«Я знаю, никакой моей вины…»
классный час (10 класс) на тему

Сценарий внеклассного занятия «Я знаю, никакой моей вины…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного занятия с использованием компьютера.

Учитель – Снопова Людмила Анатольевна.

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Батурино Асиновского района Томской области.

Внеклассное занятие.

Класс: 9 – 11

Тема – «Я знаю, никакой моей вины…» 

Тип занятия: классный час.

Цель мероприятия:

гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;

- укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;

- развитие познавательных интересов. 

Задачи: 

  1. формирование патриотических чувств у молодежи;
  2. воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа;
  3. вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войны;
  4. побудить учеников к размышлению о непреходящих ценностях;
  5. развивать способность чувствовать, сопереживать, формировать умение слушать окружающих;
  6. воспитание ответственности, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.

Учебно-методическое обеспечение: домашние архивы,

 Время реализации занятия: 35 минут

Авторский медиапродукт: презентация из 18 слайдов (среда PowerPoint)

  1. Среда: операционная среда «Windows XP», программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word PowerPoint.
  2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала (18 слайдов).
  1. Структура медиапродукта для учителя: последовательные кадры презентации.

Необходимое оборудование и материалы –  компьютер, проектор, экран.

№ п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Временная реализация

№ слайда

1

Вступительное слово. Тема  

1 мин.

№ 1

2

Основная часть. ВОв в моем селе, в моей семье.

43 мин.

№ 2 - 17

3

Заключение.

1 мин.

№ 18

Последовательные кадры презентации

           

Смена слайдов происходит по щелчку.

Целесообразность использования медиапродукта:

  1. Расширяет и углубляет информационный материал.
  2. Создание необходимого эмоционального фона.
  3. Развивает наглядно-образное мышление.

Предварительная работа.

Заранее учащиеся класса собирали  материал, опрашивая дедушек и бабушек, родных; составили  из этих историй альбом, который передан школьному кабинету истории для уроков памяти.

Карта занятия:

Комментарий хода урока

Время (мин.)


слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент. Вступление. Мотивация учащихся.

1,5

1

Воображение.

Восприятие.

Организованность.

Активность. Интерес.

Мотивация. Эмоции.

Ведущие.

3

1 - 4

Логичность, ясность речи, понимание материала

Активное слушание

Культура эмоций

О детях войны.

4

Внимание. Память. ВоВоображение.

Восприятие

Активное слушание

Культура эмоций

Два прадеда-фронтовика.

4

№ 5, 6

Внимание.

Ощущения.

Восприятие.

Ответственность

Организованность

Культура эмоций

Активное слушание

Войну вспоминать не любил.

3

№ 7

Эмоциональное реагирование,

осмысление.

Активность

Ответственность

Организованность

Культура эмоций

Активное слушание

Война затронула каждую семью.

2

№ 8, 9

Эмоциональное реагирование,

осмысление.

Активность

Ответственность

Организованность

Культура эмоций

Активное слушание

Победа куется в тылу.

4

№ 10

Эмоциональное реагирование,

осмысление.

Активность

Ответственность

Организованность

Культура эмоций

Активное слушание

Герой Советского Союза.

3

№ 11, 12

Эмоциональное реагирование,

осмысление.

Организованность

Культура эмоций

Активное слушание

Ученики нашей школы, отдавшие свои жизни.

2

№ 13, 14, 15

Эмоциональное реагирование,

осмысление.

Восприятие.

Активность

Культура эмоций

Активное слушание

Песня «Облака»

2

№ 16

Эмоциональное

реагирование,

осмысление.

Культура эмоций

Активное слушание

Интерес.

Война в Чечне.

2

№ 17

Эмоциональное

 реагирование,

осмысление.

Восприятие.

Культура эмоций

Активное слушание

Интерес.

Песня «Приказ назад»

2,5

№ 17

Эмоциональное

реагирование,

осмысление.

Культура эмоций

Активное слушание

Интерес.

Заключение.

1

№ 18

Культура эмоций

Активное слушание

Ход занятия:

Учитель.

Почти четыре года бушевало пламя Великой Отечественной войны. Этого праздника люди ждали 1418 дней.  В каждой семье есть воевавшие, погибшие, умершие от ран, полученных на войне.  Никогда не забудется май 1945 г. - праздник радости со слезами на глазах. Вслед за десятками миллионов погибших в годы войны каждый день уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны. Всё меньше и опаленных войной бывших ее мальчишек и девчонок, уже успевших стать дедами и бабушками, очевидцев тех страшных дней и ночей. Но мы помним всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего. (Слайд № 1)

Ведущий: (Петров Б.)

