Статья "О знакомстве с творчеством Владислава Крапивина на уроках литературы в 5-6 классах".
статья по литературе (5 класс) по теме

Гапоненко Галина Анатольевна

Владислав Петрович Крапивин – фигура в отечественной литературе уникальная. Он автор многих повестей и романов, посвящённых детям, и поэтому его часто называют детским писателем. Но, к сожалению, к изучению творчества этого писателя в школьной практике обращаются редко. Возможно, размышления о творчестве Крапивина кого-то заинтересуют. В книгах Крапивина раскрывается характер ребят, неизменный во все времена. Крапивинские герои всегда выбирают борьбу, сражаются со злом, в каком бы обличье оно ни появлялось и каким бы сильным ни представлялось. Тематика и проблематика этих рассказов современна, поэтому и для сегодняшних школьников образы героев и проблемы, которые они решают, несомненно, интересны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.krapivin._statya.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Гапоненко Галина Анатольевна, учитель  русского языка и литературы

 ГБОУ гимназия №155, Санкт-Петербург

О знакомстве с творчеством

Владислава Крапивина на уроках литературы в 5-6 классах.

Владислав Петрович Крапивин – фигура в отечественной литературе уникальная. Он автор многих повестей и романов, посвящённых детям, и поэтому его часто называют детским писателем. Но его книги с пристальным вниманием читают и взрослые, находя в них ответы на волнующие вопросы. Это означает, что творчество писателя гораздо глубже, чем может показаться  на первый взгляд. Например, "Журавленку и молниям" предпослано примечательное авторское пояснение: роман для детей и взрослых.

Родной город в творчестве Крапивина

Владислав Петрович Крапивин родился в Тюмени в 1938году. Именно в этом городе прошло всё его детство". Стихи “Начинается Земля, как известно, от Кремля” были знакомы мне еще с младенчества. Я эту версию принимал без возражений, как официальную. Но в глубине души знал, что Земля начинается от нашего двора между двумя домами № 59 на тюменской улице Герцена. И от нашего квартала». Писатель никогда не скрывал, что его творчество имеет автобиографические основы.

В квартале на улице Герцена жили его первые друзья, образы которых мы находим во многих произведениях Крапивина.

Например, в образе Бори Аронского из романа "Трофейная банка, разбитая на дуэли" читатель узнает Сёмку Левитина - товарища детских игр Владислава Петровича (о нем писатель неоднократно упоминал в автобиографическом произведении "Однажды играли”)А самого Крапивина читатель узнает то в робком Севке Глущенко из повести "Сказки Севки Глущенко", то в ищущем настоящего друга Иге из "Стражи Лопухастых островов", то в малыше Ильке из повести "Та сторона, где ветер".

Крапивинские герои

В книгах Крапивина раскрывается характер ребят, неизменный во все времена. В центре авторского внимания оказываются обычно два героя. В книгах они носят разные имена, различаются характерами, живут в разных городах, но их объединяет возраст и общие интересы. Первый — мальчишка 7-9 лет, дошкольник или младший школьник — Илька ("Та сторона, где ветер"). Это честный, искренний, верный и отважный товарищ, по-детски доверчивый и наивный. Другой герой — подросток, 11-13 лет, честный и благородный, гордый и справедливый, добрый и мечтательный. Это Славка ("Звезды под дождем"), Валька ("Валькины друзья и паруса"), Сережа Каховский ("Мальчик со шпагой"), Кирилл Векшин ("Колыбельная для брата"), Юра Журавин ("Журавленок и молнии").

Крапивинский герой появляется перед читателем как Личность. В нём необычайно развиты лучшие качества: чувство собственного достоинства, справедливость, ответственность, душевная открытость, доброта, честность.

Кирилл и Сережа, Валька и Журка оказываются в обстоятельствах будничных, близких читателю. Перед ними стоит проблема выбора: вступить в схватку (еще неизвестно, победишь ли?) или пройти мимо, сделав вид, будто тебя это не касается. Крапивин выбирает ситуации изо дня в день повторяющиеся, обыденные и знакомые каждому, но от того не менее сложные: вымогательство денег у малышей (компания Кисы — "Мальчик со шпагой", Дыбы — "Колыбельная для брата", Капрала — "Журавленок и молнии"), оскорбление человеческого достоинства ученика.

Крапивинские герои всегда выбирают борьбу, сражаются со злом, в каком бы обличье оно ни появлялось и каким бы сильным ни представлялось. Сережа Каховский, оказавшись один на один с компанией Кисы, одерживает победу. Журка, конечно, не смог бы так сражаться, но достоинство, с которым он держится, уверенность в своей правоте, заставляют даже Капрала отнестись к нему с уважением.

Один из самых благородных героев - Кирилл Векшин из  повести «Колыбельная для брата». Фабула повести проста. В раздевалке украли кошелек. Подозрение падает на главного героя   — Кирилла Векшина. Он, как и подобает Крапивинским героям, берегущим честь смолоду, гневно отвергает обвинения, не дает обыскивать себя. Душа его полна праведного гнева — найти злодея, предать суду товарищей и очищенным от наветов снова шагать по жизни с гордо поднятой головой. Что произошло дальше, каждый заинтересовавшийся может узнать сам, прочитав книгу. Скажу только, что Кирилл оказался перед сложным, отнюдь не детским выбором. Наверно, поэтому старый летчик Иван Савельевич в повести "Болтик” откроет маленькому Максиму великую истину: "Учиться быть большими как раз и надо, пока маленькие, потом поздно будет".

