Конспект урока по сказке К.Паустовского "Растрёпанный воробей"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Данный урок является уроком внеклассного чтения. В основе урока не только работа с текстом, но и   с иллюстрациями к сказке, которые создали сами учащиеся. Важным аспектом является  нравственная сторона поступков героев сказки. Содержание урока предваряет изучение сказки "Тёплый хлеб".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы

по теме «Как много вокруг красоты и добра»

                                                                                Сулейманова Л. И.

                                                                         учитель русского языка и      

                                                    литературы,

                                                               МБОУ «Лицей имени В.В.Карпова»

                                                                 РТ Зеленодольский район с. Осиново

Пояснительная записка

Данный урок является уроком внеклассного чтения в 5 классе  и предваряет изучение программного произведения К.Паустовского «Тёплый хлеб». Для проведения урока необходимо провести предварительную работу: чтение  учащимися сказки К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обучение учащихся созданию иллюстрации к тексту (уроки  изобразительного искусства), оформление в форме книги подготовленные иллюстрации.

Данная работа представляет  собой  проект с соблюдением всех обязательных этапов: работа с информацией, консультация специалиста, представление продукта.  Продуктом  будет  известный  авторский текст, оформленный иллюстрациями учащихся.

Новизна работы в том, что  каждый эпизод сказки будет сопровождаться иллюстрациями, которые создаются детьми обдуманно. Необходимо учитывать творческие способности  обучающихся.

Тема урока: «Как много вокруг красоты и добра»

Цель урока:

обучающая  - формирование  у учащихся основ создания  сравнительной характеристики героев художественного произведения;

развивающая - формирование  умения  соотносить текст произведения  и иллюстрацию к нему;  развитие внимания учащихся к каждому слову текста, умения сравнивать героев, обобщать, делать вывод; развитие речи учащихся;  

воспитательная  воспитание у учащихся  правильного восприятия поступков героев с точки зрения их нравственности, соотнесение понятий «добро и зло», «эгоизм и бескорыстие»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: презентация книги с иллюстрациями обучающихся.

Оборудование:

  • Портрет К.Г.Паустовского
  • Высказывание Г.Горышкина (см. конспект урока)
  • Тексты сказки «Растрёпанный воробей»
  • Схема характеристики героя (портрет  героя в тексте, черты характера, образ на рисунке)
  • Доска (написаны слова: счастье, благородство, корысть, бескорыстие). Фраза: благородство – это внутреннее состояние души (последние два слова закрыты)
  • В течение урока идут слайды с рисунками детей к сказке

Ход урока

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

организационный

Добрый день друзья! Сегодня мы поговорим о сказке К.Паустовского «Растрёпанный воробей».  Вы провели большую подготовительную работу, проиллюстрирован её. Ваши рисунки помогут нам окунуться в добрый и поэтический мир прозы К.Г.Паустовского. Когда-то  писатель Глеб Горышкин сказал: «Без книг Паустовского я бы не увидел, как много вокруг красоты и добра». Эти слова будут эпиграфом нашего урока.

Дети сидят группами в зависимости от иллюстрированного эпизода

Всесторонняя проверка знаний

(приглушённый свет, тихая музыка)

«Тихо было в мире, и крупный  снег падал и падал с неба...Маша стояла у окна и не оглядывалась…» Вот сказка и началась (большой свет). Это сказка. Найдите по тексту  её черты

  • Описание Большого театра, где происходят чудеса сказки
  • Образ железного кузнеца на часах
  • Маленький букетик цветов – что-то необычное, хрупкое, выступает в роли талисмана
  • Мама танцует Золушку
  • Образы Вороны и Воробья – столкновение добра со злом (добро побеждает)
  • У текста счастливый конец

Сказка не бывает без чудес. Что же чудесного в тексте?

  • Спасение воробья Пашки милиционером (он миг бы замёрзнуть)
  • Возвращение маме в театре хрустального букетика

Вы правы, эта сказка полна чудес. Поэтому как во многих сказках герои здесь не только люди, но и птицы. Именно они правят сюжетом. Напомните его.

Коротко рассказывают сюжет, используя  рисунки

Подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний

Главные герои сказки – Ворона и Воробей Пашка. Вам, художникам, известно, чем лучше понят образ героя, тем точнее его характер будет передан на рисунке.

Какая у Паустовского Ворона? Что пишет о ней автор?

