Рабочая программа по литературе 5-6 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Наталья Викторовна Мамонова

Программа предназначена для обучения в вечерней школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5_klass.docx43.45 КБ
Файл literatura_6_klass.docx48.5 КБ
Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                                                                               Утверждаю

на педсовете                                                                                               директор школы            

протокол №1                                                                                              приказ № 62-о

от 20. 08 2012                                                                                            от «___» _____2012

                                                                                                                    ________________

                                                                                                                     В.А. Шкарупелова

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 5 класса

Автор -составитель: Мамонова Н.В.

учитель русского языка и литературы

Михайловка

2012

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………  с.3

Планируемые результаты.

Система контроля……………………………………………………………с. 6

Тематическое планирование…………………………………………...…  с.  8

Содержание планирования……………………………………………...… с.10

Список литературы для обучающихся и учителя………………………. с.15

Материально –техническое оснащение…………………………………    с.16

   Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы среднего (полного)  образования по  литературе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

Литература.

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

     Особенности организации учебного процесса:

      На изучение курса литературы  в 5  классе  по учебной программе отводится 68 часов. В связи с особенностями работы в вечерней школе количество часов сокращено до 18 часов, остальные часы даются на самостоятельное обучение.

      На изучение программы в 5  классе отводится 18 часа, из расчёта 0,5 ч в неделю.

     Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, которые имеют большой перерыв в обучении, низкий уровень знаний.  Для нормализации нагрузки обучающихся используется дифференцированный подход, что способствует положительному отношению к учёбе. Выбор системы методов и приёмов обучения обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей  обучающихся ,  формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Цели  изучения:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.:

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего

      В  нашей программе деление часов представлено следующим образом:

      Количество учебных часов:

      В   год-18   (0, 5 часов в неделю)

      В том числе контрольных работ –

      Зачётов—5.

 

Планируемые результаты. Система контроля.

 Требования к уровню подготовки  обучающихся  6 класса:

  • В результате изучения литературы ученик должен знать:
  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

При изучении курса проводится 2 вида контроля:

текущий – контроль в процессе изучения темы;

формы: устный опрос, тестирование, самостоятельные работы

итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела;

формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование, практические работы.

   

  1.              Формы занятий:
  1. Групповое занятие
  2. индивидуальная консультация
  3. зачёт

 Формы организации образовательного процесса

·         уроки-лекции

·         уроки-собеседования

·         урок-практическая работа

·         уроки с групповыми формами работы

·         уроки-зачеты

Критерии устного ответа по литературе:

"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.

"ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы. 

Тематическое планирование.

№ урока

                          Тема урока

Тип урока

Дом. задание

Устное народное творчество-2 часа.

     1

Малые жанры фольклора.

лекция-беседа

С.7- 8, вопр

     2

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».

практикум

. С. 28-39, вопр.

Из древнерусской литературы-1 час.

      3

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

практикум

С. 46-49

Из литературы 18 века-1 час.

      4

М.В. Ломоносов «Случилось вместе два астронома в пиру…»

практикум

С.52, вопр.

     

Зачёт № 1. Древнерусская литература. Литература 18 века.

Из литературы 19 века-10 часов.

     5

И.А. Крылов. Басни.

практикум

С.52, вопр.

     6

А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».

Задание в тетради

      7

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

практикум

С.165-172, вопр.

      8

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».

Практикум

С.174. вопр.

Зачёт № 2. Литература первой половины 19 века.

    9

Н.А. Некрасов. Лирика.

Практикум

. С. 196, вопр.

    10

И.С. Тургенев. «Муму».

Беседа

вопр. в тетради

    11

А.А. Фет. «Весенний дождь».

Практикум

Выраз. чтение, вопр. в тетради

Зачёт №3 по теме: Творчество Некрасова, Тургенева, Фета.

     12  

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

Беседа

зад. в тетради

     13

А.П. Чехов. «Хирургия».

Практикум

С 282-287, вопр.

     14

Поэты  XIX века о Родине и родной природе.

Практикум

Выр. Чт.

Зачёт № 4. Литература второй половины 19 века.

Из литературы ХХ века-3 часа.

     15

В.Г. Короленко. «В дурном обществе».

беседа

Зад. в тетради

     16

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

беседа

Зад. в тетради

     17

В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

беседа

Зад. в тетради

Зачёт № 5. Литература 20 века.

Из зарубежной литературы-1 час.

