Произведения А.П.Чехова на сцене Таганрогского драматического театра
статья по литературе (11 класс) на тему

Осовская Татьяна Викторовна

Данная статья явилась итогом совместной научно-исследовательской деятельности  участников школьного Литературного общества "Чайка" : Цыганок В., Осовкого В., руководителя Осовской Т.В. 

Статья напечатана в юбилейном номере историко-литературного альманаха "Вехи Таганрога" № 41-42, 2010 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Произведения А.П.Чехова на сцене Таганрогского драматического театра

Осовская Т.В.,

учитель русского языка и литературы

 МОБУ СОШ № 38, г.Таганрог

Имя Антона Павловича Чехова, писателя и драматурга, неразрывно связано с театром.

Драматургия Чехова оказала ключевое влияние на мировой театр 20 века, предопределив большинство его выдающихся экспериментов. В разные годы на театральных сценах были поставлены практически все пьесы Антона Павловича.

          Первым произведением А.П.Чехова, поставленным в 1896 году на сцене Таганрогского драматического театра  была пьеса «Чайка», которая после провала в Петербурге «прошла с большим успехом не только в Таганроге, но и в Новочеркасске, и в Ростове во время гастролей»[1].

Тесное сотрудничество Чехова с Таганрогским театром продолжилось постановками «Дяди Вани»  19 ноября 1898 года. Г.М. Чехов (двоюродный брат А.П.Чехова) писал: «Пьеса прошла с особенно большим успехом». Хотя, по свидетельствам современников, пьеса не привлекла в театр множество зрителей, но те, кто посмотрел ее, много говорили о постановке, видимо, она произвела сильное впечатление.

В 1901 году таганрогский театр ставил «Три сестры», но не осталось каких-либо свидетельств и отзывов в прессе на этот счет.

В марте 1904 года Ростовский театр привез в Таганрог «Вишневый сад». Пьеса прошла с грандиозным успехом. Г.М.Чехов писал: «Вишневый сад» привлек такую массу публики, какую едва ли когда-либо приходилось вмещать таганрогскому театру».

К 100-летнему юбилею театра в феврале 1927 г. В.Г.Ордынский, главный режиссер и художественный руководитель, поставил  спектакль «Дядя Ваня». Но центральный журнал «Рабис», уделивший этой юбилейной дате внимание ( «Закончился сезон в народно-художественном театре. Первый опыт гарантированного государственного дела надо признать удачным»), тем не менее в  представленном репертуаре  о спектакле «Дядя Ваня» не упомянул ни слова. Впрочем, не осталось и никаких откликов в таганрогской прессе на этот спектакль, видимо, таганрогские критики не знали, как оценивать драматургию А.П. Чехова в связи с юбилейными торжествами.

Весной 1935 года таганрожцы отмечали 75-летие со дня рождения А.П.Чехова. На юбилейные торжества приехали известные артисты МХАТа А.Л.Вишневский, И.М.Москвин, А.К.Тарасова, вдова писателя - О.Книппер-Чехова,  сестра писателя М.П.Чехова, профессор С.Д.Балухаев, писатели Валентин Катаев, Лев Никулин. К юбилею С.Д.Орский поставил «Вишневый сад». К сожалению, отклики на эту постановку не сохранились.

После этого пьесы Чехова не ставились еще 10 лет, однако во время немецкой оккупации режиссером Сухаревым все же была поставлена пьеса «Хирургия».

В 1944 году, в связи с 40-летием со дня смерти Чехова, постановлением советского правительства театру было присвоено имя А.П.Чехова. В октябре этого года в театр приехал полный актерский выпуск Московского государственного института театрального искусства имени А.В.Луначарского с дипломным спектаклем по пьесе «Три сестры» в художественной постановке заслуженного артиста РСФСР В.В. Белокурова и режиссера В.И. Мартьяновой. Перед молодыми, теперь уже таганрогскими, артистами стояла далеко не простая задача. Одно дело - выступать в камерном зале института, пусть даже перед самым искушенным зрителем - актерами-профессионалами, корифеями академической сцены. Другое дело - городской театр с самым что ни на есть рядовым зрителем, но истосковавшимся по большому искусству. В этот зимний вечер 10 января в театре все происходило впервые. Впервые после трех лет войны открылся театральный сезон, впервые новое поколение зрителей увидело нестареющую чеховскую пьесу, и впервые на историческую сцену вышли актеры, которые открывали новую страницу в летописи Чеховского театра.

