урок литературы в 7 классе по повести В.Богомолова
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Человек есть то, что он помнит»
Цель урока: ознакомить учащихся с повестью Богомолова «Иван», ввести в атмосферу описываемых событий, обменяться опытом прочтения;
подвести учеников к осознанию того, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное;
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу.
развивать навыки связной речи, самостоятельности, умения отстаивать свою позицию.
Вид урока: урок внеклассного чтения
Тип урока: беседа
Оборудование: портрет В.О. Богомолова, работы учащихся, словарь Ожегова.
Эпиграф:«Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало». В.О. Богомолов «Иван»
Ход урока
I. Организация начала урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Сценка.
Ученики:
- Ну вот и кончилась школьная жизнь, прошёл выпускной бал;
- Интересно, что с нами будет лет через 20?
- Смотрите, самолёт летит, как красиво;
- Ой, да наш Славка скоро так же летать будет, в лётное поступает.
- А ты, Василий, куда думаешь?
Учитель. Ребята, вот так примерно говорили десятиклассники, прощаясь с родной школой, вступая в новую жизнь, 22 июня 1941. Но! Грозный сорок первый. Он изменил судьбы не только взрослых людей, но и обагрил кровью и слезами детства, сделал короткими жизни мальчишек и девчонок, разрушил их светлые мечты.
Пусть наш урок сегодня будет посвящен светлой памяти тех, кто прошел испытание войной, с честью, не уронив своего человеческого достоинства, в какое бы сложное время они не жили. Пусть наше размышление на тему: «Человек есть то, что он помнит», станет выражением нашей благодарности всем им, когда то воевавшими и воюющими сегодня защитникам нашего отечества.
«Дети и война». …………………………..
Что такое «война» и каково было детям во время войны.
На эту тему в нашей литературе много замечательных произведений.
А теперь давайте обратим свое внимание на эпиграф к уроку, (зачитать вслух).
Попробуйте объяснить, как вы поняли смысл этих высказываний? (вопрос к учащимся)
«Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало». В.О. Богомолов «Иван»
Война ушла в историю, но не ушла из истории. И мы, читатели, благодаря прекрасным произведениям Б. Полевого, Б. Васильева, В. Богомолова и многих других писателей имеем возможность приобщиться к этой истории, пережить её в своих сердцах.
III. Работа по теме.
Учитель. В центре нашего внимания повесть В.О. Богомолова «Иван».
1. Начнём наш урок со слова о писателе – фронтовике Богомолове.
Ученик. В.О. Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.
Главное в творчестве В.Богомолова - изображение духовного мира людей, тех сложных и тонких отношений, которые складываются во фронтовой обстановке.
Человек, который написал повесть, считает своим долгом рассказать о войне так, чтобы те, кто не вернулся, не могли бы его упрекать в неправде. Он не дает воли вымыслу, и если о чем-то говорит, то знает это твердо.
«Дети», «война» - понятия взаимоисключающие друг друга.
Дети Война
жизнь ужас
радость горе
счастье разрушение
надежда смерть
(запись в тетради слов - ассоциаций)
«Детство».
- Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
Детство
Солнце
Мама
Игрушки
Цветы...
(Детство, каким бы оно ни было, - это время, к которому не раз мысленно возвращается человек. А как быть, если детство пришлось на военные годы? Что довелось пережить? Какой след оставила война в душах? Можно ли было облегчить страдания?)
Беседа по содержанию.
- О чем рассказывается в повести В.Богомолова «Иван»?
(Передается краткая сюжетная линия произведения. Повесть о войне, о мальчике двенадцати лет, который выполняет свой боевой долг. Он разведчик, солдат; повесть о том, как жестокая разрушающая сила убивает детство).
- Назовите главных героев повести.
(Мальчик - разведчик Иван, офицеры, его боевые соратники, рассказчик, от лица которого ведется повествование).
- От лица кого ведется повествование?
(Повествование ведется от первого лица, это боевой офицер, его волнует судьба мальчика, он чувствует свою ответственность за его жизнь).
