Программа дополнительного образования "Драматический театр" ФГОС
рабочая программа на тему

Козлова Ольга Александровна

Программа дополнительного образования "Драматический театр" разработана в соответствии с ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dramaticheskiy_teatr_programma.doc287.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Мучкапского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мучкапская средняя общеобразовательная школа

Чащинский филиал

                           «31» августа 2017 г.                

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Драматический театр»

Возраст обучающихся: 11-14 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Козлова Ольга Александровна,

 педагог дополнительного образования,

С. Чащино, 2017.

Информационная карта

 ФИО педагога

Козлова Ольга Александровна

Тип программы

Общеразвивающая  

Образовательная область

Театральное творчество

Направленность деятельности

Художественная

Способ освоения содержания образования

 Практический

 Уровень освоения содержания образования

Ознакомительный

Уровень реализации программы

Основное общее образование

Форма реализации

Групповая

Продолжительность реализации

1 год

Блок № 1. «Комплекс  основных  характеристик  дополнительной

                            общеобразовательной  общеразвивающей  программы»

1.1 Пояснительная  записка

            Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии  решений, инициативность. Занятия театральной деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют коммуникативную культуру личности, игровую культуру, систему ценностей в человеческом общении. Работа в группе, укрепляет «чувство локтя», школьник ощущает свою необходимость, свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности. Все вышеперечисленные качества необходимы в современном обществе.                                                  

            Дополнительные занятия по программе «Драматический театр» познакомят ребят с навыками ораторского мастерства, помогут учащимся сформировать устную речь, развить ее выразительные возможности. Занятия тренируют память и воображение, формируют художественный вкус школьника, обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями.

          Программа рассчитана на детей 11 – 14 лет, ориентирована на проявление и развитие творческих способностей каждого ребенка. Объем программы 72 часа по 2 занятия в неделю (1 занятие – 45 мин.). Программа включает в себя  разделы: «Театральная игра», «Сценические этюды», «Сценическая речь», «Взаимодействие. Импровизация», «Театрализация», «В мире театральных профессий», «Слово на сцене», «Основы актёрского мастерства», «Сценический костюм и грим», «Постановка спектакля», «Выступление», «Исследовательская работа». Дети приходят в объединения без специального отбора и подготовки.

          Основные формы и методы обучения: метод театрализации, беседа, ролевые  игры, упражнения, тренинги, дискуссии, репетиции, индивидуальная работа, конкурсы, публичные выступления, просмотр видеофильмов, прослушивание музыки.  Метод театрализации заключается в синтезе звуков, света, мелодий, интонаций в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, через единое «сквозное действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты театра.

           Новизна программы состоит в том, что большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярным тренингам, которые проводятся на каждом этапе обучения. «Драматический театр» призван пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. В программе конкретизированы направления тренингов, которые способствуют развитию артикуляционного аппарата, диафрагмального дыхания, пластики, ораторского мастерства, фантазии и импровизации. Выполняя упражнения и тренинги, ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям выражения себя как творческой индивидуальности.  Актерский тренинг предполагает широкое использование элементов игры. Заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Игра приносит с собой чувство свободы и непосредственность.

      Педагогическая целесообразность.  Программа «Драматический театр» опирается на практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные  основоположником русской театральной школы

К.С. Станиславским,  который рекомендовал специальные  этюды и упражнения  для развития актерских  навыков. Метод драматической психоэлевации известных профессиональных психологов и драматургов Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой   принят в программе как один из основополагающих.  Педагогическая целесообразность образовательной программы  состоит в том, что каждый ребенок, овладев знаниями, умениями, навыками сможет применить их в дальнейшем при создании индивидуального творческого продукта.

         Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. У детей происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли. Через искусство происходит переживание и осмысление жизненных ситуаций и явлений. Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Драматический театр» - проверка действием множества межличностных отношений. В процессе репетиций, тренингов, театральных игр и упражнений приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.

     

1.2. Цель и задачи программы

        Цель программы:

- приобщение детей к театральному искусству посредством формирования у них актёрской культуры путём упражнений и тренингов, а также через их участие в создании инсценировок, миниатюр, спектаклей.

     Задачи обучения:

1. Развивать художественно-эстетические предпочтения учащихся.

2. Привить ребенку любовь к прекрасному миру театра.

3. Раскрыть творческие возможности.

4. Развивать различные анализаторы: зрительные, слуховые, речедвигательные , кинестетические.

5. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи.

6. Воспитать чувство коллективизма, ответственность друг за друга.

7. Проявить талант через самовыражение.

8. Помочь ребёнку стать яркой, незаурядной личностью.

Обучающие задачи:

формировать целостное представление об искусстве;

сформировать навыки творческой деятельности;

сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства;

сформировать навыки и умения в области актерского мастерства;

работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания.

Воспитательные задачи:

способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;

развивать способность активного восприятия искусства.

Развивающие задачи:

создать условия реализации творческих способностей;

развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;

выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;

сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.

