Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе Бунеева Р. Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buneev_5._liter._2013-2014.docx75.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено» на заседании МО учителей гуманитарного цикла»

Руководитель МО

________/Марочкина Н. А./

                           

Протокол № ___

от «__»__________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР МОУ «СОШ №1  г. Ртищево»

____________/Бакиева Г. А./                

 «__»____________2013г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ №1  г. Ртищево»

_____________/Васильева Г. Г./

Приказ № ___

от «__»__________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Юдаевой Натальи Геннадьевны,

учителя высшей квалификационной категории

по литературе для 5 класса

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______2013 г.

2013 - 2014  учебный год


Пояснительная записка

        Рабочая программа  составлена на основе «Программы по литературе 5-11 классы» (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева)

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.

В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.

Цель литературного образования в 5 классе  определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

 Компетентность читателя предполагает:

 – способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

 – готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

 – овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

 – освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

 В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

 1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

 2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

 3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

 4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

 5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

 6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

 7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

 8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

В программе для 5 класса выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга»  избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При рекомендации подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5  класса читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках.

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

 – соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

 – эмоциональная ценность произведения;

 – опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

 Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:

 – национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;

 – способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;

 – психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.

5 класс – постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и основной школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели:

 1) формирование личностного отношения к прочитанному;

 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

В программе и реализующих ее учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют происходящие сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценочных клише, представление различных, иногда противоборствующих позиций – такой подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным. С этой же целью в учебники 5-го кл. введены «сквозные» персонажи, авторские тексты.

Название учебников отражает содержательную доминанту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьников определенного возраста: 5-й класс – «Шаг за горизонт».

Учебно-тематическое планирование

по литературе

Класс 5

Учитель Юдаева Н. Г.

Количество часов

Всего 105 час (48 ч и 57 ч); в неделю 3 час.

Плановых контрольных уроков – 2 ч (1 ч и 1 ч),

уроков развития речи – 12 ч (6 ч и 6 ч),

уроков внеклассного чтения - 6 ч (3 ч и 3 ч).

Планирование составлено на основе авторской «Программы по литературе 5 – 11-й классы» (авторы-составители Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева) - Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа/Под науч. Ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2010.

Учебник : Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература. Учебник для 5 класса основной школа. – М.: Баласс, 2012. – (Образовательная система «Школа 2100», Серия «Свободный ум»)


п/п

урока

Содержание

(тема раздела, урока)

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Вид контроля

Характерис-тика деятельности учащихся

Использование ИКТ

Школа – ресурсный центр по духовно-нравственн. воспитанию участников образователь-ного процесса (направления: 1)духовно-нравственное, 2)патриотичес-кое, 3)семейное, 4)здоровый образ жизни)

I четверть

Введение. Литература как искусство слова. (2 ч)

Наш новый предмет.

1 ч

2.09

Урок рефлексии

Составление таблицы сравнения

Презентация, аудиоза-пись классич. музыки

Духовное: три вида искусства

Осознают роль литературы в жизни человека

Наш учебник и его герои.

1 ч

5.09

Урок открытия нового знания

Составле-ние портрета литературного героя

Знакомятся с учебником

Часть 1. От чего захватывает дух.

Раздел 1. Жизнь по законам чести. (10 ч (9+ 1р/р))

3.

«От чего захватывает дух». Введение в книгу 1. (Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны»)

1 ч

6.09

Урок открытия нового знания

Чтение наизусть

Презентация

Выразительно читают и анализируют стихотворе-ние

4.

Жизнь по законам чести. Б. Ш. Окуджава «Песенка». Александр Дюма и его роман «Три мушкетера».

1 ч

9.09

Урок открытия нового знания

Пересказ

Презентация

Духовное: 10 заповедей

Пересказывают биографию писателя

5.

Герои бессмертной книги. «Законы чести» в главе «Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала».

1 ч

11.09

Урок открытия нового знания

Выбороч-ный пересказ

Презентация

Характери-зуют героев произведения

6.

Что такое дружба (по главе «План кампании»)

1 ч

13.09

Урок открытия нового знания

Сообще-ние учащихся

Нравствен-ное: ценность дружбы

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

7.