     18

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»

практикум

Выраз. чтение, вопр. в тетради

Содержание планирования

Отличительной особенностью рабочей программы является то, что исходя из особенности вечерней школы уменьшено количество часов на изучение материала на уроках, поэтому остальные часы даются на самостоятельное изучение  Это позволяет охватить весь изучаемый материал.

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное обучение

1. Введение.

   1

   __

  1

2. Устное народное творчество.

   6

    2

   4

3. Из древнерусской литературы.

   1

    1

   __

4. Из литературы XVIII века.

   2

    1

    1

5. Из литературы XIX века.

   28

    10

     18

6. Из литературы XX века.

   21

    3

     18

5. Из зарубежной литературы.

    9

    1

      8

Итого:

   68

     18

      50

Срок реализации рабочей программы – один учебный год.

Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, элементы частично-поискового метода.

Технологии: личностно-ориентированная, ИКТ.

Основное содержание:

  1. Введение.

  Основные термины и понятия: 

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Знать:

- роль книги в жизни человека;

- структурные элементы книги;

      - учебник литературы и работа с ним;

     Уметь:

    - находить структурные элементы книги;

    - работать с  учебником литературы.

  1. Устное народное творчество—2 часа.

Основные термины и понятия:

Фольклор. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Знать:

- фольклор;

- малые жанры фольклора;

- детский фольклор;

- сказки о животных, волшебные, бытовые;

Уметь:

- выразительно читать колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки;

- пересказывать близко к тексту сказки;

  - находить эпитеты гиперболу,  сказочные формулы,  сравнение;

- отвечать на поставленные вопросы.

3. Из древнерусской литературы—1 час.

Основные термины и понятия:

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. Летопись—один из жанров древнерусской литературы (начальное представление).

        Знать:

   - летопись (начальное представление);

7

  - «Повесть временных лет» как литературный памятник;

  - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

   - отзвуки фольклора в летописи.

   -  герои старинных «Повестей…»

Уметь:

   - пересказывать близко к тексту повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

   - отвечать на поставленные вопросы.

4. Из литературы XVIII века—1 час.

Основные термины и понятия:

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.  Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

        Знать:

  - краткий рассказ о жизни М.В. Ломоносова;

 - стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»;

 -  роды литературы: эпос, лирика;

 - жанры литературы;

Уметь:

- выразительно читать стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»;

- отвечать на поставленные вопросы..

 5. Из литературы XIX века—10 часов.

Основные термины и понятия:

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). Русские басни. Аллегория, понятие об эзоповом языке. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. Баллада (начальное представление). Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки. «Бородино-- историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация. «Заколдованное место» Н.В. Гоголя—поэтизация  народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. . Фантастика и юмор в повести. Н.А. Некрасов.  «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. «На Волге».  Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Иван Сергеевич Тургенев. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. . Портрет, пейзаж. Литературный герой. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. . Сравнение. Сюжет. А.П. Чехов. « Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Поэты века XIX о Родине и родной природе. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

  Знать:

- биографии писателей XIX века;

- произведения писателей XIX  века;

- жанр басни, аллегория, понятие об эзоповом языке;

8

- сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки;

-  герои литературной сказки, особенности сюжета;

- баллада (начальное представление);

- образы, события, мотивы и сюжеты пушкинских произведений;

-  стихотворная и прозаическая речь;

- рифма, ритм, строфа, способы рифмовки;

- сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация;

- портрет, пейзаж.

-  литературный герой;

- речь персонажей как средство их характеристики;

Уметь:

- выразительно читать басни, стихотворения;

- находить сходные и различные черты народной и литературной сказок;

- описывать героев произведений;

- находить в тексте сравнение, гиперболу, эпитет, метафору, звукопись, аллитерацию;

- описывать пейзаж;

- читать наизусть стихотворения;

     - отвечать на поставленные вопросы..

6   Из литературы XX века.

Основные термины и понятия:

И.А. Бунин.  «Косцы» —эстетическое и этическое начало в рассказе. Владимир Галактионович Короленко.. «В дурном обществе». Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. . Портрет. Композиция литературного произведения (начальное представление). Сергей Александрович Есенин. Своеобразие языка есенинской лирики. Павел Петрович Бажов. «Медной горы Хозяйка», Своеобразие языка, интонации сказа.  Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное). К.Г Паустовский. Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки. . Драма как род литературы. Пьеса-сказка. Андрей Платонович Платонов. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Фантастика в литературном произведении. . В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Автобиографичность литературного произведения. Стихотворные произведения о войне. Произведения о Родине и родной природе. Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор.

