Нравственное воспитание на уроках литературы.
статья по литературе по теме

Федосеева Валентина Владимировна

Нравсвенное воспитание на уроках литературы как ресурс качественного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie_na_urokakh_literatury.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание на уроках литературы

как ресурс качественного образования

                                                                                                     В конечном счете, основой

 всех человеческих ценностей

                                                                                                служит нравственность.

                 А. Эйнштейн.

На современном этапе развития общества перед школой стоят важные, требующие радикальных решений задачи, обусловленные необходимостью реальных перемен в воспитании и обучении детей и молодёжи в связи с преобразованиями, происходящими в России.

В течение последнего десятилетия вопрос о качестве образования не перестаёт быть актуальным.

         Качество образования в школе определяется не только глубиной и прочностью знаний, степенью сформированности ключевых компетентностей, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, уровнем нравственной воспитанности 

         Что такое нравственность? Нравственность – это личное качество человека, его внутренний закон. На нравственности основывается поведение людей, строятся личные и общие представления о приличиях. Нравственность каждого человека неотделима от существующих в обществе норм морали. Жизнь общества, его культура, опыт поколений должны быть осмыслены, чтобы последующие поколения совершенствовали и продолжали лучшее во имя людей, добра и справедливости.

 Человеческая жизнь так же должна быть осмыслена самой личностью, чтобы каждый задался вопросом, для чего он живет и как. Наша жизнь – сложная цепь поступков, восприятия и реакций на поступки других. И эту цепь плетем мы сами, но не всегда сознаем это. А ведь это наш след в жизни… Мы родились, чтобы оставить след: дом или тропинку, дерево или слово.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Психолог А.З. Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общее представления. Другое дело – этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.

 Приобретая сумму знаний, но, не имея представлений о духовности, о добре и зле, о любви и милосердии, человек не может чувствовать себя счастливым.

 Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, оставляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти –  свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, экологическая культура, вера, воля, добродетельность, милосердие, порядочность, патриотизм, уважение, трудолюбие, здоровье, семья, родители – должны усваиваться детьми не только в семье, но и в школах, практически на всех уроках. Кто, как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить проблеме нравственного воспитания важнейшую роль в своей деятельности.

Осознанию общечеловеческих ценностей способствует урок литературы, расширяющий возможности педагогического влияния на ребенка, позволяющий формировать целостное представление о нравственно ценном опыте предшествующих поколений. Литература как предмет позволяют учителю решать такие задачи:

 1) обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств;

2) вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие сущности социальной и психологической целесообразности моральных норм;

3)привитие культуры, формирование привычек и навыков нравственного поведения;

4) систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности;

5) организация нравственного самовоспитания учащихся.

О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника — быть источником нравственного влияния. «Ничто, кроме литературы, - говорил П.М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени»

Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества.

Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших учеников просто по долгу службы отсиживает положенное и отвечает на уроках. А ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, учить бороться с “плохо”, ставить и ставить перед учениками вопросы, искать вместе с ними ответы, беседовать, спорить о жизни, о людях.

Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

На память приходят строки из стихотворения Вероники Тушновой:

Открываю томик одинокий,

Томик в переплёте полинялом.

Человек писал вот эти строки.

Я не знаю – для кого писал он.

Пусть и жил он и любил иначе

И в столетьях мы не повстречались

Если я от этих строчек плачу-

Значит, мне они предназначались

Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь. Как? Каким образом?

Начнём с личности самого учителя. Увлечь может только человек увлечённый.

Личность, заинтересованная. Начитанная. В моей практике есть такая форма работы, как  поэтические пятиминутки.

 Учитель литературы - человек, знающий и любящий поэзию, поэтому всегда прочтёт стихотворение наизусть из тех, что дороги ему. А дети потом продолжат эту традицию.

Они выступят со своими любимыми стихами, теми, что запали в душу им, а чуть позже и со стихами собственного сочинения. (Примеры читаются с согласия авторов)

Отчёты о летнем чтении стали традиционными в сентябре. «Что вы читали летом?» - спрашиваем мы у ребят. А что ВЫ читали летом, дорогой учитель? И я обязательно делюсь своими впечатлениями о том, что прочитала в период отпуска.

