Литературное краеведение
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Cысоева Ирина Ивановна

 

Жизнь, судьба М.Ю. Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни ХIХ века. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения. Судьба поэта и его творчество тесно взаимосвязаны, и это наложило отпечаток на образ его лирического героя. В его стихах – вся жизнь поэта, чья творческая судьба так ярко вспыхнула и быстро угасла. Но не надо забывать и о тех местах, которые неразрывно связаны с именем Михаила Юрьевича, его творческой и личной судьбой. Познакомимся с теми местами, которые стали его колыбелью – московские дома, улицы, деревья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyaz_lermontova.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

ВЯЗ ЛЕРМОНТОВА

Примечание.

Жизнь, судьба М.Ю. Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни ХIХ века. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения. Судьба поэта и его творчество тесно взаимосвязаны, и это наложило отпечаток на образ его лирического героя. В его стихах – вся жизнь поэта, чья творческая судьба так ярко вспыхнула и быстро угасла. Но не надо забывать и о тех местах, которые неразрывно связаны с именем Михаила Юрьевича, его творческой и личной судьбой. Познакомимся с теми местами, которые стали его колыбелью – московские дома, улицы, деревья.

 ВЯЗ НА ПОВАРСКОЙ

Уходят в прошлое имена людей, меняется облик старых московских улиц. Они то получают новые названия, то возвращают себе старые. Не стала  исключением и Поварская улица (с 1923 по 1991 - улица Воровского, по имени политического деятеля и дипломата Вацлава Воровского). А Поварская улица с полным правом может считаться "лермонтовской".

На углу Поварской и Борисоглебского переулка  растет удивительное дерево - вяз, которому более 200 лет.

Вяз - живой свидетель пожара Москвы 1812 года, революционных боев 1917 года. Он -  современник Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Чайковского, Скрябина, Бунина, Цветаевой и других выдающихся деятелей.

                                  Возраст            – более 200 лет.

                                  Высота               – 20 метров.

                                  Диаметр  ствола – 120 см.

Вяз намеревались спилить, чтобы построить жилой дом для дипломатов Турции. Был утвержден проект. К скверу, где растет вяз, подвели коммуникации. Но все жители от мала до велика встали на защиту дерева.

13 лет жители близлежащих домов  держали вокруг него "оборону". Благодаря их настойчивости, вяз получил "официальное признание". Он отмечен двумя охранными знаками. Это табличка - "Охрана №19 от 21.12.1987г.  Нанесение ущерба карается законом";  а также памятная доска, на которой написано, что этот вяз "видел" Пушкина, Лермонтова, Чайковского, Цветаеву. В настоящее время вязу присвоен официальный статус памятника природы.

Одно из центральных мест в историко-литературном наследии не только Поварской, но и Москвы, занимает дом-музей Михаила Юрьевича Лермонтова.

Личная и творческая судьба Михаила Юрьевича Лермонтова — едва ли не самого юного среди гениев мировой литературы — глубоко связана с Москвой. Сам поэт подчёркивал свою духовную связь с первопрестольной столицей: «Москва моя родина и всегда ею останется. Там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив!" А вот отрывок из поэмы «Сашка»:

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин*

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!

Вселенная замолкла... Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

Ты жив!.. Ты жив, и каждый камень твой -

Заветное преданье поколений...

В начале XIX столетия на перекрёстке дорог, идущих от Красных ворот к Сухаревке и с Каланчёвки к Красным воротам, стоял каменный дом, принадлежавший генерал-майору Ф.Н. Толю. (Дом не сохранился.)

Здесь в 1814 году  поселилась молодая чета Лермонтовых: Юрий Петрович — капитан в отставке, принадлежащий к старинной дворянской семье, и Мария Михайловна — единственная дочь Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, происходившей из знатного дворянского рода Столыпиных.

