«Крепкие нервы и никаких сигарет»
статья по теме

Сулейманов Рамиль Хафизович

     Вспоминаю своих учителей. Но  надо  честно признаться,  что не все  учителя  остались в памяти. А  остались те  - кто  учил  добывать знания, учил   что - то делать своими руками - самолеты  из фанеры, мебель из дерева, кто учил в шахматы играть, трактор водить.

     Сейчас  будучи  учителем  истории и обществознания  и классным  руководителем, хорошо понимаю  значение профориентации  образовании учащихся  и своей работе особенное  внимание  уделяю на профессиональную  подготовку  своих ребят. Пускай они  профессионалами  не станут, но  присвоенные  знания или навыки  в жизни   пригодятся.   Как у нас говорят: «Настоящему  джигиту и семьдесят ремесел не  помеха»

   В этой статье  пишу как  ребят учу к ремеслу пчеловодство и бортничеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Тема: «Крепкие нервы и никаких сигарет»                      

                   

                               Любовь к пчелам – это «болезнь», от которой не излечиться

     Поступив в школу, ребёнок встречается с учителем, который сначала является для него чуть ли не богом, но проходит год или два, и ребёнок остыл к школе. Как этого не допустить, как и что делать, чтобы у ребёнка не пропал интерес к учебе?

     Вспоминаю своих учителей. Но  надо  честно признаться,  что не все  учителя  остались в памяти. А  остались те  - кто  учил  добывать знания, учил   что - то делать своими руками - самолеты  из фанеры, мебель из дерева, кто учил в шахматы играть, трактор водить.

     Сейчас  будучи  учителем  истории и обществознания  и классным  руководителем, хорошо понимаю  значение профориентации  образовании учащихся  и своей работе особенное  внимание  уделяю на профессиональную  подготовку  своих ребят. Пускай они  профессионалами  не станут, но  присвоенные  знания или навыки  в жизни   пригодятся.   Как у нас говорят: «Настоящему  джигиту и семьдесят ремесел не  помеха»

       В  нашей  Староибрайкинской  школе, есть школьный  огород  площадью 2 гектара.  Ребята   какие только  овощи, фрукты не выращивают, какие только опытов не проводят!  В школьном хозяйств есть также  микроферма (  крупный рогатый скот) и  теплица.  Все  доходы идут на питание  и внутренние  нужды школы. Ученики питаются  в школьной столовой бесплатно. ( у нас 278 ребенка)

       Для  трудового  обучения  есть прекрасные мастерские. Ребята  учатся, мастерит  изделия из дерева,  стали, пластика, а девчата -  вязать, шить, готовит пищу. В старших классах обучаются на тракториста – машиниста, успешно  сдавшие экзамены  получают  водительские права на вождение автомобиля.

      В школе регулярно  проходят   внеклассовые  мероприятия, направленные   на профессиональную ориентацию: встречи с передо-виками  разных  профессий, встречи со студентами разных учебных заведений,  встречи с местными  руководителями  и депутатами.  

     Хочу рассказать вам, как организую  профориентационную  работу в своем  классе»

      После очередного  выпуска  в 2004 – 05 учебном году,  я  стал классным руководителем  пятого класса. В классе  11 ребят и  7 девушек. Ученики  попались  очень  подвижные , шустрые, все  схватывают  на лету, и хорошо учатся. С такими ребятами  нельзя  работать  по старому, иначе интерес к учебе и школе упадет.

     В 5 классе в течение учебного года  мы   выявляем способностей детей. Чем они  интересуются, кем они хотят быть? А еще я всех своих ребят учу играть в шахматы.

     В  шестом классе  ребят  начинают  интересовать  бортничество и  пчеловодство. В течение  учебного года, читаю им лекции,  рассказываю  про основы пчеловодства. В свободное от учебы время  делаем  рамки для сот,  ловушки для бортничества и так далее. ( см. Перечень выполняемых работ ) В  столярном деле нам  помогает учитель технологии   Ахат Сайфуллин , а  меня дома  есть столярная мастерская. Ученики приходят  ко мне домой, и вместе мы делаем инвертарь. Ребята  проходят практику на моей  пасеке.  ( дома держу 20 ульев.)