    Знать:

- биографии писателей XX века;

- произведения писателей XX века;

- композиция литературного произведения (начальное представление);

- своеобразие языка есенинской лирики;

- сказ как жанр литературы,  сказ и сказка (общее и различное);

- автобиографичность литературного произведения;

- стихотворные произведения о войне;

9

-  произведения о Родине и родной природе;

- образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей;

Уметь:

- выразительно читать стихотворения;

- находить композицию в художественном произведении;

- читать наизусть стихотворения;

- находить автобиографические черты в литературном произведении;

- находить юмор в литературном произведении;

- отвечать на поставленные вопросы..

7. Из зарубежной литературы—1 час.

 Основные термины и понятия:

Роберт Льюис Стивенсон.«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Баллада. Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. «Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды. Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Марк Твен..

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Джек Лондон. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

   Знать:

- биографии зарубежных писателей;

- произведения зарубежных писателей;

- баллада (развитие представлений);

  Уметь:

- выразительно читать стихотворения;

- пересказывать произведения;

-  отвечать на поставленные вопросы..

Список литературы для обучающегося и учителя.

Учебно-методический комплекс учителя:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.
  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2004.
  3. Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006.
  4. Литература. 5 класс. Поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина. Учитель: Волгоград, 2009г.
  5. Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии: Литература 5 класс в 2-х частях. Автор-составитель В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, М: ЭКЗАМЕН, 2008г.
  6. Все произведения школьной программы в кратком изложении 5—9 классы. Н.В. Егорова, М: ВАКО, 2007г.
  7. Литературав таблицах 5—11 классы,. Справочные материалы. Н.П. Миронова. М: АСТ Астрель. Хранитель, 2006г.

Учебно-методический комплекс обучающегося:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.
  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2004.
  3. Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии: Литература 5 класс в 2-х частях. Автор-составитель В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, М: ЭКЗАМЕН, 2008г.
  4. Все произведения школьной программы в кратком изложении 5—9 классы. Н.В. Егорова, М: ВАКО, 2007г.
  5. Литературав таблицах 5—11 классы,. Справочные материалы. Н.П. Миронова. М: АСТ Астрель. Хранитель, 2006г.

Материально –техническое оснащение

         1.Изобразительно – выразительные средства языка.

Роды литературы. Жанровая система.

2.Изобразительно – выразительные средства языка.

Стихосложение. Рифма.

3.Виды строф в лирике. (2)

4.Твёрдые стихотворные формы.

5.Строфа. Виды строф.

6. Принципы ритмической организации стихотворных произведений.

7. Темы и мотивы в лирике.

8. Лирический герой.

9. Схема анализа стихотворения.

10. Жанры лирики (2)

 Комплект портретов. Русские писатели 20 века.

А.А.Ахматова, А.А.Блок, М.А.Булгаков, И.А.Бунин, М.Горький, С.А.Есенин, Е.И.Замятин, А.И.Куприн, В.В.Маяковский, Б.Л.Пастернак, А.Т.Твардовский, М.И.Цветаева, И.С.Шмелёв, М.А.Шолохов.

      Комплект портретов. Русские писатели 18-19 веков.

 Н.В.Гоголь, А.С.Грибоедов, Ф.М. Достоевский, И.А.Крылов, М.Ю.Лермонтов, Н.С.Лесков, М.В.Ломоносов, Н.А.Некрасов, А.Н.Островский, А.С.Пушкин, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев, А.П.Чехов.

 

     Мультимедиа комплекс.



Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                                                                               Утверждаю

на педсовете                                                                                               директор школы            

протокол №1                                                                                              приказ № 62-о

от 20. 08 2012                                                                                            от «___» _____2012

                                                                                                                    ________________

                                                                                                                     В.А. Шкарупелова

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 6 класса

Автор -составитель: Мамонова Н.В.

учитель русского языка и литературы

Михайловка

2012

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………  с.3

Планируемые результаты.

Система контроля……………………………………………………………с. 6

Тематическое планирование…………………………………………...…  с.  8

Содержание планирования……………………………………………...… с.10

Список литературы для обучающихся и учителя………………………. с.16

Материально –техническое оснащение…………………………………    с.17

Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы среднего (полного)  образования по  литературе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

Литература.

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

     Особенности организации учебного процесса:

      На изучение курса литературы  в 6  классе  по учебной программе отводится 68 часов. В связи с особенностями работы в вечерней школе количество часов сокращено до 18 часов, остальные часы даются на самостоятельное обучение.