В ночь с 2-го на 3 октября 1814 года у Лермонтовых родился сын Михаил. Крестили ребёнка 11 октября 1814 года в церкви Трёх Святителей, расположенной неподалёку от Красных ворот. В Москве М.Ю. Лермонтов прожил первые полгода своей жизни: в апреле 1815 года Лермонтовы уехали в имение Арсеньевой Тарханы Пензенской губернию. Там прошло детство поэта, омрачённое ранней смертью матери и затянувшейся жестокой распрей между отцом и бабушкой, разрешившейся только со смертью отца в 1831 году. Об этом времени Лермонтов вспоминал в 1831 году:

Ужасная судьба отца и сына —
       
Жить розно и в разлуке умереть.

Михаилу Лермонтову было тринадцать лет, когда осенью 1827 года Е.А. Арсеньева с внуком перебралась из Тархан в Москву и поселилась на Поварской улице в доме гвардейской прапорщицы Е.Я. Костомаровой. Небольшие особняки, стоявшие вдоль тихой, поросшей травой улицы, напоминали помещичьи усадьбы. В доме Костомаровой (дом не сохранился) Арсеньева с внуком прожили два года.

В воспоминаниях М.Е. Меликова запечатлён незабываемый портрет Лермонтова-подростка: “...приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой...”

В 1829 году Е.А. Арсеньева перебралась в небольшой особняк на Малой Поварской улице, принадлежавший купчихе Ф.И. Черновой (ныне Малая Молчановка, дом 2). Дом этот был построен в 1816–1817 годах и представлял собой одноэтажное здание в стиле ампир (типичный особняк послепожарной Москвы). В этом доме Лермонтов прожил три года, вплоть до отъезда из Москвы в конце июля 1832 года. Это единственный дом в Москве из тех, в которых жил Лермонтов, сохранился и дошёл до нашего времени. 19 февраля 1981 года. В нём был открыт Дом-музей М.Ю.Лермонтова.

В 1828–1830-х годах Лермонтов учится в Московском университетском Благородном пансионе, учреждённом в 1779 году (здание пансиона, располагавшегося на углу Тверской и Газетного переулка, не сохранилось). Этот пансион, как и Царскосельский лицей, был привилегированным учебным заведением со славными традициями. Из его стен вышли замечательные русские писатели и поэты: В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, В.Ф. Одоевский и другие.

В пансионе преподавался курс военных и гражданских наук, соединённый с гимнастическими упражнениями и изящными искусствами.  Преподавали в пансионе в основном профессора университета. Д. М. Перевощиков, математик, крупный учёный, выделил Лермонтова как одного из способных к занятиям этой точной наукой.

Серьёзно было поставлено в пансионе эстетическое воспитание учащихся. Большое внимание уделялось литературе, музыке, живописи, ораторскому искусству. В пансионе выпускались рукописные литературные журналы: «Арион», «Улей», «Пчёлка», «Маяк», альманах «Цефей».

Среди написанного Лермонтовым в этот период — стихотворения «Осень», «Жалобы турка», «Монолог», «Мой Демон», «Молитва», а также поэмы: «Кавказский пленник», «Корсар», «Олег», «Два брата».  Вот стихотворение «Молитва»:

                         В минуту жизни трудную

                        Теснится ль в сердце грусть:

                        Одну молитву чудную

                        Твержу я наизусть.

                        Есть сила благодатная

                        В созвучье слов живых,

                        И дышит непонятная,

                        Святая прелесть в них.

                        С души как бремя скатится,

                        Сомненье далеко -

                        И верится, и плачется,

                        И так легко, легко...

В 1928 году сложилась первая редакция поэмы «Демон», над которой он продолжал работать до 1938 года, создавая новые и новые её варианты:

               Печальный Демон, дух изгнанья,

          Летал над грешною землей,

          И лучших дней воспоминанья

          Пред ним теснилися толпой;

          Тех дней, когда в жилище света

          Блистал он, чистый херувим,

          Когда бегущая комета

          Улыбкой ласковой привета

          Любила поменяться с ним,

          Когда сквозь вечные туманы,

          Познанья жадный, он следил

          Кочующие караваны

          В пространстве брошенных светил;

          Когда он верил и любил,

          Счастливый первенец творенья!

