Главные вкладки

    Статья (11 класс) по теме:
    Анализ стихотворения А.Т.Твардовского "Я знаю, никакой моей вины..."

    Статья в методический журнал

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Анализ стихотворения Александра Трифоновича Твардовского

    «Я знаю, никакой моей вины»

    Я знаю, никакой моей вины

    В том, что другие не пришли с войны,

    В том, что они – кто старше, кто моложе –

    Остались там, и не о том же речь,

    Что я их мог, но не сумел сберечь, -

    Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

         Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в душе Александра Трифоновича Твардовского. И многие его послевоенные стихи посвящены войне, памяти погибших. Через двадцать лет после окончания войны память поэта не находит успокоения, и он пишет свои грустные и совестливые стихи.

             Лаконичное и потому особенно пронзительное стихотворение построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях  Великой Отечественной войны солдатами, с другой же – в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы «Всё же», выражающей сомнение, выводит на поверхность  далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. Чувство это нельзя объяснить, как  Твардовский мог  «сберечь»  своих соотечественников? – но именно поэтому оно глубоко и истинно. «Я» - живой и «другие» - мёртвые – вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале (многоточие обозначает ещё и то, что внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный диалог).

         Лирическая простота,  в стихотворении нет метафор и эпитетов, выдвигает в центр читательского внимания напряженное движение чувства, лишенное каких-либо изобразительных эффектов. Повторы (« В том, что другие…»; «В том, что они….»; «….И не о  том же речь…»; «Речь не о том….») вносят в сбивчивую речь поэта непрочную словесную опору.

           Элегический пятистопный ямб и  один смысловой отрезок (текст содержит одно незаконченное предложение) замечательно соответствуют общему  настроению стихотворения.

          Оно написано живой разговорной речью, нет книжных слов, много фразеологизмов («никакой моей вины»; «кто старше, кто моложе»; «не о том же речь»). В стихотворении нет пауз между строками. Это монолог автора, произнесенный на одном дыхании.  Он обращается внимание на ёмкость выражения «кто старше, кто моложе», ведь на войне погибло несколько поколений. Её участниками были люди, рождённые в последнем десятилетии 19 века, в 20 годах 20 века – отцы, сыновья и внуки.

           Поэт не дал окончательного ответа, дело читателя самому  поразмыслить, виновен ли автор в том,  «что другие не пришли с войны».

         Незадолго  до опубликования стихотворения Твардовский изменил его концовку в версте, она выглядела так:

    «Речь не о том, но всё же. Что же – всё же? Не знаю. Только знаю, в дни войны. На жизнь и смерть у всех права равны».

              Первая строка далеко несовершенна. Вторая и третья – не соответствуют общей тональности стихотворения, и смысл их общеизвестен и прост:  «никакой моей вины» нет, так судьба распорядилась.  Последняя строка окончательной редакции больше соответствует тягостному раздумию автора, она богаче своей обобщенностью, взволнованностью.

         Жизненные радости поэта омрачены  памятью о погибших.  Это проявление великого дара Твардовского нести в себе  радость и боль народную.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Лингво- поэтический анализ стихотворения М.И.Цветаевой "В огромном городе моем-ночь..."

    Лингво-поэтический анализ стихотворения М.Цветаевой" В огромном городе моем- ночь..."...

    Урок "Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Мой Демон"

    Обучение текстовой деятельности - один из путей развития коммуникативной компетенции. Одним из способов анализа и истолкования поэтического текста является лингвистический анализ, который позволяет бо...

    «Я знаю, никакой моей вины…»

    Сценарий внеклассного занятия «Я знаю, никакой моей вины…»...

    Урок анализа стихотворения Беллы Ахмадулиной «По улице моей который год» 5 класс

    Урок помогает развивать навык анализа поэтического текста у учащихся....

    Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

    Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

    Анализ стихотворения С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...»

    В «годину невзгод» вошла в поэзию С.Есенина тема России. «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине», - говорил этот лирик. Первые стихи на эту тему, предназначенные для печати, появили...

    Материал к уроку «Сопоставительный анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Мой дар убог, и голос мой не громок…», «Болящий дух врачует песнопенье…», «Не ослеплён я музою моей…» и И.А. Бродского «Посвящение»

    И у Баратынского, и у Бродского нет заискивания перед читателями, а есть глубокое родство стихов и их авторов. Их стихотворения являются примером самобытности осмысления каждым поэтом своего места в л...