    Каждому юному начинающему  пчеловоду  приходится,  решат первую проблему:  как обзавестись пчелами.    Улей с пчелами стоит примерно 3500 – 5000 тысяч рублей, а пчелиный рой   в зависимости от веса - 1000 -  2500 рублей.  Как видите, учащиеся не могут в себе позволит такое удовольствие. Пчелы стоят очень дорого.

    Мы  этот вопрос  решаем так:  ловим в лесу  бродячие рои. Это занятия называется бортничеством. Вы не думайте, что мы, как в старину собираем дикий мед. Нет, мы не валим, не пилим деревья, а ставим  ловушки для бродячих  роев, сделанные в течение учебного года руками ребят.

     Ловушки ставим  на дубовые и липовые деревья  на высоте от двух до десяти метров. Ставлю ловушки  я сам, а ребята наблюдают за моими действиями,   и  усваивают азы  бортничества.

     Ставя ловушек, надо соблюдать правила:

1.Ловушки надо хорошо замаскировать, от чужих глаз.

2. Пчелы никогда не пересекают высоковольтные  линии электропередач, поэтому ловушки возле линии ставить нельзя.

3. Ловушки должны быть защищены от северных ветров.

4. Леток ловушки должен смотреть на юг.

5. Надо учитывать, что пчелиные рои летят в южном направлении.

6. Чем сильнее запах сот, тем выше вероятность попадания пчел в ловушку.

7. Желательно выбирать те места, где много медоносных растений .

 

     Ловушки  делаем  из фанеры, двп, из досок.   Можно использовать картонные коробки ,  старые бочки.

    Может быть, кто–то заинтересуется нашим промыслом. Нарисую для вас схему простой ловушки.  Ширина ящика  - 25-30 см, длина – 53 см, высота – 35 см. Внутри ловушки ставим пять, шесть рамок сухих, черных сот, сверху кладем утеплительный материал, закрываем крышку и все -ловушка для пчел готова.

                       

               

                                                                                 

   

    Ловушки ребята постоянно контролируют: не попался  ли пчелиный рой?  Вы  видели бы лица  ребят, когда они прибегают ко мне домой и с радостью говорят: «Абый! У меня  в ловушке пчелы!» Это короткое мгновений  радости простыми словами не объяснить.  Раз, ученик поймал в лесу один рой, то это событие уже его в памяти остается на всю жизнь.

   Удачно пойманный рой, при  благополучной погоде, может принести от 50 - до 80  килограмм  меда.

     В 6-м классе  девять моих учеников стали начинающими пчеловодами.          В  7  классе ученики усваивают знания о садовом пчеловодстве. Учу  их    ухаживать за пчелами,  ульи своими руками делать, с пчелиными матками работать , рассказываю, как  не упустить рой, как меда больше скачать.

    Когда ребенок своим трудом   заготавливает на зиму мед для семьи или зарабатывает деньги  на свои нужды, продавая свой  мед ( банка меда стоит у нас 600-800 рублей),  родители, конечно радуются.

      У нас, татар,  говорят, что учитель должен  оставить после себя не меньше троих учеников , чтобы они продолжали  его дело. Мне есть

 чем гордится: из  ребят 2004 года выпуска четверо остались в  деревни  и работают механизаторами. Все четверо продолжают заниматься  пчеловодством.

    К концу девятого класса мои ученики  осваивают  профессию пчеловода  и  в 10,11 классах  уже самостоятельно занимаются любимым делом. Правда, не все, конечно, но 6-8 учеников продолжают начатое дело. Занятия пчеловодством и бортничеством - очень трудоемкая работа, это ремесло  не каждому человеку дано. Надо иметь очень крепкие нервы .