Эссе как жанр литературно-критической статьи. Н. Долинина. «Честь и достоинство»

1 ч

16.09

Урок открытия нового знания

Составление определения «эссе»

Выявляют особенности эссе.

8.

Жюль Верн «Дети капитана Гранта» - географический приключенческий роман.

1 ч

19.09

Урок открытия нового знания

Пересказ

Презентация

Духовное: 10 заповедей

Анализируют жанр произведения

9.

Мужественные и честные сердца.

1 ч

20.09

Урок рефлексии

Составление характеристики

Нравствен-ное: честь

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

10.

Знаменитый географ на борту «Дункана».

1 ч

23.09

Урок рефлексии

Выбороч-ный пересказ

Презентация

Характери-зуют героев произведения

11.

В экстремальной ситуации.

Законы чести героев Жюля Верна.

1 ч

26.09

Урок рефлексии

Составление законов «международного» кодекса чести

Нравствен-ное: честь

Дают устные и письменные ответы на вопросы

12.

Р/р.  Сочинение «Мой любимый литературный герой» .

1 ч

27.09

Урок развивающего контроля

Сочине-ние

Пишут сочинение на литературном материале

Раздел 2.Шифры и клады (10 ч(8+ 1р/р+1вн.чт.))

13.

Что такое шифр и что такое клад?

1 ч

30.09

Урок открытия нового знания

Анализ текста

Презентация

Находят в тексте незнакомые слова и определяют их значение

14.

Г. Паустовский. «Эдгар По». Понятие о литературном портрете. Э. По. «Золотой жук». Приключенческий рассказ.

1 ч

3.10

Урок открытия нового знания

Составление плана

Презентация

Находят литературный портрет героя

15.

Тайна золотого жука.

1 ч

4.10

Урок рефлексии

Сжатый пересказ

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

16.

«Законы» приключенческой литературы. Сюжет и композиция.

1 ч

7.10

Урок открытия нового знания

Составление «законов» приключенческой литерату-ры

Презентация

Анализируют «Законы» приключенческой литературы.

17.

Р. Л. Стивенсон и неизведанные острова.

1 ч

10.10

Урок открытия нового знания

Сообще-ние

Презентация

Пересказывают биографию писателя

18.

Полный опасностей путь

1 ч

11.10

Урок рефлексии

Выбороч-ный пересказ

Презентация

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

19.

Цена честного слова

1 ч

14.10

Урок рефлексии

Характе-ристика героя

Нравствен-ное: честь

Характери-зуют героев произведения

20.

«Вьется по ветру «Веселый Роджер». Люди Флинта песенку поют», Б. Окуджава «Пиратская лирическая».  

1 ч

17.10

Урок открытия нового знания

Выразительное чтение

Презентация

Выразительно читают и анализируют стихотворе-ние

21.

Вн. ч. Анатолий Рыбаков и тайны повести «Кортик».

1 ч

18.10

Урок открытия нового знания

Анализ текста

Презентация

Нравствен-ное: честь

Анализируют проблематику произведения

22.

Р/р.  Сочинение «Мои размышления о литературном герое».

1 ч

21.10

Урок развивающего контроля

Сочине-ние

Пишут сочинение

Раздел 3. Экстремальные ситуации(7 ч(3+2р/р+2вн.чт))

23.

Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона. Экстремальная ситуация – закон приключенческого жанра.

1 ч

24.10

Урок открытия нового знания

Характеристика рассказа как жанра

Презентация

Анализируют «законы» приключенческой литературы.

24.

Что такое любовь к жизни? Роль описаний природы в рассказе.

1 ч

25.10

Урок рефлексии

Анализ текста

Нравствен-ное: честь

Анализируют  роль описаний природы в рассказе.

25, 26.

Вн. ч. И. К. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

2 ч

28.10

31.10

Урок открытия нового знания

Сравнительная характеристика

Презентация

Нравствен-ное: гуманистические идеалы главных героев

Анализируют проблематику произведения

II четверть

27.

Б. Житков «Механик Солерно». Оставаться человеком при любых обстоятельствах.

1 ч

11.11

Урок открытия нового знания

Пересказ

Презентация

Нравствен-ное: честь

Дают устные и письменные ответы на вопросы

28.

