Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год
рабочая программа по литературе (5 класс)

Немцева Светлана Равиновна

Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результатами; 2) Календарно-тематическое планирование, рассчитанное на 3 часа в неделю (1102 часа в год); 3) Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, видов учебной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа № 70 г. Владивостока»

  «РАССМОТРЕНО»                   «СОГЛАСОВАНО»              «УТВЕРЖДАЮ»

на методическом объединении      заместитель директора по УВР             директор МБОУ « СОШ№70»учителей

гуманитарного цикла                  _________   Щеглова В.В.             ____ Никулина О.А.

протокол  №__от________                    «__» _______ _____2018 г.             приказ №  ___  

   от ____________2018                                                                                                                                                                                                                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   литературе для 5 «В» класса

на 2018 - 2019 учебный год

                                                

Рабочая программа составлена на основе программы Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год 

                                                                               

                                         Составитель:

                                                        _Немцева Светлана Равиновна, учитель русского языка и литературы                                                                                                                                           (высшая квалификационная категория)

 Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Примерной программы основного общего образования по литературе базового уровня;

-Программы курса «Литература 5—9 классы», соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту,  авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин,– Москва, «Русское слово», 2012;

- материалов  учебно-методического комплекса по литературе для 5 класса Г.С.Меркина, Москва, «Русское слово», 2013 г.    

1. Планируемые результаты освоения программы по литературе в 5 классе

Личностными результатами являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

2. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема раздела/урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

Введение  (1 час)

1

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества.

1

Из мифологии  (3 ч.)

2

Античный миф. «Рождение Зевса».

1

3

Миф «Олимп». Представление древних греков о сотворении Вселенной.

1

4

«Одиссей на острове циклопов. Полифем». Миф как явление эстетическое

1

Из устного народного творчества (7 ч.+ 2 ч. р/р)

5

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки.

1

6

Пословицы и поговорки. Отличие пословиц и поговорок.

1

7

Р.Р. Сочинение по пословице.

1

8.

Р/р. Проверка техники чтения.

1

9

Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка».

1

10

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

1

11

Сказки народов России. «Падчерица».

1

12

Особенности волшебной сказки.

1

13

Мини-проект «Скоро сказка сказывается».

1

Из древнерусской литературы (2 ч.)

14

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». Летопись как жанр.

1

15

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Нравственная позиция автора в произведения.

1

Басни народов мира (1 ч.)

16

Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Басня как жанр.

1

Русская басня (5 ч.+1 ч. р/р)

17

Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»

1

18

Сравнительный анализ басен о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского,  А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.

1

19

Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне». Историческая основа.

1

20

И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха». Сатирическое и нравоучительное в баснях.

1

21

Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.

1

22

Русская басня в XX веке.

1

Из литературы XIX века (32 ч. + 6 ч. р/р.)

23

Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам.

1

24

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». Поэт и няня Арина Родионовна.

1

25

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки.

1

26

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

1

27

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). Рифма.

1

28

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». Образы природы в стихотворении.

1

29

Р/р. Час поэзии. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

1

30

Поэзия XIX века о родной природе.

1

31

Поэзия XIX века о родной природе.

1

32

Краткие биографические сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам.

1

33

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.

1

34

Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

1

35

Р/р. Классное сочинение «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников).

1

36

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

1

37

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

1

38

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

39

Вн. чт. Повесть «Сорочинская ярмарка». Образы и события в повести

1

40

Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия

в Спасское-Лутовиново.

1

41

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима

1

42

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью

1

43

Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.

1

44

Р/р. Классное сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».

1

45

Вн.чт. Сборник рассказов «Записки охотника». Тематика рассказов.

1

46

Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача».

1

47

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево.

1

48

Н.А.Некрасов. Особенности композиции  стихотворения «Крестьянские дети».

1

49

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам.

1

50

Р/р.Сочинение-рассказ об одном дне крестьянского мальчика по иллюстрации.