Рабочая программа  рассчитана на  72 ч.

Продолжительность  одного  занятия - 40 мин.

Срок  освоения  программы  1  год.  

Возраст детей 11-14 лет.

Количество  учащихся  в кружке: 8-12  человек.

Уровень  освоения  программы: ознакомительный.

Категория  учащихся: учащиеся  школ.

1.3 Содержание программы

Учебный план

№ пп.

               Темы

Теор.

    час.

Прак.

    час.

Всего

Форма контроля

Вводное занятие. Беседа «Что мы знаем о театре»

1

1

анкетирование

1

Театральная игра.

1

2

3

1.1

«Эти разные игры» (виды игр)

1

1

Игра, наблюдение

1.2

Сюжетно-ролевая игра. Игра-озвучка фрагмента фильма

1

1

Игра, наблюдение

1.3

Дуэтные диалоги. Просмотр, обсуждение спектакля.

1

1

Устный опрос, наблюдение

2

Авторские сценические этюды.

2

2

2.1

Этюд как прием развития актерского воображения. Упражнения,  развивающие актерскую внимательность, наблюдательность, интуицию.

1

1

Наблюдение

2.2

Действие в условиях вымысла. Действие по отношению к предметам. Экспромты. Беспредметные действия.

1

1

Наблюдение

3

 Сценическая речь.

1

3

4

3.1

«Что значит красиво говорить?»  «Давайте говорить друг другу комплименты». Учимся говорить выразительно. Интонация речи.

1

1

Устный опрос, наблюдение

3.2

Динамика и темп речи (читаем рассказы, стихи, сказки). Дикция. Скороговорки. Чистоговорки.

1

1

Устный опрос, наблюдение

3.3

Взрывные звуки (П - Б). Упражнения. Свистящие и шипящие (С-З и Ш-Ж). Упражнения.

1

1

Наблюдение

3.4

Свободное звучание, посыл и полётность голоса (былины). Поговорим о паузах.

1

1

Наблюдение

4

Взаимодействие. Импровизация.

1

2

3

4.1

Сочетание словесного действия с физическим

1

1

Блиц-опрос

4.2

Монологи. Диалоги.

1

1

Импровизации

4.3

Парные и групповые этюды-импровизации.

1

1

Этюды, анализ этюдов

5

 Работа над пластикой

1

3

4

5.1

Сценическое движение - средство выразительности.

1

1

Блиц-опрос

5.2

Пластическое решение художественных образов.

1

1

Импровизации, творческие задания

5.3

Пластические этюды. Группировки и мизансцены

1

1

Этюды, импровизации

5.4

Преодоление мышечных зажимов

1

1

Тренинг, наблюдение

6

Театрализация.

0

2

2

6.1

Чтение сценария по ролям. Сюжетная линия театрального действия.

1

1

Выразительное чтение. Анализ сюжета

6.2

Работа над сценическими образами. Подготовка театрализованного мероприятия

1

1

Творческие задания

7

Работа над художественным образом

0

2

2

7.1

Цель актера – создание правдоподобного художественного образа на сцене. Классификация средств выразительности для достижения художественного образа

1

1

Устный опрос

7.2

Актерские тренинги. Театральный конкурс «Мисс – театр». Репетиционная деятельность

1

1

Конкурс, наблюдение, анализ выступлений

8

 «Люби искусство в себе»

1

1

2

8.1

О призвании актера

1

1

Устный опрос

8.2

Зачем нужно ходить в театр

1

1

Импровизации

9

В мире театральных профессий

1

2

3

9.1

Театральные профессии

1

1

Блиц-опрос

9.2

Актер. Режиссер.

1

1

Творческие задания, ролевая игра

9.3

Театральный художник. Сценарист

1

1

Творческие задания, игра

10

Слово на сцене

1

3

4

10.1

Образность сценической речи. Слово ритора меняет ход истории. Крылатые слова. Афоризмы.

1

1

Устный опрос

10.2

Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты. Побеседуем. Дружеская беседа.

1

1

Тренинг, наблюдение

10.3

Слышать – слушать – понимать. Телефонные переговоры . Буриме.

1

1

Ролевая игра

10.4

Голос – одежда нашей речи.

1

1

Импровизации,этюды

11

Сценические этюды (одиночные, парные, групповые)

1

3

4

11.1

Развитие артистической техники на примере этюдов.

1

1

Устный опрос

11.2

Этюды и импровизация

1

1

Этюды, импровизации

11.3

Этюды на заданные темы.

1

1

Этюды

11.4

Фантазийные этюды

1

1

Этюды

12

Основы актерского мастерства

1

3

4

12.1

Перевоплощение – один из главных законов театра.

Специальные актерские приемы

1

1

Устный опрос

12.2

Тренинги на  развитие восприятия, наблюдательности, внутренней собранности, внимания.

1

1

Тренинг

12.3

Развитие артистической смелости, непосредственности. Память на ощущения

1

1

Творческие задания

12.4

Преодоление неблагоприятных сценических условий. Образное решение роли

1

1

Творческие задания

13

Сценический костюм, грим.

