Рабочая программа по литературе под ред. Г. И. Беленького для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Юркова Диана Евгеньевна

Программа адресована для учителей, работающих по программе Г. И. Беленького.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по литературе (5 класс)

на 2013-2014 учебный год

Учитель: Иванова Диана Евгеньевна

Пояснительная записка.  

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,  Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника: Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2011.

Программа составлена на 102 часа, рассчитана на 1 год  обучения и является программой базового уровня обучения.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам  школы и направлен на решение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решаемые задачи  позволяют достичь цели курса:

  • приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы
  • развить способности:
  • воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
  • формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
  • осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
  • освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
  • анализировать и оценивать литературные произведения;
  • получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
  • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Содержание стандарта может быть реализовано  следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы

Курс литературы  опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Учебно-методический план.

Тема

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата по плану

Коррект.

ВВЕДЕНИЕ.

1

О художественной литературе и чтении.

1

С. 3-5, вопр. на с. 6.

МИФЫ

2

Мифы Древнего Египта.

1

С. 8-12, вопр. 3 на с. 12

3

Мифы Древней Греции.

1

С. 23-30, выр. чт.

4

Мифы Древней Греции. Мифы древних славян.

1

Вопр. 4-5 на с. 30.

5

Миф «Подвиги Геракла»

1

Пересказ одного из мифов.

6

Вн.чт. Игра «Поле чудес» по мифам Древней Греции.

1

Вопр. 6 на с. 30.

7

Гомер. «Одиссея» (фрагмент).

1

Вопр. 4 на с. 42.

8

Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

1

Вопр. 2-3 на с. 42.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

9

Народные сказки. «Коршун и кошка»

1

Пересказ сказки.

10

«Солнце, Месяц и Ворон Воронович»

1

Пересказ сказки.

11

Виды народных сказок. «Белая уточка».

1

С. 68, вопр.1-3.

12

«Белая уточка».

1

Вопр. 6 на с. 68.

13

Р.р. «Пишу сказку…» (написание собственной сказки)

1

Вопр. 7 на с. 68.

14

Контроль техники чтения.

1

С. 69-70, выр. чт.

15

О легенде и предании.

1

С.71-73, вопр. 2 на с.73

16

Загадки.

1

С. 78, вопр. 3-4.

17

Загадки.

1

Выписать 5 загадок разных народов мира.

18

Пословицы и поговорки.

1

С. 86, вопр. 4-5.

19

Пословицы и поговорки.

1

Выписать 5 пословиц разных народов мира.

20

Народный кукольный театр.

1

С. 92-93, выр. чт.

21

Сатира в кукольной комедии.  «Петрушка Уксусов».

1

С. 101, вопр. 1-3.

22

Вн.чт. Любимые произведения устного народного творчества.

1

С. 101, вопр. 4.

СКАЗОЧНЫЕ СОБЫТИЯ И ГЕРОИ В ЛИТЕРАТУРЕ

23

Литературные сказки. Отличие лит. сказки от народной.

1

С. 108-109, вопр. 5.

24

А. С. Пушкин. Сведения о жизни поэта. «Руслан и Людмила»  (фрагменты поэмы).

1

Чтение фрагментов поэмы. С. 126, вопр. 3.

25

«Руслан и Людмила» Главные герои поэмы.

1

Устная хар-ка героев.

26

Учимся читать выразительно.

1

С. 127-129, выр. чт.

27

Учимся выразительно читать.

1

Выр. чт. отрывка на выбор.

28

Сказочные образы и мотивы в произведении

1

С. 126, вопр. 2.

29

О стихотворной речи.

1

С. 133, вопр. 3 – письменно.

30

Х. К. Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева».  

1

Чтение с. 134-147.

31

Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом.

1

Чтение с. 147-152.

32

Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

1

Чтение с. 152-169.

33

Х. К. Андерсен. «Русалочка».

1

Пересказ сказки.

34

Вн. чт. Х. К. Андерсен. «Истинная правда».

1

С. 173, вопр. 3.

35

Е. Л. Шварц. «Золушка».

1

С. 174-177.

36

Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.

1

С. 177-183.

37

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1

Пересказ сказки.

38

Л. И. Лагин. «Старик Хоттабыч»

1

Хар-ка гл. героя.

39

О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

1

С. 212-213.