1

51

А. Н. Некрасов. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины в стихотворении.

1

52

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

1

53

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

1

54

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

1

55

Р/р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

1

56

Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова.

1

57

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Жанровое своеобразие рассказа.

1

58

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Приемы создания характеров и ситуаций.

1

59

Р/р. Работа творческой мастерской.  Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.

1

60

Презентация мини-проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова).

1

Из литературы XX века (28 ч. + 1 ч. р/р.)

61

Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам.

1

62

Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.

1

63

И.А.Бунин. Рассказ  «В деревне». Восприятие главным героем природы и окружающего мира

1

64

И.А.Бунин. «Подснежник».  Влияние семейных традиций на формирование личности.

1

65

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия.

1

66

Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

1

67

Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

1

68

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.

1

69

Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

1

70

Р/р. Обучение анализу эпизода.

1

71

Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места.

1

72

А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» Любовь к родной природе в поэзии А.Блока.

1

73

С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове.

1

74

С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» Образ Родины и образ природы

1

75

С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» Малая и большая родина.

1

76

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. Экскурсия в  библиотеку.

1

77

А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

1

78

А.П.Платонов. «Цветок на земле». Образы главных героев; своеобразие языка.

1

79

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе.

1

80

П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.

1

81

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

1

82

Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Урок-викторина

1

83

Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

1

84

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Васюткино озеро».

1

85

Основные черты характера героя рассказа В. П. Астафьева

«Васюткино озеро»

1

86

Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.

1

87

Родная природа в произведениях писателей XX века.

1

88

В.И.Белов. «Весенняя ночь». Красота земли

1

89

В.Г.Распутин. «Век живи – век люби». Идея рассказа.

1

Из зарубежной литературы (12 ч.+ 1 ч.р/р)

90

Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

1

91

Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Черты характера главного героя.

1

92

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия на родину сказочника.

1

93

Сказка  Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.

1

94

Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы

в произведениях М.Твена.

1

95

М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

1

96

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

1

97

Ж.Рони-Старший.  Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

1

98

Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

1

99

Р/р. Проверка техники чтения.

1

100

Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен.

1

101

А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

1

Повторение (1ч.)

102

Заключительный урок. Рекомендации для летнего чтения.

1

3. Содержание учебного предмета  с  указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

№ п/п

Тема урока 

Кол-во часов по теме

Содержание урока

Форма организации урока

Основные виды деятельности учащихся

Введение (1 ч.)

1

Книга – твой друг. 

1

Литература как искусство слова. Писатель-книга-читатель. Книга художественная  и учебная.  Особенности работы с учебной хрестоматией

Урок открытия нового знания

Работа с учебником, работа  в парах, составление пословиц, участие в игровой ситуации

Из мифологии  (3 ч.)

2

Античный миф. «Рождение Зевса».

1

Рассказ о мифе и мифологии. Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Основные категории мифов.

Урок открытия нового знания

Сообщения, составление вопросов, выразительное чтение, работа с таблицей.

3

Миф «Олимп». Представление древних греков о сотворении Вселенной.

1

Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Основные категории мифов.

урок общеметодической направленности

Сообщения, работа с таблицей, с иллюстрациями, беседа

4

«Одиссей на острове циклопов. Полифем». Миф как явление эстетическое.

1

Мифологические сюжеты в литературных произведениях. Рассказ о Гомере и его «Одиссее». Древнегреческие мифы как сюжетная основа гомеровского «Рождение эпоса».

Урок рефлексии

Сообщения, составление плана ,выразительное чтение, работа в парах, составление таблицы.

Из устного народного творчества (8 ч.+ 1 ч. р/р)

5

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки.

1

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадка в русских сказках, например «Мудрая дева».

Урок открытия нового знания

Работа с учебником, заполнение таблицы, сообщения, конструирование загадки

6

Пословицы и поговорки. Отличие пословиц и поговорок.

1

Малые жанры фольклора. Различие между пословицами и поговорками. Виды пословиц и поговорок. Темы пословиц.