Есть исторические события, над которыми время не властно. В их ряду особое место, бесспорно, занимает Великая Отечественная война 1941 —1945 годов. Прошли годы, десятилетия, и Великая Отечественная война стала частью нашей общей истории. Память о тех событиях и людях, участвовавших в них, - вот все, что у нас, живущих в XXI веке, остается. Память великого народа о своих великих героях.

День Победы - праздник всей страны.
Духовой оркестр играет марши.
День Победы - праздник седины
Наших прадедов, дедов и кто помладше...
Даже тех, кто не видал войны -
Но ее крылом задет был каждый, -
Поздравляем с Днем Победы мы!
Этот день - для всей России важный!
 (Слайд № 1)

Ведущий: (Столярова Е.)

Давно закончилась война.

Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну-
В тылу иль на полях сражений-
Принёс победную весну,-
Поклон и память поколений.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

В истории нашей страны можно насчитать великое множество войн. Но, думается, самая кровопролитная, самая жестокая по своей сути – это Великая Отечественная война. Жертвы этой воины невозможно пересчитать. До сих пор поисковые отряды находят захоронения неизвестных солдат, пытаясь выяснить их имена. Вот что нашли в планшете одного из найденных героев. (Слайд № 2) Великая Отечественная война была всеобщим горем, каждый хотел быть там, на фронте. (Слайд № 3)

 В годы войны, когда основным лозунгом было «Все для фронта, все для победы» - о детях не думали. Они были наравне со взрослыми. Вкус детства для них был вкусом голода и нищеты. Всё было подчинено войне - учёба и труд. В школе изучали военное дело, занимались спортом, особое внимание уделяли старшеклассникам, многие из них, окончив школу, шли на фронт. Школьники изучали не только военное дело, но и сельскохозяйственную технику, чтобы заменить ушедших на фронт. Дети, быстро повзрослев, работали наравне со взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага. Сегодня это поколение уже бабушки и дедушки. Мальчишки и девчонки, чье детство съела война. (Слайд № 4)

Федорова К.

У многих тогда были большие семьи, по пять и больше человек. Мужчины на фронте, в семьях оставались только женщины и дети. Но никто не смотрел на возраст. Детей от школы вывозили чистить баржи, на заготовку ягоды, драть лен. По воспоминаниям Шардаковой Серафимы Ивановны, она, когда началась война, училась в первом классе. В таком возрасте не все осознается, но чувство голода, когда в голове постоянно мысль: «Хлебушка бы досыта», - запоминается надолго. Несмотря на то, что практически каждая семья имела домашнее хозяйство, поесть вдоволь не удавалось, Серафима Ивановна хорошо помнит, какие были налоги. Держишь куриц – налог сто яиц, корову – налог молоко, овец – шерсть, свиней – шкуры. «Хорошо, тайга рядом, тем и спасались. Но мы хоть и голодные были, так безбожно, как сейчас, к лесу не относились. Да и нельзя было раньше времени ягоду брать. Грибы бери в любое время, а ягоду только в срок». Глядя на эту серьезную пожилую женщину, разве подумаешь, что могла и нашкодить. А ведь было, когда попались вместе с подругой леснику, а в руках корзинки с ягодой. Ох, и попало им! Только девчонки убежали, спрятались, а затем вернулись в сторожку лесника, разбросали по полу картофельные очистки, вылили воду. Война войной, а детство есть детство. Но время все равно накладывает свой отпечаток, соль у лесника они не тронули, ведь это был дорогой продукт.

Снопов Анатолий Павлович рассказывал, когда началась война, он был еще совсем маленьким. Пришлось быстро расти и взрослеть. Уже совсем седой, вспоминал, как ему, едва достающему макушкой до конского колена, приходилось править конем во время пахоты или уборки сена. Взрослые руки нужны были на более серьезных работах. Здесь справится и ребенок. Он первое время, постоянно, боясь свалиться под плуг или борону, судорожно хватался за конскую гриву. Зато к концу летане было не только страха, а даже появлялось желание показать себя, погарцевать. Правда, по-прежнему без помощи взрослых не мог взобраться на лошадь. Нами сейчас не в полной мере осознаются слова, что для них, детей военного времени, война не закончилась в мае 1945 года. Анатолий Павлович объяснял: «Понимаете. Ну что мы видели в войну? Суп с лебедой. Мать одна. Хорошо, если могла в этот суп какую картофелину бросить, а то и так ладно. Зато в ботанике мы были сильны, знали все травы, которые можно есть. А что думаете, объявили победу, и все как из рога изобилия на нас посыпалось?» Для детей войны слово детство являлось синонимом слова работа.Трудно представить, как он умудрялся учиться на отлично, ведь осенью они до самого снега собирали в поле колоски. Едва только сходил снег, их опять забирали на работы. Вот какую историю запомнил Анатолий Павлович на всю жизнь, слушая которую, никак не веришь в то, что такое могло быть на самом деле. Было им тогда лет по семь. Мальчишки. Все время голодные. Вот во время сбора колосков один не выдержал и набрал в карман зерна. Представитель НКВД провел с этим мальчиком воспитательную беседу, поставив к стенке и размахивая перед лицом ребенка пистолетом.
Никто никогда не засчитывал этим детям работу, никто не считал, что участники войны. А они тоже воевали по мере своих маленьких силенок.