      На изучение программы в 6  классе отводится 18 часа, из расчёта 0,5 ч в неделю.

     Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, которые имеют большой перерыв в обучении, низкий уровень знаний.  Для нормализации нагрузки обучающихся используется дифференцированный подход, что способствует положительному отношению к учёбе. Выбор системы методов и приёмов обучения обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей  обучающихся ,  формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Цели  изучения:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.:

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего

     В  нашей программе деление часов представлено следующим образом:

     Количество учебных часов:

     В   год-18   (0, 5 часов в неделю)

     В том числе контрольных работ –

      Зачётов 5.

Планируемые результаты. Система контроля.

 Требования к уровню подготовки  обучающихся  6 класса:

  • В результате изучения литературы ученик должен знать:
  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

 При изучении курса проводится 2 вида контроля:

текущий – контроль в процессе изучения темы;

формы: устный опрос, тестирование, самостоятельные работы

итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела;

формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование, практические работы.

   

  1.              Формы занятий:
  1. Групповое занятие
  2. индивидуальная консультация
  3. зачёт

 Формы организации образовательного процесса

·         уроки-лекции

·         уроки-собеседования

·         урок-практическая работа

·         уроки с групповыми формами работы

·         уроки-зачеты

Критерии устного ответа по литературе:

"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.

"ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы. 

Тематическое планирование

№ урока

        Тема урока

Тип урока

Дом. задание

Устное народное творчество-1 час.

  1

Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки.

Беседа

Ч. 1, с. 36-47, вопросы.

Из древнерусской литературы-1 час.

  2

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Беседа

Ч. 1, с. 58-65, вопросы.

Из литературы XVIII века-1 час.

  3

И.И. Дмитриев. Басня «Муха», И.А. Крылов. Басни.

беседа—

практикум

зад. в тетради

Зачёт № 1. УНТ. Древнерусская литература. Литература  XVIII века

Из литературы XIX века-7 часов.

   4

А.С. Пушкин. Лирика. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

беседа—

практикум

Ч.1, с. 65-71, вопросы.

   5

А.С. Пушкин. «Дубровский».

беседа—

практикум

зад. в тетради

   6

М.Ю. Лермонтов. Лирика.

практикум

Ч. 1, с. 157-168, вопросы.

Зачёт № 2. Творчество А. Пушкина, М. Лермонтова.

   7

И.С. Тургенев. «Бежин луг».

беседа

зад. в тетради

   8

Ф.И. Тютчев. Лирика. А.А. Фет. Лирика.

беседа—

практикум

Ч. 1, с. 305-309, вопросы.

    9

Н.А. Некрасов. «Дедушка», «Железная дорога».

беседа—

практикум

зад. в тетради

 10

Н.С. Лесков, «Левша». А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»

беседа

Ч. 1, с. 296, вопросы

Зачёт № 3.  Литература XIX века.

Из литературы ХХ века-5 часов.

 11

А.А. Платонов. «Неизвестный цветок». А.С. Грин. «Алые паруса».

беседа

зад . в тетради

 12

М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».

беседа—

практикум

Ч. 2, с. 71, вопросы.

 13

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

беседа—

практикум

Ч. 2, с. 128, вопросы.

  14

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

беседа—

практикум

Ч. 2, с. 189, вопросы.

  15

В.М. Шукшин. «Срезал», «Критики».

беседа—

практикум

зад. в тетради

Зачёт № 4. Литература ХХ века.

Из литературы народов России (обзор)-1 час.

  16

Из литературы народов России (обзор).

лекция

зад. в

тетради

Мифы народов мира (обзор)-1 час.

  17

Мифы народов мира (обзор).

лекция

Ч. 1, с. 36, вопросы.

Произведения зарубежных писателей (обзор)-1 час.

   18

Произведения зарубежных писателей (обзор).

лекция

зад. в тетради.

Зачёт № 5. Мифы народов мира.  Произведения зарубежных писателей.

Содержание планирования

Отличительной особенностью рабочей программы является то, что исходя из особенности вечерней школы уменьшено количество часов на изучение материала на уроках, поэтому остальные часы даются на самостоятельное изучение  Это позволяет охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности у обучающихся.

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное обучение

1. Введение.

   1

   __

  1

2. Устное народное творчество.

   3

    1

   2

3. Из древнерусской литературы.

   1

    1

   __

4. Из литературы XVIII века.

   1

    1

    __

5. Из литературы XIX века.

   33

    7

     26

6. Из литературы XX века.

