Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результатами; 2) Календарно-тематическое планирование, рассчитанное на 3 часа в неделю (1102 часа в год); 3) Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, видов учебной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_5_klass_po_programme_merkina.doc | 375.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 70 г. Владивостока»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на методическом объединении заместитель директора по УВР директор МБОУ « СОШ№70»учителей
гуманитарного цикла _________ Щеглова В.В. ____ Никулина О.А.
протокол №__от________ «__» _______ _____2018 г. приказ № ___
от ____________2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 5 «В» класса
на 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год
Составитель:
_Немцева Светлана Равиновна, учитель русского языка и литературы (высшая квалификационная категория)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерной программы основного общего образования по литературе базового уровня;
-Программы курса «Литература 5—9 классы», соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту, авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин,– Москва, «Русское слово», 2012;
- материалов учебно-методического комплекса по литературе для 5 класса Г.С.Меркина, Москва, «Русское слово», 2013 г.
1. Планируемые результаты освоения программы по литературе в 5 классе
Личностными результатами являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
- в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
2. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела/урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
Введение (1 час) | |||
1 | Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. | 1 | |
Из мифологии (3 ч.) | |||
2 | Античный миф. «Рождение Зевса». | 1 | |
3 | Миф «Олимп». Представление древних греков о сотворении Вселенной. | 1 | |
4 | «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Миф как явление эстетическое | 1 | |
Из устного народного творчества (7 ч.+ 2 ч. р/р) | |||
5 | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. | 1 | |
6 | Пословицы и поговорки. Отличие пословиц и поговорок. | 1 | |
7 | Р.Р. Сочинение по пословице. | 1 | |
8. | Р/р. Проверка техники чтения. | 1 | |
9 | Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка». | 1 | |
10 | Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» | 1 | |
11 | Сказки народов России. «Падчерица». | 1 | |
12 | Особенности волшебной сказки. | 1 | |
13 | Мини-проект «Скоро сказка сказывается». | 1 | |
Из древнерусской литературы (2 ч.) | |||
14 | Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». Летопись как жанр. | 1 | |
15 | «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Нравственная позиция автора в произведения. | 1 | |
Басни народов мира (1 ч.) | |||
16 | Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Басня как жанр. | 1 | |
Русская басня (5 ч.+1 ч. р/р) | |||
17 | Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» | 1 | |
18 | Сравнительный анализ басен о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова, И.А.Крылова. | 1 | |
19 | Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне». Историческая основа. | 1 | |
20 | И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха». Сатирическое и нравоучительное в баснях. | 1 | |
21 | Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова. | 1 | |
22 | Русская басня в XX веке. | 1 | |
Из литературы XIX века (32 ч. + 6 ч. р/р.) | |||
23 | Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. | 1 | |
24 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». Поэт и няня Арина Родионовна. | 1 | |
25 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки. | 1 | |
26 | Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки. | 1 | |
27 | А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). Рифма. | 1 | |
28 | А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». Образы природы в стихотворении. | 1 | |
29 | Р/р. Час поэзии. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина. | 1 | |
30 | Поэзия XIX века о родной природе. | 1 | |
31 | Поэзия XIX века о родной природе. | 1 | |
32 | Краткие биографические сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. | 1 | |
33 | Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. | 1 | |
34 | Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». | 1 | |
35 | Р/р. Классное сочинение «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников). | 1 | |
36 | Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. | 1 | |
37 | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула. | 1 | |
38 | Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». | 1 | |
39 | Вн. чт. Повесть «Сорочинская ярмарка». Образы и события в повести | 1 | |
40 | Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. | 1 | |
41 | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима | 1 | |
42 | Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью | 1 | |