Виды урочной и внеурочной работы, используемые с целью развития нравственных качеств учеников, традиционны: домашняя учебная работа (сочинения-рассуждения, письменные развёрнутые ответы на вопросы, подготовка докладов и сообщений). На уроке это - этические беседы, заочные экскурсии, предметные кружки, встречи с писателями и поэтами, читательские конференции, литературные утренники, олимпиады, выставки, коллективные и индивидуальные поручения - подготовка презентаций и защита поэтических сборников, театрализация басен И.А.  Крылова, стихотворений А.Л. Барто. С появлением компьютера и  Интернета – подготовка презентаций и дистанционные конкурсы, краеведческий материал, коллективные творческие дела (выпуск газеты), участие в конкурсах сочинений.

 И всё-таки, урок  остаётся на первом месте, когда мы говорим о нравственном воспитании. Трудно переоценить его роль в решении задач образования и нравственного воспитания.

 Во-первых, на уроках литературы  ученики знакомятся с нравственно-этическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому что как вид искусства литература способствует глубокому, личностному усвоению нравственных ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.

В программе по литературе достаточно примеров нравственного поведения героев произведений: в среднем звене – это герои сказки, былины, неиссякаемый источник нравов - басни И.А.Крылова. Это произведения И.С.Тургенева, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.Г Распутина, Л. Андреева, А.П. Платонова и других авторов, который учат доброте, честности, трудолюбию и любви к близким, к Родине.

 В старшем звене это произведения, затрагивающие «вечные темы»: любовь, свобода, право жить; обличение самодурства, грубой силы и невежества; отношения «отцов» и «детей»; «война и мир»; тема ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Литература богата примерами высокой нравственности героев, которые помогают воспитывать социально-адаптированную личность российского общества.

 Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

 Психологи утверждают, что ребенок уже к первому классу готов к достаточно серьезной работе над художественным текстом. Именно с семи лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания и художественной формы произведения, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом.

 Но не просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально-нравственный опыт «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка. Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках литературы является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.

Это предполагает и новые принципы анализа произведений - необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем - то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении.

Постижению истины в литературно-художественных текстах, авторской гуманистической позиции помогает  система продуманных проблемных вопросов и заданий:

- Почему Тургенев в финале рассказа «Муму» изменил события, бывшие в действительности?

- Почему Маша Миронова отказалась выйти замуж за Гринёва?

- Почему финал романа «Капитанская дочка» остался открытым?

- Молчалины блаженствуют на свете? Ваше мнение?

 «Неужто ты влюблён в меньшую?

-А что?

-Я выбрал бы другую, когда бы был, как ты поэт…»

- Почему Онегин выбрал бы Татьяну, а не Ольгу?

- Какой удел мог ждать Ленского?

- Кем и каким можно было стать, живя в городе Калинове?

- Почему свидание Катерины с Борисом проходит на фоне свидания Варвары с Кудряшом?

- Подтверждают ли окружающие Раскольникова обстоятельства мысль о том, что задуманное им убийство – не преступление?

- Что даёт право Свидригайлову сказать Раскольникову, что они одного поля ягоды?

Задача учителя при обсуждении таких вопросов – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль.

          Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности литературного произведения нужно, чтобы дети на уроке: не только думали над прочитанным, но и сопереживали героям, оценивали их поступки, осмысливали их проблемы, соотносили их жизнь со своей жизнью, старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

В процессе  обучения в среднем звене разумно до минимума сократить информационно-репродуктивные методы, используя их лишь в тех случаях, когда у учащихся отсутствует база для организации конструктивной мыслительной деятельности, или в силу сложности материала.

Беседа особенно плодотворна в том случае, когда в ходе ее не только воспроизводится прочитанное, но стимулирует размышление учащихся, сопоставление фактов.

Оживляют работу в процессе беседы на темы нравственности работа со словарём этических терминов.