40

П. П. Бажов. Сведения о жизни писателя.  Путь писателя к сказу.

1

С. 217, вопр. 1-2

41

Особенности сказа как литературного жанра. «Каменный цветок».

1

С. 217-228, пересказ.

42

Герой сказа Бажова – труженик и художник.

1

С. 228-234, пересказ.

43

Вн. чт. П. П. Бажов. «Горный мастер», «Хрупкая веточка».

1

С. 233, вопр. 1-2.

44

Басня как литературный жанр.

1

С. 239, вопр. 6.

45

И. А. Крылов. Сведения о жизни баснописца. «Волк и Ягненок».

1

Выр. чт. басен.

46

«Волк на псарне», «Квартет».

1

Выр. чт. басен.

47

 «Демьянова уха», «Кукушка и Петух».

1

Выучить наизусть басню на выбор.

48

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по басням И. А. Крылова.

1

Написать сочинение.

49

Вн. чт. Басни Эзопа и Лафонтена.

1

Выр. чт. басен.

50

Конкурс знатоков басен.

1

Выр. чт. басен.

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

51

М. Ю. Лермонтов. Тема  Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

1

С. 4-6 (2 часть).

52

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

1

Выучить наизусть отрывок.

53

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

1

С. 13, вопр. 1-2.

54

А. В. Кольцов. Сведения о жизни поэта. «Косарь». Близость стихотворения к народной песне.

1

С. 14-16.

55

Картины степи, свободного крестьянского труда.

1

С. 20, вопр. 3.

56

И. С. Тургенев. Сведения о жизни писателя.  История создания рассказа «Муму».

1

С. 22-24.

57

Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости  и унижению людей.  

1

Гл. 1-3.

58

Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью.

1

Гл. 4-7.

59

Роль описаний природы в рассказе.

1

С. 54, вопр. 3, 5.

60

Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

1

Закончить сочинение.

61

Л. Н. Толстой. Сведения о жизни писателя. «Кавказский пленник».

1

С. 61-63, пересказ.

62

Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин).

1

С. 64-87, пересказ.

63

Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни.  

1

С. 87, вопр. 1-2.

64

Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

1

С. 88, вопр. 5-6.

65

Сюжет и герои художественного произведения.

1

С. 89-91.

66

В. М. Гаршин. Сведения о жизни писателя. «Сигнал».

1

С. 92-95, пересказ.

67

Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.

1

С. 95-102, пересказ.

68

Л. Н. Андреев. «Кусака».

1

Чтение рассказа.

69

Л. Н. Андреев. «Кусака».

1

С. 115, вопр. 1-4.

70

Р. р. Сочинение «Сон Кусаки»

1

Закончить сочинение.

71

А. И. Куприн. Сведения о жизни писателя. «Белый пудель».

1

С. 117-120.

72

Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли).

1

С. 121-138, пересказ.

73

Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

1

С. 138-153, пересказ.

74

Р.р. Написание сочинения по рассказу И. А. Куприна «Белый пудель».

1

Закончить сочинение.

75

А. И. Куприн. «Чудесный доктор».

1

Пересказ рассказа.

76

А. П. Чехов. «Мальчики».

1

Пересказ рассказа.

77

К. М. Станюкович. «Максимка».

1

Пересказ рассказа.

ПОЭЗИЯ ПРИРОДЫ

78

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.

1

С. 156, пересказ.

79

А. С. Пушкин. «Обвал». А. Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки».

1

Выр. чт. стихотворений.

80

Ф. И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; К. Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...».

1

Выр. чт. стихотворений.

81

Н. И. Рыленков. «Все в тающей дымке…».

1

Выучить наизусть стихотворение на выбор.

82

К. Г. Паустовский. Сведения о жизни писателя. Очерк как вид эпического произведения «Мещерская сторона».

1

С. 170-177, пересказ.

83

«Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

1

С. 177-185, пересказ.

84

Вн. чт. Е. И. Носов. «Тридцать зерен».

1

С. 192, вопр. 1-2.

 «ИДЁТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!..»

85

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»;

1

Выр. чт. стихотв.

86

О. Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли».

1

Выр. чт. стихотв.

87

Вн. чт. В. П. Катаев. «Сын полка».

1

Хар-ка главного героя.

88

Вн. чт. В. П. Катаев. «Сын полка».

1

Выр. чт. фрагментов.