Урок рефлексии

Беседа, составление таблицы, экскурсия по книжной выставке. Конструирование пословиц, составление толкований, ответы на вопросы, защита иллюстраций

7

Р.Р. Сочинение по пословице.

1

Тема и основная мысль сочинения. Композиция сочинения. Основные части текста. Конструирование текста.

Урок развития речи

Выявление фактических, логических, речевых ошибок, редактирование Составление плана,

8

Сказка. «Царевна-лягушка». Сказка как жанр устного народного творчества.

1

Художественные особенности волшебной сказки. Сюжет в волшебной сказке.  Сказочные образы. Проблематика. Народные представления о духовном облике жены. Сказка и миф: сходства и различия. Сказочники. Собиратели сказок.

Урок открытия нового знания

Составление таблицы, лексическая работа, пересказ, работа над мини-проектом

9

Проверка техники чтения

1

Проверка и учёт навыков правильного,  беглого, осознанного чтения

Урок развития речи

Работа с книгой,  работа в парах,

выразительное чтение,

10

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» Подготовка к мини-проекту.

1

Отличие бытовой сказки от волшебной.

Нравоучительный и философский смысл сказок.

Урок открытия нового знания

Пересказ, составление таблицы, работа над мини-проектом, иллюстрирование

11

Сказки народов России. «Падчерица». Подготовка к мини-проекту.

1

Нравственная основа сказок о падчерице и мачехе, отличие народной и литературной сказки. Народная мораль в характере и поступках героев.

Урок рефлексии

Беседа, пересказ, иллюстрирование, работа над проектом

12

Особенности волшебной сказки. Подготовка к мини-проекту.

1

Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж. Знакомство с творчеством знаменитых сказочников.

Урок открытия нового знания

Сообщения, беседа, работа с таблицей, работа над проектом

13

Мини-проект «Скоро сказка сказывается».

1

Актуализация знаний учащихся, углубление представлений о сказке.

Урок открытия нового знания

Защита проекта, иллюстрирование, инсценирование фрагмента

Из древнерусской литературы (2 ч.)

14

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». Летопись как жанр.

1

Первичные представления о древнерусской литературе. «Расселение славян». Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе.

Урок открытия нового знания

Сообщение, составление вопросов, конструирование диалога, выразительное чтение

15

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Нравственная позиция автора в произведения.

1

Символическое значение легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в «Повести временных лет», значение имен Кий, Щек, Хорив, Лыбедь, особенности языка памятника древнерусской письменности.

Урок открытия нового знания

Пересказ, сообщения, работа с текстом

Басня (6 ч.+1 ч.р/р)

16

Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Басня как жанр.

1

Знакомство с легендами об Эзопе. Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы). Значение морали басни. Роль басен Эзопа в жизни общества.

Урок открытия нового знания

Беседа, выразительное чтение, составление вопросов к статье учебника, сообщения инсценирование.

17

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»

1

Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Знакомство с  биографией М.В.Ломоносова, выявление морали, особенностей языка басни «Случилось два астронома в пиру…»

Урок открытия нового знания

Составление плана статьи учебника, сообщение, лексическая работа, выразительное чтение

18

Сравнительный анализ басен о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского,  А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.

1

Знакомство с биографией А.Сумарокова, В.Тредиаковского, выявление морали, особенностей языка басен. Нравственная проблематика басен, злободневность.

Урок общеметодической направленности

Работа с иллюстрациями, исследовательская работа, сообщения

19

Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне». Историческая основа.

1

Жанр басни в творчестве Крылова, народные истоки И.Крылова, его мировосприятие

Урок открытия нового знания

Сообщения, беседа, лексическая работа

20

И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха». Сатирическое и нравоучительное в баснях.

1

Обличение пороков (глупости, хитрости, невежества) в баснях Крылова. Динамизм и многозначность характеров  в баснях, защита баснописцем нравственных устоев общества.

