сценарий праздника инсценированных сказок А.С.Пушкина
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Материал  рекомендуется для проведения мероприятия в рамках предметной недели литературы для учащихся 3-5 классов. Проводится предварительная работа по подготовке инсценирования эпизодов из сказок А.С.Пушкина. необходимо создать атмосферу праздника и театра. Рекомендуется подготовить на роли ведущих детей, умеющих читать стихи эмоционально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc38 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

 Сценарий праздника,

посвященный инсценированию сказок А. С. Пушкина

В зале все напоминает о великом поэте: его портреты, его книги.

Звучит фортепианная музыка.  По ходу сценария на экране появляются кадры из сказок А.С.Пушкина

В зал, держа в руках зажженные свечи, входят ведущие  (2 мальчика и 2 девочки).

Звучит музыка из опер по сказкам А.С.Пушкина (фоном)

 1. Мы Пушкину наш праздник посвятим,

Наполнив зал чудесными стихами.

О Пушкине сегодня говорим

Поэзии волшебными словами.

2. Мой Пушкин!

Ты мне дорог с малых лет,

Твои стихи я слышу с колыбели.

Я сказками волшебными согрет,

Что музыкой в душе моей звенели.

3. Мне сладок слог твой,

Наслаждаюсь я

Таким божественным прекраснейшим звучаньем.

Читаю с упоением тебя

И предаюсь различным состояньям.

4. Мой Пушкин!

Преклоняюсь пред тобой,

Перед твоим талантом безупречным.

К тебе пылаю нежной, неземной

Любовью безграничной, бесконечной.

                   Музыка нарастает с новой силой 

1. Огонь свечи озарил портрет,

Твое лицо мы видим, поэт.

Твои сказки  всегда к себе манят

Они учат и взрослых, и ребят.

2. К нам из сказки приходит Салтан,

Лебедь к нам уж плывет по волнам,

Озорной рассмешит нас Балда,

В море рыбка уйдет навсегда.

Под звуки фортепианной  музыки выходят 2 ведущих (девочка и мальчик)

В руках у них большая и очень красочная книга. Девочка держит книгу, читает  ее название.

3.  Пушкин «Сказка о  золотом петушке»

Я сказку эту каждый день читаю,

Ее почти уж наизусть всю знаю,

Но снова, снова книгу открываю

И  Шамаханскою Царицей  стать мечтаю.

4. Мне пушкинская сказка помогает

Представить  царство...

Где великий царь Додон

Страною правил,

Но  случилось чудо,

 и вот волшебным петушком

владеет он…

История о власти и измене.

Пусть сказка оживёт на этой сцене

Звучит музыка из оперы «Сказка о Золотом петушке»

 Дети играют отрывок из «Сказки о Золотом петушке».

 1. Ребята, посмотрите, море как живое,

Такое яркое, такое голубое...

Волнами ласково зовет к себе, манит

И в сказку мудрую нам двери отворит.

2. На свете нет, пожалуй, равнодушных

К поэзии великого поэта.

В ней жизни свет,

И нет в ней строчек скучных,

И фальши, слава Богу,

Тоже нет.

На сцену выходит девочка (из класса, который инсценирует сказку). В руках у нее большой яркий кораблик.

 Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Сделали кораблик сами

Мы своими же руками

И теперь по океану

К царству славного Салтана

Вместе с вами поплывем

И спектакль мы свой начнем.

Дети разыгрывают отрывок из «Сказки о царе Салтане».

3.  Нам не дано как Пушкин говорить,

Но будем мы с поэзией дружить

И сможем подарить своим любимым

Поэзии прекрасные мотивы.

4.  Мир Пушкина чудесных полон красок.

А мы вернемся на страничку  сказок.

Яркий, шумный балаган

До чего приятен нам!

Сколько в нем веселья, смеха...

А герои – вот потеха!

1. Поп, Балда и попадья,

Бес и вся его семья

В сказке этой поселились,

Чтобы мы повеселились.

Эй, ребята, не зевайте!

Героев сказки узнавайте!

                                Звучит веселая балаганная музыка.

Дети разыгрывают «Сказку о пone и о работнике его Балде».

2. Как  я хотел всегда героем стать,

Со злом сражаться, на коне скакать,

Чтоб месяц освещал дорогу и  ветер дул в лицо,

 Хотел красавице-царевне подарить кольцо.

                             Выходит девочка с зеркальцем в руках

3. Я про кольцо у Пушкина не знаю сказку.

Но вот ещё один сюжет известный

Надеюсь, всем вам будет интересно

Про зеркальце волшебное узнать,

И вместе с Елисеем славным

Царевну у богатырей сыскать.

Смотрите, сказку вспоминайте,

И если что артистам  помогайте.

Дети разыгрывают «Сказку о  мертвой царевне и семи богатырях».

И вновь звучит фортепианная музыка, гаснет свет. В мерцании свечей на сцену выходят ребята.