Непонятная седая ворона-разбойница, как называет её Петровна; она была скупая и сварливая; старая, злая , вороватая

Подберите глаголы, характеризующие Ворону

Протискивалась в комнату, хватала что-то, удирала, влезла, взъерошилась, воровато схватила

Работа с иллюстрациями

Давайте посмотрим, удалось ли нашим художникам передать сущность Вороны на рисунках.

Характеристика Вороны по рисункам

Сделайте вывод об отношении Вороны к окружающим

Злая, эгоистка

Посмотрите, большая Ворона и Воробей Пашка. Какой он у Паустовского?

Маленький,растрёпанный, «беспризорник»( называет его милиционер), маленький пушистый снаряд

Подберите глаголы, характеризующие Воробья

Плакал от обиды и голода, задумался, смахнул лапой слезинку, посмотрел с благодарностью

Работа с иллюстрациями

Проанализируйте образ Воробья на рисунках

Характеристика Воробья  по рисункам

Сделайте вывод об отношении Воробья  к окружающим

Добрый, хороший, смелый

Усвоение новых знаний

Сравните черты характера Вороны и Воробья

Ворона – эгоистка, она делает всё только для себя, берёт чужое, злая, но одинокая.

Воробей Пашка – смелый, добрый, отзывчивый, не боится рисковать, умеет быть благодарным.

У маленького воробьишки   такое большое сердце. Невзрачность воробья не мешает нам увидеть его внутреннюю красоту и благородство.

За что Пашка благодарен Маше? Как он ей помогает?

За своё спасение (она его накормила). Он помогает ей вернуть хрустальный букетик, рискуя жизнью (рассказ о бое в ларьке)

Как можно назвать отношения девочки Маши и воробья Пашки?

Дружбой, потому что они помогают друг другу, ничего не требуя взамен. Пашка готов даже пожертвовать собой.

Воробей помогает девочке без выгоды для себя. Как называется такое отношение? (воспользуйтесь словами на доске)

Благородство, бескорыстие

Как вы понимаете выражение «благородство»?

Закончите фразу, представленную на доске

  • Человек готов помочь, ничего не требуя взамен
  • Он решителен, открыт для общения
  • Он совершает поступки ради других

…состояние души

Закрепление знаний

Можно сказать, что Пашка не только благороден, он герой. Он принёс хрустальную веточку и вернул  счастье Маше и её маме.

А теперь давайте вернёмся в чудесный мир, о котором говорили в начале урока.

Вы обратили внимание, что произведение Паустовского перекликается со сказкой  «Золушка». Найдите общее

Ворона крадёт веточку – Золушка теряет туфельку; воробей стремится вернуть пропажу – принц ищет обладательницу туфельки;

Пашка возвращает букетик – принц находит Золушку

Сказки обычно имеют счастливый конец. И в нашей сказке мама танцует в Большом театре, она  Счастлива.

Мир сказки – мир чуда  

просмотр фрагмента из балета «Золушка» на музыку С.Прокофьева

Вы обратили внимание, что Золушка счастлива.

Можно ли сказку Паустовского назвать счастливой?

Можно.

Мама Маши: удачен её дебют в роли Золушки, дорогая её сердцу вещь - хрустальный букет - вернулась к ней.

- Девочка Маша: мама была чудесна в «Золушке», пропажа  нашлась.

- Воробей Пашка: он сейчас сыт, его ждут в доме Маши, его любят;

Он отблагодарил Машу за её заботу - принёс хрустальный букетик.

-По-своему счастлива даже Ворона: она ворует, и у неё есть запасы.

Обратите внимание, что истинное счастье, когда хорошо другим.

Итак, сказка закончилась. Закончились так, как и полагается - счастливым концом.

- Зачитайте строку из текста, подтверждающую эту мысль.

« И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки»

Мне бы хотелось закончить урок словами самого К. Паустовского: «Наше творчество предназначено для того, чтобы сделать мир добрее и чище, чтобы красота и благородство души имели в нём место»

Домашнее задание

прочитать сказку К. Паустовского « Теплый хлеб». Подумать над вопросом: о чём заставляет задуматься сказка?



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы

по теме «Как много вокруг красоты и добра»

                                                                                Сулейманова Л. И.

