Урок "Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Чабаева Алсу Зиятдиновна

Данный урок учит ребят анализировать собственные и чужие поступки и делать выводы. Воспитывает в них уважение, понимание, любовь к окружающим, формирует отрицательное отношение к такому человеческому пороку, как зависть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим"

Разделы: Литература

Невыносимой мукою томим тот,
Кто во всем завидует другим.
Всю жизнь тоской и злобою дыша,
Затянута его душа.
Джами

Цели и задачи урока:

1) Познакомить детей с таким человеческим пороком, как зависть.

2) Научить детей анализировать собственные и чужие поступки и делать выводы;

3) Воспитывать уважение, понимание, любовь к окружающим;

4) Формировать отрицательное отношение к зависти.

Оборудование:

  • проекционная система;
  • экран;
  • распечатки произведений;
  • все необходимое для инсценирования басни Ивана Андреевича Крылова “Лягушка и вол”;
  • запись музыки Бетховена “Лунная соната”.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Новая тема.

- Ребята, тема сегодняшнего урока “Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим”. Как вы думаете, ребята, о чем пойдет разговор на уроке? (Дети отвечают)

- Правильно, о зависти. Сегодня мы будем вместе учиться давать правильную оценку поступкам литературных героев, мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию и делать выводы. А начнем мы урок с чтения басни греческого баснописца Эзопа. Она называется “Коза и Осел”.

Чтение басни “Коза и Осёл” под музыку Бетховена “Лунная соната”

У хозяина были Коза и Осёл. Как увидела Коза, что Осла лучше кормят, стала ему завидовать и сделала вид, что жалеет его: “Ох, как плохо с тобой обращаются: то заставляют вертеть каменные жернова, то навьючивают несусветные тяжести, а платят за это одними побоями! Не лучше ль тебе притвориться припадочным, да и свалиться в канаву, - вот тогда тебя пожалеют и дадут отдохнуть”. Поверил Осёл Козе и свалился в канаву, да так весь изранился, что пошёл хозяин за лекарем. Осмотрел лекарь больного, покачал головой, и прописал верное средство - прикладывать к ослиным ранам легкие козы.Осла удалось выходить, но для этого пришлось убить козу.

Обсуждение басни “Коза и Осёл”

- Ребята, вот мы с вами прослушали басню. Ответьте мне, пожалуйста, какой из человеческих пороков высмеивает в своей басне автор. (Ребята отвечают)

- Правильно, зависть. А какова мораль этой басни? (Ребята отвечают)

- Да, действительно, зависть ни к чему хорошему не приводит… и дурной поступок, рожденный завистью, эхом отзывается.

А теперь, ребята, обратим внимание на слова персидского поэта Джами, которые мы взяли в качестве эпиграфа к нашему уроку. (Дети читают)

- Как вы понимаете это высказывание? (Ребята отвечают)

- Какие еще высказывания вы можете привести в пример к нашей теме?

III. Проверка домашнего задания. (Дети читают заранее подготовленные афоризмы, высказывания). Например:

Зависть терзает и сама терзается.

Овидий

Зависть — враг счастливых.

Эпиктет

Зависть — один из наиболее действенных элементов ненависти.

Бальзак О.

Завистник печален или потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло.

Бион

- Молодцы, ребята, хорошо поработали! А все-таки, что же такое зависть? Обратимся к словарю русского языка С.Ожегова. (Читает учитель)

“Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого…”.

Другими словами, когда кому- то хорошо, а у нас от этого портится настроение, значит, мы завидуем.

А сейчас, ребята, мы своими глазами увидим, до чего довела зависть одного из персонажей басни И.А. Крылова “Лягушка и Вол”.

IV. Инсценировка басни И.А. Крылова “Лягушка и Вол” Олеси Емельяновой.

Действующие лица:

Большая лягушка

Маленькая Лягушка

Вол

Рассказчик

На первом плане слева камыши, справа куст.

Рассказчик.

В достатке, в сообразном ей почете
Жила лягушка у себя в болоте.
Из-за камышей выпрыгивает Большая Лягушка.

Рассказчик.

Дородством чуть поболее других,
За что всем сердцем презирала их.
Собой же восхищалась непомерно.

Большая Лягушка (самодовольно).

Ква! Я на свете больше всех, наверно.
Поэтому-то я на зависть всем
И сладко сплю и мушек вдоволь ем.
Никто мне супротив идти не смеет.
А кто пойдет, тот шибко пожалеет!