43 | Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. | 1 | |
44 | Р/р. Классное сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». | 1 | |
45 | Вн.чт. Сборник рассказов «Записки охотника». Тематика рассказов. | 1 | |
46 | Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача». | 1 | |
47 | Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево. | 1 | |
48 | Н.А.Некрасов. Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети». | 1 | |
49 | Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам. | 1 | |
50 | Р/р.Сочинение-рассказ об одном дне крестьянского мальчика по иллюстрации. | 1 | |
51 | А. Н. Некрасов. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины в стихотворении. | 1 | |
52 | Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну. | 1 | |
53 | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. | 1 | |
54 | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. | 1 | |
55 | Р/р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» | 1 | |
56 | Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова. | 1 | |
57 | Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Жанровое своеобразие рассказа. | 1 | |
58 | Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Приемы создания характеров и ситуаций. | 1 | |
59 | Р/р. Работа творческой мастерской. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни. | 1 | |
60 | Презентация мини-проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова). | 1 | |
Из литературы XX века (28 ч. + 1 ч. р/р.) | |||
61 | Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам. | 1 | |
62 | Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации. | 1 | |
63 | И.А.Бунин. Рассказ «В деревне». Восприятие главным героем природы и окружающего мира | 1 | |
64 | И.А.Бунин. «Подснежник». Влияние семейных традиций на формирование личности. | 1 | |
65 | Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия. | 1 | |
66 | Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе. | 1 | |
67 | Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа. | 1 | |
68 | А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате. | 1 | |
69 | Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа. | 1 | |
70 | Р/р. Обучение анализу эпизода. | 1 | |
71 | Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места. | 1 | |
72 | А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» Любовь к родной природе в поэзии А.Блока. | 1 | |
73 | С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. | 1 | |
74 | С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» Образ Родины и образ природы | 1 | |
75 | С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» Малая и большая родина. | 1 | |
76 | А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. Экскурсия в библиотеку. | 1 | |
77 | А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита». | 1 | |
78 | А.П.Платонов. «Цветок на земле». Образы главных героев; своеобразие языка. | 1 | |
79 | П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. | 1 | |
80 | П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова. | 1 | |
81 | П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. | 1 | |
82 | Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Урок-викторина | 1 | |
83 | Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов. | 1 | |
84 | В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». | 1 | |
85 | Основные черты характера героя рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» | 1 | |
86 | Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе. | 1 | |
87 | Родная природа в произведениях писателей XX века. | 1 | |
88 | В.И.Белов. «Весенняя ночь». Красота земли | 1 | |
89 | В.Г.Распутин. «Век живи – век люби». Идея рассказа. | 1 | |
Из зарубежной литературы (12 ч.+ 1 ч.р/р) | |||
90 | Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». | 1 | |
91 | Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Черты характера главного героя. | 1 | |
92 | Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия на родину сказочника. | 1 | |
93 | Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота. | 1 | |
94 | Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. | 1 | |
95 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. | 1 | |
96 | Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера. | 1 | |
97 | Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека. | 1 | |
98 | Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише». | 1 | |
99 | Р/р. Проверка техники чтения. | 1 | |
100 | Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. | 1 | |
101 | А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги». | 1 | |
Повторение (1ч.) | |||
102 | Заключительный урок. Рекомендации для летнего чтения. | 1 |
3. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов по теме | Содержание урока | Форма организации урока | Основные виды деятельности учащихся |
Введение (1 ч.) | |||||