1

3

4

13.1

Костюм как средство характеристики образа.

Сценический костюм вчера, сегодня, завтра.

1

1

Устный опрос

13.2

Создание эскиза театрального костюма своего персонажа.

1

1

Выставка эскизов

13.3

Грим и  сценический образ. Характерные гримы.

1

1

Видеоряд характерных гримов

13.4

Придумываем и рисуем маски

1

1

Конкурс

14

Работа над постановочным планом спектакля

1

2

3

14.1

Застольный период над спектаклем (тема, идея, сверхзадача). Образные решения

1

1

Беседа, опрос, анализ произведения

14.2

Распределение ролей. Чтение по ролям. Обсуждение сценических образов. Узловые события и поступки героев.

1

1

Исполнение чтецкого репертуара, анализ произведения

14.3

Конфликт и сюжетная линия спектакля. Обсуждение задач режиссерского плана. Действенный анализ, первое и главное событие.

1

1

Исполнение чтецкого репертуара, анализ произведения

15

Репетиционный период.

2

6

8

15.1

Индивидуальные репетиции

1

1

Вживание в образ

15.2

Групповые репетиции.

1

1

Репетиции

15.3

Индивидуальные репетиции

1

1

Вживание в образ

15.4

Групповые репетиции

1

1

Исполнение ролей, владение речью, телом

15.5

Работа над художественными образами.

1

1

Исполнение ролей, владение речью, телом

15.6

Работа над художественными образами.

1

1

Исполнение ролей, владение речью, телом

15.7

Прогонные репетиции. Замечания.

1

1

Исполнение ролей, владение речью, телом

15.8

Игровое занятие «Театральный калейдоскоп»

1

1

игра

16

Работа с оформлением спектакля.

2

4

6

16.1

Оформление спектакля

1

1

Беседа, обсуждение

16.2

Подготовка декораций, подбор бутафории и реквизита.

1

1

Творческие задания

16.3

Подготовка сценических костюмов.

1

1

Творческие задания

16.4

Разработка партитуры музыкального и шумового оформления.

1

1

Творческие задания

16.5

Разработка светового оформления спектакля.

1

1

Творческие задания

17

Подготовка к премьере. Выступления.

0

6

6

17.1

Приглашения на премьеру.

1

1

Беседа

17.2

Афиша. Анонс.

1

1

Конкурс

17.3

Генеральная репетиция.

1

1

Исполнение ролей, владение речью, телом

17.4

Премьера.

1

1

Показ спектакля

17.5

Выступления.  

1

1

Показ спектакля

17.6

Гастрольная деятельность.

1

1

Показ спектакля

18

Исследовательская работа

2

5

7

18.1

Анализ выступления

1

1

Обсуждение спектакля

18.2

Исследовательская работа о театре

1

1

Опрос

18.3

Индивидуальная работа с обучающимися над разработкой, написанием и оформлением исследовательских работ о театре.

1

1

Проектная работа

18.4

Поиск и анализ материалов  исследования

1

1

Проектная работа

18.5

Защита исследовательских работ

1

1

Творческая работа, защита, навыки ораторского мастерства

18.6

Защита исследовательских работ

1

1

Творческая работа, защита, навыки ораторского мастерства

Итого:

18

54

72

Содержание учебного плана

Вводное занятие. Беседа «Что мы знаем о театре»

Теория. Особенности театрального искусства.

Ожидаемый результат: обучающие должны знать историю развития театра на ознакомительном уровне.

  1. Театральная игра.

Теория .«Эти разные игры» (виды игр). Сюжетно-ролевая игра.

Практика. Игра-озвучка фрагмента фильма. Дуэтные диалоги. Просмотр и обсуждение спектакля.

Ожидаемый результат: должны знать виды игр, уметь воплощаться в роль, обыгрывая ситуации.

  1. Авторские сценические этюды. (Этюд – небольшая сценка, заключающая в себе какое-нибудь одно законченное действие)

Теория. Этюд как прием развития актерского воображения.

Практика. Игры-упражнения, развивающие актерскую внимательность, внутреннюю собранность, наблюдательность и интуицию. Действие в условиях вымысла. Действие по отношению к предметам. Экспромты. Беспредметные действия.

Ожидаемый результат: освоить упражнения, уметь обыгрывать этюды с предметами и без них.

  1. Сценическая речь.

Теория. «Что значит красиво говорить?»  «Пословица недаром молвится» «Давайте говорить друг другу комплименты». Учимся говорить выразительно. Интонация речи.

Практика. Динамика и темп речи (читаем рассказы, стихи, сказки). Дикция. Скороговорки. Чистоговорки. Взрывные звуки (П - Б). Упражнения. Свистящие и шипящие (С-З и Ш-Ж). Упражнения. Свободное звучание, посыл и полетность голоса (былины). Поговорим о паузах.