Р/р. Рассказ как литературный жанр. Особенности языка рассказа.

1 ч

14.11

Урок открытия нового знания

Стилистический экспери-мент

Выявляют  особенности языка рассказа, рассказа как жанра

29.

Р/р.  Сочинение «Уроки Дж. Лондона и Б. Житкова».

1 ч

15.11

Урок развивающего контроля

Сочине-ние

Пишут сочинение

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми(9ч (8+1 р/р))

30.

Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его маленькие герои.

1 ч

18.11

Урок открытия нового знания

Сообще-ние

Презентация

Духовное: ценность семьи

Подбирают материал о биографии и творчестве писателя

31.

Приключения – игра.

1 ч

21.11

Урок рефлексии

Выбороч-ный пересказ

Презентация

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

32.

Приключения – игра и жизнь.

1 ч

22.11

Урок рефлексии

Характеристика героя

Дают устные и письменные ответы на вопросы

33.

Приключения – жизнь.

1 ч

25.11

Урок рефлексии

Характеристика героя

Анализируют «законы» приключенческой литературы.

34.

В. П. Катаев «Белеет парус одинокий». Валентин Катаев и название его повести.

1 ч

27.11

Урок открытия нового знания

Пересказ

Презентация

Нравствен-ное: достоинство и честь

Подбирают материал о биографии и творчестве писателя

35.

Море Пети и море Гаврика.

1 ч

29.11

Урок рефлексии

Сравнительный анализ эпизодов

Презентация

Сопоставляют персонажи

36.

Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой действительности.

1 ч

2.12

Урок рефлексии

Пересказ

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

37.

Р/р.  Подготовка к домашнему сочинению по произведению В. П. Катаева.

1 ч

5.12

Урок рефлексии

Сочине-ние

Пишут сочинение

38.

Мотив свободы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус».

1 ч

6.12

Урок открытия нового знания

Чтение наизусть

Презентация, аудиоза-пись

Выразительно читают и анализируют стихотворе-ние

Раздел 5. Правда истории и вымысел(6 ч)

39.

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Художественное переложение исторического факта».

1 ч

9.12

Урок открытия нового знания

Выразительное чтение

Презентация

Духовное: судьба

Выразительно читают и анализируют стихотворе-ние

40.

И. К. М. Ю. Лермонтов «Бородино».  Рассказчик – герой в художественном произведении.

1 ч

11.12

Урок открытия нового знания

Чтение наизусть

Диск № 4, урок 09

Патриотическое: героический характер русского народа в войне 1812 года

Выразительно читают и анализируют стихотворе-ние

41.

В. А. Каверин и роман «Два капитана».

1 ч

13.12

Урок открытия нового знания

Пересказ

Презентация

Нравствен-ное: достоинство и честь

Подбирают материал о биографии и творчестве писателя

42.

Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева.

1 ч

16.12

Урок рефлексии

Характеристика героев

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

43.

«Я найду экспедицию!»

1 ч

19.12

Урок рефлексии

Пересказ

Презентация

Подбирают произведения из текста

44.

Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.

1 ч

20.12

Урок рефлексии

Тестирование

Анализируют соотношение  истории и художествен-ного вымысла в приключенческом романе

45.

К/р. Проверочная работа № 1.Что мы узнали о приключенческой литературе.

1 ч

23.12

Урок развивающего контроля

Проверочная работа

Применяют полученные знания на практике

Раздел 6. Романтика неизведанного(4 ч (2ч+1 ч р/р+ 1 ч к/р))

46.

Стихи о прекрасном и неизведанном: А. Блок, Н. Гумилёв, В. Маяковский, М. Светлов, В. Берестов.

1 ч

26.12

Урок открытия нового знания

Анализ стихотво-рений

Презентация

Выразительно читают и анализируют стихотворе-ние

47.

Р/р. Урок выразительного чтения стихотворения наизусть.

1 ч

27.12

Урок развивающего контроля

Чтение наизусть

Выразительно читают и анализируют стихотворе-ние

III четверть

48.

«Цветной туман» поэзии.

1 ч

9.01

Урок открытия нового знания

Анализ стихотво-рений

Презентация

Выразительно читают и анализируют стихотворе-ние

Часть 2. Что можно увидеть с закрытыми глазами.