Вихрев К.

В никем не забытые, но далекие и трудные годы Великой Отечественной войны на фронт ушли два моих прадеда: Буланаков Никифор Гаврилович и Гусев Василий Иванович. (Слайд №5) Оба они вернулись с фронта живыми, но тяжело ранеными. 25 ноября 1942 года Буланаков Никифор был отправлен на фронт.  Служил под Сталинградом. Как рассказывал мой дед Вячеслав, это были самые страшные дни в жизни прадеда. Что такое Сталинград, я думаю, знает каждый.  Там стояли насмерть. Сейчас уже известно, какой ценой давались нам победы. Это перед войной были песни: «Гремя огнем, сверкая блеском стали». И вот война продолжается уже более года, а у защитников города ни артиллерии, ни авиации. Люди гибли и гибли. Да, пополнение поступало, но  в бой шли недостаточно подготовленные, уставшие, подчас истощенные солдаты. И снова гибли. А как иначе, если против танков с бутылками с зажигательной смесью. Радостью разнеслась между бойцов весть, что Жуков послан представителем Ставки Верховного Главнокомандования на Сталинградский фронт. « Уж он-то наведет порядок», - так велика была вера в талант этого поистине гениального военачальника.

Дед – сибиряк, охотник, поэтому взяли его в разведку. В отряде их было человек тридцать. В разведку ходили по очереди, человек по пять-шесть. Разведка подразумевает вылазку в тыл противника. А как в Сталинграде определить тыл, если противник, порой находился на соседней улице. Некоторые не выдерживали, убегали или сдавались. А дед с детства привык не боятся трудностей.  Чем еще страшна война? Мы в школе, бывает, подходим к учителю: «Можно домой пойти, голова очень болит». А там? Неважно, как ты себя чувствуешь. И ты не побежишь жаловаться командиру, что у тебя промокли ноги, что, пока ты был на задании, скудная пайка уже была разделена, а у тебя нет времени нормально ее съесть, ты снова должен идти просто потому, что больше некому. И ты идешь со слезами на глазах от усталости и голода.

Чтоб быть мужчиной, мало им родиться.

Чтоб стать железом, мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И как руда, пожертвовать собой.

В одной из вылазок в немецкий тыл фашисты заметили группу разведчиков и обстреляли из миномета. До сих пор судьба хранила деда, ни одна пуля не задела, ни один из осколков разрывной гранаты даже не царапнул. А тут обстрел из миномета. Один из осколков попал ему в спину, отсек два ребра и пробил легкое. Отвоевал дед. Раненого, доставили его в ближайший госпиталь, где он пролежал девять месяцев. А в 1944 году его комиссовали, и отправился дед домой к своей семье. Вернулся героем, с наградами.  (Слайд № 6)                                                                                                                       Несколько поколений мы живем без войны, но память о том ужасном времени оставила глубокий след в наших сердцах. Дед не очень любил вспоминать те тяжелые дни, которые он пережил. Но мне хорошо известно, какой ценой достались ему эти награды.

   Гусев Василий Иванович родился в 1902 году в Новосибирской области Пихтовском районе в поселке Старый Атус. Лет в двадцать Василий Иванович женился на Ксении Петровне 1904 года рождения. Семья была многодетная, детей было шестеро. Но в те времена это было совсем нормальным. В 1941 году началась Великая Отечественная война. В июне, в начале войны Василия Ивановича и его старшего сына забрали на фронт. Василий Иванович прошел всю войну. Домой он вернулся, но весь израненный и контуженный. По вечерам он часто рассказывал моей бабушке различные истории, произошедшие с ним на войне. Многие из них были трагическими. Вот одна из них:

    Однажды в сентябре, во время одной из перестрелок, немцы начали наступать на советский взвод. Пришлось отступать. Но позади была река Висла, шириной около километра. Все понимали: либо броситься в воду, либо идти на немцев. Берег был обрывистый, и пришлось прыгать с него. Но перед прыжком к Василию Ивановичу подбежал какой-то 16 – 17 летний мальчик. Он просил помощи, так как он не умел плавать. Василий Иванович сказал, чтобы он цеплялся за него, вместе как-нибудь выберемся. Они прыгнули. Но к их счастью рядом с ними плавала какая-то доска, они зацепились за нее и поплыли к берегу.