                                                                         учитель русского языка и      

                                                    литературы,

                                                               МБОУ «Лицей имени В.В.Карпова»

                                                                 РТ Зеленодольский район с. Осиново

Пояснительная записка

Данный урок является уроком внеклассного чтения в 5 классе  и предваряет изучение программного произведения К.Паустовского «Тёплый хлеб». Для проведения урока необходимо провести предварительную работу: чтение  учащимися сказки К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обучение учащихся созданию иллюстрации к тексту (уроки  изобразительного искусства), оформление в форме книги подготовленные иллюстрации.

Данная работа представляет  собой  проект с соблюдением всех обязательных этапов: работа с информацией, консультация специалиста, представление продукта.  Продуктом  будет  известный  авторский текст, оформленный иллюстрациями учащихся.

Новизна работы в том, что  каждый эпизод сказки будет сопровождаться иллюстрациями, которые создаются детьми обдуманно. Необходимо учитывать творческие способности  обучающихся.

Тема урока: «Как много вокруг красоты и добра»

Цель урока:

обучающая  - формирование  у учащихся основ создания  сравнительной характеристики героев художественного произведения;

развивающая - формирование  умения  соотносить текст произведения  и иллюстрацию к нему;  развитие внимания учащихся к каждому слову текста, умения сравнивать героев, обобщать, делать вывод; развитие речи учащихся;  

воспитательная  воспитание у учащихся  правильного восприятия поступков героев с точки зрения их нравственности, соотнесение понятий «добро и зло», «эгоизм и бескорыстие»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: презентация книги с иллюстрациями обучающихся.

Оборудование:

  • Портрет К.Г.Паустовского
  • Высказывание Г.Горышкина (см. конспект урока)
  • Тексты сказки «Растрёпанный воробей»
  • Схема характеристики героя (портрет  героя в тексте, черты характера, образ на рисунке)
  • Доска (написаны слова: счастье, благородство, корысть, бескорыстие). Фраза: благородство – это внутреннее состояние души (последние два слова закрыты)
  • В течение урока идут слайды с рисунками детей к сказке

Ход урока

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

организационный

Добрый день друзья! Сегодня мы поговорим о сказке К.Паустовского «Растрёпанный воробей».  Вы провели большую подготовительную работу, проиллюстрирован её. Ваши рисунки помогут нам окунуться в добрый и поэтический мир прозы К.Г.Паустовского. Когда-то  писатель Глеб Горышкин сказал: «Без книг Паустовского я бы не увидел, как много вокруг красоты и добра». Эти слова будут эпиграфом нашего урока.

Дети сидят группами в зависимости от иллюстрированного эпизода

Всесторонняя проверка знаний

(приглушённый свет, тихая музыка)

«Тихо было в мире, и крупный  снег падал и падал с неба...Маша стояла у окна и не оглядывалась…» Вот сказка и началась (большой свет). Это сказка. Найдите по тексту  её черты

  • Описание Большого театра, где происходят чудеса сказки
  • Образ железного кузнеца на часах
  • Маленький букетик цветов – что-то необычное, хрупкое, выступает в роли талисмана
  • Мама танцует Золушку
  • Образы Вороны и Воробья – столкновение добра со злом (добро побеждает)
  • У текста счастливый конец

Сказка не бывает без чудес. Что же чудесного в тексте?

  • Спасение воробья Пашки милиционером (он миг бы замёрзнуть)
  • Возвращение маме в театре хрустального букетика

Вы правы, эта сказка полна чудес. Поэтому как во многих сказках герои здесь не только люди, но и птицы. Именно они правят сюжетом. Напомните его.

Коротко рассказывают сюжет, используя  рисунки

Подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний

Главные герои сказки – Ворона и Воробей Пашка. Вам, художникам, известно, чем лучше понят образ героя, тем точнее его характер будет передан на рисунке.

Какая у Паустовского Ворона? Что пишет о ней автор?

Непонятная седая ворона-разбойница, как называет её Петровна; она была скупая и сварливая; старая, злая , вороватая

Подберите глаголы, характеризующие Ворону

Протискивалась в комнату, хватала что-то, удирала, влезла, взъерошилась, воровато схватила

Работа с иллюстрациями

Давайте посмотрим, удалось ли нашим художникам передать сущность Вороны на рисунках.

Характеристика Вороны по рисункам

Сделайте вывод об отношении Вороны к окружающим

Злая, эгоистка

Посмотрите, большая Ворона и Воробей Пашка. Какой он у Паустовского?