         

После окончания Благородного пансиона Лермонтов в августе 1830 года подаёт прошение в правление Московского университета: “Родом я из дворян, сын капитана Юрия Петровича Лермонтова, имею от роду 16 лет, обучался в Университетском Благородном пансионе разным языкам и наукам в старшем отделении высшего класса, ныне желаю продолжить учение моё в императорском Московском университете”.

В сентябре 1830 года Лермонтов стал студентом Московского университета. В эти же годы здесь учились В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, Н.В. Станкевич, но они не знали друг друга.

В доме на Малой Молчановке собирались товарищи Лермонтова по пансиону и университету, родственники, соседи. Устраивались музыкальные вечера, в зале танцевали и пели. Лермонтов играл на рояле, на скрипке, брал уроки игры на гитаре, пробовал сам сочинять музыку.

Часто бывала кузина Лермонтова Александра Михайловна Верещагина, близкий друг, горячо поощрявшая занятия юноши поэзией, музыкой, живописью, бережно хранившая его произведения. Ей Лермонтов посвятил поэму "Ангел смерти".

Тебе – мой дар смиренный,

Мой труд безвестный и простой,

Но пламенный, но вдохновенный

Воспоминаньем и – тобой!

 Юношеское увлечение Лермонтова её подругой Екатериной Александровной Сушковой, приехавшей погостить в Москву из Петербурга, оставило целый цикл его стихотворений 1830 года.

В Музее Лермонтова хранится черновой автограф стихотворения Лермонтова "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор"), на полях рукописи — рисунок М.Ю.Лермонтова — профиль девушки — Е.А.Сушковой, не ответившей тогда на чувство юноши:

        Взгляни, как мой спокоен взор,

     Хотя звезда судьбы моей

     Померкла с давнишних пор

     И с нею думы светлых дней.

     Слеза, которая не раз

     Рвалась блеснуть перед тобой.

     Уж не придет, как этот час,

     На смех подосланный судьбой.

Многие стихотворения Лермонтова представляют собой нечто вроде лирического дневника. Его первый биограф был убеждён, что "над ним господствовала глубокая и поэтому возвышенная страсть—источник наслаждения и горя".

Портрет Вареньки Лопухиной, нежное чувство к которой Лермонтов пронес через всю свою жизнь, он пишет в образе испанской монахини — героини своей первой драмы "Испанцы". Этот портрет на стене в малой гостиной Музея рядом с другими акварельными работами Лермонтова — "Испанец с кинжалом" и "Пейзаж с тремя всадниками".

Семейство Лопухиных жило неподалёку, буквально в двух шагах от дома на Большой Молчановке. Лермонтов дружил с Алексеем и Марией, братом и сестрой Вареньки, с которой познакомился в 1831г. привлечённый обоянием Вареньки, он писал:

       Однако все её движенья,

      Улыбки, речи и черты

      Так полны жизни, вдохновенья,

       Так полны чудной простоты.

       Но голос душу проникает

       Как вспоминанье лучших дней,

        И сердце любит и страдает,

       Почти стыдясь любви своей.

  По воспоминаниям троюродного брата Лермонтова А.П.Шан-Гирея, Лермонтов был влюблен в "молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину. Это была натура пылкая, восторженная, поэтическая, и в высшей степени симпатичная... Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей".

Судьбе было угодно разлучить их, но многое из написанного поэтом связано с именем Лопухиной. Варваре Александровне посвятил Лермонтов юношеские стихотворения: "Она не гордой красотою...", "К. Л. (Подражание Байрону)", "Оставь напрасные заботы...", "Мы случайно сведены судьбою..."

Мы случайно сведены судьбою.

Мы себя нашли один в другом, и душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоем!