Урок рефлексии

Иллюстрирование, выразит. чтение, сообщения.

21

Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.

1

Различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям).

Урок развития речи

Чтение наизусть, чтение по ролям.

22

Русская басня в XX веке.

1

Знакомство с биографией и творчеством  С.В.Михалкова, выявление морали басен «Грибы», «Зеркало».

Урок открытия нового знания

Сообщения, выразительное чтение, лексическая работа, беседа

Из литературы XIX века (32 ч. + 6 ч. р/р.)

23

Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам.

1

Воссоздание атмосферы эпохи начала XIX века, знакомство с фактами биографии А.С.Пушкина. Семья поэта  и книга в его жизни.

Урок открытия нового знания

Работа с учебником, с портретами Пушкина, беседа, сообщения

24

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». Поэт и няня Арина Родионовна.

1

Знакомство с некоторыми фактами биографии Арины Родионовны Яковлевой, определение ее роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности  лирического героя стихотворения

Урок открытия нового знания

Выразит. чтение стихотворения, работа с тропами, с иллюстрациями, беседа

25

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки.

1

Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Понятие о стихотворной сказке.

Урок рефлексии

Беседа, сообщения, работа с иллюстрациями,  работа в группах

26

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

1

Нравственная проблематика, воскрешающая сила добра, литературные приемы создания сказочной ситуации.

Урок рефлексии

Беседа, сообщения, работа с иллюстрациями, чтение наизусть

27

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). Рифма.

1

Работа с ключевыми понятиями: сказочные традиции, мотивы народного творчества, богатство выразительных средств, сказочная основа вступления в поэме, природа волшебного в сказке. Поэма «Руслан и Людмила» в живописи и музыке.

Урок рефлексии

Работа с ключевыми понятиями, сообщения, выразит. чтение ,сжатый пересказ

28

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». Образы природы в стихотворении.

1

Образы природы в стихотворении

Урок открытия нового знания

Выразит. чтение, работа с иллюстрациями, с учебником

29

Р/р. Час поэзии. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

1

Красота поэтического слова. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Роль тропов.

Урок развития речи

Выразительное чтение стихотворений, наблюдение над особенностями ритмики.

30

Поэзия XIX века о родной природе.

1

Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»,Е.А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..».

Урок открытия нового знания

Выраз. чтение, сообщения, лексическая работа.

31

Поэзия XIX века о родной природе.

Стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...», А.А. Фета «Чудная картина...», И.З. Сурикова «В ночном».

Составление таблицы, исследовательская работа с текстом.

32

Краткие биографические сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам.

1

Детские  годы поэта, родное гнездо Тарханы, воспоминания о детстве в лирике поэта «И вижу я себя ребенком…».

Урок открытия нового знания

Сообщения, работа с учебником, презентация

33

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.

1

Начало литературной деятельности Лермонтова, интерес  к истории России. История создания «Бородино», бородинская битва и русские солдаты в изображении поэта.

Урок открытия нового знания

Сообщения, работа с учебником, презентация, лексическая работа

34

Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

1

Мастерство поэта в создании батальных сцен, их достоверность, сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом.

Урок открытия нового знания

Работа с текстом, с терминами, исследовательская работа.

35

Р/р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников).

1

Обобщение и систематизация знаний, полученных  в ходе работы над темой. Тема и основная мысль сочинения. Особенности сочинения, написанного от лица участника событий.

Урок развития речи

Создание рабочих материалов, составление плана сочинения, беседа, редактирование

36

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

1

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. Фантастика народных сказок в произведении.

Урок открытия нового знания

Сообщения, работа с иллюстрациями, лексическая работа

37

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Оксана и кузнец Вакула.

1

Отражение в повести славянских преданий и легенд, реалистическое и фантастическое, образы и события, яркость и выразительность речи в повести.

Урок рефлексии

Работа с текстом, пересказ, иллюстрирование, работа с таблицей

38

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

Противопоставление реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга. Роль фантастических персонажей в произведении.

