути поэта, пора поговорить о событиях 1811 года. Этот год вошёл в историю как год открытия Царскосельского Лицея. Благословляла лицей вся официальная Россия, царь и царская семья, духовенство, министры, члены Государственного Совета. России нужны были новые люди. Их нужно было найти, вырастить и воспитать. И вот в одном ряду стоит подвижный Саша Пушкин рядом с плечистым крепким Ваней Пущиным. Жизнь одинаково пленительно улыбалась им в этот октябрьский день, но кончится она столь печально – Пушкин упадёт под пулей в январский день, декабрист Пущин  проведёт десятки лет в Сибири. Тут же длинный, не по летам неуклюжий Кюхельбекер, тоже будущий декабрист, а пока что тихий и добрый мальчик Вилли. Вот Федя Матюшкин, нежный и застенчивый, как красна девица: он ещё не знает, что станет бывалым моряком, что один пролив в Баренцевом море будет назван его именем. Вот Саша Горчаков, князь, блистательный красавец, будущий канцлер Российской империи. Он будет последним лицеистом пушкинской плеяды, а также  последним канцлером великой империи. Последний лицеист навек закроет глаза в 1883 году – уже XXвек будет стучаться в крышку его гроба.

        Какие они все разные! Не похожие внешне и внутренне, они породнились и стали братьями по духу, так образовалось лицейское братство. Первому выпуску лицея и был посвящён очередной Пушкинский урок. Это был литературный вечер «Честь, польза, Россия», который я провела со своими учениками. Начала вечер со слов: «Пушкинский выпуск! Пушкинский лицей! Люди 19 октября! Вот о каком классе будет идти рассказ, вот кто ваши герои. Их дела, их дружба, их радости, их печали, их мысли, возможно, станут вашими». Ребята увидели, что режим дня лицеистов – это почти их режим дня в школе. Идёт рассказ о том, что дисциплина, чистота, опрятность – законы бытия лицеистов, а в основе воспитания в лицее лежала любовь к ним их наставников. Ставлю вопрос: « а разве у нас в школе не так?». Вижу улыбчивые открытые глаза: «Так, именно так». Вот так осторожно, проводя параллель лицей – школа, подвожу ребят к мысли, что Пушкин – наш, сегодняшний, современный.

        Проходит награждение лицеистов «золотыми» и «серебряными медалями, а в их лице лучших учеников школы. Вечер подходит к концу. Маша Гармонистова в костюме лицеиста Пушкина произносит заключительные слова: «Честь, польза, Россия – этот девиз должен стать и твоим, ученик школы. Подумай, ещё есть время, и ответь: «Чем ты прославил свой лицей по имени Школа?».

        Какие точные слова у Островского:

Что надобно мужчине?

Ты этот миг лови:

Суворовым быть в чине

И Пушкиным в любви.

        В один из весенних дней 1819 года в доме у Олениных собрались гости:среди них Крылов, читавший свои басни. Пушкин слушал его, но вдруг внимание  поэта привлекла вошедшая в это время в гостиную красивая 19-летняя женщина. Её сопровождал 52-летний генерал, за которого она только что вышла замуж. Это была Анна Керн. «Мимолётным видением» пронеслась она перед поэтом, чтобы снова появиться перед ним спустя 6 лет – в Михайловской ссылке.

Затаив дыхание, ребята внимают словам Галины Семёновны, рассказу о любимых женщинах Пушкина. Но как мудро она вплетает в свой рассказ неназойливые  советы тем, кто уже испытал первое любовное томление. Какова бы ни была любовь, её надо ценить, как величайший подарок судьбы. В любви много серьёзного и трудного, это не стихийное чувство, его нужно контролировать. В ответ молчание, но какое? Важная роль в языке чувств принадлежит молчанию. В данный момент оно наступило, потому что чувства достигли наивысшего накала, когда слова бессильны выразить бурю ощущений. Так проходил очередной литературный салон «Я вас любил» у Галины Семёновны Токаревой.

Не все ещё страницы жизни поэта для ребят открыты, но об этом чуть позже. А сейчас не могу не сказать о главных наших педагогических достижениях, что дала нам и нашим ученикам работа над программой. Все эти последние годы дети школы живут в обстановке высокой духовности. Ведь с каждым живым пушкинским уроком  личность поэта раскрывается  глубже, становясь ближе, понятнее, дороже им, усиливается сопереживание с ним, возникает желание разделить его страдания.

Разрабатывая сценарии этих уроков, нам хотелось, чтобы было поменьше официальности, поэтому пушкинские уроки стали более театрализованными. Отбирая материал, мы стремимся к тому, чтобы на сцене ощущалось присутствие Пушкина-Человека. Работа над пушкинской программой вышла далеко за рамки одного предмета. Эта работа объединила нас в одну творческую группу. Без учительницы музыки Светланы Михайловны Сосновской, без её прекрасного сопрано не прошёл ни один пушкинский праздник. Учитель столярного дела какие только роли не сыграл на школьной сцене вместе с ребятами! Последняя его роль – роль директора Царскосельского лицея Энгельгардта.

Талантливой рукой педагога Андрея Николаевича Шунтикованаписаны портреты Пушкина, а также оформление уроков,костюмы ребят – это всё он. Им же создан в этом году уже Пушкинский центр. Безукоризненный художественный вкус Андрея Николаевича, резьба по дереву составили основу оформления центра.