    Пули летали над головой. Многие умирали, не доплыв и до середины. Вода становилась красной от крови. В итоге на берег вышли только четыре человека от всего взвода.

    Таких трагических историй было очень много.

     Гусев Василий Иванович после войны прожил всего два года. Умер он с пулей, когда-то ранившей его.

Столярова Е.

Мне хочется начать свой рассказ с удивительного стихотворения Сергея Орлова, слова которого, пожалуй, могли бы принадлежать любому, прошедшему ужас этой войны:
Когда это будет, не знаю.
В краю белоствольных берез
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слёз.
Поднимут старинные марши
 
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
И мне не додуматься даже,
Какой это будет салют,
Какие нам сказки расскажут,
И песни какие споют.
Но мы-то доподлинно знаем,
Нам знать довелось на роду,
Что было девятого мая
Весной в сорок пятом году...

Моя бабушка, Васюкевич Надежда Федотовна, мало знает о том, как воевал ее муж. Уж очень он не любил об этом рассказывать. (Слайд № 7) 

Васюкевич Станислав Викторович родился в 1925 году. Конечно же, с первых дней войны был призван в армию. Когда его спрашивали о войне, он хмурился и сразу уходил мыслями куда-то далеко. «Ничего хорошего нет в войне. Ни для кого нет: ни для тех, кто напал, ни для тех, кто защищает свое», - говорил он. А потом рассказал, как гнал однажды немца, а тот, видимо от страха, кричал только: «Шнель, шнель!» Убил его дед. «Нас бьют, и мы били, - как бы оправдываясь, продолжал дед. - Страшно было, не ожидал, что в живых останусь», - заканчивал свои воспоминания дед.

Еще вспоминал о последних неделях войны. У них в войсках ходил слух, что перед штурмом сам Сталин приезжал на фронт. Конечно, сам лично никто из говоривших его не видел, но слух этот никто и не хотел оспаривать. Верили: так и было. А уж сам штурм – это опять потери: «Живых подбирали, мертвых просто в кучу складывали», - и замолкал надолго дед.

С войны вернулся не раненый, но контуженый – рядом бомба упала. Первое время плохо слышал и ничего не помнил, даже говорил с трудом. Полгода пролежал в госпитале, стало легче, но последствия контузии давали о себе знать всю жизнь.

Долгова Н. (Слайд № 8)

Мой прадедушка, Леонов Михаил Иванович, участник трех войн – Империалистической, Гражданской и Великой Отечественной. Я о нем знаю только по рассказам родных. Это был достойный человек, ведь не зря же он являлся почетным жителем г. Оренбурга. В Империалистическую войну он был награжден «Георгиевским крестом» I, II, III степени. В Гражданскую партизанил, за что тоже имел награды. Не остался он в стороне и в ВОВ. Прожил мой прадед 98 лет.

К сожалению, я его не застала. Это был замечательный человек. Настоящий герой. 

     Долгов Николай Семенович, мой дед, также был участником Великой Отечественной войны. Он – летчик, командир эскадрильи. На его счету не один сбитый вражеский самолет, за что был награжден. Он не дошел до конца войны, по ранению войну закончил в Венгрии.

 Моя бабушка, Долгова Полина Михайловна, конечно же, не воевала, но на благо победы поработать успела. Сначала они своим детским трудом помогали фронтовикам, а затем ее направили в военную часть. О военном времени она писала в своих воспоминаниях. В стихах она тоже обращалась к этой теме. (Слайд № 9)

Петров Б.

По случаю празднования Дня победы советских войск над фашистской Германией, проводится обширная работа. И это правильно. Ведь война затронула практически, а точнее каждую семью в нашей стране. В каждой семье есть либо свой герой-фронтовик, на себе испытавший дыхание смерти, или труженик тыла, во время войны ковавший победу в тылу на стратегических объектах.