Урок открытия нового знания

Составление рассказа о герое, беседа, сообщения

39

Вн. чт. Повесть «Сорочинская ярмарка». Образы и события в повести

1

Роль фантастических персонажей в произведении. Выразительные средства для создания образов в повести.

Урок рефлексии

Сообщения, работа с иллюстрациями, лексическая работа

40

Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново.

1

Знакомство с фактами биографии И.С. Тургенева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Определение роли Спасского-Лутовинова в творческой биографии писателя. История создания «Муму».

Урок открытия нового знания

Сообщения, заочная экскурсия, беседа

41

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

1

Губительное влияние  крепостного права на господ и их слуг. Тематика и социальная проблематика рассказа, отношение автора к событиям, социальная несправедливость, бесправие, беззаконие.

Урок открытия нового знания

Пересказ, беседа, работа с иллюстрациями.

42

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

1

Герасим и барыня. Герасим и дворня, нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие; причины самовольного возвращения героя в родную деревню.

Урок общеметодической направленности

Сравнительная характеристика героев, беседа, работа с иллюстрациями

43

Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.

1

Роль пейзажа в сюжете рассказа. Внутренняя связь рассказа и стихотворения в прозе «Щи». Выражение в рассказе любви автора к русскому народу.

Урок рефлексии

Сообщения, выразит. чтение, лексическая работа, пересказ

44

Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений

1

Обобщение и систематизация полученных знаний. Конструирование текста в соответствии с требованиями.

Урок развития речи

Работа с планом, анализ эпизода, составление рабочих материалов к сочинению, редактирование

45

Вн.чт. Сборник рассказов «Записки охотника». Тематика рассказов.

1

Образ охотника в рассказах. Общность тематики и идейного замысла.

Урок открытия нового знания

Сообщения, работа с иллюстрациями, лексическая работа.

46

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык».

1

Стихотворение в прозе как жанр литературы. Идея стихотворения в прозе. Роль образных средств.

Урок открытия нового знания

Выраз.чтение, лексическая работа, анализ текста

47

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево.

1

Детские впечатления поэта. Тема крестьянской жизни в творчестве Н.А. Некрасова

Урок открытия нового знания

Сообщения, заочная экскурсия, беседа, заполнение таблицы

48

Н.А.Некрасов. Особенности композиции  стихотворения «Крестьянские дети».

1

Творческая история произведения. Выявление особенностей композиции. Крестьянская семья и дети.

Урок рефлексии

Выраз.чтение, лексическая работа, анализ текста, работа с репродукциями картин

49

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам.

1

Отношение автора к персонажам. Образ лирического героя. Яркость изображения крестьянских детей, их жизнерадостность, любознательность, оптимизм.

Урок общеметодической направленности

Анализ фрагмента стихотворения.

Составление плана, чтение наизусть, исследовательская работа

50

Р/р. Сочинение-рассказ об одном дне крестьянского мальчика по иллюстрации.

1

Иллюстрации к стихотворению. Связь произведений литературы с другими видами искусства.

Урок открытия нового знания

Работа со словарем. Написание сочинения.

51

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины в стихотворении.

1

Выявление фольклорной основы произведения, авторской позиции. Формирование представления  о строфе.

Урок развития речи

Анализ и выраз. чтение стихотворения «Тройка». Прослушивание романса, беседа

52

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

1

Биография писателя. Произведения, предназначенные для детей. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник».

Урок открытия нового знания

Сообщения, заполнение таблицы, беседа, работа с репродукциями

53

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

1

Л.Н. Толстой в Ясной Поляне, школа, творческая история рассказа «Кавказский пленник», своеобразие сюжета.

Урок рефлексии

Чтение по ролям, пересказ, словесное рисование, исследовательская работа

54

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

1

Две жизненные позиции, осуждение в рассказе трусости и слабости духа, прославление силы воли, мужества, стойкости и находчивости, речь персонажей и отражение в ней особенностей характеров и взглядов на жизнь и судьбу.