 Посвящена ей и одна из редакций поэмы «Демон». Идея создания этой поэмы родилась у Лермонтова именно в период жизни на Малой Молчановке. Полюбившийся район поэт упоминает в повести «Княгиня Лиговская», где рассказывает о поездке Жоржа и Верочки в компании молодых людей в Симонов монастырь. Можно предположить, что поэт имел в виду одну из своих прогулок с Варенькой: «Это было весною: уселись в длинные линии, запряжённые каждая в 6 лошадей, и тронулись с Арбата веселым караваном. Солнце склонялось к Воробьевым горам, и вечер был, в самом деле, прекрасен».

История их отношений описана отчасти в драме "Два брата", неоконченном романе "Княгиня Лиговская", в "Герое нашего времени" (в "Княжне Мери").

Размышления о постигшей их судьбе в стихотворениях: "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Сон", ("В полдневный жар в долине Дагестана"..."), Посвящения к "Демону" (редакции 1831 и 1838г.г), к поэме "Измаил-Бей", "Я к вам пишу случайно, право...":

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье;

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

      В глазах огонь угаснувших очей.

Дарит Лермонтов ей и свой автопортрет — самое достоверное изображение поэта.

Но счастье и страдание причинила Лермонтову и другая девушка. Живя на Малой Молчановке, Лермонтов написал тридцать стихотворений, посвященных Н.Ф.И.  Загадку этих инициалов разгадал в наш век литературовед Ираклий Андроников.

Я недостоин, может быть,

Твоей любви: не мне судить;

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты,

И я всегда скажу, что ты

Несправедливо поступила.

Речь идет о Наталье Федоровне Ивановой, дочери  забытого драматурга начала ХIХ века Федора Иванова. В музее экспонируется её карандашный портрет, выполненный В.Ф. Бигеманом. На нем изображена ангелоподобная девушка с нежными чистыми чертами лица, со взбитыми у висков кудрями, с тяжелым ожерельем на очаровательной шейке и длинными серьгами.

Большой цикл стихов Лермонтова 1830-1832г.г., адресованный Наталье Федоровне, теперь называют «ивановским». Разрыв с ней вызвал у поэта не только печаль, но и желание смерти («Стансы», «Не могу на родине томиться…»).  

 В драме «Странный человек» поэт Владимир Арбенин любит прелестную, как ему казалось девушку Наталью Загорскину, и она ему отвечает взаимностью. Но вдруг изменяет поэту, погибающему от неразделенной любви накануне ее свадьбы. «Лица, изображенные мною, все взяты с природы, и я желал бы, чтоб они были узнаны», - писал семнадцатилетний автор в предисловии к драме. Мы теперь знаем, кто были они, эти лица.

В доме на Малой Молчановке Лермонтов прожил с пятнадцати до восемнадцати лет. За эти три года (стоит удивиться работоспособности юного поэта) он написал около 250 лирических стихотворений, 17 поэм и 3 драмы.

Летом 1832 года Лермонтов уезжает из Москвы, надеясь закончить обучение в Петербурге. Он полон надежд на новую жизнь, ещё не зная, что родную Москву ему, в будущем опальному поэту, суждено будет видеть лишь на пути в ссылку. Весною 1841 г. по дороге на Кавказ Лермонтов пробыл в Москве 5 дней. Он жил в Петровском дворце на квартире Д.Г. Розена – сына героя войны 1812 года. Красное кирпичное здание дворца (ныне Ленинградский проспект, 40) с белокаменными деталями, сочетающее в себе черты древнего русского терема и восточного дворца, стоящее в глубине круглого двора за высокой причудливой каменной оградой с красивыми чугунными воротами, выделяется на фоне современной застройки проспекта. Здесь был последний приют поэта в любимой Москве. Отсюда он писал любимой бабушке: «Я здесь принят был обществом по обыкновению хорошо, и мне довольно весело… от здешнего воздуха потолстел в два дня». Лермонтов мечтал о том, чтоб поселиться в Москве и писал Ф.Ф. Вигелю: «Ах, если б мне позволено было оставить службу, с каким бы удовольствием поселился бы я здесь и навсегда».