1 | Книга – твой друг. | 1 | Литература как искусство слова. Писатель-книга-читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией | Урок открытия нового знания | Работа с учебником, работа в парах, составление пословиц, участие в игровой ситуации |
Из мифологии (3 ч.) | |||||
2 | Античный миф. «Рождение Зевса». | 1 | Рассказ о мифе и мифологии. Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Основные категории мифов. | Урок открытия нового знания | Сообщения, составление вопросов, выразительное чтение, работа с таблицей. |
3 | Миф «Олимп». Представление древних греков о сотворении Вселенной. | 1 | Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Основные категории мифов. | урок общеметодической направленности | Сообщения, работа с таблицей, с иллюстрациями, беседа |
4 | «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Миф как явление эстетическое. | 1 | Мифологические сюжеты в литературных произведениях. Рассказ о Гомере и его «Одиссее». Древнегреческие мифы как сюжетная основа гомеровского «Рождение эпоса». | Урок рефлексии | Сообщения, составление плана ,выразительное чтение, работа в парах, составление таблицы. |
Из устного народного творчества (8 ч.+ 1 ч. р/р) | |||||
5 | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. | 1 | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадка в русских сказках, например «Мудрая дева». | Урок открытия нового знания | Работа с учебником, заполнение таблицы, сообщения, конструирование загадки |
6 | Пословицы и поговорки. Отличие пословиц и поговорок. | 1 | Малые жанры фольклора. Различие между пословицами и поговорками. Виды пословиц и поговорок. Темы пословиц. | Урок рефлексии | Беседа, составление таблицы, экскурсия по книжной выставке. Конструирование пословиц, составление толкований, ответы на вопросы, защита иллюстраций |
7 | Р.Р. Сочинение по пословице. | 1 | Тема и основная мысль сочинения. Композиция сочинения. Основные части текста. Конструирование текста. | Урок развития речи | Выявление фактических, логических, речевых ошибок, редактирование Составление плана, |
8 | Сказка. «Царевна-лягушка». Сказка как жанр устного народного творчества. | 1 | Художественные особенности волшебной сказки. Сюжет в волшебной сказке. Сказочные образы. Проблематика. Народные представления о духовном облике жены. Сказка и миф: сходства и различия. Сказочники. Собиратели сказок. | Урок открытия нового знания | Составление таблицы, лексическая работа, пересказ, работа над мини-проектом |
9 | Проверка техники чтения | 1 | Проверка и учёт навыков правильного, беглого, осознанного чтения | Урок развития речи | Работа с книгой, работа в парах, выразительное чтение, |
10 | Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» Подготовка к мини-проекту. | 1 | Отличие бытовой сказки от волшебной. Нравоучительный и философский смысл сказок. | Урок открытия нового знания | Пересказ, составление таблицы, работа над мини-проектом, иллюстрирование |
11 | Сказки народов России. «Падчерица». Подготовка к мини-проекту. | 1 | Нравственная основа сказок о падчерице и мачехе, отличие народной и литературной сказки. Народная мораль в характере и поступках героев. | Урок рефлексии | Беседа, пересказ, иллюстрирование, работа над проектом |
12 | Особенности волшебной сказки. Подготовка к мини-проекту. | 1 | Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж. Знакомство с творчеством знаменитых сказочников. | Урок открытия нового знания | Сообщения, беседа, работа с таблицей, работа над проектом |
13 | Мини-проект «Скоро сказка сказывается». | 1 | Актуализация знаний учащихся, углубление представлений о сказке. | Урок открытия нового знания | Защита проекта, иллюстрирование, инсценирование фрагмента |
Из древнерусской литературы (2 ч.) | |||||
14 | Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». Летопись как жанр. | 1 | Первичные представления о древнерусской литературе. «Расселение славян». Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе. | Урок открытия нового знания | Сообщение, составление вопросов, конструирование диалога, выразительное чтение |
15 | «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Нравственная позиция автора в произведения. | 1 | Символическое значение легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в «Повести временных лет», значение имен Кий, Щек, Хорив, Лыбедь, особенности языка памятника древнерусской письменности. | Урок открытия нового знания | Пересказ, сообщения, работа с текстом |
Басня (6 ч.+1 ч.р/р) | |||||
16 | Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Басня как жанр. | 1 | Знакомство с легендами об Эзопе. Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы). Значение морали басни. Роль басен Эзопа в жизни общества. | Урок открытия нового знания | Беседа, выразительное чтение, составление вопросов к статье учебника, сообщения инсценирование. |
17 | Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» | 1 | Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Знакомство с биографией М.В.Ломоносова, выявление морали, особенностей языка басни «Случилось два астронома в пиру…» | Урок открытия нового знания | Составление плана статьи учебника, сообщение, лексическая работа, выразительное чтение |
