программа по литературе 7класс
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Казьмина Светлана Владимировна

рабочая программа по литературе для 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Бирюченская ООШ

Таловского района Воронежской области

Рассмотрено                                            Согласовано                             Утверждаю

На МО                                                      с зам. директора по УВР        директор школы

Казьмина С. В.                                         Рындиной И. В.                      Долгов В. И.

Пр. №      от «   »_________ 2013г.       «   » _________2013г.            Пр. №  от « »___2013г.

Рабочая программа

по литературе

7 класс  

по программе

Программе по литературе для 5-11 кл. (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008 г.).

 

                                                                                   Составитель

                                                                                        Казьмина С. В.

2013-2014 учебный год

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии ГОС, на основе примерной Программы по литературе к учебнику «Литература. 7 класс». (В.Я. Коровина, М., «Просвещение», 2010 г.)

 Ц е л и. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи курса:

-  развитие эмоционального восприятия ребенка;

-   совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

-   развитие  способностей  формулировать  и   аргументированно  отстаивать  личностную  позицию,  связанную  с  нравственной проблематикой произведения, развивать потребность в чтении книги.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Образовательная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса.

         Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

5–6 классы. На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

   Форма организации учебного процесса: классно-урочная система.

   Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:

   - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

   - итоговый (за полугодие): анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа,  проверяющие начитанность учащегося,  знание теоретико-литературных понятий.

   На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 70 ч за учебный год.

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 7–8 классах

(136 часов)

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 ч)

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. 

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (2 ч)

Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (возможен выбор другой былины).

Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.

Героический эпос в мировой культуре

Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагменты) (1 час) (возможен выбор другого эпоса).

Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

Гомер (2 ч)

«Одиссея». Фрагмент «Одиссей у Циклопа» (возможен выбор другого фрагмента).

«Одиссея» как «поэма странствий». Главный герой поэмы. Своеобразие гомеровского эпоса.

Древнерусская литература (2 ч)

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.

«Поучение» Владимира Мономаха (возможен выбор другого произведения).

Жанр и композиция «Поучения». Основы христианской морали в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения».

«Житие Сергия Радонежского» (возможен выбор другого произведения).

Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в «Житии…». Способы создания характера в «Житии».

Литература европейского Возрождения

М. Сервантес (2 ч)

Слово о писателе.

Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот  и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.

У. Шекспир (3 ч)

Слово о писателе.

Трагедия «Ромео и Джульетта».

Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

Сонеты:  № 66  («Зову  я  смерть.  Мне  видеть  невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других сонетов).

Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

литература XVIII века (8 ч)

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы «человек и природа».

Д. И. Фонвизин (4 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль».

Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

Театр европейского классицизма

Ж.-Б. Мольер (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Мещанин во дворянстве» (возможен выбор другой комедии).

Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.

Н. М. Карамзин (3 ч)

Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза».

Сентиментальный сюжет повести «Бедная Лиза», ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести.

литература XIX века (65 ч)

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

В. А. Жуковский (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Баллада «Светлана».

Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В. А. Жуковского. Образная система баллады «Светлана», ее фольклорная основа. Нравственное содержание баллады.

А. С. Пушкин (14 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Песнь о вещем Олеге», «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»).

Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина.

Повесть «Станционный смотритель».

Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

Роман «Капитанская дочка».

Тема русской истории в творчестве А. С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей.  Тема «русского бунта» и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.

Повесть «Барышня-крестьянка».

Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью.

Повесть «Пиковая дама».

Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.

Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе

Э. А. По (1 ч)

Слово о писателе.

Новелла «Падение дома Ашеров» (возможен выбор другого произведения)

Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.

М. Ю. Лермонтов (7 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Тучи», «Листок».

Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова.

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне…». Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.

Поэма «Мцыри».

«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.

Н. В. Гоголь (11 ч)

Слово о писателе.

Повесть «Тарас Бульба».

Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера.

Комедия «Ревизор».

Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и  сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.

Повесть «Шинель».

«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и «маленького человека». Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.

А. Н. Островский (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Снегурочка» (возможен выбор другой пьесы).

Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.

И. С. Тургенев (4 ч)

Слово о писателе.