Ожидаемый результат: знать основные правила сценической речи, уметь выполнять упражнения на артикуляцию.

  1. Взаимодействие. Импровизация – сочинение и показ сценического действия без предварительной подготовки.

Теория. Сочетание словесного действия с физическим.

Практика. Монологи. Диалоги. Парные и групповые этюды-импровизации.

Упражнения-тренинги.

Ожидаемый результат: уметь в импровизированной форме вести диалог, работая в паре и группе обыграть этюд-импровизацию.

  1. Работа над пластикой.

Теория. Сценическое движение -  средство выразительности.

Практика. Пластическое решение художественных образов.  Пластические этюды. Группировки и мизансцены. Преодоление мышечных зажимов.

Ожидаемый результат: знать и применять упражнения на преодоление мышечных зажимов, уметь обыгрывать этюд, используя пластику.

  1. Театрализация.

Теория. Чтение сценария по ролям. Сюжетная линия театрального действия.

Практика. Работа над сценическими образами. Подготовка театрализованного мероприятия.

Ожидаемый результат:  уметь пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. Помогать друг другу в игровых ролях. Искренне верить в любую воображаемую ситуацию

  1. Работа над художественным образом.

Теория. Цель актера – создание правдоподобного художественного образа на сцене. Классификация средств выразительности для достижения художественного образа

Практика. Актерские тренинги. Театральный конкурс «Мисс – театр» среди участников объединения. Репетиционная деятельность.

Ожидаемый результат: уметь вживаться в художественный образ, сохраняя собственную индивидуальность.

  1. «Люби искусство в себе»

Теория. О призвании актера.

Практика. Зачем нужно ходить в театр.

Ожидаемый результат: правильное поведение в театре.

  1.  В мире театральных профессий

Теория. Театральные профессии.

Практика. Актер. Режиссер. Театральный художник. Сценарист.

Ожидаемый результат: знать театральные профессии, участвуя в ролевой игре, научиться выполнять основные функции актера, режиссера, театрального художника.

  1. Слово на сцене

Теория. Образность сценической речи. Слово ритора меняет ход истории. Крылатые слова. Афоризмы.

Практика. Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты. Побеседуем. Дружеская беседа. Слышать – слушать – понимать. Телефонные переговоры (Ролевая игра) Игры со словом. Буриме.

Голос – одежда нашей речи.

Практика. Упражнения - тренинги, способствующие развитию свободного звучания голоса, постановке  звуковысотного диапазона, выработке правильной дикции, интонации и темпа речи.

Ожидаемый результат: уметь самостоятельно делать упражнения на артикуляцию, дыхательную гимнастику.

  1. Сценические этюды  (одиночные, парные, групповые).

 Теория. Развитие артистической техники на примере этюдов. Этюды и импровизация.

Практика. Этюды на заданные темы. Фантазийные этюды.

Ожидаемый результат: уметь работать в паре, в группе, уметь оценивать себя и других.

  1. Основы актерского мастерства

Теория. Перевоплощение – один из главных законов театра. Специальные актерские приемы.

 Практика. Тренинги на  развитие восприятия и наблюдательности внутренней собранности, внимания. Развитие артистической смелости и непосредственности. Память на ощущения. Преодоление неблагоприятных сценических условий. Характерность действия. Образное решение роли.

Ожидаемый результат: освоить тренинги и самостоятельно применять их, уметь преодолевать неблагоприятные сценические условия.

  1. Сценический костюм. Грим.

Теория. Костюм как средство характеристики образа. Сценический костюм вчера, сегодня, завтра.

Практика. Создание эскиза театрального костюма своего персонажа.  Грим и  сценический образ. Характерные гримы. Придумываем и рисуем маски (занятие-конкурс)

Ожидаемый результат: уметь создавать несложный костюм персонажа из сподручных средств, уметь делать несложный грим характерного персонажа.

  1. Работа над постановочным планом

Теория. Застольный период над спектаклем (тема, идея, сверхзадача). Распределение ролей. Чтение по ролям. Обсуждение сценических образов. Узловые события и поступки героев. Образные решения. Конфликт и сюжетная линия спектакля.

Практика. Обсуждение задач режиссерского плана. Действенный анализ, первое и главное событие. Завершающие определения

Ожидаемый результат: уметь анализировать сценарий, уметь работать в коллективе, сохраняя доброжелательное отношение.

  1.  Репетиционный период.

Теория. Работа над художественными образами.

Практика. Индивидуальные и групповые репетиции. Прогонные репетиции. Замечания. Игровое занятие «Театральный калейдоскоп».

Ожидаемый результат: уметь вживаться в художественный образ, сохраняя собственную индивидуальность, уметь работать в коллективе, сохраняя доброжелательное отношение.

  1.  Работа с оформлением спектакля.

Теория. Подготовка декораций, подбор бутафории и реквизита. Подготовка сценических костюмов.

Практика. Разработка партитуры музыкального, шумового и светового оформления спектакля.