Этический словарик – это собрание нравственных и этических понятий с их толкованием, способствующее формированию у человека нравственных качеств, а вследствие этого и нравственной воспитанности.

 Значение применения этического словарика на уроках литературы в 5-6 классе очень велико. Огромную роль в организации процесса осмысления проблем играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания, а эмоциональные переживания являются условием восприятия нравственных ценностей. Используя данный метод можно добиться более высокого понимания и осмысления нравственных ценностей и мотивов через анализ проблем нравственного характера, описанных в литературных произведениях.

  Этический словарь должен состоять из следующих пунктов:

 - нравственное качество;

 - определение данного качества;

 - произведение, герой, обладающий этим качеством;

 - признаки, поступки, по которым было определено данное качество;

 - наличие данного качества у близких людей, одноклассниках;

 - наличие данного качества у самого ребенка;

 - иллюстрация, показывающая наглядно качество.

 Работа с этическим словариком организуется на этапе анализа произведения, когда выполняется анализ художественного образа. Ученики в ходе анализа выявляют наличие у героя нравственного качества, пытаются раскрыть понятие, определить признаки, доказывающие наличие этого качества у героя. Учитель помогает сформулировать определение, организует самостоятельную работу учеников со словариком. Работа с пунктами пятым и шестым ориентирована на то, чтобы ученик начал переосмысливать выделенное понятие и «примерять» его на себя: « А кто из моих близких такой? А можно ли про меня так сказать? Могу ли я быть таким же? Способен ли я так поступать?»

 Работа со словариком может продолжаться  дома.

 В качестве основных нравственных качеств, которые могу анализироваться и записываться в этический словарик можно выделить следующие:

Бескорыстность – умение человека быть чуждым личных интересов, выгоды, материального поощрения.

Вежливость – умение человека соблюдать правила приличия, быть воспитанным, учтивым.

Взаимопомощь – взаимная помощь друг другу

Дисциплинированность – верность слову и делу, ответственность за порученное дело.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Доброжелательность - качество человека, которое проявляется в умении и желании делать добро другим людям, радоваться чужим успехам.

Доверие – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, правильности чего-либо.

Достоинство -  такое нравственное отношение человека к самому себе, которое исходит из признания ценности каждого человека как нравственной личности.

Искренность – умение человека выражать сои подлинные чувства и эмоции.

Коллективизм – коллективное начало, как принцип жизни и деятельности людей.

Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Любознательность – склонность человека к приобретению новых знаний и умений.

Мечтательность – стремление к выполнению своей заветной мечты

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Преданность - чувство любви и верности к кому-либо.

Скромность – умение человека быть сдержанным в обнаружении своих заслуг, достоинств, простота и умеренность в общении.

Смелость - уверенное, решительное поведение в трудной ситуации.

Сочувствие – умение понять, почувствовать эмоциональное состояние другого человека, помочь ему.

Сопереживание – умение переживать за других и вместе с другими умение утешить, подержать в трудную минуту.

Справедливость – умение давать правильную нравственную оценку своим и чужим поступкам.

Стыд – чувство сильного смущения от осознания предосудительного поступка, вины

Терпимость – умение без вражды, миролюбиво относится к чужому мнению, характеру.

Товарищество - качество, основанное на взаимопонимании, доверии, общности интересов между людьми.

Точность – качество, выражающиеся в умении делать что-то своевременно, точно в срок.

Трудолюбие – качество человека характеризующиеся желании человека трудится.

Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-то достоинств.

Целеустремленность - стремление достичь поставленную цель.

Честность – неспособность аморальным, антиобщественным поступкам.

Чуткость – это такое отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательное отношение к их заботам и интересам, мыслям и чувствам.

Через работу с критической статьёй удаётся сформировать  собственный взгляд на прочитанное, умение доказать справедливость или опровергнуть положение. Для этого хорошо использовать приводимые в учебнике статьи и суждения критиков, общественных деятелей, литературоведов, писателей об изучаемом произведении. Учить критически осмысливать чужое суждение важно не только для развития мышления, но и в нравственном отношении: это учит ставить истину выше авторитета. Выбранные высказывания должны содержать мысли глубокие, ценные для осмысления изучаемого и для развития учащихся, но важно, что они не принимаются на веру, а доказываются.

