Конференция. Тема: «Тяжело тому в несчастье, Кто найти не может друга».
план-конспект занятия по литературе (10 класс) по теме

Цели:  углубить представление подростков о дружбе;

формировать положительную нравственную оценку таких   человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка;

 умение дружить; беречь дружбу;

           способствовать развитию критического отношения к себе;

 побуждать подростков к анализу собственных поступков, прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями;

           развивать умения аргументировать свою точку зрения;

           воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конференция о дружбе94 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Конференция.

                          Тема:  «Тяжело тому в несчастье,

                                         Кто найти не может друга».

                                                                                  Шота Руставели.

Цели:  углубить представление подростков о дружбе;

формировать положительную нравственную оценку таких   человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка;

 умение дружить; беречь дружбу;

           способствовать развитию критического отношения к себе;

 побуждать подростков к анализу собственных поступков, прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями;

           развивать умения аргументировать свою точку зрения;

           воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

 

                                 Ход   внеклассного    мероприятия.

        I.  Организационный момент.

        II. Вступительное слово учителя.

 1.  Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Дружба - это привязанность между людьми, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов.

 Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чем ее особая сила, непреходящая ценность? Давайте послушаем, что говорят о дружбе великие люди:

  •  Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.

Аристотель (древнегреческий                                                                                                     философ)

  • Все почести мира не стоят одного хорошего друга.

Вольтер (французский     писатель)

  • Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.

Цицерон (древнеримский философ и политик,  оратор)                                                

 Дружба  - такое доброе, такое тёплое, такое радостное слово.
В нем каждая  буква как будто светится изнутри и как бы говорит нам: «Давайте жить в мире и согласии».
 И вы сами можете в этом убедиться.

Попробуйте на каждую  букву этого слова придумать «дружные» слова, характеризующие    дружбу.

(ученики называют слова)        

Д  -    доброта

Р  -    радость

У  -   уважение

Ж   -  жизнелюбие

Б   -   благодарность

А  -   адекватность.

 Так что же такое дружба?

(Ответы учеников).

- От слова «дружба» рождается слово «друг». Он же приятель, он же
товарищ. Вроде бы слова-синонимы, близки по смыслу, почти одинаковы.
НО:  всё  же разница есть. Как вы думаете, какая?

(ответы учеников)

- Да, несомненное от обычного приятельства отличается тем, что друзья
имеют родственные души, умеют сопереживать друг другу и в радости, и в
горе. Приятелей много, а друг – один.

2.  На доске слова: друг, приятель, товарищ.

– Прочитайте слова. Чем они отличаются друг от друга?

Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг «.

  Некоторые плохо понимают смысл слова « друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова. И как бы вы их расположили по степени возрастания (знакомый, приятель, товарищ, друг).

  А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употреблять  ( учитель читает начало предложения, ученики угадывают последнее слово).

- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать…(знакомый)

- О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы сможете… (приятель)

_ Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете … (товарищ)

- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите свои радости и печали, скажете…  ( друг)

3. Как проверяется дружба? Кого человек вправе назвать своим другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над этим должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, - эгоизм. Если человек эгоист. У него не может быть настоящего друга…

    Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:

 «Бескорыстная стойкая приязнь». Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба – это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость. Друг – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга?»

 Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому, что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.

 Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

III. Беседа.

1. О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:

Нет друга – ищи  … … /а нашел – береги/.

Не имей сто  рублей  … … /а имей сто друзей/.

Один за всех …… /и все за одного/.

Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.

Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/

2. Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?

Расскажите, есть ли у вас настоящий, верный друг? Как вы дружите? Что такое настоящая дружба? Кого человек вправе назвать своим другом? Как проверяется дружба?

--    Обсуждение вопросов с учащимися.

3. Вывод. Слово учителя.

– Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говорится, “от  обратного” .  Понятие противоположное дружбе – эгоизм. Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга? Согласны вы с этим?

4.  Обсуждение вопроса с учащимися. (Ответы учеников).

5.  Выступление учащихся.

На первое место знаменитые ученые и писатели ставят бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты  делаешь это , не задумываясь.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

6  . Обсуждение проблемных ситуаций .

– А сейчас, ребята,  обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5.  Твой друг предлагает тебе поступить плохо.         

7.  Проблемная ситуация «Как выбрать друга» .

  «.. У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первом  классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей,  втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девочку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать. С кем дружить: с Олегом и Денисом.

  С Олегом было всегда  весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылезал из игровых автоматов. Он всегда звал за собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда  они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было « прикольно» : все пашут на уроках, как  негры  на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита», да еще выигрывают деньги!

  Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный « прикид». Одним словом, Олег был крутым» пацаном»  и Мишка старался подражать ему во всем.

   Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах,  да и о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное - постоянно критиковал Мишу: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей.

  Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора  выбирать: или Олег, или Денис.

 Вопрос:

Как вы думаете, какого друга должен выбирать себе Мишка. Кто из них истинный друг, а кто мнимый.

 

8.  Интервью «Расскажи о своем друге».