18 | Сравнительный анализ басен о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова, И.А.Крылова. | 1 | Знакомство с биографией А.Сумарокова, В.Тредиаковского, выявление морали, особенностей языка басен. Нравственная проблематика басен, злободневность. | Урок общеметодической направленности | Работа с иллюстрациями, исследовательская работа, сообщения |
19 | Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне». Историческая основа. | 1 | Жанр басни в творчестве Крылова, народные истоки И.Крылова, его мировосприятие | Урок открытия нового знания | Сообщения, беседа, лексическая работа |
20 | И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха». Сатирическое и нравоучительное в баснях. | 1 | Обличение пороков (глупости, хитрости, невежества) в баснях Крылова. Динамизм и многозначность характеров в баснях, защита баснописцем нравственных устоев общества. | Урок рефлексии | Иллюстрирование, выразит. чтение, сообщения. |
21 | Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова. | 1 | Различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям). | Урок развития речи | Чтение наизусть, чтение по ролям. |
22 | Русская басня в XX веке. | 1 | Знакомство с биографией и творчеством С.В.Михалкова, выявление морали басен «Грибы», «Зеркало». | Урок открытия нового знания | Сообщения, выразительное чтение, лексическая работа, беседа |
Из литературы XIX века (32 ч. + 6 ч. р/р.) | |||||
23 | Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. | 1 | Воссоздание атмосферы эпохи начала XIX века, знакомство с фактами биографии А.С.Пушкина. Семья поэта и книга в его жизни. | Урок открытия нового знания | Работа с учебником, с портретами Пушкина, беседа, сообщения |
24 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». Поэт и няня Арина Родионовна. | 1 | Знакомство с некоторыми фактами биографии Арины Родионовны Яковлевой, определение ее роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности лирического героя стихотворения | Урок открытия нового знания | Выразит. чтение стихотворения, работа с тропами, с иллюстрациями, беседа |
25 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки. | 1 | Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Понятие о стихотворной сказке. | Урок рефлексии | Беседа, сообщения, работа с иллюстрациями, работа в группах |
26 | Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки. | 1 | Нравственная проблематика, воскрешающая сила добра, литературные приемы создания сказочной ситуации. | Урок рефлексии | Беседа, сообщения, работа с иллюстрациями, чтение наизусть |
27 | А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). Рифма. | 1 | Работа с ключевыми понятиями: сказочные традиции, мотивы народного творчества, богатство выразительных средств, сказочная основа вступления в поэме, природа волшебного в сказке. Поэма «Руслан и Людмила» в живописи и музыке. | Урок рефлексии | Работа с ключевыми понятиями, сообщения, выразит. чтение ,сжатый пересказ |
28 | А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». Образы природы в стихотворении. | 1 | Образы природы в стихотворении | Урок открытия нового знания | Выразит. чтение, работа с иллюстрациями, с учебником |
29 | Р/р. Час поэзии. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина. | 1 | Красота поэтического слова. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Роль тропов. | Урок развития речи | Выразительное чтение стихотворений, наблюдение над особенностями ритмики. |
30 | Поэзия XIX века о родной природе. | 1 | Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»,Е.А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..». | Урок открытия нового знания | Выраз. чтение, сообщения, лексическая работа. |
31 | Поэзия XIX века о родной природе. | Стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...», А.А. Фета «Чудная картина...», И.З. Сурикова «В ночном». | Составление таблицы, исследовательская работа с текстом. | ||
32 | Краткие биографические сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. | 1 | Детские годы поэта, родное гнездо Тарханы, воспоминания о детстве в лирике поэта «И вижу я себя ребенком…». | Урок открытия нового знания | Сообщения, работа с учебником, презентация |
33 | Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. | 1 | Начало литературной деятельности Лермонтова, интерес к истории России. История создания «Бородино», бородинская битва и русские солдаты в изображении поэта. | Урок открытия нового знания | Сообщения, работа с учебником, презентация, лексическая работа |
34 | Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». | 1 | Мастерство поэта в создании батальных сцен, их достоверность, сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом. | Урок открытия нового знания | Работа с текстом, с терминами, исследовательская работа. |