С точкой зрения какого критика Вы согласны в большей степени в оценке образов:

Катерины (пьеса «Гроза») –Д.И. Писарев или Н.А. Добролюбов?

 В оценке образа Базарова – Д.И. Писарев или М.А. Антонович?

В оценке образа Обломова – Н.А. Добролюбов или А.В.Дружинин?

В оценке образа Татьяны Лариной – Ф.И. Достоевского или В.Г.Белинского?

Проведение семинаров в старших классах  тоже обладает громадными возможностями пробуждения творческого мышления, развития нравственных качеств личности. Здесь чрезвычайно высока степень самостоятельности, максимально развиваются индивидуальные способности ребят.

 В чем особенность семинара, его отличие от других видов урока?

 Уроки - семинары имеют специфическое содержание: их целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определенные сведения, даже в системе, но найти решение проблемы. При обращении к художественным произведениям с ярко выраженной гражданской, философской, нравственной проблематикой, с героями, стоящими в ситуации выбора, к лирике, решающей коренные вопросы бытия, семинар бывает необходим. Причем проблемы, предложенные для обсуждения должны быть актуальны, интересны и для учеников, и для учителя.

 Главная цель уроков - семинаров - формирование умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества.

Семинары проводятся не чаще 2-3 раз в год, так как эта сложная форма работы требует тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.

 Особое место в системе семинарских занятий занимают творческие задания, которые предлагаются учащимися заранее. На семинаре они приобретают степень обобщения, итога на качественно новом уровне. Выполнение таких заданий не может быть обязательным для всех. Главное - дать ученику возможность раскрыть себя и свои способности: каждый предпочтет то, что ему ближе и интереснее.

Семинары могут проводиться в следующих формах:

 – вопросов и ответов;

 – развернутая беседа с предварительной подготовкой заданий;

 – коллективное чтение и комментирование текстов;

 – устные ответы учеников с последующим обсуждением;

 – дискуссия по предварительно заданной теме;

 – защита письменных рефератов учащихся;

 – проблемный семинар по разрешению проблемных ситуаций;

Семинарские занятия способствуют:

 ▪ активизации познавательной деятельности учащихся;

▪ формированию самостоятельности суждений;

▪ умению отстаивать собственное мнение, аргументировать его на основе научных фактов;

 ▪ развитию логического мышления;

▪ формированию убеждений;

▪ овладению культурой толерантности;

▪ социальному становлению личности.

Алгоритм методики проведения семинара

На семинаре учитель организовывает дискуссию по заранее определенным темам, по которым учащиеся готовят тезисы ответов или индивидуально выполненные сообщения. Такие семинары называются семинарами-дискуссиями.

План подготовки проведения семинара включает:

▪ сообщение темы за 2–3 недели до проведения семинара;

▪ доведение до учащихся цели и задач семинарского занятия;

▪ план проведения семинара;

▪ сообщение списка литературы с комментарием;

▪ выделение рефератов, докладчиков, содокладчиков и иногда оппонентов;

▪ консультация учителя;

 ▪ предварительное прослушивание реферата или доклада.

По своей структуре семинар начинается со вступительного слова учителя, в котором кратко излагаются место и значение обсуждаемой темы в данной дисциплине, напоминаются порядок и направления ее обсуждения, конкретизируется ранее известный обучающимся план проведения занятия. После этого начинается процесс обсуждения вопросов обучающимися. Завершается занятие заключительным словом учителя.

 Задача учителя – не обойти вниманием пассивных участников семинара, вовлекая их в ход обсуждения дополнительными вопросами, помогающими раскрыть содержание обсуждаемой темы.