Годы, прошедшие в Москве (на небольшом пространстве Поварской слободы), навсегда остались в памяти Лермонтова, как и сама первопрестольная столица: "...покуда я живу, Клянусь, друзья, не разлюбить Москву".

И Поварская улица с полным правом может считаться "лермонтовской".

Экскурсия по Поварской улице.

Приглашаю пройтись по этой, сохранившей старинные особняки, улице.

Начнем прогулку от Нового Арбата, на котором стоит жемчужина Москвы - церковь Симеона Столпника. Второе название (по главному приделу) - церковь Введения Богоматери - менее известно.

 Церковь получила свое название, по-видимому, по дню венчания на царство Бориса Годунова и была выстроена в 1625 году (пределы при трапезной Николая Чудотворца). Нынешняя каменная церковь была построена в 1676 году. В 1759 году престол св. Николая перекрещен во имя Дмитрия Ростовского. Храм обновлен в 1891 году.

 Остановимся и представим себе выход новобрачных Шереметьева и Жемчуговой в подвенечном платье (1801 год). Свадьба проходила тихо, в большой тайне. На венчание были приглашены только самые близкие и доверенные люди. Дело в том, что недалеко от церкви на Воздвиженке стоял роскошный дворец Шереметьева. Прекрасно отреставрированный, он и сейчас радует глаз как один из красивейших домов улицы, на нем мемориальная доска.

В этой же церкви венчались Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Заплатина. Священник этого храма в феврале 1825 года причащал перед смертью жившего неподалеку в доме А.П. Толстого Николая Васильевича Гоголя.

На церковном участке стоял деревянный дом, в котором в 1820-е гг. жил знаменитый актер П.С. Мочалов.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин так упоминает о ней:

      В Москве живет у Симеона;

      Меня в сочельник навестил;        

      Недавно сына он женил.

В 1926г. церковь была закрыта, колокольня разобрана. До 196 г. в здании располагались мастерские. В связи со строительством Нового Арбата церковь была реставрирована, и с 1968 здесь располагался выставочный зал Общества охраны природы. В 1992г. храм передан Московской патриархии.

Полюбовавшись белоснежной красотой храма,  проходим по улице, где сменяют друг друга прекрасные старинные особняки…

 Стоящий в глубине участка дом №11 – старинная барская усадьба, перестроенная в 1870-х годах, а в советское время надстроенная двумя этажами. Правый корпус пристроен в 1901 году. Жильцами дома были писатель П.И. Мельников (Печерский), а позднее композитор М.М. Ипполитов-Иванов, которого здесь навещал     Н.А. Римский-Корсаков. После революции владение стало 6-м Домом Советов.

С 1808 года Сергей Львович Пушкин жил с семьей рядом с Собачьей площадкой на Поварской, №21 (дом не сохранился). Предполагают, что именно оттуда маленький Пушкин в 1811 году уехал в Лицей.

Поварская, дом №27. Здесь часто бывал А.С.Пушкин в 1826-1831 годах.        

        В 1826 году Пушкин приезжал сюда к лицейскому приятелю А.П. Бакунину, в сестру которого Екатерину был влюблен, будучи еще лицеистом. Он посвятил ей стихотворение:

        Напрасно воспевать мне ваши именины

        При всем усердии послушности моей,

        Вы не милее в день святой Екатерины

        Затем, что никогда нельзя быть вас милей.

        

В 1827-28 гг. в этом доме жил С.Д. Киселев. На его квартире в начале декабря 1828 года поэт впервые читает поэму «Полтава», которая поразила присутствующих своей певучестью, мелодичностью, красотой слога. На этом чтении присутствовали П.А. Вяземский, А.А. Башилов:

 Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Суровый был в науке славы

Ей дан учитель: не один

Урок нежданый и кровавый

Задал ей шведский паладин.

Но в искушеньях долгой кары,

Перетерпев судеб удары,

Окрепла Русь. Так тяжкий млат,

Дробя стекло, кует булат.