Урок общеметодической направленности

Составление цитатного плана, беседа, работа с иллюстрациями

55.

Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

1

Авторское отношение. Обобщение и систематизация полученных знаний. Аргументация собственного мнения.

Урок развития речи

Работа с планом, составление рабочих материалов к сочинению, редактирование

56

Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова.

1

Биография  А.П.Чехова. Семья в жизни писателя. Роль книги в жизни А.П.Чехова.

Урок открытия нового знания

Сообщения, выраз. чтение, работа с о статьей учебника

57

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Жанровое своеобразие рассказа.

1

Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Урок рефлексии

Выразительное чтение рассказа по ролям, работа над проектом

58

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Приёмы создания характеров и ситуаций.

1

Юмор в рассказе. Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характеров и взглядов на жизнь и судьбу.

Урок рефлексии

Пересказ, работа с терминами, выразительное чтение рассказа по ролям, работа над проектом

59

Р/р Работа творческой мастерской.  Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.

1

 Тема текста, основная мысль. Особенности юмористического рассказа по личным впечатлениям.

Урок развития речи

Составление  устного рассказа, работа с таблицей, конструирование начала и финала сочинения

60

Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова).

1

 Особенности художественной манеры Чехова. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Урок рефлексии

Защита и анализ проекта

Из литературы XX века (28 ч. + 1 ч. р/р.)

61

Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам.

1

Детские и юношеские годы писателя. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни Бунина.

Урок открытия нового знания

Сообщения, заочная экскурсия, беседа, работа с иллюстрациями

62

Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.

1

Тема природы и приемы ее реализации в стихотворении «Густой…». Художественное богатство стихотворения. Второй план стихотворения

Урок рефлексии

Выраз. чтение, сообщения, беседа, лексическая работа

63

И.А.Бунин. Рассказ  «В деревне». Слияние с природой как нравственное состояние героя.

1

Живописание природы как эстетической ценности, восприятие главным героем природы и окружающего мира. Слияние мальчика с природой,

Урок общеметодической направленности

Составление плана, исследовательская работа, беседа, работа с репродукциями

64

И.А.Бунин. «Подснежник». Образы природы в стихотворении.

1

Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Нравственно-эмоциональное состояние персонажа.

Урок рефлексии

Лексическая работа, выраз. чтение, составление рассказа

65

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. В художественном мире писателя.

1

Краткие сведения о писателе. Знакомство с фактами биографии, оказавшими влияние на процесс формирования мировоззрения, определение круга творческих интересов писателя.

Урок открытия нового знания

Сообщения, заочная экскурсия, беседа, ответ на вопрос

66

Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

1

Основная тематика рассказа (тяжелое детство, сострадание, чуткость, доброта).  Роль эпизода в создании образа героя.

Урок рефлексии

Лексическая работа, сообщения, беседа, исследовательская работа

67

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

1

Основная тематика рассказа (тяжелое детство, сострадание, чуткость, доброта).  Роль эпизода в создании образа героя, природа в жизни мальчика, значение финала. Нравственная проблематика рассказа.

Урок рефлексии

Выраз. чтение, сообщения, беседа, исследовательская работа

68

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.

1

Знакомство с событиями детства А.И.Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя.

Урок открытия нового знания

Выраз. чтение, сообщения, беседа, ответ на вопрос письменно

69

Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

1

Анализ рассказа. В воспоминаниях рассказчика, в описании природы слышен голос автора, скорбящего в разлуке с родиной.

Урок рефлексии

Анализ рассказа, лексическая работа, иллюстрирование, беседа

70

Р/р. Обучение анализу эпизода.

1

Эпизод как часть произведения Рассуждение как вид анализа текста. Выражение собственного мнения

Урок развития речи

Написание сочинения. Отзыв об эпизоде

71

Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного поэта. Блоковские места.