Ожидаемый результат: уметь оформлять спектакль, подбирая реквизиты, музыкальное и шумовое сопровождение, уметь работать в коллективе, сохраняя доброжелательное отношение.

  1.  Подготовка к премьере. Выступления.

Практика.  Приглашения на премьеру. Афиша. Анонс. Генеральная репетиция. Премьера.  Выступления.  Гастрольная деятельность.

Ожидаемый результат: уметь справляться с волнением, преодолевать неблагоприятные сценические факторы, уметь работать в коллективе, сохраняя доброжелательное отношение.

  1.  Исследовательская работа

Теория. Индивидуальная работа с учащимися над разработкой, написанием и оформлением исследовательских работ о театре.

Практика. Поиск и анализ материалов  исследования, оформление исследовательской работы.

Ожидаемый результат: исследовательская работа о театре и её защита.

 Планируемые результаты

Личностные результаты

будут сформированы:

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

-целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

-этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

научатся:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

научатся:

- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

- выразительному чтению;

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

- сочинять этюды по сказкам;

- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Способы определения результативности обучения:

Поскольку данный курс носит внеурочный (факультативный характер), то количественного (отметочного) оценивания на всех этапах реализации курса быть не может. В данном случае, контроль за качеством полученных знаний, осуществляется при помощи:

  • участия в творческих театральных конкурсах;
  • постановки спектакля в конце года обучения;
  • подготовки миниатюр для показа на школьных мероприятиях;
  • проведения практических итоговых занятий, на которых в игровой форме определяется уровень освоения обучающимися тем программы;
  • наблюдение-анализ выступлений учащихся в различных творческих конкурсах, массовых мероприятиях;
  • опрос мнения зрителей;
  • подведение итогов и опрос мнений учащихся, родителей на заключительном занятии в конце учебного года.
  • диагностические карты.

       Диагностикой  обучения является определение результатов творческого процесса в условиях занятия творческого объединения.   Как и в общей педагогике, в театральном обучении,  педагог дополнительного образования различает две формы диагностики: диагностирование обученности (своевременное выявление и анализ продуктивности деятельности детей на занятиях) и диагностирование обучаемости (определение тенденции и динамики развития актерских   и творческих способностей).

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий

                   реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы»

2.1 Календарный  учебный  график

Год  обуче ния

1 полуго дие

ОП

Промежуточная аттестация

Зимние праздники

2 полугодие

ОП

Итоговая аттестация

Аттестация

Все го  в год

1

год

01.09 -23.12.

16 нед.

24-31.12

01.01-10.01

11.01-22.05

19 нед

23-30.05

2 нед.

37 нед.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение программы

1.Наличие классной комнаты для групповых и индивидуальных занятий.

2. Стулья (16 шт.), столы (8 шт.), костюмерная, шкафы для хранения костюмов, реквизита, дидактического материала (3 шт.),  ширма.

3. Микрофоны (3 шт.)

4. Ноутбук (1 шт.), колонки (2 шт.)

5. Мультимедийный проектор (1 шт.)

6.Экран  (1 шт.)

7. Материалы для изготовления декораций  (бумага, гуашь, карандаши,  клей, картон, ватман, рейка)

8.Материалы для реставрации сценических костюмов и кукол (нитки, ткани, поролон  и др.)

2.3 Формы  аттестации

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

- промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;

- итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.

2.4 Оценочные  материалы

         

Пакет  диагностических  методик:  

упражнения  по  разделам,    карточки с этюдами, заданиями.

При анализе уровня усвоения программного материала учащимися рекомендуется использовать карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:

- максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения (победитель конкурсов, активный участник школьных представлений и т.д.);

- средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок (участвует в конкурсах, мероприятиях).

- минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях (участвует в конкурсах на уровне коллектива).

2.5  Методические  материалы

      Программа предусматривает использование следующих педагогических методов:

Методы  обучения: словесный, наглядный,  практический,  объяснительно-иллюстративный, проектный, ролевая игра, метод создания ситуации успеха.

Методы  воспитания: убеждение, мотивация, поощрение.

Форма  организации  образовательного  процесса: групповая, индивидуальная.  

Формы  организации  учебного  занятия: беседа, защита проектов, практическое  занятие, конкурсы.

Педагогические  технологии: групповое обучение, проектная  деятельность.

      К дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Драматический театр» разработаны методические рекомендации (Приложение № 2).

Дидактический  материал,  техническое  оснащение

№  п/п

 Название  раздела, темы

Дидактический  материал,  техническое  оснащение 

Формы  занятий

Приёмы  и  методы

Формы  подведения  итогов

Вводное занятие. Беседа «Что мы знаем о театре»

Презентация «Что мы знаем о театре»

 Беседа,  рассказ

Наглядный

 

Анкетирование

1

Театральная игра

Карточки с сюжетно-ролевыми играми, фрагмент фильма, спектакля

Беседа, учебно-тренировочное 

Наглядный, практический

Игра, практический, устный опрос

2

Авторские сценические этюды.