У меня в семье также есть свой герой труда. (Слайд №10) Мой прадед, Сапфиров Вениамин Петрович, родился в 1906 году в городе Зима Иркутского уезда в семье священнослужителя. Прадед окончил церковно-приходскую школу. Еще молодым вступил в партию большевиков и активно участвовал в становлении советской власти. После получения  специального  технического образования был направлен в 1935 году в Батурино на развитие лесопромышленной отрасли. С 1940 года он был назначен директором Батуринской судостроительной верфи. На ней строились деревянные баржи для перевозки стройматериалов, дебаркадеры, понтонные мосты. Прадед не раз обращался в военкомат с просьбой об отправке на фронт, но так как судоверфь считалась стратегически важным объектом, ему отказывали. В1946 году во время очередной служебной командировки в город Омск мой прадед трагически погиб. За свою службу на благо Родины прадед был отмечен правительственными наградами. 

Целовальникова Е.

Лебедев Алексей – дядя нашей односельчанки Барсагаевой Валентины Ивановны, мамы нашей бывшей одноклассницы.  О нем уже написаны воспоминания. (Слайд №11) Но у нас появилась возможность познакомиться с официальным документом, по которому можно проследить боевой путь юного героя. (Слайд №12)

Ведущий: (Петров Б.)

С той войны прошло уже много времени. Тех, кто воевал, остались единицы, но еще достаточно людей, которые во время войны были детьми. Да, прошло достаточно много времени, но эта война не должна быть забыта. (Слайд №13)

            Для нашего поколения Великая Отечественная война – это, прежде всего, страницы учебника истории. Но пока остаются в живых очевидцы тех страшных лет, говорите с ними, слушайте их! (Слайд №14)

Из учащихся 9-10-х классов, выпущенных досрочно без всякого торжества из Батурино набрали 120 человек, а вернулось только 28. (Слайд №15)

Звучит песня «Облака» - Целовальникова Е., Вихрев К. (Слайд №16)

Ведущий: (Столярова Е.)

Самое печальное, что уроки истори не идут впрок  некоторым воинствующим фанатикам, и продолжают погибать совсем еще юные мальчишки. Особой болью в сердце каждого батуринца отзываются фамилии ребят, погибших при исполнении воинского долга в Чечне.

Тренин Николай (03.12.1976 - 25.04.2001).

В 1994 году окончил Батуринскую среднюю школу. Мечтал свою жизнь посвятить служению Родине. Поступил в 1994 году в Новосибирское высшее Командное училище, которое окончил с отличием в 1999 году. Службу проходил в Бердске. Принимал участие в военных действиях в Чечне. Награжден Орденом Мужества. Погиб в апреле 2001 года в Чечне. Награжден вторым Орденом Мужества посмертно.

Затолокин Вячеслав (10.04.1980 - 24.10.1999).

Окончил Батуринскую среднюю школу в 1998году. Это был прямой, исключительно честный человек. Верный друг. Бесхитростный по своей натуре, не терпел несправедливости. Погиб при исполнении служебных обязанностей в ходе военных действий на Северном Кавказе. (Слайд №17)

Звучит песня «Приказ назад» - Петров Б.

Учитель.

Падают мальчики, руки раскинув просторно,
                          На чернозем, от безделья и крови жирный.
                            Падают мальчики, на мягких ладонях которых –
                              Такие прекрасные,
                                     такие длинные
                                                      линии
                                                           жизни.

Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, 9 мая — День Победы — остается неизменным.

                        Вечная слава победителям! (Слайд №18)

Источники.

  1. Семейные архивы.
  2. Воспоминания односельчан.
  3. http://podvignaroda.mil.ru
  4. http://9may.ru/naslednik
  5. http://www.pobediteli.ru
  6. http://www.pobeda.ru
  7. http://www.soldat.ru

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Wir wollen keinen Krieg.Мы не хотим никакой войны

Воспитание на героическом прошлом нашей страны является одной из важных задач, которая стоит в центре внимания воспитательной работы школы на современном этапе. Большие возможности для этого представл...

План - конспект открытого занятия на тему: «Без музыки, без музыки никак прожить нельзя»

Учебно – тренировочное занятие в группе начальной подготовки второго года обучения...

«Крепкие нервы и никаких сигарет»

Вспоминаю своих учителей. Но  надо  честно признаться,  что не все  учителя  остались в памяти. А  остались те  - кто  учил  добыв...

Презентация к уроку "Больше никаких конфет"

Презентация к року во 2 классе гимназии с углубленным изучением языка, 2  класс. учебник "Звездный Английский" Вирджиния Эванс, Джэни Дули. Разработан с учетом требования ФГОС, прилагается технол...

Без мобильника никак

Методическая разработка по организации и проведения часа общения на тему "Без мобильника никак"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Смехофилология. Шутить - и никаких гвоздей!"

Помещённый материал включает в себя аннотацию программы, включающей в себя цель, задачи, основные УУД и пр.; тематическое и календарное планирование, список необходимой для учителя и учеников литерату...