Таганрогский журналист В.Мартов (творческий псевдоним Виктора Волошина)  в своей статье «Спектакль молодости» в 2002 г. пишет о дальнейших постановках спектакля «Три сестры»: в мае 1968 г. его ставит заслуженный деятель искусств РСФСР С.С.Лавров, а в 1993 году - режиссер Алексей Говорухо. «И это вновь был «спектакль молодости», потому что в нем играли молодые актеры, пришедшие в театр в конце 80-х- начале 90-х годов. Преемственность поколений продолжилась!»[2].

В конце 1940-х начале 1950-х годов творческий коллектив театра возглавлял один из гитисовцев, заслуженный деятель искусств РСФСР С.С.  Лавров.  В.В. Белокуров и В.И.Мартьянова поддерживали творчество своих выпускников, приезжали в Таганрог, ставили спектакли. В послевоенные годы в репертуаре театра стали появляться  произведения А.П.Чехова.

     В конце 40-х годов В.В.Белокуров начинает репетировать «Иванова» и  готовит его к 100-летнему юбилею А.П.Чехова. Ученики  В.Белокурова позже восстанавливали режиссерский вариант пьесы. Один из вариантов  народного артиста УССР В. Ненашева запомнился тем, что в 1885 г. в нем играл  Иннокентий Смоктуновский. После 1987 г. «Иванов» в Таганроге не ставился, хотя до этого года входил в репертуар театра.

В 1960 году к 100-летию со дня рождения Чехова театр представил в Москве на сцене Кремлевского театра спектакли «Вишневый сад» в постановке С.С.Лаврова и «Иванов» в постановке В.В.Белокурова.

В январе 1970 года в родной театр вновь съехались первые исполнители «Трех сестер». Репетировали ночами, потому что днем свой вариант «Трех сестер» ставил С.Лавров. И вот 10 января открылся занавес и таганрожцы еще раз увидели первых исполнителей Л.Антонюк, Е.Солодову, Н.Подовалову, Г.Вигулярную, О.Воробьеву. В постановке Лаврова играли молодые актрисы М.Плышевская, Н.Ергакова, К.Киреева, Т.Яблокова. Таким образом, встретились два поколения чеховцев.

С 1966 года главным режиссером и художественным руководителем стал заслуженный деятель РСФСР В.С.Цесляк. К 150-летнему юбилею театра он готовит постановку «Чайки» спустя 80 лет с момента ее первого выхода на сцене театра, но критика не принимает новаторскую концепцию режиссера. И городская администрация совместно с представителями Министерства культуры РСФСР приглашает в Таганрог на постановку «Дяди Вани» главного режиссера театра Моссовета О.Хомского и главного режиссера Ростовского драматического театра им. Горького Ю.Еремина.  Премьера состоялась в мае 1977 года, роль Астрова играл Аристарх Ливанов.

В 1980 году театр возглавил главный режиссер Г. В.Цветков. На сцене театра в разное время были поставлены не только все пьесы Чехова, но и различные инсценировки его литературных произведений. Театр осваивает различные музейные площадки – домик А.П.Чехова, гимназию, «Лавку Чеховых», что придает спектаклям особый колорит, приближает зрителя к атмосфере чеховских произведений.

2 марта 1991 года состоялась премьера спектакля «Вишневый сад» в постановке Ювеналия Калантарова. Успех спектакля был оглушительным!  Одной из причин аншлагов было то, что впервые после 1917 года на сцену таганрогского театра ступила нога зарубежной гастролерши - роль Шарлотты исполнила звезда английского театра и кино Кэролайн Блэкистон.