35 | Р/р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников). | 1 | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе работы над темой. Тема и основная мысль сочинения. Особенности сочинения, написанного от лица участника событий. | Урок развития речи | Создание рабочих материалов, составление плана сочинения, беседа, редактирование |
36 | Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. | 1 | Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. Фантастика народных сказок в произведении. | Урок открытия нового знания | Сообщения, работа с иллюстрациями, лексическая работа |
37 | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Оксана и кузнец Вакула. | 1 | Отражение в повести славянских преданий и легенд, реалистическое и фантастическое, образы и события, яркость и выразительность речи в повести. | Урок рефлексии | Работа с текстом, пересказ, иллюстрирование, работа с таблицей |
38 | Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». | 1 | Противопоставление реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга. Роль фантастических персонажей в произведении. | Урок открытия нового знания | Составление рассказа о герое, беседа, сообщения |
39 | Вн. чт. Повесть «Сорочинская ярмарка». Образы и события в повести | 1 | Роль фантастических персонажей в произведении. Выразительные средства для создания образов в повести. | Урок рефлексии | Сообщения, работа с иллюстрациями, лексическая работа |
40 | Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. | 1 | Знакомство с фактами биографии И.С. Тургенева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Определение роли Спасского-Лутовинова в творческой биографии писателя. История создания «Муму». | Урок открытия нового знания | Сообщения, заочная экскурсия, беседа |
41 | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима. | 1 | Губительное влияние крепостного права на господ и их слуг. Тематика и социальная проблематика рассказа, отношение автора к событиям, социальная несправедливость, бесправие, беззаконие. | Урок открытия нового знания | Пересказ, беседа, работа с иллюстрациями. |
42 | Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. | 1 | Герасим и барыня. Герасим и дворня, нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие; причины самовольного возвращения героя в родную деревню. | Урок общеметодической направленности | Сравнительная характеристика героев, беседа, работа с иллюстрациями |
43 | Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. | 1 | Роль пейзажа в сюжете рассказа. Внутренняя связь рассказа и стихотворения в прозе «Щи». Выражение в рассказе любви автора к русскому народу. | Урок рефлексии | Сообщения, выразит. чтение, лексическая работа, пересказ |
44 | Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений | 1 | Обобщение и систематизация полученных знаний. Конструирование текста в соответствии с требованиями. | Урок развития речи | Работа с планом, анализ эпизода, составление рабочих материалов к сочинению, редактирование |
45 | Вн.чт. Сборник рассказов «Записки охотника». Тематика рассказов. | 1 | Образ охотника в рассказах. Общность тематики и идейного замысла. | Урок открытия нового знания | Сообщения, работа с иллюстрациями, лексическая работа. |
46 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». | 1 | Стихотворение в прозе как жанр литературы. Идея стихотворения в прозе. Роль образных средств. | Урок открытия нового знания | Выраз.чтение, лексическая работа, анализ текста |
47 | Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево. | 1 | Детские впечатления поэта. Тема крестьянской жизни в творчестве Н.А. Некрасова | Урок открытия нового знания | Сообщения, заочная экскурсия, беседа, заполнение таблицы |
48 | Н.А.Некрасов. Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети». | 1 | Творческая история произведения. Выявление особенностей композиции. Крестьянская семья и дети. | Урок рефлексии | Выраз.чтение, лексическая работа, анализ текста, работа с репродукциями картин |
49 | Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам. | 1 | Отношение автора к персонажам. Образ лирического героя. Яркость изображения крестьянских детей, их жизнерадостность, любознательность, оптимизм. | Урок общеметодической направленности | Анализ фрагмента стихотворения. Составление плана, чтение наизусть, исследовательская работа |
50 | Р/р. Сочинение-рассказ об одном дне крестьянского мальчика по иллюстрации. | 1 | Иллюстрации к стихотворению. Связь произведений литературы с другими видами искусства. | Урок открытия нового знания | Работа со словарем. Написание сочинения. |
51 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины в стихотворении. | 1 | Выявление фольклорной основы произведения, авторской позиции. Формирование представления о строфе. | Урок развития речи | Анализ и выраз. чтение стихотворения «Тройка». Прослушивание романса, беседа |