Из-за камышей выпрыгивает Маленькая Лягушка и садится рядом с Большой Лягушкой.

Большая Лягушка (сердито).

Скачи отсюда!
Маленькая Лягушка
Ква! Маленькая Лягушка послушно скрывается в камышах.

Большая Лягушка (гордо).

Вся топь вокруг – моя! 
Кому и где сидеть, решаю я!

Рассказчик.

Но так случилось, что однажды Вол
В ее болото попастись забрел.

Раздаются глухие удары, сцена дрожит. Из камыша выходит огромный Вол и направляется к кустам. Перед ним скачет обезумевшая от ужаса Маленькая лягушка.

Вол

Му!

Маленькая Лягушка

Ква! Спасите!

Большая Лягушка (с досадой)

Что ж ты разоралась?

Ты лучше б не его – меня боялась!

Вол доходит до куста и начинает его жевать.

Маленькая Лягушка

Но он такой большущий!

Большая Лягушка

Что с того?

Раздуюсь, буду побольшей его.

Большая Лягушка раздувается.

Большая Лягушка

Ну, как? Уже?

Маленькая Лягушка

Нет, кумушка, далеко!

Большая Лягушка

Гляди же, как теперь раздуюсь я широко.

Большая Лягушка надувается еще больше.

Большая Лягушка

Ну, каково? Пополнилась ли я?

Маленькая Лягушка (со вздохом)

Почти что ничего, душа моя.

Большая Лягушка еще чуть-чуть надувается.

Большая Лягушка

Ну, а теперь?

Маленькая Лягушка

Все то ж.

Большая Лягушка продолжает надуваться.

Рассказчик

Пыхтела да пыхтела
И кончила моя затейница на том,
Что, не сравнявшися с Волом,
С натуги лопнула и – околела.

Большая Лягушка лопается. Вол продолжает есть.

Рассказчик

И человек иной так может разлететься,
Гоняясь за чужим успехом, кошельком
Иль славою. Не будь же дураком –
Завидуй меньше и живи по средствам!

- Ребята, чему завидовала Большая Лягушка? (Ребята отвечают)

- Чему ещё завидуют люди?

V. Рассказ учителя.

В христианской культуре выработалось отрицательное отношение к зависти. Это произошло потому, что через зависть пришло к нам в мир зло.

Падший ангел завидовал Богу. После того, как Бог создал человека, назвав его Адамом, а из его ребра сотворил Еву и поселил их в раю, он захотел отвернуть Адама и Еву о Бога. Ему стало завидно, что Бог любит человека, говорит с ним, что человеку так хорошо жить в раю. Употребив хитрость, он вошел в змия и нашептал Еве те самые мысли, которые позволили Еве и Адаму совершить первый грех, то есть вкусить плод с запретного дерева. Змей сказал Еве, что вкусив запретный плод, они будут как боги, знающие добро и зло. Совершив свой первый грех, люди лишили себя спокойной райской жизни. Вскоре их сын Каин тоже согрешил завистью.

А как это произошло, мы с вами узнаем из “Детской Библии”, прочитав главу “Каин и Авель”

Чтение главы из “Детской Библии” “Каин и Авель”

Тяжело было Адаму и Еве расставаться с раем и еще тяжелее было им привыкать к труду и болезням. Звери теперь уже не слушались их и вредили, животные бежали от них, и земля не всегда приносила им плоды для пропитания. Они жили в бедном шалаше посреди поля. Скоро у Адама и Евы родились дети, но и дети вместо радости доставляли им иногда огорчения.

Было у них два сына, Каин и Авель. Старший, Каин, занимался хлебопашеством, а младший, Авель, пас стадо.

Однажды братья пожелали принести что-нибудь в жертву, или в дар Богу. Они сложили два Костра, и Каин посылал на свой костер хлебных зерен, а Авель положил ягненка, и оба зажгли свои костры.

Авель приносил дар Богу от всей души, с любовью к Богу и с молитвою, а потому дым от его жертвы прямым столбом поднимался к небу. Каин же приносил свою жертву неохотно и небрежно, и вовсе не молился Богу, и дым от его жертвы расстилался по земле. Из этого видно было, что жертва Авеля приятна Богу, а жертва Каина неприятна.

Каину стало ужасно досадно, но вместо того, чтобы усерднее молиться Богу и просить, чтобы Господь принял и от него жертву, Каин позавидовал брату и со злости убил его. Тогда Господь спросил его:

- Каин, где Авель, брат твой?

Это Бог спросил его для того, чтобы убийца сам раскаялся и просил прощения. Но Каин не раскаялся и дерзко отвечал:

- Не знаю, разве я сторож брата моего? Господь сказал ему:

- Нет, ты убил своего брата, и теперь ты нигде не найдешь себе покоя!

Каин испугался и воскликнул:

- Велик мой грех! Теперь убьет меня первый встречный!

Но Бог сказал:

- Нет, Я положу на тебя такой знак, что тебя не убьет никто, но ты будешь жить и тебя всегда будет мучить совесть!

С той поры Каин никогда не мог поднять лицо к небу. Угрюмый и задумчивый, мучимый стыдом, он нигде не находил себе покоя и скоро вовсе ушел от родных в далекую землю.

Очень плакали и горевали Адам и Ева, когда узнали о смерти Авеля. Это было первое тяжелое их горе. Теперь они еще больше пожалели о рае. Если бы они слушались Бога, то и жили бы в раю, и там не случилось бы такого несчастия. Бог видел их слезы и дал им третьего сына, по имени Сифа. Это был добрый и кроткий мальчик, и Господь очень любил его. У Каина тоже родились дети, но и они, как отец, были злы, непочтительны и завистливы.

Обсуждение главы “Каин и Авель”

Какова основная мысль главы “Каин и Авель”?

О чем говорится в ней?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Зависть порождает зло.

- Какая же бывает зависть?

VI. Рассказ учителя с элементами беседы. (Учитель рассказывает, рисуя на доске кластер)

1. Зависть бытовая. Она бестолкова, бесполезна и безвредна для тех, кому завидуют. Зато вредна тем, кто завидует. Завидующие люди никогда не знают покоя, они страдают от того, что кто-то купил красивую вещь, кто-то имеет много денег, кто-то красив собой и так далее.

В художественной литературе мы встречаем множество примеров проявления зависти. Помните сказку А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке? Какая зависть здесь присутствует? (Дети отвечают).

- Правильно, бытовая.

Александр Сергеевич как бы учит нас, что зависть не приносит человеку ничего хорошего, а приводит его к “разбитому корыту”.

2. Черная зависть – самая опасная. Человек, ею обладающий, старается причинить вред тому человеку, которому завидует. Примером может служить глава из “Детской Библии” “Каин и Авель”, которую мы с вами прочитали.

3. “Белая” зависть. В этом случае человек не желает зла тому, кому завидует, а радуется за него и старается сам добиться таких же успехов.

Вот сколько интересного мы узнали об этом чувстве.

Русский народ, конечно же, не обошел вниманием такое человеческое качество, как зависть. Существует множество пословиц и поговорок, которые помогут нам глубже понять, что такое зависть.

VII. Проверка домашнего задания. (Дети читают пословицы)

Например:

Завистливое око видит далеко. Русская пословица

Берут завидки на чужие пожитки. Русская пословица

Чужая клеть пирогами пахнет. Русская пословица

Не коси глаз на чужой квас. Русская пословица

Лучше подражать, чем завидовать. Грузинская пословица

- Молодцы, ребята, справились с заданием. Ну, а теперь, попробуйте составить синквейн со словом ЗАВИСТЬ.

VIII. Рефлексия. Синквейн.

Например:

Зависть

Бытовая, черная, белая

Мучает, раздражает, отравляет

Зависть медленно убивает душу человека

Яд

IX. Выводы.

X. Дом. Задание. Написать мини-сочинение “Когда я позавидовал”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция. Тема: «Тяжело тому в несчастье, Кто найти не может друга».

Цели:  углубить представление подростков о дружбе;формировать положительную нравственную оценку таких   человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка...

Комплексный анализ художественного текста на уроке русского языка (на материале стихотворения А.С. Пушкина «Завидую тебе, питомец моря смелый…»)

Комплексный анализ текста предполагает рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Текст помог...

Родительское собрание "Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример тому!"

Родительское собрание. Текст к презентации "Ребенок Учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому!"...

Беседа «Кажется, я завидую»

Ребята знакомятся счеловеческими  пороками - завистью. Предлагается анкета на выявление данной черты у детей. Предлагаются способы борьбы с ней....