- В какой период мы знакомимся с героями повести? В повести Иван, о которой мы начинаем нашу беседу, нет ни стремительных атак, ни затяжных боев, ни прорывов. Мы знакомимся с героями в момент относительного затишья. Дивизия готовится к форсированию Днепра. Нужно время подготовить операцию, провести глубокую разведку, «языка» свежего взять, И хотя Гальцев, исполняющий обязанности командира батальона, не дает себе расслабиться: проверяет посты, оружие, готовит заранее лодки для переправы, с бойцами беседует, — это все же дни почти покоя.
Прислушиваясь к непривычной на фронте тишине, Холин, офицер разведотряда штаба армии, удивляется:
«На войне, а вроде ее и нет совсем. Тишь да гладь — Божья благодать..»
-Как коротка, как хрупка и призрачна тишина на войне. Война есть война. Даже в состоянии покоя….
- Как показывает это Богомолов? Дает ли на почувствовать её смертельную, убийственную сущность?
— На песчаной полоске того берега пять трупов уже вторую неделю, два усаженных рядом, спиной к уступу напротив нашего наблюдательного пункта: «в назидание» Оба раздеты и разуты. Это сержанты Ляхов и Мороз из разведроты. Они прикрывали отход товарищей с «языком».
— «Так тихо, что можно, кажется, забыть о войне, — думает Гальцев. — Но она вот впереди: вдоль опушки свежеотрытые окопы, а слева спуск в ход сообщения — траншея полного профиля... Ее длина более ста метров.
Обобщение учителя. Повествование от первого лица имеет большое значение с точки зрения исторической правды.
Учитель. Мы с вами прочитали повесть. Кто может объяснить значения данных слов?
Словесное рисование.
а) Словарная работа:
плащ – палатка -
гильза -
полевая почта -
ординарец -
штаб армии -
дивизия -
разведотдел -
землянка -
- Давайте представим картину, нарисованную автором в начале повести.
Землянка, в ней товарищ старший лейтенант; ему доложили, что задержан мальчик. Парнишка ничего не говорит и требует доставить его в штаб армии.
- Мы познакомились с героем повести – мальчиком. Найдите в тексте и зачитайте описание внешности юного героя.
Гильза разгорелась, осветив просторную землянку. У самых дверей я увидел худенького мальчишку лет одиннадцати (далее см. по тексту).
Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи (далее см. по тексту).
Грязная рубашка до бёдер и узкие короткие порты (далее см. по тексту).
Он был совсем ещё ребёнок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более 10-11 лет (далее см. по тексту).
- В народе говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». Первое впечатление порой бывает очень важным.
- Какое же впечатление оставила у вас первая встреча с мальчиком?
- Как он держится?
Мы понимаем, что мальчик очень замёрз, но он не хнычет, держится с достоинством.
- Как вы думаете, случайно ли автор представляет главного героя маленьким щуплым мальчиком? (не случайно, таким образом, Богомолов, пользуясь приемом контраста, хотел подчеркнуть его сильный характер)
- Почему люди, знавшие Ивана, говорили, что характер у него непростой – «парень с норовом». (Иван держался очень уверенно, даже вызывающе для своего возраста: «Вид у него был жалкий, измученный, однако держался он независимо, говорил же со мной уверенно и даже властно: он не просил, а требовал. Угрюмый, не по-детски сосредоточенный и настороженный, он производил весьма странное впечатление; его утверждение, будто он с того берега, казалось мне явной ложью»)
- С чем связано такое поведение? (он служил в разведке, возвратился с «другой стороны», переплыв Днепр, выполнив опасное задание; он не считал нужным объяснять свое появление – был недоверчив и осторожен).
- Мы с вами не раз говорили, что о человеке можно составить представление по его глазам. Не случайно, есть такое выражение: «Глаза – зеркало души». Давайте по тексту найдем с вами описание Ивана, его взгляда, его глаз, подчеркивающее его внутреннее состояние:
- знакомство: «в его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, как мне показалось, недоверие и неприязнь»;
- «поглядывая исподлобья настороженно и отчужденно»;
- «зверовато сверкнув зелеными, как у кошки, глазами»;
- «взглянул холодно и отчужденно»;
- спустя несколько дней после знакомства с Гальцевым: «сегодня он неузнаваем: разговорчив, то и дело улыбается, смотрит на меня приветливо и обращается ко мне на «ты»
- Почему «никак не верилось» старшему лейтенанту Гальцеву и бойцам из охранения, «что маленький Бондарев с того берега»?