В 1827-31 гг. здесь жили супруги Лобановы-Ростоцкие, с которыми поэт был хорошо знаком,  встречался в свете.

Дом №25а – шедевр архитектуры, без фотографии которого не обходится ни один альбом, посвященный старой Москве. Это отстроенный к 1829 году выдающимся зодчим Д.И. Жилярди особняк князя С.С. Гагарина.

 В отличие от большинства ампирных домов той эпохи, центральный выступ его украшен не колоннадой, а тремя мощно очерченными арками, в которых заключены обрамленные колоннами ниши.

Князь Гагарин жил в столице, занимая должность директора императорских театров. В отличие от предшественников на этой должности не злоупотреблял служебным положением и не ухаживал за молодыми актрисами по той простой причине, что любил жену (знаменитую трагическую актрису Семенову), родившую ему сына и шестерых дочерей.

 Актрис директор принимал в кабинете стоя и не приглашал садиться, чтобы, как пишет его биограф, «не давать повод к толкам». При этом все знали, в молодости князь покорил сердце красавицы Марии Нарышкиной и  знаменитой французской актрисы «Комедии Франсез» мадмуазель Марс (она же Анна Франсуаз Ипполит Буте, Bout).

Дом Гагарина дает яркое представление об облике богатого московского особняка периода зрелого классицизма.

Перед домом - парадный двор, огражденный со стороны улицы решеткой. В глубине участка одновременно с домом был построен манеж.

Позднее дом принадлежал Охотникову, подарившему его Государственному коннозаводству вместе со своим знаменитым конским заводом в Пензенской губернии. С тех пор на Поварской улице размещались Управление Государственного Коннозаводства и казенные квартиры служащих.

 Во второй половине XIX века для Управления коннозаводства были выстроены дополнительные здания, в том числе конюшни.

В то время здесь жила семья генерала Леонида Гартунга. Его женой была Мария Александровна  в девичестве Пушкина - старшая дочерь поэта.  Мария Александровна унаследовала  красоту матери. Ее внешность Лев Толстой придал Анне Карениной.

 Гартунг заведовал московскими государственными конюшнями. За какие-то дела его осудил суд присяжных, и он, выслушав приговор, тут же на суде застрелился. Позже выяснилась полная невиновность Гартунга.

После революции здесь помещались военные курсы, затем отделение Института красной профессуры.

В 1937г. этом в доме открылся Музей М. Горького, переведенный в 1967г. в особняк С. Рябушинского. В 1956 году во дворе усадьбы был установлен памятник писателю работы В.И. Мухиной. В настоящее время здесь находится Институт мировой литературы имени М. Горького.

В дом №26 осенью 1917 года въехал с молодою женой Иван Алексеевич Бунин.

Под №31,- толстостенное, приземистое, со скругленным углом здание, построенное еще в ХVIII веке. Здесь у А.И. Кошелева в 1840-1850 годах собирались московские славянофилы. Бывали здесь и П.Я. Чаадаев и Н.В. Гоголь. 25 марта 1858 года в доме встретились вернувшийся из сибирской ссылки декабрист С.Г. Волконский и украинский поэт Т.Г. Шевченко.

Хозяин дома, увлекавшийся литературой и философией, был богатым откупщиком. Предполагают, что личность А.И. Кошелева дала Н.В. Гоголю материал для создания образа «добродетельного откупщика» Костанжогло во втором томе «Мертвых душ».

 В советское время на протяжении многих лет в доме находится НИИ художественной промышленности.

Два солидных, богато отделанных дома - №18 и №20 с комфортабельными квартирами выросли в предреволюционные годы. В части дома №18 помещалась Центральная библиотека по народному образованию, а с1911 года – небольшой, созданный поклонниками писателя музей Л.Н. Толстого, который в 1920 году переехал в более просторное, предоставленное ему Советским правительством помещение на Пречистенке, став государственным.