Рассказы: «Бирюк», «Бежин луг» (3 час) (возможен выбор двух других рассказов из цикла «Записки охотника»).

Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.

«Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык» (1 час) (возможен выбор двух других произведений из цикла «Стихотворения в прозе»).

Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.

Ф. И. Тютчев (3 ч)

Слово о поэте.

Стихотворение «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…», «Предопределение», «Фонтан» (возможен выбор других стихотворений).

Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.

А. А. Фет (1 ч)

Слово о поэте.

Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» (возможен выбор другого стихотворения).

«Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.

А. К. Толстой (3 ч)

Слово о писателе.

Роман «Князь Серебряный», стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»  (возможен выбор других произведений).

Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого.

Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого.

Н. А. Некрасов (2 ч)

Слово о поэте.

Стихотворения:  «Тройка»,   «Размышления  у  парадного  подъезда» (возможен выбор других стихотворений).

Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.

М. Е. Салтыков-Щедрин (3 ч)

Слово о писателе.

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве» (возможен выбор трех других сказок).

        Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

Л. Н. Толстой (5 ч)

Слово о писателе.

Повесть «Детство» (возможен выбор другой повести).

Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.

Рассказ «После бала» (возможен выбор другого рассказа).

Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

Ф. М. Достоевский (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор)

Повесть «Белые ночи» (возможен выбор другой повести).

Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Особенности художественной манеры Ф. М. Достоевского.

В. М. Гаршин (1 ч)

Слово о писателе.

Рассказ «Красный цветок» (возможен выбор другого произведения).

Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка.

А. П. Чехов (2 ч)

Слово о писателе.

Рассказ «Хамелеон».

Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к  нему. Сатирический пафос произведения.

литература ХХ века (27 ч)

Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

И. А. Бунин (2 ч)

Слово о писателе.

Рассказы: «Лапти», «Танька» (возможен выбор двух других рассказов).

Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина.  Художественное мастерство Бунина-прозаика.

А. И. Куприн (1 ч)

Слово о писателе.

Рассказ «Гамбринус» (возможен выбор другого произведения).

Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя.  Гуманистический пафос произведения Куприна.

М. Горький (4 ч)

Слово о писателе.

Повесть «Детство» (возможен выбор другой повести).

Традиции Л. Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

«Песня о Соколе» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм раннего творчества  М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

А. А. Блок (1 ч)

Слово о поэте.

Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…»  (возможен выбор двух других стихотворений).

Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.

В. В. Маяковский (2 ч)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»,  «О дряни»  (возможен выбор других стихотворений).

Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.

А. А. Ахматова (1 ч)

Слово о поэте.

Стихотворение «Сероглазый король» (возможен выбор другого стихотворения).

Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.

Б. Л. Пастернак (1 ч)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Июль», «Никого не будет в доме…» (возможен выбор других стихотворений).

Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

М. А. Булгаков (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Собачье сердце».

Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.

А. Т. Твардовский (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок» (возможен выбор трех других глав).

История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце».

Литература народов России

М. Карим (1 ч)
(возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России)

Слово о писателе.

Стихотворения  из  сборника  «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие» (возможен выбор двух других произведений).

Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости.

Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.

М. М. Зощенко (2 ч)

Слово о писателе.

Рассказы: «Жертва революции», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги») (возможен выбор двух других рассказов).

Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

Н. А. Заболоцкий (1 ч)

Слово о писателе.

Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться…» (возможен выбор других стихотворений).

Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого.

В. М. Шукшин (2 ч)

Слово о писателе.

Рассказы: «Срезал», «Чудик» (возможен выбор двух других рассказов).

Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

Образ «странного» героя в литературе

А. Сент-Экзюпери (2 ч)

Слово о писателе.

Сказка «Маленький принц».

Своеобразие жанра философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Галерея образов «взрослых». Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений. Аллегория и метафора в сказке.

Б. Ш. Окуджава (1 ч)
(возможен выбор другого поэта второй половины ХХ века)

Слово о поэте.

Стихотворения:  «Молитва  Франсуа   Вийона»,  «Арбатский романс» (возможен выбор других стихотворений).

Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры.

В. С. Высоцкий (1 ч)
(
возможен выбор другого поэта второй половины ХХ века)

Слово о поэте

Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю» (возможен выбор трех других стихотворений).

Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.



Предварительный просмотр:

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Приемы и методы

Оборудование

и наглядность

Домашнее

задание

план

факт

   1

Сентябрь

03

Введение.  Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

вводный

Рассказ учителя, беседа, работа со словарями, работа с учебником

репродуктивный

Учебник, дид. материалы, словари

Чтение и пересказ стр. 3-6,подготовить пересказ любимой сказки, вспомнить загадки, пословицы, поговорки

2-

   3

06

10

УНТ. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».  Воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств.

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, игра-конкурс, словарная работа, выр. чтение

репродуктивный

Словари, иллюстрации

Выр. чтение былины, ответить на вопросы стр. 23, прочитать «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

4

13

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Бескорыстное служение родине и народу и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. «Садко».

внек. чтение

выр. чтение, чтение по ролям, пересказ, тест, рассказ учителя

репродуктивный

Словари, иллюстрации

Прочитать «Садко» и др. былины, характеристики героев былин, иллюстрации к былинам

5

17

Устное сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

развитие речи

Анализ работ, сам. работа

исследовательский

Написать сочинение, подобрать пословицы и поговорки по теме

6

20

УНТ. Пословицы и поговорки.

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, работа твор. и сл.

проблемный

Сборники, словарь Даля

Мини-сочинение, инд. задания

7

24

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Образ выдающегося общественного деятеля в древнерусской литературе.

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа

репродуктивный

Иллюстрации

Прочитать «Повесть  о Петре и Февронии Муромских», письменная работа

8

27

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа

репродуктивный

Иллюстрации

Выразительное чтение, инд. задания, иллюстрации

9-

Октябрь

01

Р/р  Подготовка к сочинению «Нравственный облик человека в древнерусской литературе»

развитие речи

Сам. работа, сост. плана

исследовательский

Написать сочинение

10

04

Р/р Сочинение «Нравственный облик человека в древнерусской литературе».

развитие речи

Анализ твор. работ

11

08

Произведения русских писателей XVIII века. М.В. Ломоносов – Человек, Ученый, Поэт. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В. Ломоносова.

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, практикум

Портрет писателя

Выразительное чтение, вопросы, инд. задания, стр. 68-69 учебника

12

11

Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Знакомство с поэзией Г.Р. Державина. Её своеобразие.

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, беседа, проб. изл.

Словари, портрет, репродукции картин

Прочитать стих., ответить на вопросы, инд. задание, подготовиться к тесту

13

15

Произведения русских писателей XIX века.

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» - петербургская повесть. Конфликт в поэме.

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, слов. раб., инф-рецептивн.

Открытки, репродукции картин

Выучить отрывок наизусть, мини-сочинение

14

18

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

чтения и изучения

Рассказ учителя, практикум

Иллюстрации, карта

Выразительное чтение, выучить фрагмент наизусть

15

22

А.С. Пушкин –драматург. «Борис Годунов»

развитие речи

Анализ текста, инф-рецептивн.

Иллюстрации, словари

Выразительное чтение, вопросы, прочитать повесть

16-

25

«Станционный смотритель» А.С. Пушкина.

чтения и изучения

Беседа, рассказ учителя, проб. изложение

Иллюстрации, репродукции

Подготовиться к тесту, сочинение нап.,

17

Ноябрь

05

Дуня и Минский. Анализ эпизода.

развитие речи

Практикум

Прочитать трагедию

18

08

Маленькая трагедия А.С. Пушкина «Скупой рыцарь».

внек. чтение

Проблемное изложение

Выставка книг

инд. задание

19

12

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта.  Стихотворения «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…». Душа и лира поэта.

чтение и обсуждение

Выр. чтение, беседа, слов. работа

репродуктивный

Портреты, рисунки, записи

Выучить наизусть стих., нап. эссе

20-

15

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича….» - поэма об историческом прошлом России.

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, обучение устному рассказу

репродуктивный

Портреты, книги, иллюстрации, репродукции

Выразительное чтение, выучить наизусть отрывок

21

19

Кулачный бой на Москве-реке.

