Урок "Семья - нравственная основа жизни человека. Быт поместного дворянства в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Разработка урока литературы в форме круглого стола с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В методическом описании урока указаны цель урока, задачи, планируемы предметный результат, УУД, тип и форма урока, методы и формы работы, используемые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._l.n._tolstoy._analiz_epizoda._voyna_i_mir.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Овчинникова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 г. Бронницы

СЕМЬЯ – НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

БЫТ ПОМЕСТНОГО ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО

«ВОЙНА И МИР»

(урок в форме круглого стола)

Тип урока: урок изучения нового материала (урок общеметодической направленности).

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста,  анализ схемы), репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с учебником), проблемно-обобщающие (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы (работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения), мозговой штурм, таблица «ЗХУ».

 

Цели урока: помочь учащимся практически раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев, проанализировав эпизоды романа «Война и мир», рассказывающие о жизни поместного дворянства.

Задачи урока:

обучающая формирование навыков работы с художественным текстом с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей, закрепление навыков анализа эпизода;

развивающая – формирование умений вести учебный диалог, сравнивать, сопоставлять полученные данные, характеризовать героев через их речь, портрет;

воспитывающая – формировать устойчивые нравственные и морально–этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.

Предметный результат: раскрытие глубины и своеобразия внутренней жизни героев; навыки работы с художественным текстом с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей, навыки анализа эпизода.

УУД:

коммуникативные: 

• формирование действий по организации и планированию учебного струдничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

регулятивные: формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

познавательные: 

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;

      • развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

личностные: формирование

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

• основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

Выпускник получит возможность для формирования:

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая работа, дифференцированный подход, разноуровневые задания, фронтальная работа, самостоятельная работа, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

Оформление, оборудование: мультимедийный комплекс; текст роман «Война и мир»; вспомогательные таблицы.

План урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Составление кластера. Мозговой штурм (Семья – это… ).

3. Рассказ о семье Л. Н. Толстого.

4. Историческая справка (сообщение ученика).

5. Анализ эпизодов. Заполнение таблицы.

6. Итоги урока. Рефлексия.

Ход урока:

I. Организационный момент.

 Что нужно для семьи?

Тихая семейная жизнь

                                                                  с возможностью

 делать добро людям.

Л. Н. Толстой

Вступительное слово учителя.

 Каждый человек в жизни стремится найти своё счастье, и каждый понимает счастье по-своему. Для одних счастье – это любимая работа, для других – богатство. Но, пожалуй, любому человеку хотелось бы иметь крепкую семью, любящих родителей и детей. И если всё это есть, человек ощущает себя счастливым.

  II. Актуализация знаний учащихся.

Мозговой штурм. Составление кластера «Семья – это….»

Запишем тему урока. ( «Семья – нравственная основа жизни человека. Быт поместного дворянства в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого).

Формулирование обучающимися цели урока. (Цель урока:  

1. Проанализировать эпизоды романа «Война и мир», рассказывающие о жизни поместного дворянства. 2. Сформировать своё представление о счастливой семейной жизни.)

Знакомство с планом урока. В течение урока обучающие заполняют таблицу.

Эпизод

Вывод

Историческая справка

Рассказ о семье писателя

Речь

Портрет

«Охота Ростовых»

«Пляска Наташи»

III. Изучение нового материала. (Вызов.)

 Рассказ о семье писателя. (Сообщение ученика).

О своем детстве Лев Николаевич Толстой вспоминает как о чем – то особенно светлом, прекрасном, гармоничном. «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, как я только могу вообразить себе, но только, чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими детьми, я выбрал бы последнее», – так записал Л.Н.Толстой в своем дневнике. Таким, населенным детьми, был его дом».

Созидала, берегла этот дом, «стояла на страже» его Софья Андреевна Толстая. Хозяйка большого дома и усадьбы, мать пятнадцати детей, неумолимая помощница в литературных делах мужа, Софья Андреевна по праву могла считаться истинной хранительницей очага толстовского дома. Дети знали, что для них делает мама: она следит за едой, шьет им рубашки, штопает чулки, «мастерит» куколок или составляет гербарий, она и ругает, если промочены сапоги по утренней росе.

Но ребятам не было известно, что по ночам она часто просиживает по три – четыре часа над рукописями отца, что она много раз переписывала своей рукой главы «Войны и мира» и других произведений.

Дети были уверены, что мама не может уставать или быть не в духе. Ведь она жила для Сережи, для Тани, для Илюши, для Леши, для всех их братьев и сестер.

Только позднее, став взрослыми, они поняли, какая это была удивительно самоотверженная женщина, мать и жена.

А вот как вспоминал один из сыновей Льва Николаевича – Сергей Львович – о своем отце: «В детстве у нас было совсем особенное отношение к отцу. Для нас его суждения были беспрекословны, его советы были обязательны. Я плохо выдерживал взгляд его пытливых небольших стальных глаз, а когда он меня спрашивал о чем-нибудь…, я не мог солгать. Мы всегда чувствовали его любовь к нам, хотя у Толстого – отца не было привычных ласк. Он не баловал детей ни поцелуями, ни подарками, ни излишне ласковыми словами. И тем не менее дети всегда ощущали его любовь!»