Герои Крапивина далеко не супермены. Пожалуй, именно контраст между ребячьей беззащитностью и силой духа, которую они способны проявлять в критические моменты, определяет главную черту юных персонажей. Ту самую, которая позволила некоторым критикам придумать термин - "Крапивинские мальчики".

Некоторые произведения похожи на автобиографию, где сам автор выступает в качестве главного героя - младшеклассника Владика, мечтающего о море, любящего маму и отчаянно верящего в добро и справедливость. Например, повесть "Тень Каравеллы", которую писатель посвятил своей матери, написана от первого лица. Крапивин, конечно, не назвал эту повесть   автобиографией, но почти вся она - о его детстве, его мыслях и чувствах, о его друзьях. В предисловии сказано:

 « Иногда меня спрашивают: «Это ты про себя написал?» И очень трудно отвечать. Кое-что про себя, кое-что про таких мальчишек, каким был сам. Про мальчишек,  росших в суровые военные годы и в первые годы после войны. Может быть, кто-то узнает себя в этой книге, а другие могут сказать, что всё было не так. Но тут не стоит спорить. Детство – это как сказка, которую каждый раз можно рассказывать по-новому».

Память детства сильна в Крапивине, в этом его счастье, его сила, и, говоря от имени семилетнего малыша, он бывает особенно достоверен и точен даже в мелочах.

 

Тема дружбы в произведениях Владислава Крапивина

Все книги Крапивина об одном - о настоящей дружбе. Не важно, сказка это или фантастика, все они о дружбе и друзьях. О настоящих, которые не предадут, придут в трудную минуту на помощь, преодолеют любые преграды, даже самые непреодолимые. И писатель стремится связать их крепкой ниточкой дружбы, общих интересов, увлеченностью общим любимым делом.

Одиннадцатилетний ребенок, постепенно становящийся подростком, уже обладает жизненным опытом. Реальный смысл вещей и поступков становится для него все яснее, очевиднее, и ему все труднее отдаваться игре с прежним самозабвением. И в этот момент ему очень нужен младший спутник, воплощение "чистого" детства. Крапивин это не выдумал, а точно подсмотрел в жизни. Малышу необходима опора, защита, пример! Но, оказывается, и старшему нужен младший. С помощью малыша подросток крепче верит в свои силы, в правильность и нужность того, что он делает.  

Повзрослевший, "вынутый" из своего беззаботного, легкомысленного возраста (кто не принимал ответственные решения в 12 лет?) Генка, герой повести, даже с ненавистным английским, который не учил все девять школьных месяцев, расправляется почти в две недели, а все потому, что поставил перед собой благородную цель — поскорее выучиться, стать врачом и спасти своего друга Владика от слепоты.

Писатель понимает, что сами по себе ребята мир не переделают. Они должны сначала вырасти. А для этого им нужна защита и помощь. Поэтому в книгах цикла "Великий Кристалл" бытует легенда о Командорах. Она возникла вполне логично — история о людях, которые ходят по свету и помогают детям.

В одной из статей Владислав Петрович Крапивин, исходя из своего жизненного и творческого опыта, убежденно заявляет, что для детского писателя важны три вещи: знать нынешних ребят и школу, уметь смотреть на жизнь не только глазами взрослого, но и глазами детей, уметь интересно и честно написать об этой жизни.

Всем своим творчеством писатель доказал приверженность этой позиции, и то, что его книги с интересом читают новые поколения ребят, свидетельствует о том, что его принципы верны.

Использованная литература:

Вл. Крапивин «Тень Каравеллы»

Вл. Крапивин «Колыбельная для брата»

Вл. Крапивин «Гуси-гуси, га-га-га»

Вл. Крапивин «Журавленок и молнии»

Вл. Крапивин «Валькины друзья и паруса»

Вл. Крапивин «Та сторона, где ветер»

Н. Широкова «Лоцман мальчишечьего моря»

С. Мешавкин «Мальчишки Вселенной»

http://community.livejournal.com/krapivin_ru/

http://www.rusf.ru/vk/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка уроков литературы (4 часа) 5 класс по творчеству К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

Развивать устную речь учащихся — значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школ...

Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина. Урок литературы в 9 классе.

Цели урока:- рассмотреть роль лицейского периода в «становлении пера» писателя и формировании его литературных вкусов;- проанализировать, как тема дружбы и братства раскрывается в творчестве поэта;- о...

Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина. Урок литературы в 9 классе.

Цели урока:- рассмотреть роль лицейского периода в «становлении пера» писателя и формировании его литературных вкусов;- проанализировать, как тема дружбы и братства раскрывается в творчестве поэта;- о...

О знакомстве с творчеством Владислава Крапивина на уроках литературы в 5-6 классах.

Владислав Петрович Крапивин – фигура в отечественной литературе уникальная. Он автор многих повестей и романов, посвящённых детям, и поэтому его часто называют детским писателем. Но, к сожалению, к из...

Конспект урока литературы в 9 «а» классе Дата проведения: 05.11.2019 г. Учитель: Цориева Ж.Х. Тема: А. С. ПУШКИН: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве поэта

Цели: вспомнить с учащимися основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина; расширить знания о жанре оды, послания; развивать умения и навыки выразительного, целостного анализа поэти...