   19

   5

     14

7. Из литературы народов России (обзор).

  1

   1

__

8. Мифы народов мира.

  3

   1

      2

9. Из зарубежной литературы.

    6

    1

      5

Итого:

   68

     18

      50

Срок реализации рабочей программы – один учебный год.

Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, элементы частично-поискового метода.

Технологии: личностно-ориентированная, ИКТ.

Основное содержание:

1. Введение—1 час.

 Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

2. Устное народное творчество—1 час.

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

3. Из древнерусской литературы—1 час.

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

4. Из русской  литературы XVIII века—1 час.

   И.И. Дмитриев. « Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужых заслуг.  Смех над ленью и хвастовством.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

5. Из русской литературы XIX—7 часов.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

6. Из русской литературы XX века.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы. 7. Из литературы народов России (обзор).

7. Из литературы народов России (обзор)—1 час.

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой Родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа.

Касан Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», Каким бы малым не был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы.

      Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.  

8. Зарубежная литература—1 час.

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

9. Мифы народов мира—1 час.

 Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

      Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

 Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Список литературы для обучающегося и учителя.

Учебно-методический комплекс учителя:

  1. Полухина В.П., Литература 6 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.
  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 6 класс. М. Просвещение. 2004.
  3. Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 6 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006.
  4. Литература. 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина. Учитель: Волгоград, 2009г.
  5. Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии: Литература 6 класс в 2-х частях. Автор-составитель В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, М: ЭКЗАМЕН, 2008г.
  6. Все произведения школьной программы в кратком изложении 5—9 классы. Н.В. Егорова, М: ВАКО, 2007г.
  7. Литературав таблицах 5—11 классы,. Справочные материалы. Н.П. Миронова. М: АСТ Астрель. Хранитель, 2006г.

Учебно-методический комплекс обучающегося:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 6 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.
  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 6 класс. М. Просвещение. 2004.
  3. Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии: Литература 6 класс в 2-х частях. Автор-составитель В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, М: ЭКЗАМЕН, 2008г.
  4. Все произведения школьной программы в кратком изложении 5—9 классы. Н.В. Егорова, М: ВАКО, 2007г.
  5. Литературав таблицах 5—11 классы,. Справочные материалы. Н.П. Миронова. М: АСТ Астрель. Хранитель, 2006г.

Материально –техническое оснащение

1.Изобразительно – выразительные средства языка.

Роды литературы. Жанровая система.

2.Изобразительно – выразительные средства языка.

Стихосложение. Рифма.

3.Виды строф в лирике. (2)

4.Твёрдые стихотворные формы.

5.Строфа. Виды строф.

6. Принципы ритмической организации стихотворных произведений.

7. Темы и мотивы в лирике.

8. Лирический герой.

9. Схема анализа стихотворения.

10. Жанры лирики (2)

 Комплект портретов. Русские писатели 20 века.

А.А.Ахматова, А.А.Блок, М.А.Булгаков, И.А.Бунин, М.Горький, С.А.Есенин, Е.И.Замятин, А.И.Куприн, В.В.Маяковский, Б.Л.Пастернак, А.Т.Твардовский, М.И.Цветаева, И.С.Шмелёв, М.А.Шолохов.

      Комплект портретов. Русские писатели 18-19 веков.

 Н.В.Гоголь, А.С.Грибоедов, Ф.М. Достоевский, И.А.Крылов, М.Ю.Лермонтов, Н.С.Лесков, М.В.Ломоносов, Н.А.Некрасов, А.Н.Островский, А.С.Пушкин, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев, А.П.Чехов.

 

     Мультимедиа комплекс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса.Авт. В.П. Полухина. Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. - М.:Просвещение, 20

Рабочая программа по литературе  для обучающихся 6    класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе (базовый уровень)...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса. Учителя русского языка и литературы МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Домниной Ирины Хабибуловны.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по литературе для 8 класса,учителя  русского языка и литературыМКОУ «Новослободская  средняя общеобразовательная школа»Домниной Ирины Хабибуловны....

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая программа по литературе для 5 классов учителя русского языка и литературы МБОУ "МО г. Нягань "СОШ№4" Андреевой Альмиры Даниловны

Данная рабочая программа рассчитана для изучения литературы в 5 классе на базовом уровне и составлена в соответствии с положением ФГОС общего образования....

Рабочая программа по литературе 5-11 класс, КТП по литературе 6 класс

Разработана на основе  авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией В.Я.Коровиной (Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Беляева Н. В. Литерат...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год

Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ...