урок по литературе "Спасибо тому, кто на ноги поставил; да спасибо и тому, кто на ум наставил."
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок по литературе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_detstvo_gorkiy.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Максим Горький. Повесть « Детство»

Тема: Спасибо тому, кто на ноги поставил; да спасибо и тому, кто на ум наставил.

Цель: : Вызвать интерес к прочитанному; помочь понять,  какие факторы влияют на формирование личности.  формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков героев повести, развивать мыслительную деятельность.

Задачи:

1.Образовательные: уметь рассказывать о жизни Алёши, воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, находить  выразительные средства языка.

2.Развивающие : развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников.

3.Воспитательные:  воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.

УУД:

Личностные:

Осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет смысл произведения для себя, делает выводы о нравственных уроках жизни.

Регулятивные:

Понимает учебную задачу; учится действовать по плану.

Познавательные:

Понимает информацию, представленную в схематичной форме; учится анализировать, делать выводы.

Коммуникативные:

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Оборудование:

Для учителя: конспект урока, текст рассказа, портрет писателя (на доске), мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Для учащихся: текст рассказа, письменные принадлежности, тетрадь, дневник.

Методические приемы:   чтение, дискуссия, работа с иллюстрациями.

Тип урока: урок обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

1.Организационный момент ( подготовка к уроку)

2.Мотивация к учебной деятельности.

 Здравствуйте, ребята! Меня зовут … Сегодняшний урок вы проведете со мной. Надеюсь, мы поддержим друг друга и проведем урок хорошо.

Слайд1.

- Что излучает эта картина? Что исходит от детей?

- Вы согласны, что детство- самая счастливая пора жизни? Чем она привлекательна?

3. Создание проблемной ситуации.

Слайд 2.( репродукция картины Перова Василия Григорьевича «Тройка»)

- Можно сказать по этой картине, что дети счастливы?

4.Постановка учебной задачи, целеполагание.

- На прошлом уроке вы изучали повесть М.Горького « Детство»

- Какая картина более подходит к судьбе главного героя?

- Вы догадались, о чем мы будем говорить?

5. Актуализация знаний (фиксирование)

Заполнить таблицу

Знаю

Хочу знать

Узнал

- Как зовут главного героя произведения.

- Что вы знаете об Алеше? (Кто его воспитывает? Как относится к деду, бабушке)

Хочу знать

- Изменится ли отношение Алеши к деду?

- Как сложится его жизнь в доме Кашириных?

- Каким человеком вырастет Алеша?

- Что вы не знаете об Алеше? ( Когда человек живет среди злости и ненависти, каким он может стать?)

6.Стратегии по разрешению затруднений. Индивидуальная работа по карточкам.

Словарная работа

Закоченел - потерять чувствительность, подвижность от холода

Кабы - если

Колышется вся- мерно качается

Горница-комната, чистая половина крестьянской избы

Простая душа-щедрый, простодушный, бесхитростный

7.Работа с текстом

С 42. Прочитайте отрывок. Ответьте:

- О ком пишется в отрывке?

- Почему Алеша о них больше пишет?

8.Самостоятельной работы с проверкой по эталону. Групповая работа

Задание. Прочитать отрывок на с 42. Ответить на вопросы:

- Можно ли стать добрее в окружении зла? Как можно  противостоять злу?

- К кому тянется Алеша?

- Какими они были?

- Чему научился у них Алеша?

9.Физминутка

Я чувствую сейчас с вами хорошо, тепло на душе. Давайте, я вам раздам свою теплоту. Теперь добрых людей стало намного больше.

10. Подведение итогов. Рефлексия.

ЗАДАНИЕ:  Соотнесите стрелками описание с героем. Какое качество воплощает каждый герой?

Описание

      Герой

Качество

1. «Внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки

1.Бабушка

2. Стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом – закричал: «По миру пущу!», сверкая глазами, и было странно , что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно»

2.Цыганок

3. «Встала из – за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною»

3.Дядья

4.Сразу стала на всю жизнь, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком.

4.Мама

5.Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой. Блестели его раскосые веселые глаза, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады.

5.Дед

Вопросы к классу:

- Каждый, с кем встречался Алеша, повлиял на его характер, преподал жизненный урок.

- Кто больше научил любить жизнь?

- Когда, в каком возрасте формируются качества человека?

 Группа экспертов. Задание: из пословиц данных выберите 3,4 пословицы, которые близки по содержанию темы.

-Вспомните тувинскую пословицу, которая подойдет к уроку.

11. Домашнее задание.

Выпишите советы бабушки Алеше.

Дополните список именами героев повести,  с которыми встретится Алеша, и заполните таблицу.

Синквейн « Бабушка», « Дед»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Прыжок в длину способом "согнув ноги".Совершенствование техники челночного бега"

Вашему вниманию предлагается план-конспект урока по теме "Прыжок в длину способом "согнув ноги". Совершенствование техники челночного бега"...

Урок – игра ко Дню славянской письменности «Кто знает Аз да Буки, тому и книги в руки».

Данный конспект урока можно использовать в любом классе. Я проводила и в 6 и 7 классах.. Но мне кажется, если немного усложнить вопросы викторины, то можно удачно использовать эту разработку и в 8 - 9...

Конспект урока "Прыжок в длину способом "согнув ноги". Совершенствование техники челночного бега 3х10 м.

Цели и задачи:1. Укрепление здоровья2.Контроль прыжков в длину с разбега способом «согнув  ноги» 3.Совершенствовать технику челночного  бега 3х10 метров 4.Развитие  ловкостиВр...

Урок "Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим"

Данный урок учит ребят анализировать собственные и чужие поступки и делать выводы. Воспитывает в них уважение, понимание, любовь к окружающим, формирует отрицательное отношение к такому человеческому ...

методическая разработка урока физкультуры "Опорный прыжок через гимнастического козла согнув ноги и ноги врозь."

Развитие двигательных способностей, приобретение умений и навыков.Основные правила развития физических качествПредметные результаты (образовательные задачи):1.Закрепить выполнение опорного прыжка2.Укр...