И отдельной строкой я хочу написать об учительнице швейного дела Валентине Алексеевне Черепановой. Помимо образования технолога, она имеет высшее филологическое образование. Талантами бог не обидел этого человека: она прекрасно рисует, поёт, шьёт. Нет такого дела, к которому Валентина Алексеевна отнеслась бы формально, « для галочки», не вложив в него всю свою душу. Секрет её успеха – в огромном трудолюбии и честности. Но самое главное – она пишет стихи. Каждое стихотворение – частичка её души. Я часто думаю, когда она отдыхает? Ведь чаще всего Муза её посещает ночью. Ни один праздник, ни один открытый урок не прошли без её поэтического творчества, а последний её открытый урок швейного дела по теме « Шов вподгибку с закрытым срезом» полностью был в стихах. И с каждым днём её стих становится глубже, проникновеннее, он бьёт в самую суть. Самое интересное, что все стороны жизни школы описаны ею в стихотворной форме. Пишет она и о Пушкине. Нельзя остаться равнодушным, прочитав эти строки.

Российской женщиной рождённый

И божьим даром осенённый,

Он жив, поэт неугомонный,

Уже он с нами 200 лет.

Любовь к нему не охладеет,

Но станет глубже и сильнее,

А если Пушкин устареет,

Тогда России больше нет.

Представить это очень сложно,

Невероятно, невозможно,

Ведь, как когда-то в час тревожный,

Она, родная, устоит.

Свой труд неистовый неси ей,

Высокой милости проси ей:

Над обновлённою Россией

Пусть слово Пушкина звучит.

И лёгких строф его движенье

Сквозь душу, сквозь воображенье

Всегда повергнет в изумленье

Богатством мыслей, красок, грёз.

В них слышен шум листвы осенней

И гам людских столпотворений,

Калейдоскоп мировоззрений –

Всё это Пушкин нам донёс.

Когда мы Маше или Ване

Читаем сказку о Салтане,

То вмиг на острове Буяне

Появимся, забыв дела.

И наш ребёнок удивится,

Он внутренне преобразится,

И будет мысль его смела.

Наш Пушкин – это гимн природе,

Девичьи песни в хороводе,

Святая правда о народе,

Который был ему родным.

        Учителя начальных классов подготовили постановки сказок в различных жанрах: «Сказка о золотой рыбке» - в жанре костюмирования, «Сказка о попе и его работнике Балде» - в жанре масок, а учительница 3 класса создала с ребятами театр марионеточных кукол и стала режиссёром постановки «Сказки о царе Салтане». Учителя музыки и ритмики освоили новую форму сказок Пушкина в виде мюзикла.

        В литературную гостиную в Валентинов день пригласила ребят старших классов библиотекарь школы. Они читали стихи Пушкина о любви. А каким необыкновенным по содержанию получился фестиваль групповых коллективов «Пушкин на школьной сцене»! Швейные и столярные мастерские, а также кружки эстетического направления организовали выставку декоративно-прикладного искусства «Наследие наших предков сохраним и приумножим», а в конце года вниманию ребят и взрослых была представлена литературная газета «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет».

        А в заключении я хотела бы сказать, что работа педагогов по выполнению пушкинской программы создала обстановку высокой духовности в школе. Эта работа подняла на высокий уровень наш творческий потенциал, а ребят заразила идеей знать Пушкина.

Ах,  Пушкин, где-то Вы теперь

Среди бесчисленных потерь

Народа русского, несчастного по сути,

Слегка вы запылились, уж не обессудьте,

Не до стихов у нас теперь в России,

Живём мы кое-как средь мата и ларьков

И сами часто злы и некрасивы,

Вот только жаль детей и стариков.

Но солнце выйдет из-за туч

И возвратятся в каждый дом

Ваш слог – как благотворный луч,

Как друг – ваш драгоценный том.

(В. Черепанова).

И всё-таки Пушкин никем не заменим и навсегда необходим – эти слова определяют главное в изучении наследия  поэта.

Литература.

  1. Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники. Т.1-2.,М.,Правда,1986
  2. Антон Антонович Дельвиг, Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Избранное, М., Правда. 1987
  3. Все монархи России.600 жизнеописаний. М., Вече, 2003
  4. Декабристы в России. М.Д. Сергеев, Н.Н. Гончарова, А.Ф. Серебряков, Советская Россия, 1988
  5. А.С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве первой половины 19 века, Л., Художник РСФСР, 1987

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Мастер-класс на тему: «Воспитание души по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Одной из заключительных, обобщающих тем при прохождении повести А.С. Пушкина я беру тему: «Воспитание души по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». На примере  героев этого произведения я стар...

Презнтация к мастер-классу: «Воспитание души по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Одной из заключительных, обобщающих тем при прохождении повести А.С. Пушкина я беру тему: «Воспитание души по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». На примере героев этого произведения я стараюсь в...

Презентация к мастер-классу: «Воспитание души по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Одной из заключительных, обобщающих тем при прохождении повести А.С. Пушкина я беру тему: «Воспитание души по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». На примере героев этого произведения я стараюсь в...

«Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»

      Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию. Ещё они учат любить и ценить прекрасный родной русский язык....