Г.Андрианов после спектакля опубликовал статью «В стальном саду: мнение рецензента»: в театре не было свободных мест, люди стояли в ложах, спектакль прошел в тишине, но по окончании тишина взорвалась бурными аплодисментами.

В марте же 1991 года в московском театре «Эрмитаж» состоялась презентация спектакля «Вишневый сад», на которой присутствовали посол Великобритании, ведущие столичные критики, городские власти Таганрога. Этот «Вишневый сад» был представлен также на Чеховском фестивале в Ялте, на фестивале «Рубежи» во Владимире, а на международном фестивале в Москве в октябре 1992 г. Таганрогский Чеховский этим спектаклем вышел на международный уровень.

Одним из самых ярких событий Таганрогского Чеховского театра стал I Международный Чеховский фестиваль, проходивший в Таганроге в мае 1993 года. Гостями фестиваля стали токийский театр «Энгеки ансамбль», итальянский театр «Сан Джемениано» и другие. Таганрог представил на этом фестивале «Три сестры» в постановке московского режиссера Алексея Говорухо.

       К 145-летнему юбилею А.П.Чехова коллектив театра вновь обращается к постановке чеховской пьесы «Иванов», которую реализует на сцене московский режиссер, заслуженный деятель искусств России Ювеналий Калантаров.

Заключение

        Можно бесконечно долго рассказывать и о других постановках пьес Чехова в Таганрогском театре, ведь в каждом театральном сезоне режиссерами театра ставится не один спектакль по произведениям А.П.Чехова. Талант актеров и мастерство режиссеров Таганрогского драматического театра воплощают  в жизнь творчество нашего замечательного земляка А.П.Чехова.

У Чеховского театра есть своя интернет-страница www.chehovsky.ru, на которой можно получить информацию о репертуаре,  познакомиться с актерами, прочитать теплые и благодарные отзывы зрителей на форуме.

И в заключение хочется привести слова Т. П. Бувалко: «… театр продолжает ставить новые спектакли, которые часто становятся подлинными событиями в культурной жизни Южного региона России… А бессмертный Чехов в этом нам постоянно помогает.  Он продолжает свою жизнь на сцене театра своего детства и юности уже в новом XXI веке»[3].

   Литература: 

1.     Авдеева Л. Раздумья о человеке.// Таганрогская правда,

1985. 20 февраля. С.3

2.      Агеев С. «Скрипка Ротшильда» играет для всех.// Город.        

1998. 4 ноября. с.5

3.      Андрианов А.. «Архиерей» - смятение души. // Таганрогская правда,   1995. 22 февраля. С.3

4.      Андрианов А.. Вишневый сад у Черного моря.// Таганрогская правда, 1991. 24 июля. С.1

5.      Андрианов Г Партитура роли.// Таганрогская правда, 1991.      

24 июля. С.3

6.       Андрианов Г. В стальном саду: мнение рецензента.// Таганрогская правда, 1991. 8 марта. С.3

7.       Артюшкина Т. Тернистая дорога творчества.// Вехи Таганрога. 2001, №9 сентябрь. С. 16-20