52 | Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Заочная экскурсия в Ясную Поляну. | 1 | Биография писателя. Произведения, предназначенные для детей. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». | Урок открытия нового знания | Сообщения, заполнение таблицы, беседа, работа с репродукциями |
53 | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. | 1 | Л.Н. Толстой в Ясной Поляне, школа, творческая история рассказа «Кавказский пленник», своеобразие сюжета. | Урок рефлексии | Чтение по ролям, пересказ, словесное рисование, исследовательская работа |
54 | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. | 1 | Две жизненные позиции, осуждение в рассказе трусости и слабости духа, прославление силы воли, мужества, стойкости и находчивости, речь персонажей и отражение в ней особенностей характеров и взглядов на жизнь и судьбу. | Урок общеметодической направленности | Составление цитатного плана, беседа, работа с иллюстрациями |
55. | Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» | 1 | Авторское отношение. Обобщение и систематизация полученных знаний. Аргументация собственного мнения. | Урок развития речи | Работа с планом, составление рабочих материалов к сочинению, редактирование |
56 | Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова. | 1 | Биография А.П.Чехова. Семья в жизни писателя. Роль книги в жизни А.П.Чехова. | Урок открытия нового знания | Сообщения, выраз. чтение, работа с о статьей учебника |
57 | Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Жанровое своеобразие рассказа. | 1 | Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. | Урок рефлексии | Выразительное чтение рассказа по ролям, работа над проектом |
58 | Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Приёмы создания характеров и ситуаций. | 1 | Юмор в рассказе. Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характеров и взглядов на жизнь и судьбу. | Урок рефлексии | Пересказ, работа с терминами, выразительное чтение рассказа по ролям, работа над проектом |
59 | Р/р Работа творческой мастерской. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни. | 1 | Тема текста, основная мысль. Особенности юмористического рассказа по личным впечатлениям. | Урок развития речи | Составление устного рассказа, работа с таблицей, конструирование начала и финала сочинения |
60 | Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова). | 1 | Особенности художественной манеры Чехова. Обобщение и систематизация полученных знаний. | Урок рефлексии | Защита и анализ проекта |
Из литературы XX века (28 ч. + 1 ч. р/р.) | |||||
61 | Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам. | 1 | Детские и юношеские годы писателя. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни Бунина. | Урок открытия нового знания | Сообщения, заочная экскурсия, беседа, работа с иллюстрациями |
62 | Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации. | 1 | Тема природы и приемы ее реализации в стихотворении «Густой…». Художественное богатство стихотворения. Второй план стихотворения | Урок рефлексии | Выраз. чтение, сообщения, беседа, лексическая работа |
63 | И.А.Бунин. Рассказ «В деревне». Слияние с природой как нравственное состояние героя. | 1 | Живописание природы как эстетической ценности, восприятие главным героем природы и окружающего мира. Слияние мальчика с природой, | Урок общеметодической направленности | Составление плана, исследовательская работа, беседа, работа с репродукциями |
64 | И.А.Бунин. «Подснежник». Образы природы в стихотворении. | 1 | Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Нравственно-эмоциональное состояние персонажа. | Урок рефлексии | Лексическая работа, выраз. чтение, составление рассказа |
65 | Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. В художественном мире писателя. | 1 | Краткие сведения о писателе. Знакомство с фактами биографии, оказавшими влияние на процесс формирования мировоззрения, определение круга творческих интересов писателя. | Урок открытия нового знания | Сообщения, заочная экскурсия, беседа, ответ на вопрос |
66 | Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе. | 1 | Основная тематика рассказа (тяжелое детство, сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя. | Урок рефлексии | Лексическая работа, сообщения, беседа, исследовательская работа |
67 | Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа. | 1 | Основная тематика рассказа (тяжелое детство, сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя, природа в жизни мальчика, значение финала. Нравственная проблематика рассказа. | Урок рефлексии | Выраз. чтение, сообщения, беседа, исследовательская работа |
68 | А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате. | 1 | Знакомство с событиями детства А.И.Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. | Урок открытия нового знания | Выраз. чтение, сообщения, беседа, ответ на вопрос письменно |
69 | Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа. | 1 | Анализ рассказа. В воспоминаниях рассказчика, в описании природы слышен голос автора, скорбящего в разлуке с родиной. | Урок рефлексии | Анализ рассказа, лексическая работа, иллюстрирование, беседа |