Маленький,растрёпанный, «беспризорник»( называет его милиционер), маленький пушистый снаряд

Подберите глаголы, характеризующие Воробья

Плакал от обиды и голода, задумался, смахнул лапой слезинку, посмотрел с благодарностью

Работа с иллюстрациями

Проанализируйте образ Воробья на рисунках

Характеристика Воробья  по рисункам

Сделайте вывод об отношении Воробья  к окружающим

Добрый, хороший, смелый

Усвоение новых знаний

Сравните черты характера Вороны и Воробья

Ворона – эгоистка, она делает всё только для себя, берёт чужое, злая, но одинокая.

Воробей Пашка – смелый, добрый, отзывчивый, не боится рисковать, умеет быть благодарным.

У маленького воробьишки   такое большое сердце. Невзрачность воробья не мешает нам увидеть его внутреннюю красоту и благородство.

За что Пашка благодарен Маше? Как он ей помогает?

За своё спасение (она его накормила). Он помогает ей вернуть хрустальный букетик, рискуя жизнью (рассказ о бое в ларьке)

Как можно назвать отношения девочки Маши и воробья Пашки?

Дружбой, потому что они помогают друг другу, ничего не требуя взамен. Пашка готов даже пожертвовать собой.

Воробей помогает девочке без выгоды для себя. Как называется такое отношение? (воспользуйтесь словами на доске)

Благородство, бескорыстие

Как вы понимаете выражение «благородство»?

Закончите фразу, представленную на доске

  • Человек готов помочь, ничего не требуя взамен
  • Он решителен, открыт для общения
  • Он совершает поступки ради других

…состояние души

Закрепление знаний

Можно сказать, что Пашка не только благороден, он герой. Он принёс хрустальную веточку и вернул  счастье Маше и её маме.

А теперь давайте вернёмся в чудесный мир, о котором говорили в начале урока.

Вы обратили внимание, что произведение Паустовского перекликается со сказкой  «Золушка». Найдите общее

Ворона крадёт веточку – Золушка теряет туфельку; воробей стремится вернуть пропажу – принц ищет обладательницу туфельки;

Пашка возвращает букетик – принц находит Золушку

Сказки обычно имеют счастливый конец. И в нашей сказке мама танцует в Большом театре, она  Счастлива.

Мир сказки – мир чуда  

просмотр фрагмента из балета «Золушка» на музыку С.Прокофьева

Вы обратили внимание, что Золушка счастлива.

Можно ли сказку Паустовского назвать счастливой?

Можно.

Мама Маши: удачен её дебют в роли Золушки, дорогая её сердцу вещь - хрустальный букет - вернулась к ней.

- Девочка Маша: мама была чудесна в «Золушке», пропажа  нашлась.

- Воробей Пашка: он сейчас сыт, его ждут в доме Маши, его любят;

Он отблагодарил Машу за её заботу - принёс хрустальный букетик.

-По-своему счастлива даже Ворона: она ворует, и у неё есть запасы.

Обратите внимание, что истинное счастье, когда хорошо другим.

Итак, сказка закончилась. Закончились так, как и полагается - счастливым концом.

- Зачитайте строку из текста, подтверждающую эту мысль.

« И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки»

Мне бы хотелось закончить урок словами самого К. Паустовского: «Наше творчество предназначено для того, чтобы сделать мир добрее и чище, чтобы красота и благородство души имели в нём место»

Домашнее задание

прочитать сказку К. Паустовского « Теплый хлеб». Подумать над вопросом: о чём заставляет задуматься сказка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". Самоанализ урока

Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....

Конспект урока "Зимняя сказка - чудо вокруг нас"

Авторская разработка урока музыки для учащихся 3-4 классов. Цель урока - познакомить учащихся с образами зимы в музыке, живописи, литературе....

Конспект урока по сказке "Дикий помещик"

Конспект урока литературы по сказке М.Е. Салтыкова -Щедрина "Дикий помещик"...

Презентация, план-конспект урока чтения "Сказка "Весенняя песня" Г.Скребицкого"

Презентация, план-конспект урока чтения "Сказка "Весенняя песня" Г.Скребицкого"...

Конспект урока по сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Конспект урока по сказке - были "Кладовая солнца"...

Конспект урока по сказке В.А.Жуковского "Спящая царевна"

Полный конспект урока литературы в 5 классе по теме: В.А.Жуковский.олшебная сказка "Спящая царевна"...

Конспект урока "Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки"

В данном уроке систематизируются знания обучающихся о народной сказке как жанра, об особенностях построения волшебной сказки, происходит знакомство и анализ сказки "Царевна - лягушка"...