89

В. М. Шукшин. «Жатва».

1

С. 209, вопр. 3-4.

90

Р. р. Контрольное сочинение «Дети войны».

1

Закончить сочинение.

РАССКАЗЫ О ТВОИХ СВЕРСТНИКАХ

91

Ю. П. Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро».

1

Пересказ рассказа.

92

Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Смысл заглавия рассказа.

1

С. 225, вопр. 3-4.

93

В. А. Солоухин. Сведения о жизни писателя.  «Мститель». Рассказ как жанр литературы.

1

С. 232, вопр. 2-4.

94

Вн. чт.  Ю. П. Казаков «Арктур – гончий пес».

1

С. 232, вопр. 5.

95

Р. Брэдбери. «Мальчик-невидимка».

1

Пересказ рассказа.

96

Жорж Санд. «О чем говорят цветы».

1

Пересказ понравившегося отрывка.

97

Жорж Санд. «О чем говорят цветы».

1

Пересказ понравившегося отрывка.

98

Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

1

Пересказ понравившегося отрывка.

99

Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

1

Хар-ка гл. героев.

100

Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».

1

Пересказ отрывка.

101

Э. Сетон-Томсон. «Рассказы о животных».

1

Составить вопросы к рассказам.

102

Контроль техники чтения.

1

Подгот. к викторине.

103

Литературная викторина.

1

Составить кроссворд.

104

Рекомендации на летнее чтение.

1

105

Резервный урок.

1

        



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по литературе (7 класс)

на 2011-2012 учебный год

Учитель: Иванова Диана Евгеньевна

Пояснительная записка.

Данное календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой «Литература. 5-11 кл. Снежневской М.А./ под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого. М., 2006 г.

Учебная  программа составляет 105 часов в год, сюда же включены уроки по внеклассному чтению.                                

Основные цели – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Задачи: 1. Расширить и углубить жизненный и читательский опыт учащихся, ввести их в художественный мир произведений, поднимая уровень восприятия литературного произведения от наивно-реалистического до художественно-эстетического.

2. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора, функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения), развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника; обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях; обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-художественного текста.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс  литературы7 класса:

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
      писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части.
    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

Учебно-методическое обеспечение.

Учебник

Литература. Начальный курс. 7 класс: Учебник-хрестоматия для образовательных учреждений. В двух частях. Под ред. Г.И. Беленького. Москва. Мнемозина, 2004.

Методическая литература

Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7-ого класса.

Под редакцией М.А. Снежневской. – Мнемозин. Москва, 2002г.

Журнал «Литература в школе».

Приложение к газете «1 сентября» Литература в школе.

Дидактические материалы

Тесты по литературе 5-11 классы.

Оглоблина Н.Н. – М.: «Издательство Астрель», 2004.

Учебно-методический план.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

ВВЕДЕНИЕ

1

Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

1

«МИНУВШЕЕ ПРОХОДИТ ПРЕДО МНОЮ…»

(Писатели о прошлом нашей родины)

2

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Историческая тема в творчестве поэта.

1

3

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы.

1

4

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма).

1

5

Сила и цельность характера Калашникова.

1

6

Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

1

7-8

Р/р Аудиторное сочинение «Образ купца Калашникова- воплощение лучших черт русского национального характера».

2

9

Вн. чтение С. Н. Хохлов «Осень в Тамани».

1

10

А.К.Толстой «Василий Шибанов». Три героя баллады.

1

11

Роль главного героя.

1

12

Вн. чтение А.К.Толстой «Князь Серебряный».

1

13

Н. В. ГОГОЛЬ. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

1

14

«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести.

1

15

Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи.

1

16

Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров.

1

17

Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем.

1

18

Остап и Андрий.

1

19

Трагедия Тараса Бульбы.

1

20

Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя.

1

21

Повесть Гоголя и устное народное творчество.

1

22

Понятие о литературном характере.

1

23-24

Р/р Аудиторное сочинение. Характеристика литературного героя или сочинение "Мой любимый герой повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".

2

25

Вн. чтение Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

1

26

А. С. ПУШКИН. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта. «Полтава». Историческая основа поэмы.

1

27

Исторический и личный конфликт в поэме

1

28

Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры).

1

29

Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев — Петра I и Карла XII.

1

30

Роль Мазепы.

1

31

Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства.

1

32

Картины украинской природы.