     Вы можете меня упрекнуть в том, что это опасное занятие для детей. Я скажу вам –нет. Если соблюдать правила техники безопасности, угроза для жизни никакой  нет. Занимаясь пчеловодством, ребята становятся более ответственными, добрыми не только по отношению к природе и животным,  но и ко всем. Ухаживая за пчелами, учатся быть пунктуальными, вовремя делать работу, воспитывают в себе сильный характер и укрепляют нервы. Зная, что пчелы не любят посторонние запахи, они стараются  содержать себя в порядке и  в чистоте. Для тех, кто занимается с пчелами,  курение сигарет  становится дикостью.

      Те ребята, которых не увлекает пчеловодство, занимаются столярными работами.

     В 8-11-х  классах  провожу анкетирование на тему: «Выбор профессии».  Разбираем каждую профессию, которая понравилась ребятам, проводим диспуты о ее трудностях и достоинствах. Но, к  сожалению,  70% наших выпускников   выбирают вузы с экономическим, юридическим уклоном. Печально: многие из них, получив диплом, не могут найти работу по специальности.

     А в деревни остаются те выпускники, которые в школе плохо учились или  по семейным  обстоятельствам не могут оставить престарелых родителей.  Именно этот контингент ребят, чувствуя, что они после школы не поступят учиться , заранее готовится к сельской жизни. Стараются все хозяйственные знания получить, освоить столярные работы и пчеловодство. Именно из них получаются хорошие  механизаторы и животноводы.

      Как это объяснить: иногда ученик не может школьную программу  усвоить нормально, даже толком читать или писать не умеет, а  талант появляется. И этот талант ему дает возможность найти свою профессию или заработок на жизнь.

      Вы не подумайте, что только слабые дети занимаются пчеловодством. Нет. Ведь пчеловодство – это занятие для души. Если пчел полюбить, эта любовь превращается в «болезнь», от которой  ты уже  не излечишься. По этому я хочу, чтобы мои  ребята полюбили пчел и полюбили труд.  

   

                                                                              Приложение № 1

                              Перечень выполняемых работ.

Класс

Месяцы  

Классный  руководитель

          Учащиеся

6 класс

Сентябрь-

Апрель

       Проводит лекции и беседы на темы:

  1. «Мед и его лечебные   свойства»
  2. «Бортничество в Древней Руси»
  3. « Пчелы в хозяйстве»
  4. «Как стать  пчеловодом».
  5. «Как поймать пчелиный рой»

6. « Как своими руками сделать ловушку, ульи?»

7.Как ставить ловушки в лесу?»

  1. Делают своими руками рамки для сот. ( 5-10 шт)
  2. Учатся натягивать проул-

ку на рам для вставление вощин.

3.  Находят старые, черные, сухие соты у пчеловодов.

4.Делают ловушки из фанеры

  1. Заготавливают или делают пчелиные ульи.
  2. Заготовка первичных, необходимых инвентарей для пчеловодства.

Май

  1. Организует экскурсию в лес и подыскивает  подходящие места  для подвешивания ловушек.
  2. Устанавливает ловушки вместе с учениками.
  3. Проводит беседу: «Если пчела укусила…»
  1. Усваивают знания о бортничестве
  2. Получают первые навыки бортничества.
  3. Знакомятся секретами  бортничества.

Июнь –

Июль

  1. Снимает вместе с ребятами ловушки с пчелами.
  2. Помогает в пересадке пчел из ловушек в ульи.
  3. Дает советы по уходу за пчелами.
  1. Осваивают искусство снятия ловушек с пчелами.
  2. Усваивают правила транспортировки пчел.
  3. Учатся  выбирать место для ульев в огороде.

4. Получают первые навыки пересадки пчел.

Август.