чтения и изучения

Рассказ учителя, практикум

Иллюстрации

Домашнее сочинение

22

22

Н.В. Гоголь. Страницы биографии. История создания повести «Тарас Бульба».

чтения и изучения

Лекция учителя, инф-рецептив.

Портрет, книги, репродукции

1 глава, материал для характеристики героев

23-

26

Тарас Бульба и его сыновья.

чтения и изучения

Рассказ учителя, инф-рецептивн.

Репродукции, иллюстрации

Выразительное чтение, инд. задания

24

29

Трагедия Тараса Бульбы.

чтения и изучения

Беседа, анализ

проблемное изложение

Иллюстрации

Ответить на вопросы

25

Декабрь

03

Р/р Сочинение по повести «Тарас Бульба»

развитие речи

Работа над план.

исследовательский

Таблица

Прочитать повесть

26

06

Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

чтения и изучения,вн.ч.

Рассказ учителя, беседа

репродуктивный

Иллюстрации

Прочитать статью в книге, рассказ «Бирюк»

27

10

Русские писатели 40-х – 60-х годов XIX века.

И.С. Тургенев «Бирюк». Мастерство в изображении жизни народа. Конфликт в художественном произведении.

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа

Инф-рецептивный

Иллюстрации, портрет

Стих. наизусть

28

13

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра.

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, наизусть

Инф-рецептивный

репродукции

Прочитать поэму

29

17

Н.А. Некрасов. О поэте. Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы.

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, беседа. Практикум

Портрет, иллюстрации

Подготовиться к инсценированному чтению

30

20

«Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин..

чтение и обсуждение

Чтение текста, беседа, наизусть

Инф-рецептивный

иллюстрации

Выразительное чтение стихотворения

31

24

Стихотворение Н.А. Некрасова «Размышление у парадного подъезда»

внек. чтение

Выр. чтение, анализ

проблемный

учебник

Инд. задания

32

27

А.К. Толстой. О поэте. Баллады.

чтение и обсуждение

Выр. чтение, беседа, анализ

Инф-рецептивный

Учебник,

портрет

Выразительное чтение

33

Январь

14

М.Е. Салтыков-Щедрин. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, выр. чтение, инф-рец

учебник

Дочитать сказку

34

17

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

внек. чтение

Выр. чтение

Портрет, выставка

Сочинить сатир. сказку

35-

21

Л. Н. Толстой. Детство писателя. Первое произведение писателя – повесть «Детство»

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа

Инф-рецептивный

Портрет, выставка книг

Гл. «Классы»

36

24

Главы из повести «Детство» - «Классы», «Наталья Савишна».

чтения и изучения

 Беседа, обучение устному рассказу

иллюстрации

Дочитать повесть

37

28

А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов. Смысл названия картины. Осмеяние трусости и угодничества.

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, инф-рец

Учебник

Выр. чтение рассказа «Злоумышленник»

38

31

Рассказ «Злоумышленник». Юмор в рассказе.

чтение и обсуждение

Беседа, тест

Инф-рецептивный

выставка книг

Подготовить выр. чтение стих. о природе

39

Февраль

04

«Край ты мой, родимый край…» Стихотворения о родной природе.

вн. чтение

урок-концерт

Практикум

Репродукции картин, выставка

Читать рассказ Бунина И. «Цифры»

40

07

И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии.

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, инф-рецептивный

Иллюстрации, портрет писателя, выставка книг

Пересказ, составить план рассказа, стр. 3 - 18

41-

11

Максим Горький. О писателе. Повесть «Детство», ее автобиографический характер. Знакомство с главными героями.

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, инф-рецептивный

Иллюстрации, портрет писателя, выставка книг

Пересказ, стр. 19 -39

42

14

Первые детские впечатления. Путешествие на пароходе.

чтения и изучения

Беседа, проблемный

учебник

Читать стр. 39 – 61, пересказ

43

18

«Свинцовые мерзости» жизни, изображенные в повести. Зависть и злоба – основа вражды.

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, инф-рецептивный

учебник

Читать стр. 61 – 83, пересказ

44

21

М. Горький «Данко». Подвиг во имя людей.

внек. чтение

Беседа

учебник

Читать стр. 84 – 87, вопросы

45

25

Тема милосердия в русской литературе XX века.

