Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Поцелуева Ирина Григорьевна

Рабочая программа по литературе для 6 класса с пояснительной запиской и тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_lit-re_6_klass.doc468.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Пояснительная записка.

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта по литературе на основе примерной программы базового уровня для общеобразовательных учреждений 6 класса, из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Программа включает разделы:

1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в   базисном учебном плане, цели его изучения;

2.Основные содержательные линии программы;                                                                                             3. Требования к уровню подготовки оканчивающих курс 6 класса;                                                

4. Содержание программы с примерным распределением учебных часов по разделам

курса;                                                                                                                                                                                 5.Календарно-тематическое планирование.

             

Общая характеристика предмета.

     В 6 классе  представлены сведения, которые дают возможность наиболее полно представить героя (литературного): автобиография, имя(причина выбора), портрет, характер, проступки и решения, речевая характеристика, диалог, монолог, герой в системе образов, авторская оценка и др.

 

Цели и задачи.

Главнейшая  цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Цель литературного образования —  способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.                                                                                                                                                                             Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.                                                                                                                                                                                                Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:                                                                    – формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;                                                                                                                                             – осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;                                                                          – осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;                                                                                                                                                                            – овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения творческой деятельности самого учебника;            

 – используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

   

      Решение названных задач  обеспечивает ценности и высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и помогает осознанию ценности окружающего мира.

Место предмета в базисном плане.

     На изучение литературы в 6 классе отводится 2 часа в неделю, общее кол-во - 68 часов. Количество часов  в 1 четверти – 18;  во второй – 16 часов;  в третьей – 20 часа; в 4 четверти – 14.

Методы.

        Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающие выполнение развивающих задач учебного предмета.

  Программа последовательно обращает внимание учителя на вопросы теории литературы. В каждой теме обозначено ведущее литературоведческое понятие, важное для ее изучения.

     Основные теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года.

     В 6 классе даются  произведения ,в центре рассмотрения которых находится герой, программа этого класса знакомит учеников с появившейся в 19 веке специальной и увлекательной литературой для детей и юношества которая сразу же завоевало всемирное признание. При этом ученики попутно наблюдают за тем, как разнообразна детская и юношеская литература.                                                                                                                                                                              

Общеучебные умения и навыки.

      Учащиеся должны иметь общее представление теоретических понятий на материале, адресованном герою: портрет, характер, автобиографическая проза и др., связанные с раскрытием образа героя. Представление о детской и юношеской литературе.

Методическое обеспечение,   материально-техническая база.

 Учебник Т.Ф. Курдюмовой «Литература» в 2-ух  частях, М.: Дрофа, 2008.  

 Материалы  газет  «Первое сентября» и  журнала «Литература в школе» 2007 -2010.

Энциклопедии, словари.

 Наглядные пособия: таблицы, репродукции, портреты, фотографии.        

Мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук, диски, Интернет ресурсы.

Аудио, видеооборудование, видеокассеты

                         

Основные требования к уровню подготовки учащихся.

       Программа предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют  культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

 Ученик должен знать:

                  -авторов и содержание изученных художественных произведений;

                  -основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений - литературных героев;  

                    уметь:

                   -характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями. Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;

                     -использовать различные формы пересказа;

                     -создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, автобиографии;

                     -отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении;

                     -привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;

                     -работать со справочными материалами.  

       

                 

                 

                                           Содержание  программы.

№ урока

                                   Раздел, тема.

Количество часов.

 1.

Раздел 1. Герой художественного произведения.

           1

1.1.

Герой в мире художественного слова.

           1

2.

               Раздел 2. Далекое прошлое человечества. История человечества в произведениях литературы.

           3

2.1.

Былины- богатырский эпос русского народа. «На заставе богатырской».

           1

2.2.

Герои произведений устного народного творчества. А. Н. Островский «Снегурочка».

           1  

2.3.

Рр Мир вещей далекого прошлого. Исполнение сказки в лицах.

           1  

3.

Раздел 3. Литература 19 века. Незабываемый мир детства и отрочества.

          24

3.1.

В.А. Жуковский. Баллада. «Кубок», «Лесной царь».

           1

3.2.

С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова – внука», «Буран».

         2

3.3.

Рр Пейзаж. Мир природы вокруг нас. Анализ стихотворений.

         1

3.4.

И.А. Крылов. «Два мальчика», «Волк и ягненок». Поступки героев и мораль масти.

         1

3.5.