Далее – бывшие особняки миллионеров, которые как бы соревнуются между собой своей вызывающей роскошью и картинностью.

 Еще относительно скромен снаружи дом №40, построенный в 1888 году А.Э. Эрихсоном для князя А.Б. Голицына. Особняк сиятельного князя вскоре затмили своими дворцами фабриканты и банкиры: №42 и №44 строил в 1904 году архитектор Л.Н. Кекушев; по роскоши отделки, особенно внутренней, всех перещеголял дом №46 банкира Шлосберга (1911г., архитектор А.Н. Зелигсон), оформленный в стиле ренессанс.

После национализации все эти дома были переданы в аренду иностранным посольствам и миссиям.

Одноэтажный, с мезонином дом №48 переносит нас в пушкинские времена – преимущественно такие постройки формировали облик Поварской полтора века назад. На Поварской,48 сохранился единственный на улице домик с мезонином 1814 года.

 За его окнами принимали автора «Трех мушкетеров» Александра Дюма-отца, навсегда запомнившего «царственное гостеприимство», оказанное ему русским другом Д.П. Нарышкиным и  его  братом К.П. Нарышкиным, жившим на Поварской.

В 1858 году писатель совершил путешествие по загадочной России, куда путь ему при жизни Николая I был заказан  как автору романа «Записки учителя фехтования». В нем  описывалась романтическая любовь француженки Полины Гебль и кавалергарда Анненкова, сосланного в Сибирь императором за участие в заговоре декабристов.

Дом №50 напоминает старинный замок в миниатюре. Он построен в 1890-х годах для князя Святополк-Мирского архитектором П.С. Бойцовым. В 1932 году здесь открылся Дом литераторов, с которым тесно связаны многие важные страницы истории советской литературы.

Дом №52 –- самое известное строение - усадьба князей Долгоруких. В ней сохранился не только главный дом, но и все строения. Усадьба загородного типа была построенна в середине ХVIII – начале ХIХ века. Дом-усадьба сохранил свои исконные черты и до наших дней.

Л.Н. Толстому эта усадьба послужила прообразом дома Ростовых в его романе «Война и мир»:

«С утра не переставая подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому княгини Ростовой на Поварской» (Из романа «Война и мир»).

 Сюда мчался из полка через весь город Николай Ростов.

 Отсюда Наташа с родителями покидала Москву перед приходом французов и отдала подводу раненым, лишившись домашних вещей…      «31-го августа, в субботу, в доме Ростовых все казалось перевернутым вверх дном. Все двери были растворены, вся мебель вынесена или переставлена, зеркала, картины сняты. В комнатах стояли сундуки, валялось сено, оберточная бумага и веревки. Мужики и дворовые, выносившие вещи, тяжелыми шагами ходили по паркету…  Наташа встала и посмотрела в окно. На улице остановился огромный поезд раненых…

      Девушки, лакеи, ключница, няня, повар, кучера, форейторы, поваренки стояли у ворот, глядя на раненых…

      Наташа, накинув белый носовой платок на волосы и придерживая его обеими руками за кончики, вышла на улицу…

 Офицер в кибиточке завернул во двор Ростовых, и десятки телег с ранеными стали, по приглашениям городских жителей, заворачивать в дворы и подъезжать к подъездам домов Поварской улицы. Наташе, видимо, понравились эти, вне обычных условий жизни, отношения с новыми людьми. Она вместе с Маврой Кузминишной старалась заворотить на свой двор как можно больше раненых».

Фасад усадьбы выходит на Большую  Никитскую, просторный круглый двор, колоннада, боковые изящные флигели, полукругами сходящиеся к парадным воротам, обращенные на Поварскую. В главном корпусе и в аркадах боковых флигелей ощущается некоторое влияние Палладио, несмотря на «худосочные» коринфские колонны и отсутствие парадного входа.

Герб на фронтоне принадлежит графам Соллогубам, последним владельцам особняка.

Этот дом – единственный уцелевший на Поварской  во время пожара 1812 года.