Л.Н. Андреев. Рассказ «Кусака».

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, беседа, репродуктивный

Иллюстрации, портрет писателя, выставка книг

Читать стр. 89 – 99, пересказ

46

28

Б. Васильев «Великолепная шестерка».

внек. чтение

Эвристический ,  беседа

Выставка книг

Прочитать, подготовить пересказ

47

Март

04

В.В. Маяковский. Ранние стихотворения как отражение души поэта. «Хорошее отношение к лошадям» и др.

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, беседа, эвристический

Иллюстрации, портрет поэта, выставка книг

Читать стр. 100 – 111, ответить на вопросы

48

07

А.П. Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, инф-рецептивный

Иллюстрации, портрет писателя, выставка книг

Читать стр. 113 – 137, пересказ, ответить на вопросы, подготовиться  к вн. чт.

49

11

«В прекрасном и яростном мире».

внек. чтение

Беседа, проблем.

учебник

Пересказ

50

14

Б.Л. Пастернак. Стихотворения.

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, практикум

портрет поэта

Читать стр. 139 – 143, выр. чтение стих.

51

18

А.Т. Твардовский. О писателе. Пейзажная лирика Твардовского.

чтение и обсуждение

Беседа, репродуктивный

портрет поэта

учебник

Читать стр. 144 – 149, выр. чтение (наизусть)

52

21

Час мужества. Песни огненных лет.

урок-концерт

Эвристический

грамзаписи

Читать стр. 159 - 167

53

Апрель

01

Ф. Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.

чтения и изучения

работа с текстом, беседа, инф-рецептивный

Иллюстрации, портрет писателя,

Читать стр. 168 – 176, пересказ

54

04

Е.И. Носов. «Кукла»

чтение и изуч.

Рассказ учителя, , репродуктивный

газета

чит. рассказ «Живое пламя»

55

08

Е.И. Носов «Живое пламя». Проблемы, которые поднимает в своих рассказах писатель.

чтения и изучения

работа с текстом, беседа, инф-рецептивный

Иллюстрации, портрет писателя,

чит. рассказ «Тихое утро»

56

11

Ю.П. Казаков. О писателе и его рассказ  «Тихое

 утро».

внек. чтение

Рассказ учителя, беседа, проблемный

Иллюстрации, портрет писателя,

подготовиться к изложению

57

15

Р/р Изложение с элементами сочинения по рассказу «Тихое утро»

развитие речи

работа с текстом, инф-рецептивный

учебник

написать изложение

чит. стр. 197 - 204

58

18

Д.С. Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Публицистика.

внек. чтение

работа с текстом, проблемный

Иллюстрации, портрет писателя,

Ч ит. стр. 205 - 211

59

22

М.М. Зощенко – писатель-сатирик. «Беда».

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, инф-рецептивный

Иллюстрации, портрет писателя,

выр. чтение стих. на выбор

стр. 212 - 219

60

25

Стихотворения о родной природе поэтов XX века. Стихи В. Брюсова, Ф. Сологуба, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова., С. Есенина.

урок-концерт

Выраз. чтение, проблемный

Иллюстрации, портреты поэтов,

презентация

выр. чтение стих на выбор

стр. 220 - 2224

61

29

Песни на стихи русских поэтов XX века. И.А. Гофф, Б. Окуджава, А.Н. Вертинский.

урок-концерт

Выраз. чтение, инф-рец.  

портреты поэтов

чит. стр. 225 – 227, выр. чтение

62

Май

02

Из литературы народов России.

Р Гамзатов.

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, беседа

Инф-рецептивный

грамзаписи

чит. стр. 228 - 232

63

06

Роберт Бёрнс. О поэте. Стихотворение «Честная бедность». Грустный и шутливый характер произведения.

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, инф-рецептивный

Иллюстрации, портрет писателя,

чит. стр. 233 - 234

64

13

Джордж Байрон. – «властитель дум» целого поколения. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!..»