Может быть, кто-то уже нашел такого друга. Представьте,

    что к нам в класс пришел репортер, и попросил дать интервью для газеты. Расскажи о своем друге, что вас связывает, что в нем вас привлекает.

(Ответы детей)

9.    Истинная дружба.  Доклад.

Человеку свойственно ошибаться. Как часто мы называем друзьями тех, кто друзьями не является. Как тяжело встретить на этой земле настоящего друга, и какой это труд — сберечь и приумножить истинную дружбу! Предлагаем читателю  порассуждать  об этом вместе с философом Иваном Ильиным. Перед нами — фрагмент его книги «Поющее сердце».

У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а друга нет.  И  тогда изумлённо и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся и страдал, и, главное, служил великой цели — и не нашёл ни сочувствия, ни понимания, ни друга? Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..

Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе настоящих друзей или нет? Как же жили люди раньше, до нас? И не утрачено   начало дружбы именно в наши дни?  Иногда нам кажется, что современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней.  В конце концов, неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

Конечно, люди и теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом…  Но, Боже мой, как всё это скудно, поверхностно и беспочвенно. Ведь это только означает, что им «приятно» и «забавно» совместное времяпрепровождение или же что они умеют «угодить» друг другу…  Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить, — то вот и довольно: между людьми завязывается так называемая дружба, которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчёте.  Бывает, что  «дружба», основанная на совместном обсуждении  или на взаимном излиянии жалоб.  Но бывает и «дружба»  лести,  «дружба»  тщеславия, «дружба»  протекции, «дружба» злословия, «дружба»  преферанса и «дружба» » собутыльничества» . Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы — и оба считают себя «друзьями». «Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». Но дружбой иногда называют и лёгкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», связывающее мужчину и женщину; а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей окончательно и навсегда. Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди взаимно посторонние и даже чуждые проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще знакомы .

Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества. Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху.

Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба… Если бы только знать, как она завязывается и возникает. Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её…

На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека; эта сила — любовь. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать её вихрю; это — духовная жизнь. И вот, истинная дружба — это духовная любовь, соединяющая людей.

Если мы видим где-нибудь на земле истинную верность и истинную жертвенность, то мы можем с уверенностью принять, что они возникли из настоящей духовной близости. Дружба свойственна только людям духа: это их дар, их достояние, их способ жизни. Люди без сердца и без духа не способны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными;  их расчётливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма. Истинное единение людей возможно только в духе и любви.

На свете есть много людей, которые ничего не знают об истинной дружбе и тем не менее беспомощно толкуют о ней; и не находя к ней пути, и не зная, как осуществить её, удовлетворяются земною страстною «любовью», обычно вынося из неё разочарование и уныние. Но именно они должны узнать и почувствовать, что они призваны к ней и что она для них достижима. Ибо самый слабый луч сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку; и малейшая искра духовного обмена, в живой беседе, в искусстве, в совместном исследовании или созерцании; и всякая попытка совместно помолиться единому Божеству единым воздыханием — содержит уже початок, зерно истинной дружбы. Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука …  И как грустно, если жизнь пресекается уже в своём зерне, если лестница обламывается на первой ступени, если песнь обрывается на первом звуке!..

Поэтому каждый из нас должен всю жизнь искать истинной дружбы, духовно строить её и любовно беречь её.

Вопросы:

  1.  На чем же основывается дружба? У каждого будет свой ответ. Кто-то называет другом каждого, с кем знаком и общается лишь изредка… Мы все разные.

К сожалению, у многих дружба основывается на пьянках (это все-таки больше о мужчинах), вечеринках, клубной жизни, на встречах, чтобы посудачить о ком-нибудь ( а вот это уже больше о женщинах, хотя мужчины тоже не гнушаются этим и порой болтливы даже больше некоторых дам).

  1.  Какой он настоящий друг? По-моему мнению, настоящих друзей мало, человек не может иметь их много. За всю жизнь у нас может быть лишь несколько, порой единицы настоящих друзей. Друг, это тот, кто принимает нас такими , какие мы есть.

Настоящий друг пусть не всегда поймет, но он всегда поддержит и будет стоять за нас горой. Он может сказать правду, пусть даже порой неприятную, но она позволит нам взглянуть на себя другими глазами, как говорится, взглянуть на себя со стороны.

Многие люди, что-то меняя в своей жизни, сталкиваются с непониманием и неприятием друзьями этого, нового. Они начинают переживать, размышлять на тему:

-- А что обо мне подумают , скажут?

Ну, например, Вы решили  с завтрашнего дня взяться за себя и вести здоровый образ жизни. Будьте готовы к тому, что Вас не только не поймут, кто-то будет даже смеяться над Вами, а кто-то просто начнет убеждать Вас, что ничего хорошего из этого не выйдет.

Скажите, разве это Ваши настоящие друзья? Даже, если Вы всегда были в хороших отношениях, с самого детского садика. Вы о таких друзьях мечтали?