На здании установлена мемориальная доска: «Памятник архитектуры московского классицизма. Ансамбль городской усадьбы конца XVIII начала XIX века».

Во дворе памятник Л.Н. Толстому работы скульптора Г.Н. Новокрещеновой, установленный в 1956 году. На этом памятнике писатель задумчиво прост, погружен в свои мысли.

В доме располагался Дом искусств, где проходили вечера, встречи писателей, выступали А.А. Блок, В.Я. Брюсов, С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, А.Н. Толстой, А.А. Фадеев, И.Г. Эренбург и многие другие выдающиеся писатели. В 1921 году в доме начал работать Высший литературно-художественный институт, возглавляемый В.Я. Брюсовым и в 1924 году названный его именем. Институт закончили многие видные советские  литераторы. А с 1932 года – это  резиденция Союза писателей СССР.

С XVIII, если не с XVII века, на месте бывшего царского Псарного (или Собачьего двора) рядом с Поварской улицей, существовала крошечная площадь, которую чаще называли «площадкой».

Она стала своеобразной московской легендой.

 

На Собачьей площадке,

Где собаки не лают,

 На Собачьей площадке

 Погасли огни.

На Собачьей площадке

Только кошки гуляют,

 И одни мы с тобою, одни…

Лет эдак пятьдесят назад пели у костра студенты, даже те, которые понятия не имели, где же находится это загадочное место и чем оно знаменито.

В доме № 12 по Собачьей площадке, у своего друга С. А. Соболевского, Пушкин останавливался по приезде в Первопрестольную в 1826 году. По легенде именно в этом же доме было написано «Послание в Сибирь»:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье –

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье…

В доме известного славянофила, поэта Хомякова на Собачьей площадке, в конце девятнадцатого века разместилось музыкальное училище, основанное выпускницами Московской консерватории, талантливыми педагогами сестрами Еленой, Евгенией и Марией Гнесиными.

В сороковые годы XIX века там бывали С. Аксаков, Н. Гоголь, А. Герцен, П. Чаадаев, Т. Грановский, Н. Языков и другие известные деятели культуры того времени. Гнесинский институт и поныне существует, но теперь уже непосредственно на самой Поварской.

Но самым знаменитым местом, связанным с Поварской и с Собачьей площадкой в наше время стал небольшой двухэтажный четырехквартирный дом, № 6 по Борисоглебскому переулку, в котором с 1914 по 1922 год жила Марина Цветаева. Здесь она перенесла тяжелейшие годы двух войн и двух революций, родила и потеряла дочь, и при этом написала все лучшее, что ею было создано в России. За столом, подаренным отцом к её шестнадцатилетию, были написаны сотни стихотворений, поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На Красном коне», шесть театральных пьес цикла «Романтика» и многое другое.

Этот дом видел едва ли всех звезд Серебряного века — от близких друзей поэта внука декабриста С. Волконского и тогда начинающих актеров Ю. Завадского и П. Антокольского (впоследствии знаменитого поэта) до бесконечной череды известных поэтов и писателей: К. Бальмонта, М. Волошина, Вяч. Иванова, А. Толстого, В. Вересаева и многих других.

Дом навсегда останется в истории, запечатленный М. Цветаевой в ее письмах, дневниках и в «Повести о Сонечке», а также в автобиографической прозе.

Литературный дом-музей в «Маринином доме» далеко не единственный в этом районе, связанном с целым соцветием самых знаменитых писательских имен России. Неспроста именно на Поварской в прилегающих переулках открыты филиал Литературного музея, музей А.М. Горького.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному краеведению

Рабочая программа по литературе Забайкальского края...

С любовью к родному краю (литературное краеведение)

                «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе...

Презентации по литературному краеведению

Иллюстративный материал по литературному краеведению...

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

Программа по литературному краеведению Ульяновской области

Программа для 5-11 классов общеобразовательных школ по литературному краеведению Ульяновской области, разработанная УИПК ПРО в 2008 году...

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...