Карточки с упражнениями

Учебно-тренировочное

Практический,

Создания ситуации успеха

Игра, практический, устный опрос

3

Сценическая речь

Тексты скороговорок, стихов, былин

Учебно-тренировочное

Практический, ситуации успеха

Опрос, наблюдение

4

Взаимодействие. Импровизация.

Отрывки из литературных произведений «Евгений Онегин», «Ромео и Джульетта», «Война и мир».

Учебно-тренировочное

Практический

Блиц-опрос, импровизации

5

Работа над пластикой

Классическая музыка

Учебно-тренировочное

Практический

Опрос, этюды, импровизации

6

Театрализация.

Тексты литературных произведений

Учебно-тренировочное

Практический

Выразительное чтение, этюды

7

Работа над художественным образом

Карточки с текстами сказок, детских стихов

Учебно-тренировочное

Практический, ролевая игра

Опрос, конкурс, наблюдение, анализ

8

«Люби искусство в себе»

Презентация «Как устроен театр»

Учебно-тренировочное

Практический, игра

Опрос, импровизации

9

В мире театральных профессий

Презентация, карточки с заданиями

Учебно-тренировочное

Практический, наглядный.

Опрос, творческие задания, ролевая игра

10

Слово на сцене

Презентация «Слово оратора меняет ход истории», классическая музыка, карточки с афоризмами, крылатыми выражениями

Учебно-тренировочное

Практический, наглядный

Опрос, тренинг, игра, этюды

11

Сценические этюды (одиночные, парные, групповые)

Карточки с текстами

Учебно-тренировочное

Практический, ситуации успеха

Импровизации индивидуальные, групповые

12

Основы актерского мастерства

Упражнения на развитие внимательности, памяти, фантазии

Учебно-тренировочное

практический

Опрос, тренинг, творческие задания

13

Сценический костюм, грим.

Презентация «Сценический костюм, грим»

Учебно-тренировочное

Наглядный, практический

Опрос, выставк, видеоряд, конкурс

14

Работа над постановочным планом спектакля

Тексты произведений

Учебно-тренировочное

Практический

Опрос, исполнение чтецкого репертуара

15

Репетиционный период.

Тексты произведений

Учебно-тренировочное

Практический

Исполнение ролей, владение речью, телом

16

Работа с оформлением спектакля.

Музыка, костюмы, декорации, атрибуты

Учебно-тренировочное

Практический

Беседа, творческие задания

17

Подготовка к премьере. Выступления.

Тексты, музыка, костюмы, декорации

Учебно-тренировочное

Практический

Выступление, анализ

18

Исследовательская работа

Презентация

Проектная деятельность

исследовательский

Защита работы

2.6. Список литературы

Для педагога:

  1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. -М.:Просвещение, 2008 г.
  2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.- М.: Просвещение, 2006 г.
  3. Граудина Л.К.Русская риторика. Хрестоматия.- М:Просвещение, 2006 г.
  4. Календарь знаменательных дат.  -М:Культурная инициатива, 2009 г.
  5. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. -М.: Просвещение, 2010 г.
  6. Михалевич А.Е.О красноречии в шутку и всерьез. - М.:Просвещение, 2009 г.
  7. Сазонов Е.Ю. Театр наших детей. - М: Просвещение 2008 г.
  8. Сорокина Г.И.Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Учебник.- М.,Просвещение, 2000 г.
  9. Станиславский К.С. Собр. соч. в 9-ти томах, том 3.- М.: Просвещение, 1990 г.
  10. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Просвещение, 2002 г.
  11. Школьная риторика для 5-7 классов под ред. Т.А.Ладыженско-М.: Просвещение, 2002 г.

Для детей:

  1. Александрова Э.Б. Люблю театр! -М.:Детская литература, 2006 г.
  2. Крылатые слова.- М.: Детская литература, 2005 г.
  3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. -М.:Детская литература, 2009г.
  4. Мир профессий. Человек – художественный образ. -М.:Молодая гвардия, 2011 г.
  5. Пословицы русского народа. В.И.Даль.-М.:Художественная литература, 2009 г.
  6. Периодические издания для школьников: «Диагональ». «Колокольчик» и др.

Интернет-ресурсы:

1. http://littlehuman.ru/393/

2. http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

3. http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

Приложение № 1.                                

 

Календарный   учебный график

месяц

Число

время

Форма занятия

К-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

09

Беседа, учебно-тренировочное

4

Театральная игра

Кабинет истории

Игра, практический, устный опрос

2

09

Учебно-тренировочное

2

Авторские сценические этюды.

Кабинет истории

Игра, практический, устный опрос

3

09-10

Учебно-тренировочное

4

Сценическая речь

Кабинет истории

устный опрос

4

10

Учебно-тренировочное

3

Взаимодействие. Импровизация.

Кабинет истории

Устный опрос, практический

5

10-11

Учебно-тренировочное

4

Работа над пластикой

Кабинет истории

Устный опрос, практический

6

11

Учебно-тренировочное

2

Театрализация.

