Александр Андреич Чацкий, кто вы? Победитель или побежденный?
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Мамончикова Елена Борисовна

Цели: сделать обобщающие выводы по комедии, используя статью И.А. Гончарова «Мильон терзаний»;

             развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи;

             развивать умение формулировать и обоснованно доказывать свою точку зрения;

              выявить степень усвоения учащимися  пройденного материала.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: урок-семинар.

Знать: содержание  комедии А.С. Грибоедова  «Горе от ума», статью И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

Уметь: опираясь на знания текстов произведений, давать аргументированные  ответы на поставленные вопросы.

(Вопросы семинара выносятся на слайды)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

9класс

Александр Андреич Чацкий, кто вы?  Победитель или побежденный?

Цели: сделать обобщающие выводы по комедии, используя статью И.А. Гончарова «Мильон терзаний»;

             развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи;

             развивать умение формулировать и обоснованно доказывать свою точку зрения;

              выявить степень усвоения учащимися  пройденного материала.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: урок-семинар.

Знать: содержание  комедии А.С. Грибоедова  «Горе от ума», статью И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

Уметь: опираясь на знания текстов произведений, давать аргументированные  ответы на поставленные вопросы.

(Вопросы семинара выносятся на слайды)

I. Можно ли доказать текстом комедии слова И.А. Гончарова: «Чацкий сломлен количеством старой силы…»?

II. Показал ли Грибоедов Чацкого победителем?

Класс делится на несколько групп.

I гр. –  отвечает за подготовку слайдов, плакатов, вопросов.

II гр. - готовит развернутый ответ на основной вопрос (научные консультанты).

III гр. – оппоненты. Их задача- познакомиться с развернутым ответом и придирчиво оценить каждое положение.

IV гр. – внимательно просматривает  текст комедии и размышляет над вопросами, которые  I гр. представляет на слайдах

Вопросы:

1. Кто выходит победителем в первом столкновении Чацкого с Фамусовым?

2. Что вывело из себя Фамусова в споре с Чацким и почему?

3. Почему Фамусов, не слыша слов Чацкого, требует отдать его под суд?

4. Кто побеждает в споре  (действие III, явление 3): Чацкий или Молчалин?

5. Месть Софьи Чацкому- ее поражение или победа?

6. С какими чувствами уезжает Чацкий из Москвы?

7. Какое поражение потерпел Фамусов? Почему он считает свою судьбу плачевной?

8. Молчалин в финале терпит крах или это временное отступление?

9. Что значит финал для Софьи?

10. Есть ли в комедии победитель?

Эти вопросы подсобные. Основные (I,II) представлены на первом и последнем слайдах.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя: ознакомление участников с правилами дискуссии.

II. Выступление ученика из II группы с коллективно подготовленным ответом.

III. Вопросы к докладчику.

 1. Какие жизненные принципы фамусовского общества более всего ненавистны Чацкому?

2. Какая разница между реакционерами и людьми граждански пассивными: ведь и те и другие защищают «век минувший»?

3. Вся комедия состоит из поединков Чацкого почти со всеми действующими лицами. Меняется ли Чацкий в ходе борьбы? Что значит: «Мечтанья с глаз долой и спала пелена»? В чем он остается неизменным?

4. Жизненную позицию Чацкого вы, безусловно, назовете активной. А позицию Молчалина? В чем разница?

5. Чацкий критикует общество за рабское подражание  французам. А кто говорит «А все Кузнецкий мост и вечные французы»? Одинакова ли их позиция?

6. С кем борется Чацкий? Стоили ли эти люди того, чтобы тратить на них силы? Не лучше ли было бы не витийствовать на балу, а действовать, войти в тайное общество? Пушкин отказал Чацкому в уме за то, что он свои умные речи говорит «на бале московским бабушкам», а первое свойство умного человека – знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и прочими. Как вы относитесь к этому утверждению Пушкина?

IV. Выступление оппонентов.

(Да, Чацкий – борец, выступивший один против целого общества, но он жертва лжи, коварства, тех законов, которые царят в обществе.

«Мильон терзаний» - это не пустая фраза. Он утратил любовь, людей, которых считал близкими. Но остался верен своим идеалам: патриотизму, гражданственности, чести, порядочности.

Гончаров очень точно сказал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь сокрушительный удар качеством силы свежей».  Интересно, что критик глубоко  и чутко усвоил общечеловеческое содержание образа: это воин, выступающий на рубеже старого и нового.)

V. Выступление «арбитров».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и математики по теме: "А.А. Чацкий: победитель или побежденный?"

Бинарный урок литературы и математики объединяет две дисциплины. На уроке исследуется образ главного героя комедии – Чацкого не только привычными для урока литературы средствами, но и с помощью матема...

«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.

Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых  сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...

Александр Андреевич Чацкий в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Данная работа представляет собой  разработку урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" , которая дает возможность учащимся расширить свои знания, привести весь материал...

"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"

На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...

"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"

На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...

"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"

На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...

"Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Предлагается на примере героев взглянуть на молодое поколение того времени и сопоставить с современными молодыми людьми...