Одно из семинарских занятий в 9 классе по произведениям Анатолия Алексина носил название «Человек начинается в детстве»

Тип семинара: развёрнутая беседа с предварительной подготовкой заданий

Подготовка к его проведению ведется с момента объявления повестей, рекомендованных к прочтению. Учащимся предлагается задание, в котором определяются основные вопросы для обсуждения на семинаре, литература, необходимая для подготовки, методические рекомендации, с одной стороны, направляющие учащихся в их подходе к тому или иному вопросу семинара, с другой - стимулирующие их интеллектуальную, исследовательскую, творческую деятельность.

Вступительное слово учителя начинается с обсуждения цитаты из интервью писателя газете «Комсомольская правда»: «Сейчас, когда идёт оголтелое наступление на «разумное, доброе, вечное, когда коммерция пытается пробудить в растущем человеке низменное чувство и желает подменить пылкость юношеских чувств агрессивностью и жестокостью, мы просто обязаны противопоставить этому наш гуманизм»

         Словарно-лексическая работа над словом  ГУМАНИЗМ – ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ велась неоднократно. Далее группа, работавшая над поиском статей о произведениях А.Алексина представляет ряд коротких высказываний о его творчестве, где упоминается это слово:

- борьба за талант человечности свойственна книгам А. Алексина (И.П. Мотяшов)

- наделённые талантом человечности герои А. Алексина и в других пробуждают этот дар (Ф. Чапчахов)

Сообщение учащихся: биография и краткий экскурс по произведениям.

Обо всех повестях нет возможности поговорить на одном уроке. Мы поговорим о повести «Безумная Евдокия»

Сюжет пересказывается вкратце одним из уч-ся. Далее - беседа по вопросам:

- От чьего лица ведётся повествование?

- Где тот роковой поворот на пути к несчастью, произошедшему с матерью Оли

 (Спасибо ей – подсказка в начале следующей главы)

- Чем до рождения Оли были увлечены родители?

- Продолжили они эти занятия?

- Почему с фразы «Спасибо ей» и начался тот роковой поворот к страшному дню?

- Кто дал прозвище классному руководителю «безумная» Евдокия

- Так ли это на самом деле?

- Согласны ли вы с мнением родители Оли, что Евдокия Сергеевна, сама не обладая высоким интеллектом, не замечала талантливых детей, а восхищалась только средними и незаметными

- С талантом Ольги или с чем-то другим боролась Евдокия Сергеевна?

Воспитывая нравственность, необходимо строить гармоничные отношения на уроке, где присутствует открытость и доступность учителя в разговоре с учениками. Этим самым ученику дается высокое и ответственное право - право на собственную мысль и свободное слово, а значит, и на творчество. Характерно для таких уроков и то, как глубоко и виртуозно вскрывается нравственный пласт произведения. Поэтому так тщательно надо продумывать каждый момент урока, каждый вопрос к произведению. Они должны быть нравственны, потому что требуют нравственных ответов и оценок. Главная задача учителя здесь - воспитать нравственного человека, возвысить силу духа и характера ученика, потому что от него впоследствии (не побоимся этих высоких слов) зависит судьба и окружающих и Отечества.                                                                                                                        

Таким образом, непременным условием воспитания полноценной высоконравственной личности можно считать такую организацию урока литературы, на котором присутствует доверительно-исповедальная интонация. Именно с помощью ее возможно добиться высокого раздумья и тишины, без которых вряд ли будет подлинное «освоение» духовных, нравственных ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)

В общественной атмосфере сегодняшнего дня очень важны вопросы нравственного воспитания. Эта проблема, от которой зависит будущее страны. Большая роль в воспитании нравственного человека отводится русс...

Нравственное воспитание на уроках литературы

Материал содержит выступление на педчтениях по нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы + презентация ....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса

В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Задача учителя - воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. Как можно решить эту задачу на уроках литературы при изучении произведений школьной программы? На каких произведениях акцен...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы...

Личность учителя и нравственное воспитание на уроках литературы

Выступление на методобъединении из опыта работы...

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка, 5 класс

Размышления о  возможности воспитания учащихся на уроках литературы и русского языка посредством слова. Статья сопровождается электронным приложением. Материалы из опыта работы учителя русского я...