Потому что берег, на котором находились сёла Диковка и Сосновка, где были немцы, и противоположный берег, на котором закрепилась наша дивизия, разделял Днепр.
- Накануне Гальцев получил инструкцию, в которой говорилось, если температура воды ниже +15, то переправа вплавь исключительно трудна, а через широкие реки просто невозможна для здоровых мужчин.
- Как мы знаем, на дворе был октябрь, а температура воды была +5. Поэтому и терялся в догадках старший лейтенант Гальцев: как же оказался мальчик на этом берегу.
- Как сам мальчик объясняет, почему он оказался не в Диковке, где с лодкой ждал Катасоныч, а здесь.
Ученик. (зачитывает) В Диковке немцев - к берегу не подойдёшь-, сказал мальчик, виновато улыбаясь.- Я плыл от Сосновки (далее см. по тексту).
- Ребята, в повести несколько важных эпизодов. В одной из рецензий я прочитала, что это первый подвиг Ивана.
- А что такое подвиг?
Подвиг - это…
- Давайте посмотрим, что говорится в словаре Ожегова о подвиге.
Подвиг – героический, самоотверженный поступок. ( словарь Ожегова).
- Как вы считаете, можно ли считать подвигом то, что сделал Иван?
Я думаю, что можно. Мальчик мог погибнуть, но он не побоялся плыть. И мы знаем, что пришлось ему плыть 3 км. Ему необходимо было доплыть, потому что он ходил в разведку, и у него были ценные сведения о немцах.
- Я тоже думаю, что это подвиг. Мальчик совершил то, что и не всякому взрослому под силу. Итак, это была наша первая встреча с маленьким разведчиком, которая, уверена, осталась в памяти не только у Гальцева, но и у нас вами. Мы ещё раз встретимся с Иваном. Он выполняет «взрослое» дело, но ведь по сути он ещё со всем ребёнок.
-Почему мальчик оказался в самом центре очага военных действий?
Ответить на этот вопрос помогут слова героя повести Хорина: «У него на уме одно: мстить до последнего!... Я никогда не думал, что ребенок может так ненавидеть!»
-Почему Иван на войне?
(«То что он делает, и взрослым редко удается. Он один делает больше, чем ваша разведрота»).Он чувствует себя нужным, необходимым; каждый раз отправляясь на операцию, мальчик знает, что от него зависят жизни многих людей, выполнение боевой задачи.
- Что чувствуют офицеры, находящиеся рядом с Иваном, отправляющие его в разведку?
(Чувство двойственное: «понимаю, что по законам военного времени деятельность Ивана просто необходима», с другой -чувство вины, «необычайно теплое чувство».
- Вспомним эпизоды, в которых он просто мальчишка, ваш ровесник.
грызёт леденцы, читает журналы (см. текст).
мечтает о ноже (см. текст)
играет в землянке (см. текст).
Война - состояние перевернутой нравственности. Она своим черным крылом задела Ивана, коренным образом изменила его жизнь, превратила ребенка в солдата, который, уходя на задание, каждый раз рискует собственной жизнью.
Война лишила Ивана семьи, Дома. Землянка стала его Домом, а офицеры, бойцы - его самыми близкими людьми. (Хотя в произведении открыто об этом не говорится, мы можем предложить и такой вариант).
Практически на протяжении всей повести автор показывает Ивана как солдата, лишь однажды, когда никого нет, Иван играет в землянке, как все мальчишки на свете во все времена. «В землянке беспорядок, мальчик разгорячен, в руке нож, на груди нож...» Похоже, даже играя, он продолжает рассчитываться с врагом. А во что же ему еще играть, на войне?
-Какие новые штрихи добавляет это произведение к общей картине под названием «Им в детство выпала война»?