70 | Р/р. Обучение анализу эпизода. | 1 | Эпизод как часть произведения Рассуждение как вид анализа текста. Выражение собственного мнения | Урок развития речи | Написание сочинения. Отзыв об эпизоде |
71 | Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного поэта. Блоковские места. | 1 | Детские впечатления А.Блока, книга в жизни юного поэта, блоковские места (Петербург, Шахматово). Любовь к родной природе в поэзии А.Блока. | Урок открытия нового знания | Сообщения, беседа, работа с учебником |
72. | А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Образная система стихотворений. | 1 | Умение поэта чувствовать природу и сопереживать ей, художественное своеобразие стихотворения. | Урок рефлексии | Выраз. чтение, сообщения, беседа, иллюстрирование |
73 | С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. | 1 | Биография писателя. Детские годы Есенина. В есенинском Константинове. Малая и большая родина. | Урок открытия нового знания | Сообщения, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопрос |
74 | С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…». Малая и большая родина. | 1 | Художественные приемы и музыка стиха. Образ Родины и образ природы в творчестве поэта | Урок рефлексии | Выразит. чтение, сообщения, беседа, иллюстрирование |
75 | С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…». Единство человека и природы. | 1 | Малая и большая родина. Художественные приемы и музыка стиха. Образ Родины и образ природы в творчестве поэта. | Урок рефлексии | Выразит. чтение, беседа, работа с репродукциями, лексическая работа |
76 | А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. | 1 | Биография писателя. Роль отца в жизни будущего писателя. Особенности творчества Платонова. | Урок открытия нового знания | Выразит. чтение, сообщения, работа с таблицей |
77 | А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита». | 1 | Тема рассказа, беда и радость, доброе и злое начало в окружающем мире. Главный герой рассказа, единение мальчика с природой, одухотворение природы в его воображении, чередование радости, страдания и счастья. | Урок общеметодической направленности | Составление плана, Выраз. чтение, сообщения, беседа, исследовательская работа |
78 | А.П.Платонов. «Цветок на земле». Образ главного героя. | 1 | Образы главных героев; своеобразие языка. Оптимистическое восприятие окружающего мира героями. | Урок рефлексии | Выраз. чтение, исследовательская работа, работа с текстом |
79 | П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. | 1 | Биография писателя. Сказ как жанр литературы. | Урок открытия нового знания | Сообщения, работа с таблицей, беседа |
80 | П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова. | 1 | Образ героя. Честность, добросовестность героя. Стремление к совершенному мастерству, тайны мастерства. | Урок рефлексии | Составление плана, лексическая работа, выраз. чтение, рассказ о событиях от лица участника |
81 | П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. | 1 | Реальность и фантастика в сказе. Приёмы создания художественного образа | Урок рефлексии | Литературоведческий, лингвистический анализ сказа. Сообщения, беседа |
82 | Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина. | 1 | Жизнь и творчество писателя. Детские произведения Носова. | Урок открытия нового знания | Сообщения, составление комментариев к книжной выставке, иллюстрирование, пересказ. |
83 | Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов. | 1 | Выявление художественной идеи рассказа. Система образов. Речь героев как средство их характеристики. | Урок общеметодической направленности | Составление плана статьи, рассказ о писателе, сообщения, чтение по ролям, беседа. |
84 | В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». | 1 | Слово о писателе. Автобиографичность произведения. | Урок открытия нового знания | Сообщения, работа с иллюстрациями, характеристика героя |
85 | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек и природа. | 1 | Составление характеристики литературного героя. | Урок рефлексии | Беседа, составление рассказа по личным впечатлениям |
86 | Преодоление испытаний главным героем рассказа «Васюткино озеро». | 1 | «Робинзонада» как форма произведений мировой литературы. Характеристика героя. | Урок рефлексии | Беседа, составление рассказа по личным впечатлениям |
87 | Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе. | 1 | Детские и юношеские годы писателя. Деревенское детство писателя. Война в жизни Е.И.Носова. Добро и доброта. Мир глазами ребенка. Юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. | Урок открытия нового знания | Сообщения, заполнение таблицы, беседа, пересказ, исследовательская работа |
88 | Родная природа в произведениях писателей XX века. | 1 | В.Ф.Боков «Поклон», Н.М.Рубцов «В осеннем лесу», Р.Гамзатов «Песня соловья». Выявление художественных особенностей стихов. | Урок открытия нового знания | Сообщения, выраз. чтение, беседа, иллюстрирование |