Сергей Львович писал: «В детстве наше первое удовольствие состояло в том, чтобы отец занимался нами, чтобы он взял нас с собой на прогулку, по хозяйству, на охоту или в какую-нибудь поездку, чтобы он нам что-нибудь рассказал, делал с нами гимнастику. Отец никогда не наказывал: никогда не бил, не ставил в угол, и уж крайне редко он раздражался. Он поправлял, делал замечания, намекал на недостатки, шуткой давал понять, что поведение за столом не ахти какое и заодно рассказывал такой случай или анекдот, который содержал соответствующий намек. Он мог так пристально посмотреть в глаза, что взгляд этот действовал сильнее любого приказания. Наказание же выражалось обычно в «немилости»: не обращает внимания, не возьмет с собой на прогулку».

В семье была прочная традиция читать вслух. Отбору книг для чтения Лев Николаевич придавал огромное значение. Он советовал не спешить читать шедевры классики, считая, что, повзрослев, они лучше смогут прочувствовать их. Поэтому Пушкина, Лермонтова, Гоголя дети читали довольно поздно. Отец предлагал для чтения то, что любил сам.

Обратимся к эпиграфу урока.

Вопрос:  Как вы понимаете высказывание Л. Н. Толстого?

Чтобы понять, каковы были устои жизни дворянства в 19 веке познакомимся с исторической справкой.

 Историческая справка о жизни поместного дворянства.

Социально-психологическая основа семейных отношений, сформировавшаяся в России к 19 веку (христианская модель семьи), опиралась на власть мужчины над домочадцами, которые обязаны были ему подчиняться. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности за семью, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. "Воспитывай дитя в запретах", "любя сына, увеличивай ему раны" – как основа детско-родительских отношений того времени. Главные обязанности детей - абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

К семейным удовольствиям относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения – основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира – для себя и для людей.

В романе Толстой рассказывает о разных семьях – это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки "материального фундамента". А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи – Пьер и Наташа, Николай и Марья, по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.

Эпизод – основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. С одной стороны, – это законченное целое, в котором воплощено какое-либо событие, но в тоже время эпизод является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом причинно-следственными или причинно-временными связями.

В процессе изучения художественных произведений мы неоднократно анализировали отдельные сцены произведения: следили за диалогами, монологами, спорами героев, рассматривали роль пейзажа в отдельных сценах. Сегодня нам предстоит сделать анализ эпизода по плану (План анализа эпизода показан на интерактивной доске). Следует отметить, что анализ эпизода – это очень актуальный на сегодняшний день вид работы. Анализировать художественный текст необходимо при любой работе над художественным произведением – устный ответ, сочинение, сдача ЕГЭ.

План

1. Определить основное содержание эпизода.

2. Какие персонажи в нем участвуют?

3. Как меняется настроение героев?

4. Как автор мотивирует их поступки?

5. Каковы композиционные особенности эпизода?

6. Найдите средства художественной выразительности.

7. Какую роль они играют в данном эпизоде?

IV. (Осмысление.)

Вопрос: Обратимся к семье Ростовых. Насколько эта семья живёт в соответствии с правилами своего времени?

Вспомним историю семьи Ростовых. ( Рассказ ведется от первого лица)

Отрадное – родовое имение Ростовых.

1. Анализ эпизода «Сцена охоты». ( т.2, ч. 4, гл. 4-6).

 «Сцена охоты потому дана так серьезно, что в романе, где изображаются громкие события истории и много философских рассуждений, она одинаково важна».

                                                        (С. Бочаров. Роман «Война и мир». 1978)

     Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: «И визг этот был так странен, что она должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивляться ему, ежели бы это было в другое время».

  • Почему же время охоты – особое время? (…)
  • В чем его особенность? (…)
  • В чем состояние человека на охоте отличается от повседневного? (…)
  • Что нового мы узнаем о Наташе, и в чем она остается той Наташей, которую мы знали до этого. (…)

Заполняем таблицу. Зачитываем выводы.

2. Анализ эпизода «Пляска Наташи». (т. 2 , ч. 4, гл. 7)

  • Как чувствуют себя молодые Ростовы у дядюшки? Почему Наташа, возвращаясь от дядюшки, говорит: «Я знаю, что никогда я уж не буду так счастлива, спокойна, как теперь»? (…)
  • Какое свойство Наташи проявилось в ее танце? (…)
  • В чем эта сцена связана с эпизодом охоты? (…)

Заполняем таблицу. Зачитываем выводы.

V. Рефлексия.

Заполните таблицу.

Знал(а)

Хотел(а) узнать

Узнал (а)

Заключительное слово учителя.

Каждая семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако  чтобы это эхо  звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям.

Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами  создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.

VI. Домашнее задание:

 1) написать эссе «Я хотел бы жить в семье 19 века»;

 2) сравнить современную семью с семьёй 19 века.

Приложение 1

Рабочий лист учащегося

____________________________________________________________________

фамилия, имя обучающегося

___________________________________________________________________

тема урока

Цель урока:

Задачи урока:

Мозговой штурм «Семья – это ….»

Кластер «Семья».

Эпизод

Вывод

Историческая справка

Рассказ о семье писателя

Речь

Портрет

«Охота Ростовых»

«Пляска Наташи»

Рефлексия. Заполните таблицу.

Знал(а)

Хотел(а) узнать

Узнал (а)