  Вывод:

Настоящий друг никогда не будет сомневаться в Ваших силах, способностях, он всегда желает Вам удачи и будет рядом в ту минуту, когда все остальные отвернутся, обсуждая это у Вас за спиной.

 

  1.   Какие качества важны в дружбе?

(Ответы учеников).

                   Забота,  честность,  доброта,  ответственность,  уравновешенность , правдивость, доброжелательность, отзывчивость, справедливость, терпение, дружелюбие, вежливость, тактичность, душевная щедрость, внимательность, искренность и т.д.

  

  10.   Ситуативный практикум.

    1. Если друг (подруга) предложат вам, человеку некурящему, закурить.

    2.  Друг прогуливает школу и вам предлагает прогуливать вместе с ним

    3.  Друг (подруга) пригласил вас в компанию подростков, где курят,   выпивают. Предлагает вам «не ломаться», не быть «белой вороной», выпить немного вина, закурить.

Обратить внимание на русскую пословицу «Недруг поддакивает, а друг спорит».

Вопрос:

– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?

 (Ответы учеников).

Вывод:

Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.

Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

 11.  Вопросы. Обсуждение

Иногда дружбу понимают как снисходительность. Но это не одно и то же. Настоящий друг обязательно скажет тебе, если ты совершаешь ошибку. Если он позволяем вам делать то, что заведомо может принести вред вам или другим людям, и не пытается остановить вас, то он не настоящий друг.

– Говорят, друг познается в беде. У Андрея Дементьева есть стихотворение “Друг познается в удаче”.

Друг познается в удаче,
Так же порой, как в беде.
Если он душу не прячет,
Чувства не держит в узде.
Друг познается в удаче,
Если удача твоя
Друга не радует, значит,
Друг твой лукав, как змея.
Или же горькая зависть
Разум затмила его.
И, на успех твой позарясь, 
Он не простит ничего.
Он не простит, но иначе,
Скажет об этом тебе.
Друг познается в удаче
Больше порой, чем в беде.

Вопрос: Какие вы знаете “Законы дружбы”:

1. Один за всех и все за одного.

2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.

3. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.

4. Не ябедничай, лучше сам поправь.

5. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.

6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.

Вывод: Существует много законов о дружбе. Но это –  основные .  Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.

    --Продолжите фразу: «Настоящий друг – это…

 Настоящий друг

Делится новостями о своих успехах

Оказывает эмоциональную поддержку

Добровольно помогает в случае нужды

Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе

Не завидует другу

Защищает друга в его отсутствие

Терпим к остальным друзьям своего друга

Хранит доверенные ему тайны

Не критикует друга публично

Не ревнует друга к остальным людям

Стремится не быть назойливым, не надоедает

Не поучает, как нужно жить

Уважает внутренний мир друга.  Не  использует доверенную тайну в своих целях.   Не  стремится переделать друга по своему образцу

Не предает в трудную минуту

Доверяет свои самые сокровенные мысли

Понимает состояние и настроение друга

Уверен   в своем друге . Искренен  в общении

Первым прощает ошибки друга

Радуется успехам и достижениям друга

Не забывает поздравить друга.

Вывод:  Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость. Подтверждением этому служат слова  И. Златоуста: «если плачущие разделяют чужие горести, если они одними своими слезами много делают для тех, кого постигло горе, значительно облегчая их горесть, то тем более приятности должен доставлять другим тот, кто радуется с другими... Сострадание служит доказательством не только того, что ты чист от завистливости, но и того, что в сердце твоём укоренилась любовь.»

 Мы  желаем каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здесь вы можете найти ссылки на интересные музыкальные сайты.

Шедевры мировой классики, детские и юношеские песни, коллекция классической музыки, словарь музыкальных терминов, истории создания музыкальных инструментов - одним словом всё, что необоходимо на урока...

Классный час "Лучший способ найти друга - самому стать хорошим другом."

Тема: Лучший способ найти друга - самому стать хорошим другом.Я рада вновь видеть ваши глаза, лица. И думаю, что это занятие принесет нам радость общения. Ребята, Перед вами смайлика.Чем они отли...

Урок "Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим"

Данный урок учит ребят анализировать собственные и чужие поступки и делать выводы. Воспитывает в них уважение, понимание, любовь к окружающим, формирует отрицательное отношение к такому человеческому ...

Занятие с элементами телесно-ориентированной терапии и йоги «Найти и обезвредить: помогаем друг другу снять последствия стресса»

Теоретической базой для разработки данного занятия послужили работыГанса Селье, Вильгельма Райха, Александра Лоуэна, а также принципы хатха-йоги Цели занятия: - коррекция психо-соматического сост...

Конспект урока на тему "Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»"

Разработка урока по теме "Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»"...

Методическая разработка по теме "Тяжелые металлы и влияние их на здоровье человека"

В разработке указно дейсвие тяжелых металлов на здоровье человека....

Проект "Найти друга"

Сводный волонтерский отряд образовательных учреждений г.Донецка «Хороший друг» и «Доброхоты» делает добрые дела на основе добровольности в рамках совместного проекта «Най...