89 | В.И.Белов. «Весенняя ночь». Выразительные средства в рассказе. | 1 | Анализ рассказа «Весенняя ночь». Средства выразительности, способствующие созданию художественного образа. | Урок рефлексии | Исследовательская работа, создание письменного высказывания в жанре лир. прозы, составление сборника «Красота земли» |
90 | В.Г.Распутин. «Век живи – век люби». Тематика и проблематика рассказа. | 1 | Анализ текста. Выявление идеи рассказа. Утверждение чувства единства с миром, любви как первоосновы мироздания. | Урок открытия нового знания | Анализ текста, выраз. чтение, беседа. |
Из зарубежной литературы (15 ч.+ 1 ч.р/р) | |||||
91 | Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». | 1 | Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя. Черты характера главного героя (смелость, находчивость, способность не поддаваться панике и унынию, стойкость и трудолюбие). | Урок открытия нового знания | Сообщения, пересказ, иллюстрирование |
92 | Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Сюжетные линии. | 1 | Черты характера главного героя (смелость, находчивость, способность не поддаваться панике и унынию, стойкость и трудолюбие). | Урок рефлексии | Характеристика персонажа, комментарии к книжной выставке |
93 | Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия на родину сказочника. | 1 | Знакомство с некоторыми фактами из биографии писателя. Библейские и мифологические мотивы в сказках Андерсена. | Урок открытия нового знания | Сообщение, беседа, викторина |
94 | Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота. | 1 | Библейские и мифологические мотивы в сказке. Сюжет сказки из семи рассказов. Реальное и фантастическое в произведении. | Урок рефлексии | Пересказ, составление вопросов, иллюстрирование, беседа. |
95 | Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. | 1 | Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. | Урок открытия нового знания | Сообщения, работа с иллюстрациями, таблицей |
96 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. | 1 | Том и Гек. Дружба мальчиков. Приключения подростков. Бэкки Тетчер и Том. Внутренний мир героев, черты характера, изобретательность в играх - умение сделать мир интересным | Урок рефлексии | Выраз. чтение, беседа. Работа с иллюстрациями |
97 | Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера. | 1 | Внутренний мир героев, черты характера, изобретательность в играх - умение сделать мир интересным. | Урок рефлексии | Чтение по ролям, письменный отзыв о герое, инсценирование |
98 | Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека. | 1 | Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя. Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. | Урок общеметодической направленности | Работа с учебником, цитатный план, беседа |
99 | Краткие сведения о Дж.Лондоне. | 1 | Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | Урок открытия нового знания | Сообщения, составление комментариев к репродукциям |
100 | Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише». | 1 | Характеристика героя: черты характера, проявляющиеся в его поступках, речь персонажей. | Урок общеметодической направленности | Сообщения, составление цитатного плана, пересказ, ответ на вопрос |
101 | Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. | 1 | Знакомство с некоторыми фактами биографии писательницы. | Урок открытия нового знания | Сообщения, заочная экскурсия |
102. | Заключительный урок. Рекомендации для летнего чтения. | 1 | Список произведений для летнего чтения | Урок рефлексии | беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу биологии "Человек и его здоровье" для 8 класса (по программе В.В.Пасечника)
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образ...
Рабочая программа курса « Английский язык» на основе программы Верещагиной И.Н., Бондаренко К.А., Притыкиной Т.А. 3 класс (2-й год обучения) 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Бондаренко К.А...
программы по информатике 5-9 (Босова Л.Л.) и 10-11 классы(Угринович Н.Д.),элективный курс 11 класс
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатиза...
АДАПТИРВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы и обучающихся 9 класса по программе КРО VII вида
Настоящая программа по математике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной п...
АДАПТИРВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся 8 класса основной общеобразовательной школы и обучающихся 8 класса по программе КРО VII вида
Настоящая программа по математике для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ХИМИИ (среднее общее образование, базовый уровень) для 10 - 11 класса (УМК по химии для 10-11 классов О.С. Габриелян)
Программа курса химии 10 – 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.Основными вопросами химии являются изучение состава и стр...
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов
Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник 2002 г ....