1

Детские впечатления А.Блока, книга в жизни юного поэта, блоковские места (Петербург, Шахматово). Любовь к родной природе в поэзии А.Блока.

Урок открытия нового знания

Сообщения, беседа, работа с учебником

72.

А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Образная система стихотворений.

1

Умение поэта чувствовать природу и сопереживать ей, художественное своеобразие стихотворения.

Урок рефлексии

Выраз. чтение, сообщения, беседа, иллюстрирование

73

С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове.

1

Биография писателя. Детские годы Есенина. В есенинском Константинове. Малая и большая родина.

Урок открытия нового знания

Сообщения, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопрос

74

С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…». Малая и большая родина.

1

Художественные приемы и музыка стиха. Образ Родины и образ природы в творчестве поэта

Урок рефлексии

Выразит. чтение, сообщения, беседа, иллюстрирование

75

С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…». Единство человека и природы.

1

Малая и большая родина. Художественные приемы и музыка стиха. Образ Родины и образ природы в творчестве поэта.

Урок рефлексии

Выразит. чтение, беседа, работа с репродукциями, лексическая работа

76

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.

1

Биография  писателя. Роль отца в жизни будущего писателя. Особенности творчества Платонова.

Урок открытия нового знания

Выразит. чтение, сообщения, работа с таблицей

77

А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

1

Тема рассказа, беда и радость, доброе и злое начало в окружающем мире. Главный герой рассказа, единение мальчика с природой, одухотворение природы в его воображении, чередование радости, страдания и счастья.

Урок общеметодической направленности

Составление плана, Выраз. чтение, сообщения, беседа, исследовательская работа

78

А.П.Платонов. «Цветок на земле». Образ главного героя.

1

Образы главных героев; своеобразие языка. Оптимистическое восприятие окружающего мира героями.

Урок рефлексии

Выраз. чтение, исследовательская работа, работа с текстом

79

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе.

1

Биография писателя.  Сказ как жанр литературы.

Урок открытия нового знания

Сообщения, работа с таблицей, беседа                                

80

П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.

1

Образ героя. Честность, добросовестность героя. Стремление к совершенному мастерству, тайны мастерства.

Урок рефлексии

Составление плана, лексическая работа, выраз. чтение, рассказ о событиях от лица участника

81

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

1

Реальность и фантастика в сказе. Приёмы создания художественного образа

Урок рефлексии

Литературоведческий, лингвистический анализ сказа. Сообщения, беседа

82

Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина.

1

Жизнь и творчество писателя. Детские произведения Носова.

Урок открытия нового знания

Сообщения, составление комментариев к книжной выставке,  иллюстрирование, пересказ.

83

Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

1

Выявление художественной идеи рассказа. Система образов. Речь героев как средство их характеристики.

Урок общеметодической направленности

Составление плана статьи, рассказ о писателе, сообщения, чтение по ролям,  беседа.

84

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Васюткино озеро».

1

Слово о писателе. Автобиографичность произведения.

Урок открытия нового знания

Сообщения, работа с иллюстрациями, характеристика героя

85

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек и природа.

1

Составление характеристики литературного героя.

Урок рефлексии

Беседа, составление рассказа по личным впечатлениям

86

Преодоление испытаний главным героем рассказа «Васюткино озеро».

1

«Робинзонада» как форма произведений мировой литературы. Характеристика героя.

Урок рефлексии

Беседа, составление рассказа по личным впечатлениям

87

Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.

1

Детские и юношеские годы писателя. Деревенское детство писателя. Война в жизни Е.И.Носова. Добро и доброта. Мир глазами ребенка. Юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Урок открытия нового знания

Сообщения, заполнение таблицы, беседа, пересказ, исследовательская работа

88

Родная природа в произведениях писателей XX века.

1

В.Ф.Боков  «Поклон», Н.М.Рубцов «В осеннем лесу», Р.Гамзатов «Песня соловья». Выявление художественных особенностей стихов.