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас (2 ч)

49.

Наследие Артура Конан Дойла.

1 ч

10.01

Урок открытия нового знания

Пересказ

Презентация

Подбирают материал о биографии и творчестве писателя

50.

Наука и полет фантазии (анализ главы 12 из романа «Затерянный мир»).

1 ч

13.01

Урок открытия нового знания

Пересказ

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика (8 ч (7 ч+1 ч р/р)

51.

Фантастический мир Александра Беляева.

1 ч

15.01

Урок открытия нового знания

Сообще-ние

Презентация

Подбирают материал о биографии и творчестве писателя

52.

А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля». Мари Лоран и голова профессора Доуэля.

1 ч

16.01

Урок открытия нового знания

Характеристика героев

Презентация

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

53.

Профессор Доуэль и профессор Керн.

Тема ответственности ученого за свои открытия в романе.

1 ч

20.01

Урок рефлексии

Сравни-тельная характеристика героев

Нравствен-ное: ответствен-ность за свои поступки

Сопоставляют персонажи

54.

Р/р. Сочинение «Ответственность учёных перед человечеством» (П о книге А. Беляева «Голова профессора Доуэля»).

1 ч

23.01

Урок развивающего контроля

Сочине-ние

Пишут сочинение

55.

Гордость научной фантастики (жизнь и творчество Рэя Брэдбери).

1 ч

24.01

Урок открытия нового знания

Составление «законов» фантасти-ческой литерату-ры

Презентация

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

56.

Каждый из нас в ответе перед будущим (анализ рассказа «И грянул гром»).

1 ч

27.01

Урок открытия нового знания

Пересказ

Нравствен-ное: ответствен-ность за свои поступки

Анализируют рассказ

57.

Н. В. Гоголь и «ненаучная» фантастика.

1 ч

30.01

Урок открытия нового знания

Сообще-ние

Презентация

Подбирают материал о биографии и творчестве писателя

58.

Странное, причудливое, фантастическое в повести «Портрет».

1 ч

31.01

Урок рефлексии

Анализ текста

Нравствен-ное: ответствен-ность за свои поступки

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

Раздел 3. Сказка и фантастика(7 ч (5 ч+1 ч р/р+1 ч вн. чт.))

59.

Вн. ч. И. К. В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сказка Жуковского и народная сказка.

1 ч

3.02

Урок открытия нового знания

Анализ текста

Диск № 4, урок 08, фонохрестоматия 18

Семейное: Семья без детей, что цветок без запаха.

Сравнивают народную сказку и сказку В. А. Жуковского

60.

И. К. Жизнь и фантастика в сказке. (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

1 ч

6.02

Урок открытия нового знания

Характе-ристика героев

Диск № 4, урок 03; фонохрестоматия, 18

Семейное: Муж и жена: любовь и верность – основа семейных отношений.

Анализируют соотношение  жизни и фантастики в сказке

61.

И. К. Нравственная гармоничность главных героев.

1 ч

7.02

Урок рефлексии

Характе-ристика героев

Диск № 4, урок 03; фонохрестоматия, 18

Нравствен-ное:  Нравствен-ная гармонич-ность главных героев.

Анализируют черты русского характера на страницах сказки

62,

63.

Сказка или фантастика? А. С. Пушкин и его первая поэма. «Там чудеса…» (сказочное в поэме «Руслан и Людмила»).

2 ч

10.02

13.02

Урок открытия нового знания

Анализ текста

Диск № 4, урок 07

Духовное: православие и язычество

Анализируют соотношение  жизни и фантастики в сказке

64.

Поэма как литературный жанр.

1 ч

14.02

Урок открытия нового знания

Определение признаков поэмы

Выявляют особенности поэмы  как литератур-ного жанра

65.

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по части 2.

1 ч

17.02

Урок рефлексии

Сочине-ние

Пишут сочинение

Часть3. В лабиринте событий (5 ч (4ч +1 ч р/р))

66.

Что такое детектив.

1 ч

20.02

Урок открытия нового знания

Пересказ

Презентация

Выявляют особенности детектива   как литератур-ного жанра

67.

Истоки детективной литературы (Эдгар По. «Убийство на улице Морг»).

1 ч

21.02

Урок открытия нового знания

Беседа по тексту

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

68,

69.

Знаменитый сыщик, мистер Шерлок Холмс. (А. Конан Дойл «Горбун»).

2 ч

24.02

27.02

Урок открытия нового знания

Пересказ

Презентация

Дают характеристику литер. герою

70.

Р/р. Сочиняем детектив.

1 ч

28.02

Урок развивающего контроля

Сочине-ние

Пишут детективы

Часть 4. Я и другие (16 ч (13 ч +2 ч р/р +1 ч вн чт.))

71.

Драмы взрослых и драмы детей. (В. Короленко «В дурном обществе»).

1 ч

3.03

Урок открытия нового знания

Беседа по тексту

Диск № 4, урок 12

Семейное: Семья Васи и семья Валека. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

72.

И. К. Семья Васи и семья Валека. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

1 ч

5.03

Урок рефлексии

Диск № 4, урок 12

Сопоставляют две семьи.

73,

74.

И.К. Уроки добра и справедливости.

2 ч

7.03

10.03

Урок рефлексии

Выбороч-ный пересказ

Презентация

Нравствен-ное: доброта и сострадание героев повести

Формулируют вопросы по тексту произведения

75.

Смысл названия и основные идеи повести.

1 ч

13.03

Урок рефлексии

Сообще-ние

Подбирают цитаты из произведения

76.

Один из лучших детских писателей (Жизнь и творчество Льва Кассиля).

1 ч

14.03

Урок открытия нового знания

Пересказ

Презентация

Подбирают материал о биографии и творчестве писателя

77.

Чего не выдумаешь в детстве! (анализ глав повести Л. А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»).

1 ч

17.03

Урок открытия нового знания

Анализ текста

Анализируют  главы повести

78.

Вн. ч. Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид». Республика Шкид и ее проблемы.

1 ч

20.03

Урок открытия нового знания

Анализ текста

Презентация

Нравствен-ное: уроки добра

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

79.

Повесть как литературный жанр. М. Пришвин «Кладовая солнца». Слово о писателе. Настя и Митраша.

1 ч

21.03

Урок открытия нового знания

Пересказ

Презентация

Нравствен-ное: любовь к человеку и к природе.

Подбирают материал о биографии и творчестве писателя, выявляют особенности повести  как литератур-ного жанра

IV четверть

80.

И. К. Тропа Насти. 

1 ч

3.04

Урок рефлексии

Характе-ристика героя

Презентация

Семейное: Роль родителей в судьбе детей.

Характери-зуют героев произведения

81.

И. К. Тропа Митраши. 

1 ч

4.04

Урок рефлексии

Характе-ристика героя

Презентация

Семейное: Роль родителей в судьбе детей.

Сопоставляют героев произведения

82.

«Великий храм природы» в повести  М. Пришвина «Кладовая солнца».

1 ч

7.04

Урок рефлексии

Анализ текста

Презентация

Нравствен-ное: русская природа

Подбирают цитаты из произведения

83.

И. К. В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема одиночества.

1 ч

10.04

Урок открытия нового знания

Характе-ристика героя

Презентация

Семейное: Тема детского одиночества.

Формулировать вопросы по тексту

84.

Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

1 ч

11.04

Урок открытия нового знания

Чтение наизусть

Презентация

Нравствен-ное: уроки добра

Выразительно читают и анализируют стихотворе-ние

85.

Р/р. Стихи и проза. Обобщение.

1 ч

14.04

Урок открытия нового знания

Анализ стихотво-рений

Выявлять разницу стихов и прозы

86.

Р/р. Сочинение по разделу «Я и другие».

1 ч

17.04

Урок развивающего контроля

Сочине-ние

Пишут сочинение

Часть 5. Мы не можем без них или они без нас?(19 ч(17 ч +1 ч р/р + 1 ч вн. чт.))

87.

Мы не можем без них или они не могут без нас?.. Произведения о животных.

1 ч

18.04

Урок открытия нового знания

Пересказ

Презентация

Нравствен-ное: любовь к животным

Формулировать вопросы по тексту

88,

89.

«Собачий мир» в рассказе А. П. Чехова «Каштанка».

2 ч

21.04

24.04

Урок открытия нового знания

Анализ текста

Презентация

Нравствен-ное: любовь к животным

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

90.

А. П. Чехов «Каштанка». Интерпретация произведения.

1 ч

25.04

Урок открытия нового знания

Анализ текста

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

91.

«Всем кошкам кошка» в рассказе И. Куприна «Ю-ю».

1 ч

28.04

Урок открытия нового знания

Пересказ

Презентация

Нравствен-ное: любовь к животным

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

92.

Жизнь – животным (рассказ о жизни и творчестве Дж. Даррелла).

1 ч

2.05

Урок открытия нового знания

Пересказ

Презентация

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

93.

Смешное и трогательное (беседа по фрагменту из книги Даррелла «Гончие Баффута»).

1 ч

5.05

Урок открытия нового знания

Беседа по тексту

Презентация

Нравствен-ное: любовь к животным

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

94,

95.

Друг, который никогда не предаст (беседа по рассказу Сетона-Томпсона «Чинк»).

2 ч

8.05

12.05

Урок открытия нового знания

Пересказ

Презентация

Нравствен-ное: любовь к животным

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

96.

Карел Чапек «С точки зрения кошки».

1 ч

15.05

Урок открытия нового знания

Пересказ

Презентация

Нравствен-ное: любовь к животным

Характери-зуют сюжет, тематику, проблематику произведения

97.

Вн. ч. Рассказы о животных.

1 ч

16.05

Урок общеметодологичес-кой направленности

Пересказ

Презентация

Нравствен-ное: любовь к животным

Соотносят содержание произведений

98.

Р/р. Сочинение по разделу «Мы не можем без них или они без нас».

1 ч

19.05

Урок развивающего контроля

Сочине-ние

Пишут сочинение


99.

«Песня скорби и печали». Мир животных в стихах Б. Заходера, C.Есенина, В. Инбер, Н. Глазкова, И. Бунина, В. Маяковского, Н. Заболоцкого.

1 ч

22.05

Урок открытия нового знания

Чтение наизусть, анализ стихотво-рения

Презентация

Нравствен-ное: любовь к животным

Выразительно читают и анализируют стихотворе-ние

100.

К/р. Проверочная работа № 2.

1 ч

23.05

Урок развивающего контроля

Проверочная работа

Применяют полученные знания на практике

101.

Что же там, за горизонтом? (урок – обобщение по всему учебнику).

1 ч

26.05

Урок общеметодологичес-кой направленности

Тестирование

Презентация

Обобщают изученное

102.

Итоговый урок «Читаем летом!».

1 ч

29.05

Урок рефлексии

Применяют полученные знания на практике

103-105

Резервные уроки

3 ч

30.05

Урок рефлексии


Содержание тем курса

Б. Ш. Окуджава «Песенка». Александр Дюма и его роман «Три мушкетера».

Герои бессмертной книги. «Законы чести» в главе «Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала».Что такое дружба (по главе «План кампании»)

Эссе как жанр литературно-критической статьи. Н. Долинина. «Честь и достоинство»

Жюль Верн «Дети капитана Гранта» - географический приключенческий роман.

Мужественные и честные сердца.Знаменитый географ на борту «Дункана».

Законы чести героев Жюля Верна.

Г. Паустовский. «Эдгар По». Понятие о литературном портрете. Э. По. «Золотой жук». Приключенческий рассказ.Тайна золотого жука.

«Законы» приключенческой литературы. Сюжет и композиция.

Р. Л. Стивенсон и неизведанные острова.

 «Вьется по ветру «Веселый Роджер». Люди Флинта песенку поют».

 Б. Окуджава «Пиратская лирическая».  

Анатолий Рыбаков и тайны повести «Кортик».

Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона. «Любовь к жизни». Экстремальная ситуация – закон приключенческого жанра.

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

Б. Житков «Механик Солерно». Оставаться человеком при любых обстоятельствах.

Рассказ как литературный жанр. Особенности языка рассказа.

Н. С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны».

Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его маленькие герои.

В. П. Катаев «Белеет парус одинокий». Валентин Катаев и название его повести.

Море Пети и море Гаврика. Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой действительности.

Мотив свободы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус».

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Художественное переложение исторического факта».

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Рассказчик – герой в художественном произведении.

В. А. Каверин и роман «Два капитана». Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева. Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.

Стихи о прекрасном и неизведанном: А. Блок, Н. Гумилёв, В. Маяковский, М. Светлов, В. Берестов.

Наследие Артура Конан Дойла. Наука и полет фантазии главы из романа «Затерянный мир»).

Фантастический мир Александра Беляева.

А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля». Мари Лоран и голова профессора Доуэля.

Профессор Доуэль и профессор Керн. Тема ответственности ученого за свои открытия в романе.

Гордость научной фантастики (жизнь и творчество Рэя Брэдбери).

Каждый из нас в ответе перед будущим (анализ рассказа «И грянул гром»).

Н. В. Гоголь и «ненаучная» фантастика. Странное, причудливое, фантастическое в повести «Портрет».

В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сказка Жуковского и народная сказка.

Жизнь и фантастика в сказке. (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Сказка или фантастика? А. С. Пушкин и его первая поэма. «Там чудеса…» (сказочное в поэме «Руслан и Людмила»).

Поэма как литературный жанр.

Истоки детективной литературы (Эдгар По. «Убийство на улице Морг»).

Знаменитый сыщик, мистер Шерлок Холмс. (А. Конан Дойл «Горбун»).

Драмы взрослых и драмы детей. (В. Короленко «В дурном обществе»).

Уроки добра и справедливости.

Смысл названия и основные идеи повести.

Жизнь и творчество Льва Кассиля.

Чего не выдумаешь в детстве! (анализ глав повести Л. А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»).

Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид». Республика Шкид и ее проблемы.

Повесть как литературный жанр. М. Пришвин «Кладовая солнца». Слово о писателе.

«Великий храм природы» в повести  М. Пришвина «Кладовая солнца».

В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема одиночества.

«Всем кошкам кошка» в рассказе И. Куприна «Ю-ю».

Жизнь – животным (рассказ о жизни и творчестве Дж. Даррелла).

Смешное и трогательное (беседа по фрагменту из книги Даррелла «Гончие Баффута»).

Друг, который никогда не предаст (беседа по рассказу Сетона-Томпсона «Чинк»).

Карел Чапек «С точки зрения кошки».

 «Песня скорби и печали». Мир животных в стихах Б. Заходера, C.Есенина, В. Инбер, Н. Глазкова, И. Бунина, В. Маяковского, Н. Заболоцкого.

Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать

фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения
  • и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных

произведениях, сочинения.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Библиотека школьника. CD-ROM.
  2. Литература 5 – 6 классы. CD-ROM «Кирилл и Мефодий»
  3. Отечества достойный сын. Н. А. Некрасов. DVD.
  4. Писатели России (Батюшков К., Пушкин А., Баратынский Е., Тютчев И., Андреев Л., Брюсов В.) Видеофильм.
  5. Писатели Серебряного века ( З. Гиппиус, А. Белый, М. Волошин, А. Блок). Видеофильм.
  6. Русская литература от Нестора до Маяковского. CD-ROM.
  7. Русская поэзия XVII – XX веков. CD-ROM.
  8. Сергей Есенин. Фильм о жизни и творчестве. DVD.
  9. Хрестоматия по русской литературе. CD-ROM.
  10. Хрестоматия школьника. CD-ROM.

  1. Зинина Е. А. Теория литературы в таблицах. Комплект из 20 таблиц с методическим пособием. – М.: Дрофа, 2007.

Список литературы

Для учащихся:

1. Учебно-методический комплект по литературе для 5-го класса (Образовательная сис-

тема «Школа 2100»):

2. Учебник «Шаг за горизонт» (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.). Изд. 2-е. – М.: Баласс,

2012.

3. Тетрадь на печатной основе «Тетрадь по литературе к учебнику «Шаг за горизонт»

(авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.). – М.: Баласс, 2012.

4. Методические рекомендации для учителя. Уроки литературы в 5-м классе по учебни-

ку-хрестоматии «Шаг за горизонт» (авт. Барова Е.С.). - М.: Баласс, 2005.

5. Н.С. Гумилев. «Капитаны», М. изд.ПРАВДА, 1976.