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, инф-рецептивный

Иллюстрации, портрет писателя,

чит. стр. 235 - 240

65

16

Японские трехстишия (Хокку)

чтения и изучения

Практикум, инф-рецептивный

учебник

чит. стр. 241 - 248

66

20

О. Генри. «Дары волхвов»

чтения и изучения

Выраз. чтение, репродуктивный

Иллюстрации, портрет писателя,

чит. стр. 249 - 261

67-68

23

27

Рэй Дуглас Бредбери «Каникулы».

внек. чтение

Беседа, инф-рецептивный

учебник

стр. 263 -265, вопросы

69-70

30

Резервные уроки.

Прочитайте летом



Предварительный просмотр:

Практические занятия в 7 классе

Уроки внеклассного чтения

Уроки развития речи

Тесты

Контрольные работы

Тексты для заучивания наизусть

Кол-во

Тема

Кол-во

Тема

Кол-во

Тема

Кол-во

Тема

Кол-во

Тема

12

1. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

7

1. Устное сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

1

Итоговый урок. Тестирование

13

1. Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Садко» (отрывок по выбору учащихся).

2. Пословицы и поговорки (на выбор).

3. М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия…» (отрывок).

4. А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). «песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов» (отрывок).

5. М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя…» (отрывок). «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел» (на выбор).

6. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (речь о товариществе).

7. И.С. Тургенев. «Русский язык».

8. Н.А. Некрасов. «Русские женщины» (отрывок по выбору).

9. В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…» или «Благовест». И.А. Бунин «Родина» (на выбор).

10. В.В. Маяковский (на выбор).

11. По теме ВОВ (1-2 стих. на выбор).

12. С.А. Есенин, Н.А. Заболоцкий, Н.М. Рубцов

2. А.С. Пушкина «Скупой рыцарь».

2. Подготовка к сочинению «Нравственный облик человека в древнерусской литературе»

3. Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

3.  «Нравственный облик человека в древнерусской литературе».

4. Стихотворение Н.А. Некрасова «Размышление у парадного подъезда»

4. А.С. Пушкин –драматург. «Борис Годунов». Анализ текста

5. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

5. Анализ эпизода.

6. Стихотворения о родной природе.

6. Сочинение по повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.

7. М. Горький «Данко».

7. Изложение с элементами сочинения по рассказу «Тихое утро».

8. Б. Васильев «Великолепная шестерка».

9. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

10. Ю.П. Казаков. О писателе и его рассказ  «Тихое

 утро».

11. Д.С. Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Публицистика.

12. Рэй Дуглас Бредбери «Каникулы».



Предварительный просмотр:

Рекомендуемая литература для учителя:

1. Коровина В.Я. «Литература» 7 класс. Методические советы, М., «Просвещение», 1997

2. Литература. 7 класс. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной. Авторы-составители Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина, Волгоград, «Учитель», 2007 г.

3. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000).

4. Поурочные разработки по литературе. О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева. М., ВАКО, 2005

Рекомендуемая литература для учащихся:

1. Литература. 7 класс. В.Я. Коровина, М., «Просвещение», 2007 г.

2. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2008 г.

3. «Читаем, думаем, спорим». Дидактические материалы по литературе. 7 класс. Автор-составитель В.Я. Коровина. М, «Просвещение», 2007.



Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

учащихся 7 класса

  Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальное представление); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления);  сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Литература. 7 класс. В.Я. Коровина, М., «Просвещение», 2010 г.

В.Я. Коровина «Литература» 7 класс. Методические советы, М., «Просвещение», 1997

Литература. 7 класс. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной. Авторы-составители Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. «Учитель», Волгоград, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе, 7класс

Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровн...

Рабочая программа по литературе 7класс

Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...

Рабочая программа по литературе 7класс

Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...

рабочая программа по литературе 7класс

Рабочая программа по литературе составлена на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы". М.: «Просвещение», 2009г. под редакцией В.Г...

Рабочая программа изучения литературы 7класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авторы-составители Г.Е.Меркин, В.А.Чалмаев: 4-е издание, исправленное, дополненное. Москва; П...

Рабочая программа по литературе, 7класс.

Рабочая программа по литературе для 7класса , Коровина....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 7класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо____________литературе________________(учебный предмет, курс)Уровень общего образования, класс________основное общее образование  7 класс________(начальное общее, основное обще...