  1. Бердников Г.. Чехов-драматург. Искусство. 1981. С.9-15
  2. Бувалко Т. Последняя глава, или театр современный.// Вехи Таганрога. 2001, №9 сентябрь. С.27-30
  3.  Булейко А. Читайте Чехова.// Вехи Таганрога. 2000, №3 март. С.5-6
  4.  Василенко И. Спектакль молодости.// Вехи Таганрога. 2001, №9 сентябрь. С.58-59
  5.  Владимирова М. «Леший» стал открытием для московских критиков.// Таганрогская правда, 2001. 25 сентября. С.1
  6.  Волошин В, А.Ермаков. А в театре «Леший» бродит.// Таганрогская правда, 2000. 24 мая. С.3
  7.  Волошин В. «Чайка», «Дядя Ваня», «Иванов» и другие.// Таганрогская правда, 2000. 29 января. С.3
  8.  Волошин В. Последнее интервью с актрисой.// Вехи Таганрога. 2001, №9 сентябрь. С.42-44
  9.  Глушко В. Во славу Таганрога: «Архиерей» на сцене Таганрогского театра.// Таганрогская правда, 1998. 29 января. С.3
  10.  Глушко В. Чеховский «Архиерей» на берегах Невы.// Таганрогская правда, 1997. 20 ноября. С.3
  11.  Глушко В. Чехов, Яков, Ротшильд и смысл земного бытия.// Таганрогская правда, 1998. 7 апреля. С.3
  12.  Глушко В. Требовательный режиссер.// Таганрогская правда, 1998. 28 марта. С.2
  13.   Глушко В. Чехов и театр.// Вехи Таганрога. 2001, №9 сентябрь.  С.21-26
  14.  Глушко В. Творящая чудо.// Вехи Таганрога. 2001, №9 сентябрь. С.35-36
  15.  Глушко В. Страницы истории.// Вехи Таганрога. 2001, №9 сентябрь. С.14-15
  16.  Глушко В. Предстоит трудный разговор.// Таганрогская правда, 1982. 28 января. С.4
  17.  Е.Дубина. В театре зазвучит «скрипка Ротшильда».// Город. 1998. 17 марта. С.7
  18.  Мартов В. От «Иванова» до «Последней страницы».// Таганрогская правда, 2005. 22 января. С.3
  19.  Мартов В. Спектакль молодости.// Таганрогская правда, 2002. 10 января. С.3
  20.  Мартов В. Встать, «суд идет!» или страсти по «Лешему» .// Город, 2000. 11 ноября. С.3
  21.  Мартов В. Дипломированный «Леший» .// Таганрогская правда,

           2003. 22 ноября. С.1

  1.  В.Мартов. «Леший» 110 лет спустя.// Таганрогская правда, 2000. 23 сентября. С.3
  2.  Мартов В. Наши лучше! // Таганрогская правда, 2003. 11 октября. С.3
  3.  Мартов В. Легенда Чеховского театра. Лукоморье. 2004.
  4.  Немиров Ю. Годы, спектакли, роли. Ростовское книжное издательство. 1984. С.3-9


[1] В. Глушко. Чехов и театр.//Вехи Таганрога. 2001. №9 сентябрь, с.22-23

[2] В.Мартов. Спектакль молодости. //Таганрогская правда. 2002. 10 января. с.3

[3] Т.Бувалко. Последняя глава, или театр современный. //Вехи Таганрога. 2001. №9 сентябрь. С.27-30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малый Драматический Театр

Об  истории   Малого  Драматического  театра...

Программа дополнительного образования "Первая роль" (для школьного драматического театра)

Программа составлена на основе программы Королевой Татьяны Геннадьевны, педагога дополнительного образования ЦДОД "Гольяново" "Ключ к успеху" № 25...

Презентация к уроку МХК в 11-м классе "Русский драматический театр "

Презентация к уроку мировой художественной культуры в 11-м классе по программе Г.И.Даниловой. Тема "Русский драматический театр". В презентации прослеживается история русского театра от истоков до К.С...

Школьный драматический театр как средство формирования коммуникативных и предметных компетенций.

Презентация "Школьный драматический театр как средство  формирования коммуникативных  и предметных компетенций"....

Встреча учащихся с артистами Национально-драматического театра

25 октября 2017 года в 14.00 часов проведена творческая встреча учащихся ГБОУ РТ "Школы-интерната для детей с НОДА"с заслуженными артистами Национального музыкально-драматического театра име...

Программа дополнительного образования "Драматический театр" ФГОС

Программа дополнительного образования "Драматический театр" разработана в соответствии с ФГОС...

Русский драматический театр. Конспект.

Презентация по МХК на тему "Русский театр 17-18 вв." для использования на уроке в 11 классе поучебнику Даниловой Г.И. Рассказывается о видах театров 17-18вв. в России, дан небольшой экскурс ...