4. Ветер по морю гуляет, дует в паруса. 
Никогда не перестанем верить в чудеса. 
Где царевна оживает, злу наперекор, 
Где красавиц похищает мрачный Черномор. 


1. Где Балда с чертями спорит, белочка поет, 
Где разбитые корыта рыбка раздает. 
Где шумит волна морская, нас туда зовет 
Лукоморье, цепь златая и ученый кот. 

2. К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.

3. Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство, 
К сказкам  Пушкина спешим  опять.

4. Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,


ВСЕ:
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы

по теме «Как много вокруг красоты и добра»

                                                                                Сулейманова Л. И.

                                                                         учитель русского языка и      

                                                    литературы,

                                                               МБОУ «Лицей имени В.В.Карпова»

                                                                 РТ Зеленодольский район с. Осиново

Пояснительная записка

Данный урок является уроком внеклассного чтения в 5 классе  и предваряет изучение программного произведения К.Паустовского «Тёплый хлеб». Для проведения урока необходимо провести предварительную работу: чтение  учащимися сказки К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обучение учащихся созданию иллюстрации к тексту (уроки  изобразительного искусства), оформление в форме книги подготовленные иллюстрации.

Данная работа представляет  собой  проект с соблюдением всех обязательных этапов: работа с информацией, консультация специалиста, представление продукта.  Продуктом  будет  известный  авторский текст, оформленный иллюстрациями учащихся.

Новизна работы в том, что  каждый эпизод сказки будет сопровождаться иллюстрациями, которые создаются детьми обдуманно. Необходимо учитывать творческие способности  обучающихся.

Тема урока: «Как много вокруг красоты и добра»

Цель урока:

обучающая  - формирование  у учащихся основ создания  сравнительной характеристики героев художественного произведения;

развивающая - формирование  умения  соотносить текст произведения  и иллюстрацию к нему;  развитие внимания учащихся к каждому слову текста, умения сравнивать героев, обобщать, делать вывод; развитие речи учащихся;  

воспитательная  воспитание у учащихся  правильного восприятия поступков героев с точки зрения их нравственности, соотнесение понятий «добро и зло», «эгоизм и бескорыстие»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: презентация книги с иллюстрациями обучающихся.

Оборудование:

  • Портрет К.Г.Паустовского
  • Высказывание Г.Горышкина (см. конспект урока)
  • Тексты сказки «Растрёпанный воробей»
  • Схема характеристики героя (портрет  героя в тексте, черты характера, образ на рисунке)
  • Доска (написаны слова: счастье, благородство, корысть, бескорыстие). Фраза: благородство – это внутреннее состояние души (последние два слова закрыты)
  • В течение урока идут слайды с рисунками детей к сказке

Ход урока

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

организационный

Добрый день друзья! Сегодня мы поговорим о сказке К.Паустовского «Растрёпанный воробей».  Вы провели большую подготовительную работу, проиллюстрирован её. Ваши рисунки помогут нам окунуться в добрый и поэтический мир прозы К.Г.Паустовского. Когда-то  писатель Глеб Горышкин сказал: «Без книг Паустовского я бы не увидел, как много вокруг красоты и добра». Эти слова будут эпиграфом нашего урока.

Дети сидят группами в зависимости от иллюстрированного эпизода

Всесторонняя проверка знаний

(приглушённый свет, тихая музыка)

«Тихо было в мире, и крупный  снег падал и падал с неба...Маша стояла у окна и не оглядывалась…» Вот сказка и началась (большой свет). Это сказка. Найдите по тексту  её черты

  • Описание Большого театра, где происходят чудеса сказки
  • Образ железного кузнеца на часах
  • Маленький букетик цветов – что-то необычное, хрупкое, выступает в роли талисмана
  • Мама танцует Золушку
  • Образы Вороны и Воробья – столкновение добра со злом (добро побеждает)
  • У текста счастливый конец

Сказка не бывает без чудес. Что же чудесного в тексте?

  • Спасение воробья Пашки милиционером (он миг бы замёрзнуть)
  • Возвращение маме в театре хрустального букетика

Вы правы, эта сказка полна чудес. Поэтому как во многих сказках герои здесь не только люди, но и птицы. Именно они правят сюжетом. Напомните его.

Коротко рассказывают сюжет, используя  рисунки

Подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний

Главные герои сказки – Ворона и Воробей Пашка. Вам, художникам, известно, чем лучше понят образ героя, тем точнее его характер будет передан на рисунке.

Какая у Паустовского Ворона? Что пишет о ней автор?

Непонятная седая ворона-разбойница, как называет её Петровна; она была скупая и сварливая; старая, злая , вороватая

Подберите глаголы, характеризующие Ворону

Протискивалась в комнату, хватала что-то, удирала, влезла, взъерошилась, воровато схватила

Работа с иллюстрациями

Давайте посмотрим, удалось ли нашим художникам передать сущность Вороны на рисунках.