Урок открытия нового знания

Сообщения, выраз. чтение, беседа, иллюстрирование

89

В.И.Белов. «Весенняя ночь». Выразительные средства в рассказе.

1

Анализ рассказа «Весенняя ночь». Средства выразительности, способствующие созданию художественного образа.

Урок рефлексии

Исследовательская работа, создание письменного высказывания в жанре лир. прозы, составление сборника «Красота земли»

90

В.Г.Распутин. «Век живи – век люби». Тематика и проблематика  рассказа.

1

Анализ текста. Выявление идеи рассказа. Утверждение чувства единства с миром,  любви как первоосновы мироздания.

Урок открытия нового знания

Анализ текста, выраз. чтение, беседа.

Из зарубежной литературы (15 ч.+ 1 ч.р/р)

91

Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

1

Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя. Черты характера главного героя (смелость, находчивость, способность не поддаваться панике и унынию, стойкость и трудолюбие).

Урок открытия нового знания

Сообщения, пересказ, иллюстрирование

92

Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Сюжетные линии.

1

Черты характера главного героя (смелость, находчивость, способность не поддаваться панике и унынию, стойкость и трудолюбие).

Урок рефлексии

Характеристика персонажа, комментарии к книжной выставке

93

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия на родину сказочника.

1

Знакомство с  некоторыми фактами из биографии писателя.  Библейские и мифологические мотивы в сказках Андерсена.

Урок открытия нового знания

Сообщение, беседа, викторина

94

Сказка  Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.

1

Библейские и мифологические мотивы в сказке. Сюжет сказки из семи рассказов. Реальное и фантастическое в произведении.

Урок рефлексии

Пересказ, составление вопросов, иллюстрирование, беседа.

95

Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена.

1

Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели.

Урок открытия нового знания

Сообщения, работа с иллюстрациями, таблицей

96

М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

1

Том и Гек. Дружба мальчиков. Приключения подростков. Бэкки Тетчер и Том. Внутренний мир героев, черты характера, изобретательность в играх - умение сделать мир интересным

Урок рефлексии

Выраз. чтение, беседа. Работа с иллюстрациями

97

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

1

Внутренний мир героев, черты характера, изобретательность в играх - умение сделать мир интересным.

Урок рефлексии

Чтение по ролям, письменный отзыв о герое, инсценирование

98

Ж.Рони-Старший.  Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

1

Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя. Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Урок общеметодической направленности

Работа с учебником, цитатный план, беседа

99

Краткие сведения о Дж.Лондоне.

1

Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Урок открытия нового знания

Сообщения, составление комментариев к репродукциям

100

Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

1

Характеристика героя: черты характера, проявляющиеся в его поступках, речь персонажей.

Урок общеметодической направленности

Сообщения, составление цитатного плана, пересказ, ответ на вопрос

101

Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен.

1

Знакомство с некоторыми фактами биографии писательницы.

Урок открытия нового знания

Сообщения, заочная экскурсия

102.

Заключительный урок. Рекомендации для летнего чтения.

1

Список произведений для летнего чтения

Урок рефлексии

беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу биологии "Человек и его здоровье" для 8 класса (по программе В.В.Пасечника)

Рабочая  программа по биологии для 8 класса составлена на  основе  авторской  программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образ...

программы по информатике 5-9 (Босова Л.Л.) и 10-11 классы(Угринович Н.Д.),элективный курс 11 класс

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатиза...

АДАПТИРВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы и обучающихся 9 класса по программе КРО VII вида

Настоящая программа по математике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной п...

АДАПТИРВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся 8 класса основной общеобразовательной школы и обучающихся 8 класса по программе КРО VII вида

Настоящая программа по математике для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ХИМИИ (среднее общее образование, базовый уровень) для 10 - 11 класса (УМК по химии для 10-11 классов О.С. Габриелян)

Программа курса химии 10 – 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.Основными вопросами химии являются изучение состава и стр...

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов

Рабочая программа разработана на основе авторской  учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г ....