Кабинет истории

Устный опрос, практический

7

11

Учебно-тренировочное

2

Работа над художественным образом

Кабинет истории

Устный опрос, практический, конкурс

8

12

Учебно-тренировочное

2

«Люби искусство в себе»

Кабинет истории

Устный опрос, практический

9

12

Учебно-тренировочное

3

В мире театральных профессий

Кабинет истории

Устный опрос, практический

10

12-01

Учебно-тренировочное

4

Слово на сцене

Кабинет истории

Устный опрос, практический

11

01

Учебно-тренировочное

4

Сценические этюды (одиночные, парные, групповые)

Кабинет истории

Устный опрос, практический

12

02

Учебно-тренировочное

4

Основы актерского мастерства

Кабинет истории

Устный опрос, практический

13

02

Беседа, учебно-тренировочное

4

Сценический костюм, грим.

Кабинет истории

Устный опрос, практический, конкурс

14

03

Учебно-тренировочное

3

Работа над постановочным планом спектакля

Кабинет истории

Устный опрос, практический

15

03-04

Учебно-тренировочное

8

Репетиционный период.

Кабинет истории

Устный опрос, практический, зачет, игра

16

04

Учебно-тренировочное

5

Работа с оформлением спектакля.

Кабинет истории

Устный опрос, практический, зачет

17

04

Учебно-тренировочное

6

Подготовка к премьере. Выступления.

Чащинский филиал, Чащинский ДК

Устный опрос, практический, зачет

18

05

Проектно-исследовательская деятельность

6

Исследовательская работа

Кабинет истории

Проект, творческая работа

                     

Приложение № 2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации к программе «Драматический театр» включают в себя комплекс упражнений и занятий по разделам, которые проводятся в объединении в сочетании с репетициями.

Основы сценической речи.

Скороговорки.

Скороговорки развивают чувство языка, способствуют преодолению косноязычая.

Скороговорку нужно произносить четко, с каждым разом прибавляя темп речи (3 раза):

Архип осип. Осип охрип.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Дятел дуб долбил, да не выдолбил.

Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

Купи кипу пик.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Нисколько не скользко, не скользко нисколько.

Щетинка у чушки, чешуйка и щучки.

На дворе трава на траве дрова.

Старинные скороговорки

 Наш голова вашего голову переголовит,  перевыголовит.

Петр Петров по прозванью Перов купил птицу-перепелицу; понес  по рынку, просил полтинку, подали пятак – он и продал так.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Турка курит трубку, курка клюет крупку; не кури, турка трубку, не клюй курка крупку.

Либретто «Риголетто»

Король-орел

Протокол про протокол протоколом  запротоколировали.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

Игры-упражнения по развитию речи.

«Книжки»

Ребятам предлагается прочитать отрывок из стихотворения С.Маршака «Книжка про книжки»:

У Скворцова Гришки

Жили-были книжки –

Грязные, лохматые,

Рваные, горбатые.

Без конца и без начала,

Переплеты как мочала,

На листах каракули.

Книжки горько плакали.

Распределите звуковое нарастание в соответствии с нарастанием по смыслу. Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам, не стремитесь непременно «забраться» на самые верха; как только появится напряжение, отступите по тону назад и затем снова продолжите равномерное повышение. Зато понижение пусть будет активным, тремя резкими ступенями:

Книжки

                горько

                         плакали.

Упражнения на развитие актерского внимания и воображения.

Слушаем тишину.

Ребятам предлагается послушать и рассказать, что делается сейчас в зале, на втором этаже школы, в коридоре, на улице. Для того, чтобы помочь им сосредоточить свое внимание на объекте, можно создать атмосферу соревнования).

Зеркало.

Дети встают в два ряда лицом друг к другу. Одна сторона – человек, другая – зеркало.

По сигналу педагога сторона «человек» начинает делать определенные движения ( по своему выбору), сторона «зеркало» должна как можно точнее передать эти движения, не забывая о том, что в зеркальном отражении левая сторона - правая  и наоборот. Затем играющие меняются ролями.

Печатная машинка.

Ребятам раздаются буквы из алфавита. Педагог произносит фразу для печатания «Белеет парус одинокий». По сигналу педагога «машинка» начинает печатать. Каждый озвучивает свою букву хлопком в ладоши, точка – общий хлопок. Постепенно фразы можно делать длиннее и следить за нарастанием темпа «печатания».

Упражнение учит внутренней собранности и очень нравится ребятам.

Застольный период над пьесой.

Викторина «Сказка» (вариант).

Для того, чтобы дети лучше усвоили текст сказки,  по которой будет поставлен спектакль, предупреждаем, что скоро будет проведена специальная викторина на эту тему.  Сказка по пьесе С.Маршака «Теремок»  прочитана несколько раз (педагогом, детьми по ролям) и на одном из занятий проводится обещанная викторина:

  1. Кто из зверей поселился в теремке третьим по счету?

                                                                                    (петушок)

  1. Как звали лису?