В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши».

            1

3.6.

Портрет героя художественного произведения.

         1

3.7.

Рр Сочинение «Один день девочки Маши».

         1

3.8.

А.С. Пушкин. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Гимн. Послание.

            1

3.9.

М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества в стихотворениях поэта.

         1

3.10.

«Панорама Москвы» патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта.

         1

3.11.

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Герои рассказа. Мастерство портретных характеристик.

            2

3.12.

Речевая характеристика героев. Поэтический мир народных поверий в их рассказах.

            1

3.13.

Рр Сравнительная характеристика.

            1

3.14.

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Школьник». Яркость изображения крестьянских детей.

            1

3.15.

Л.Н. Толстой. «Отрочество»-часть автобиографической трилогии.

            1

3.16.

Николенька и его окружение. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.

            1

3.17.

Ф.М. Достоевский. «Мальчики» (из романа «Братья Карамазовы»).

            1

3.19.

Герои эпизода и трагизм их судеб.

            1

3.19.

А.П. Чехов. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Герой и сюжет.

            1

3.20.

Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы».

            1

3.21.

Поступок героя и характер.

            1

3.22.

Рр итоговый урок - викторина «Классические произведения 19 века и их авторы».

         1

4.

Раздел 4. Мир путешествий и приключений. Путешествия и приключения в нашем чтении.

          14

4.1.

Далекое прошлое человечества на страницах художественных произведений (беседа по материалам самостоятельного чтения).

           1

4.2.

Обзор произведений, прочитанных на уроках истории.

           1

4.3.

Т.Х. Уайт. «Свеча на ветру» как часть популярной тетралогии.

           1

4.4.

Решение вопроса о роли красоты в жизни человека.

           1

4.5.

М. Твен. «Приключения Гекельберри Финна».

           2

4.6.

Ж.Верн. «Таинственный остров»- одна из самых популярных «робинзонад».

           1

4.7.

Названия романов и имена героев.

           1

4.8.

О.Уайльд. «Кентервильское приведение». Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.

           2

4.9.

О.Генри. «Дары волхвов». Рождественский рассказ и его особенности.

           1

4.10.

А. де Сент- Экзюпери. «Маленький принц». Герой сказки и ее сюжет.

           1

4.11.

Философское звучание романтической сказки.

           1

4.12.

Рр Сочинение по сказке А. де Сент- Экзюпери. . «Маленький принц».

           1

5.

Раздел 5. Литература 20 века. 20 век. Культура чтения. ВОв в лирике и прозе. Итоги.

          26

5.1.

Юный читатель 20 века. Чтение и образование. М. Эндэ. «Бесконечная книга»- путешествие мальчика Бастиана по стране под названием Фантазия.  

1

5.2.

А.А. Блок. Отражение высоких идеалов в лирике поэта. Стихотворения.

1

5.3.

И.А. Бунин. Голос автора в строках стихов. Стихотворения.

1

5.4.

К.Д. Бальмонт. Совершенство стиха поэта. Стихотворение.

1

5.5.

Б.Л. Пастернак. Необычность мира природы в стихах поэта. Стихотворение.

1

5.6.

Рр Урок - концерт по стихотворениям поэтов 20 века.

1

5.7.

А.Т. Аверченко. Смерть африканского охотника. Герой рассказа и его любимые книги.

1

5.8.

Эпилог рассказа. Смысл заголовка.

1

5.9.

М.Горький. «Детство». Изображение внутреннего мира подростка.

1

5.10.

Активность авторской позиции.

1

5.11.

Рр Сочинение по повести М.Горького «Детство».

1

5.12.

А.С. Грин. «Гнев отца». Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета.

1

5.13.

К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Цикл автобиографических повестей писателя.

1

5.14.

Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.

1

5.15.

Ф.А. Искандер. «Детство Чика». Герой цикла рассказов по имени Чик.

1

5.16.

Герой и автор.

1

5.17.

Рр Инсценировка.

        1

5.18.

Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах подростков в годы Вов.

           1

5.19.

Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.

           1

5.20.

Рр Урок - концерт по произведениям Вов.

           1

5.21.

Герои художественного произведения и автор.

           1

5.22.

Тема защиты природы в литературе.

           1

5.23.

Рр Сочинение об отношении к природе.

           1

5.24.

Итоговый урок - викторина «Любимые книги и их герои»

           1

5.25.

Рекомендации на лето.

           1

5.26.

Резервные уроки.

           1

Итого:

              68

                 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...