(Нет! Не приключения храброго юного разведчика, неуловимого мстителя в тылу врага написал Владимир Богомолов. Он исходил из того, что детям на войне делать нечего, а если и там для них нашлось дело - это несчастье, беда, трагедия, и повода для восхищения и подражания тут нет. Об Иване сказано с любовью и нежностью.
Этот мальчик заставляет и наши сердца сжиматься от горя и любви, от смешанного чувства жалости, гордости и ... вины.
- Писатель Андрей Жариков говорил: «Мы никогда не привлекали несовершеннолетних для выполнения боевых задач. Не разрешали брать ребят на фронт и строго наказывали командиров, которые нарушали этот запрет, а если уж оказывался парнишка в полку, то оберегали его, по возможности устраивали подальше от опасности».
- А Ивана взрослые оберегали?
Да, оберегали. Его уговаривали поехать учиться в суворовское училище. Сам командир убеждал его: и по- хорошему, и грозился. И Гальцев, и Холин, и Катасоныч заботятся о нём. Они очень тщательно готовят отправку Ивана в тыл врага во второй раз: если мальчика заметят, то Гальцев с Холиным должны отвлечь внимание немцев и любой ценой прикрыть отход мальчика к лодке, а батареи с берега огнём должны ошеломить противника, чтобы дать Ивану возможность уйти.
- Расскажите о друзьях Ивана. Кто они? Какими вы их себе представляете?
Рассказывает о капитане Холине.
Рассказывает о старшем лейтенанте Гальцеве.
Рассказывает о командире взвода из разведроты дивизии Катасоныче.
- Почему же Иван не слушает взрослых?
-Как вы понимаете слова «Ненависть ему душу жгла»
Иван Бондарев (Буслаев) из Гомеля, но перед войной жил с родителями на заставе где-то в Прибалтике. Его отец, пограничник, погиб в первый же день войны. Сестрёнка полутора лет была убита на руках у мальчика во время отступления. Родственников у него нет. Одна мать, но где она сейчас – неизвестно. Он и в партизанах был, и в Тростянце – лагере смерти. И вот он разведчик. Он не слушает взрослых, потому что хочет мстить. Ивану столько пришлось пережить, что теперь в душе его лютая ненависть к фашистам.
-Как вы понимаете эти слова?
Иван приносит большую пользу. «Он один даёт больше, чем ваша разведка,» - говорит Холин.
- Иван имеет награды: медаль «За отвагу», Орден Отечественной войны.
Справка. В указах Президиума Верховного Совета СССР об их (детей) награждении никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени, отчеству. Не было никаких скидок на возраст, награды давались именно за заслуги.
-Ребята, взрослые, понимая что смерть на войне ходит рядом, оберегают как могут Ивана, пытаются отправить его учиться, но, к сожалению, не могут его убедить. И Иван снова отправляется в тыл врага на разведку.
-Чем закончилась вторая отправка Ивана в тыл врага на разведку?
Мы с радостью узнаём, что Иван с задания вернулся, его вновь пытались отправить в училище. Он было согласился, утром должны были оформить документы, а ночью он ушёл.
«Ненависть в нём не перекипела», - объясняют в разведгруппе.
Учитель. Расскажите о ваших мыслях и чувствах при чтении последних страниц повести. О последних днях и часах юного разведчика мы узнаём из сухой официальной бумаги, которую Гальцев находит в фашистском архиве. Как вы думаете, почему автор не сам рассказывает о смерти Ивана, а предпочитает, чтобы об этом сказала сухая официальная бумага. Что мы узнаём о последних днях и часах юного разведчика?
(Ответы учащихся, с опорой на источник).
Учитель. Да, ребята, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.
В повести проницательный читатель «видит» двух мальчиков - двух Иванов - ребенка и солдата - разведчика.
Исследовательская работа
Найдите сходство и различие Ивана ребенка и Ивана солдата (разведчика). В результате исследования появляются следующие записи.