Характеристика Вороны по рисункам

Сделайте вывод об отношении Вороны к окружающим

Злая, эгоистка

Посмотрите, большая Ворона и Воробей Пашка. Какой он у Паустовского?

Маленький,растрёпанный, «беспризорник»( называет его милиционер), маленький пушистый снаряд

Подберите глаголы, характеризующие Воробья

Плакал от обиды и голода, задумался, смахнул лапой слезинку, посмотрел с благодарностью

Работа с иллюстрациями

Проанализируйте образ Воробья на рисунках

Характеристика Воробья  по рисункам

Сделайте вывод об отношении Воробья  к окружающим

Добрый, хороший, смелый

Усвоение новых знаний

Сравните черты характера Вороны и Воробья

Ворона – эгоистка, она делает всё только для себя, берёт чужое, злая, но одинокая.

Воробей Пашка – смелый, добрый, отзывчивый, не боится рисковать, умеет быть благодарным.

У маленького воробьишки   такое большое сердце. Невзрачность воробья не мешает нам увидеть его внутреннюю красоту и благородство.

За что Пашка благодарен Маше? Как он ей помогает?

За своё спасение (она его накормила). Он помогает ей вернуть хрустальный букетик, рискуя жизнью (рассказ о бое в ларьке)

Как можно назвать отношения девочки Маши и воробья Пашки?

Дружбой, потому что они помогают друг другу, ничего не требуя взамен. Пашка готов даже пожертвовать собой.

Воробей помогает девочке без выгоды для себя. Как называется такое отношение? (воспользуйтесь словами на доске)

Благородство, бескорыстие

Как вы понимаете выражение «благородство»?

Закончите фразу, представленную на доске

  • Человек готов помочь, ничего не требуя взамен
  • Он решителен, открыт для общения
  • Он совершает поступки ради других

…состояние души

Закрепление знаний

Можно сказать, что Пашка не только благороден, он герой. Он принёс хрустальную веточку и вернул  счастье Маше и её маме.

А теперь давайте вернёмся в чудесный мир, о котором говорили в начале урока.

Вы обратили внимание, что произведение Паустовского перекликается со сказкой  «Золушка». Найдите общее

Ворона крадёт веточку – Золушка теряет туфельку; воробей стремится вернуть пропажу – принц ищет обладательницу туфельки;

Пашка возвращает букетик – принц находит Золушку

Сказки обычно имеют счастливый конец. И в нашей сказке мама танцует в Большом театре, она  Счастлива.

Мир сказки – мир чуда  

просмотр фрагмента из балета «Золушка» на музыку С.Прокофьева

Вы обратили внимание, что Золушка счастлива.

Можно ли сказку Паустовского назвать счастливой?

Можно.

Мама Маши: удачен её дебют в роли Золушки, дорогая её сердцу вещь - хрустальный букет - вернулась к ней.

- Девочка Маша: мама была чудесна в «Золушке», пропажа  нашлась.

- Воробей Пашка: он сейчас сыт, его ждут в доме Маши, его любят;

Он отблагодарил Машу за её заботу - принёс хрустальный букетик.

-По-своему счастлива даже Ворона: она ворует, и у неё есть запасы.

Обратите внимание, что истинное счастье, когда хорошо другим.

Итак, сказка закончилась. Закончились так, как и полагается - счастливым концом.

- Зачитайте строку из текста, подтверждающую эту мысль.

« И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки»

Мне бы хотелось закончить урок словами самого К. Паустовского: «Наше творчество предназначено для того, чтобы сделать мир добрее и чище, чтобы красота и благородство души имели в нём место»

Домашнее задание

прочитать сказку К. Паустовского « Теплый хлеб». Подумать над вопросом: о чём заставляет задуматься сказка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инсценирование сказок как форма внеклассной работы по английскому языку в начальных классах

Статья по теме и три инсценировки сказок,доступных для детей младшего школьного возраста....

Праздник инсценированной песни , посвящённой Дню Победы.

Концертная программа , посвящённая празднику 9 мая, состоящая из стихов и инсценированных  песен Великой Отечественной войны....

Выступление театра лингвистических миниатюр. Инсценирование сказок.

Выступление театра лингвистических миниатюр.Инсценирование сказок. Цель: развивать интерес учащихся к русскому языку и литературе, повышать их общую языковую культуру, приобщать учащихся к искусс...

Внеклассное мероприятие « Смеяться разрешается. Ко дню смеха» Конкурс инсценированных сказок собственного сочинения. " В гостях у Бабы Яги на дне рождения"

Данное мероприятие - это конкурс инсценирования сказок собственного сочинения в день смеха под названием"Смеяться разрешается". Идея принадлежит творческой группе класса. Автором сценария этой юморист...

Сценарий новогоднего праздника "Карнавал сказок".

Сценарий новогоднего праздника для старшей и подготовительной группы детского сада...

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....