  1. Дает советы по уходу пчелами.
  2. Помогает откачать собранный мед.
  3. Помогает собрать пчелиное гнездо на зиму.
  1. Усваивают, как ухаживать пчелами.
  2. Получают первые навыки по откачке меда.
  3. Учатся сбирать соты на зиму.

  7 класс

Сентябрь

  1. Дает консультации по уходу за пчелами.
  2. Проводит  осеннюю подкормку пчел.
  1. Учатся ухаживать  за пчел.
  2. Делают кормушки для пчел.

3. Если необходимо, подкармливают пчел.

Октябрь-

ноябрь

  1. Дает консультации по обработке  пчел, против болезни ворратоза.
  2. Помогает с поставкой  пчелиных ульев на зиму
  1. Обрабатывают пчел с лекарством «Бипин».
  2. Заносят  ульи с пчелами в омшаник.

Ноябрь-

Март

Читает лекции и дает консультации на темы:

  1. «Пчелиные болезни»
  2. «Зимовка пчел»
  3. «Весенний облет пчел»
  4. «Парода пчел. Особенности среднерусской пароды пчел»
  5. «Как работать с пчелиными матками»
  1. Продолжают делать рамки, ульи, ловушки.
  2. Натягивают проулки на рамок.
  3. Учатся ставит вощину на рамки.

Апрель-

Май.

  1. Помогает  выставить пчел на первый, весенний облет.
  2. Дает консультации по весенней подкормке пчел.
  3. Помогает произвести весеннюю ревизию пчел.
  4. Помогает лечить пчел от ворратоза.
  5. Подвешивает ловушеки в лесу.
  1. Выставляют пчел на облет.
  2. Делают кормушки и подкармливают пчел.
  3. Проводят весеннюю ревизию пчел, чистят и заменяют ульи.
  4. Лечат пчел.
  5. Подвешивают новые ловушки.

Июнь

  1. Показывает приемы противо-роения пчел.
  2. Дает консультации по уходу за пчелами.
  1. Показывает приемы сбора роев.
  2. Показать приемы создания новой семьи.
  1. Усваивают приемы сбора роя.
  2. Усваивают приемы создания новой семьи.
  3. Самостоятельно занимаются с заменой вощин.

Июль

  1. Организует сбор новых ловушек с пчелами.
  2. Помогает ребятам с пересадкой пчел на ульи
  1. Готовят новые ульи для новой семьи.
  2. Самостоятельно пересаживают пчел из ловушек в ульи.

8 класс

В течение

учебного года.

Дает  лекции и консультации на темы:

1.»Пчелиные болезни: ворратоз и аскозфероз»

2.«Пароды пчел: кавказские и карпатские»

  1. «Технология создание пасеки»
  2. «Эффективность разных способов посадки маток»
  3. « Аптечка пчеловода»

Ребята самостоятельно

работают. Увеличивают пчелиные семьи. При необходимости обращаются к учителю.

9

класс

В течение учебного года.

Изучает с детьми  материалы по журналу «Пчеловодство»

Увеличивают по желанию свою пасеку.

При необходимости обращаются к учителю.

10-11

класс

Дает консультации по вопросам юных пчеловодов.

Самостоятельно занимаются пчеловодством.

                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крепка семья - крепка Держава

Внеклассная работа. Классный час. 6 класс...

Классный час "Крепкая семья - крепкая Россия"!

КЛАССНЫЙ ЧАС.«Крепкая семья - крепкая Россия "Дом – это там, где вас поймут,там где надеются и ждут, где забудешь о плохом – это твой дом»Оформление:Название праздника   (дедушка и бабу...

Классный час Крепка семья-крепка держава

Цель классного часа: способствовать возрождению ответственного и уважительного отношения к семейным ценностям как основе гуманного общества; содействовать сплочению детей и родителей....

Классный час "Крепка семья, крепка Россия"

Цели: - Обобщение знаний обучающихся о семье, её традициях.           - Развитее и коррекция памяти, внимания, логического мышления на основе иг...