6. Ж. Верн «Дети капитана Гранта», М., АСТ-ПРЕСС, 1998.

7. А. Дюма «Три мушкетера», М., АСТ-ПРЕСС, 1996.

8. Н.Г. Долинина «Честь и достоинство», М., ЗНАНИЕ, 1975.

9. Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ», М., ЗНАНИЕ, 1994.

10. Э. По «Золотой жук», «Убийство на улице Морг», М., МИКАП, 1995.

11. А.Н. Рыбаков «Кортик», М., изд.ПРАВДА, 1976.

12. Дж. Лондон «Любовь к жизни», М., ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА,1987.

13. Б.С. Житков «Механик Салерно», М., ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА,1987.

14. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий», М., Просвещение, 1989.

15. М.Ю. Лермонтов «Парус», «Бородино», М., МИКАП, 1993.

16. М. Твен «Приключения Гекльберри Финна», М., ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУ-

РА,1997.

17. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», М., АСТ-ПРЕСС, 1996.

18. В.А. Каверин «Два капитана», М., Просвещение, 1995.

19. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», М., АСТ-ПРЕСС, 1998.

20. Я. Гумилев «Жираф», М., изд.ПРАВДА, 1979.

21. В. Маяковский «А вы могли бы?», М., ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА,1987.

22. М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», М., ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИ-

ТЕРАТУРА,1992.

23. Д. Самойлов «Сказка», М., МИКАП, 1993.

24. В. Берестов «Почему-то в детстве...», М., ЗНАНИЕ, 1994.

25. А. Конан Доил «Затерянный мир», «Горбун», М., МИКАП, 1993.

26. А. Беляев «Голова профессора Доуэля», М., ЗНАНИЕ, 1995.

27. Н.В. Гоголь «Портрет», М., Просвещение, 1989.

28. Р. Бредбери «И грянул гром», М., ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА,1989.

29. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Руслан и Людмила»,

М., ЗНАНИЕ, 1994.

30. В.Г. Короленко «В дурном обществе», М., ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА,1987.

31. М.М. Пришвин «Кладовая солнца» , М., ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА,1989.

32. Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» , М., ЗНАНИЕ, 1995.

33. Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид», ЯРОСЛАВЛЬ, Верх.Волжск.кн.изд.,

1992.

34. B. Распутин «Мама куда-то ушла», М., ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА,1991.

35. А.П. Чехов «Каштанка», М., изд.ПРАВДА, 1989.

36. А.И. Куприн «Ю-ю», М., Просвещение, 1989.

37. Э. Сетон-Томпсон «Чинк», М., ЗНАНИЕ, 1994.

38. Дж. Даррелл «Гончие Бафута», ЯРОСЛАВЛЬ, Верх.Волжск.кн.изд., 1992.

39. К. Чапек «С точки зрения кошки» , М., МИКАП, 1993.

40. Жорж Санд «О чем говорят цветы», М., Просвещение, 1987.

41. С. Есенин «Песнь о собаке», М., ЗНАНИЕ, 1974..

Для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1996.

2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.

3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.

4. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

5. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

6. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М.: ВАКО, 2005.

7. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

8. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.

9. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

10. Методические рекомендации для учителя. Уроки литературы в 5-м классе по учебни-

ку-хрестоматии «Шаг за горизонт» (авт. Барова Е.С.). - М.: Баласс, 2005.

11. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.


№п/п

Тема проекта

Вид проекта

Срок работы

Форма проекта

Уровень представления

1.

«Наши детективы»

групповой

краткосрочный

Сборник детективов

Внутришколь-ный


Лист корректировки учебного материала

№ п/п

Тема урока

Дата проведения по плану

Причины изменения

Фактическая дата проведения

Согласовано с зам. директора по УВР

Лист корректировки учебного материала

№ п/п

Тема урока

Дата проведения по плану

Причины изменения

Фактическая дата проведения

Согласовано с зам. директора по УВР

Лист корректировки учебного материала

№ п/п

Тема урока

Дата проведения по плану

Причины изменения

Фактическая дата проведения

Согласовано с зам. директора по УВР

Лист корректировки учебного материала

№ п/п

Тема урока

Дата проведения по плану

Причины изменения

Фактическая дата проведения

Согласовано с зам. директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...