                                                                                     (Лисавета)

  1. На каком музыкальном инструменте играл петух?

                                                                                                    (на гармонике)

  1. С какой птицей сравнивала лиса петушка?    (с орлом)

           Какую работу выполнял еж?                                         (сторож)

  1. Кто автор пьесы-сказки «Теремок»                          (Маршак)
  2. Сколько всего зверей стали жить в теремке?         (четверо)
  3. В какое время суток пришла лягушка к теремку? (вечером)
  4. Из-за какого дерева появился медведь?                  (ель)
  5. С какой начинкой пекла лягушка пироги?                (с капустой)
  6. Чего испугался медведь?                                                (кочерги, воды)
  7. Кто выгнал лису?                                                                (еж)

Взаимодействие. Импровизация.

Игры-упражнения, на взаимодействие, общение.

Цепочка.

Закрываем глаза и начинаем двигаться по комнате в среднем темпе. Руки на уровне пояса ладонями вперед. Так можно определить, свободно ли пространство перед вами. Встретили кого-то? Прекрасно! Не открывая глаз, подайте друг другу руки, пожмите их и продолжайте движение в паре, взявшись за руки. Новая встреча? Присоединим к себе еще одного партнера и  продолжим  ходьбу.

 Упражнение заканчивается по хлопку педагога тогда, когда все пары и группы соединились в одну цепь. Все участники стоят, не открывая глаз. Встреча за встречей, и вы собрали вместе множество разных людей. Все вы сейчас принадлежите к одной, единой группе. Почувствуйте себя частью живой цепи. Ощутите тепло и надежность рук. А теперь откройте глаза. Поблагодарите своих соседей слева и справа за сотрудничество.

Этюды-импровизации.

Предлагается определенный образ и ситуация, в которой исполнитель должен проявить себя как настоящий актер.

Предлагаемые роли:

- экскурсовод в музее восковых фигур;

- милиционер на перекрестке;

- капризный ребенок в магазине игрушек;

- начальник на стройке и т.д.

Игра-импровизация (по русской игре «Царь-Горох»)

Ребята встают в круг, водящий произносит любую считалочку. Выбирается Царь-Горох. Он садится на стул. Остальные ребята выстраиваются к нему в очередь (как бы на прием к царю). Подходя к «царю» каждый по очереди произносит одни и те же фразы: «Царь Горох! Прими меня на работу!» «Царь» спрашивает: «А что ты умеешь делать?» Ответ:»Мы не скажем, а покажем!» и молча показывает движениями какие-либо действия, связанные с задуманной работой (колка дров, мытье пола, стирка, танец, поливка растений и т.д.) Царь Горох должен догадаться какую работу изображают.

Игра развивает фантазию, пластику, актерское воображение и находчивость.

Риторика. Сценическая речь.

Игра «Собери пословицу»

Педагогом подбираются пословицы на определенную тему: «О животных», «О дружбе», «Об учении». Необходимо заготовить карточки с текстом пословиц. Карточки разрезаются каждая на две части. Детям предлагается найти окончание пословицы:

«О животных»: Гусь свинье                               не товарищ.

                             Цыплят по осени                     считают.

                             Всяк кулик                                  свое болото хвалит.

                             Волков бояться                       в лес не ходить.

                            Трусливому зайке                     и пенек волк.

                            На смелого собака лает,      а трусливых кусает.

Считалочки.

С помощью детских считалочек учимся правильно распределять дыхание:

«Как на горке, на пригорке (вдох)

Стоят 33 Егорки (вдох): раз Егорка,

Два Егорка, три Егорка…

(и так до конца)… 33 Егорки.

Распределите выдох на 3 порции, читая громко, равномерно текст, делайте после каждого третьего «Егорки» дыхательную паузу и т.д. до конца. Когда чувствуете, что эта порция вами освоена, переходите на более длительные: вдох через 8, 11 «Егорок».

Буриме.

В переводе с французского буриме означает «рифмованные концы».

Первое условие игры – для рифмы нужно подобрать такие слова, которые не сочетаются друг с другом по смыслу. Это делает игру интересной, заставляет проявлять находчивость.

Второе условие – рифмы нельзя менять местами, нельзя изменять форму слов.

Буриме дает простор фантазии, развивает воображение. Вот примеры буриме на рифму: собака – цветок – однако – мог.

Гонялась за котом собака.

Спасаясь, кот свалил цветок,

Кот убежал от пса, однако

От порки кот спастись не мог.

Сценическое движение.

Упражнение-тренинг  «Марионетка»

Звучит спокойная музыка.

Дети расположены свободно по площадке. «Я – марионетка. Я полностью расслаблена. Меня держат за ниточку и поднимают за какую-либо часть тела (за голову, ноги, руки и т.д.) Эта часть тела напрягается. При этом, все остальные части тела полностью расслаблены. Затем меня бросают, и я полностью расслабляюсь.

Это упражнение может быть выполнено при разных положениях тела (стоя, сидя, лежа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...