Иван ребенок | Иван солдат (разведчик) |
Портрет «Худенький мальчишка лет одиннадцати, весь посиневший от холода и дрожавший; на нем были мокрые, прилипшие к телу рубашка и штаны», «маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи». «Лицо у него было скуластое, темновато - серое от въевшейся в кожу грязи. Мокрые, неопределенного цвета волосы висели клочьями. В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, как мне показалось, недоверие и неприязнь». «Грязная рубашка до бедер и узкие короткие порты на нем были старенькие холщовые, как я определил, деревенского пошива и чуть ли не домотканые; говорил же он правильно, заметно акая, как говорят в основном москвичи и белорусы; судя по говору, он был уроженцем города». «Он стянул рубашку, обнажив худенькое с проступающими ребрами тельце, темное от грязи». | Внешний облик «На нем была маленькая, сшитая, как видно специально для него, шерстяная гимнастерка с орденом Отечественной войны, новенькой медалью «За отвагу» и белоснежным подворотничком, темно-синие шаровары и аккуратные яловые сапожки». «На нарах лежал дубленый мальчиковый полушубок, новенький, очень нарядный, и офицерская шапка-ушанка». «Из большого немецкого чемодана уже извлечены порыжелый изодранный мальчиковый пиджак на вате и темно-серые, с заплатами штаны, потертая шапка-ушанка и невзрачные на вид подростковые сапоги. На краю нар расположены холщовое исподнее белье, старенькие - все штопанные -фуфайка и шерстяные носки, маленькая засаленная заплечная котомка, портянки и какие-то тряпки». |
Каким видит Ивана автор-рассказчик?(это портрет-впечатление)
«Он был совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти - одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинами на выпуклом лбу, ему можно было дать, пожалуй, и все тринадцать».
«Вид у него был жалкий, измученный, однако держался он независимо, говорил же со мной уверенно и даже властно: он не просил, а требовал. Угрюмый, не по-детски сосредоточенный и настороженный, он производил весьма странное впечатление...».
«Вымывшись, он оказался светловолосым и белокожим; только лицо и кисти рук были потемней от ветра или же от загара. Уши у него были маленькие, розовые, нежные и, как я заметил, асимметричные: правое ухо было прижато, левое же топырилось. Примечательным в его скуластом лице были глаза, большие, зеленоватые, удивительно хорошо расставленные». «Он выглядит посвежевшим и поздоровевшим, щеки
румянятся».
Вывод: таким образом, автор очень скрупулезно работает над портретом мальчика. Он просматривается в трех позициях: портрет мальчика; портрет солдата-разведчика; портрет-впечатление (со стороны рассказчика).
Читатель может понять весь трагизм положения: ребенок на войне; мальчик, играющий в очень серьезные мужские игры.
IV. Обобщение.
Работа с литературоведческими терминами.
- Какова тема и основная мысль произведения?
– Тема – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.
- Война - это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей.
Дети и война понятия несовместимые
- Сколько бы сейчас лет было Ивану, если бы он остался жив?
-Как мы называем людей, которые прошли войну?
Рядом с нами живут ветераны,
Что прошли по дорогам войны.
Пусть болят у них старые раны,
Но по-прежнему духом сильны.
Учитель.
Почему же спустя годы после войны писатели обращаются к данной теме?
Какими мыслями хотел поделиться с нами писатель?
Ребята против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми. Вам я желаю совершать подвиги, но только в мирное время – трудовые.
Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить словами Альберта Лиханова: «Детям прошлой войны немало досталось горьких уроков. Мы ненавидели врагов и страдали за своих отцов. У нас были простые и важные ценности, о которых много не говорилось, но которые мы в себя впитывали вместе с воздухом тех времен. Своя собственная и чужая боль как бы распахивала крылья наших вовсе не маленьких душ и готовила к взрослой жизни. Все это в полной мере относится и к детям нынешним. Так что, спотыкаясь, о них, помните – не вы первые, не вы последние».
VI. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.
Словарь: «… портрет, составленный из пороков всего нашего ...
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...
Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов, информирующая об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»
(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и...
Технологическая карта урока литературы (8 класс) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
quot;Долг и честь в повести "Капитанская дочка"...
конспект урока литературы 7 класс по повести "Тарас Бульба"
Разработка урока литературы по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Тема урока " Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"...