1

33

Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.

1

34

Поэма как жанр. Метафора.

1

35-36

Вн.чтение А.С.Пушкин «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого».

2

37

Н. С. ЛЕСКОВ. Сведения о жизни писателя.

1

38

«Человек на часах»— «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот».

1

39

Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей.

1

40

Постников — лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа.

1

41

Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц.

1

42

Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

1

43

Вн.чтение Н.С.Лесков «Левша».

1

«ХУДОЖНИК — ГОЛОС СВОЕЙ ЭПОХИ»

(Писатели-классики о своем времени)

44

И. С. ТУРГЕНЕВ. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

1

45

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер.

1

46

Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.

1

47

Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей»

1

48

«Как хороши, как свежи были розы...», «Памяти Ю. П. Вревской».

1

49

Вн.чтение И.С.Тургенев «Записки охотника».

1

50

Н. А. НЕКРАСОВ. Картины народной жизни в творчестве поэта.

1

51

«Железная дорога». Историческая основа стихотворения.

1

52

Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания.

1

53

Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор.

1

54

Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

1

55

«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос» (отрывки).

1

56

Вн. чтение Н.А.Некрасов «Русские женщины»

1

57

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Сведения о жизни писателя.

1

58

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».  Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика.

1

59

Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск.

1

60

«Дикий помещик».

1

61

Вн.чтение М.Е. Салтыков-Щедрин

«Коняга».

1

62

А. П. ЧЕХОВ. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

1

63

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе.

1

64

Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

1

65

«Тоска».Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

1

66

«На мельнице».

1

67

Вн.чтениеА. П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка).

1

68

Контрольная работа «»Завершая раздел хрестоматии.

ЗАПЕЧАТЛЕННЫЕ МГНОВЕНИЯ

(Художественное время в лирике)

69

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко...»;

А. А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза»

1

70

Я. П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».

1

71

Стихотворения амурских поэтов о природе.

1

ЧЕЛОВЕК В ДВИЖЕНИИ ВРЕМЕНИ

(Тема становления личности)

72

Л. Н. ТОЛСТОЙ — автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

1

73

«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева.

1

74

Чувство сострадания — важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. Повествование от лица героя-рассказчика.

1

75

«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности.

1

76

Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

1

77-78

Р/р Аудиторное сочинение «»Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование» (Жизнь и смерть Натальи Савишны»).

2

79

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.

1

80

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке.

1

81

Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин — рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.

1

82

МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Сведения о жизни писателя.

1

83

«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького.

1

84

Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям.

1

85

Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.

1

86-87

Р/р Аудиторное сочинение «Алеша Пешков: человека формирует сопротивление окружающей среде».

2

88

Вн.чтение А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей).

1

СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ                            

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

89

C.П. Шевырёв. «Звуки»;

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении).

1

90

Стихи русских поэтов об искусстве:

А. А. Блок. «Я никогда не понимал...»;
К. Д. Бальмонт. «Грусть»;

К. М. Фофанов. «Художник», «Усну
ли и травы, и волны...».

1

91

Стихотворения амурских поэтов.

ПЕРЕКЛИЧКА ЭПОХ                                          

92

Ж. Б. МОЛЬЕР. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

1

93

И. А. КРЫЛОВ. Крылов-драматург.«Урок дочкам».Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

1

94

Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова. Комедия как литературный жанр.

1

95

Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Спешу поделиться книгой».

1

ФАНТАСТИКА

Тема будущего

96

В. А. Рождественский. «Над книгой».

1

97

А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. Сведения о жизни писателя. «Маленький принц» (избранные страницы).

1

98

Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности.

1

99

Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».

1

100

Р. Брэдбери. «Каникулы », «Земляничное окошко».

1

101

Обобщение изученного в 7 классе.

1

102

Обобщение изученного в 7 классе.

1

103

Литературная викторина.

1

104

Годовая контрольная работа.

1

105

Анализ контрольной работы.

1



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по литературе (8 класс)

на 2011-2012 учебный год

Учитель: Иванова Диана Евгеньевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Государственного стандарта   2004 года,   Программы  общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». Авторы – составители: Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М.Хренова./ Лаборатория литературного образования Института общего среднего образования Российской академии образования,  Москва, «Мнемозина»,2007год

Учебник: Литература 8 класс, часть 1 и 2, «Мнемозина», 2008 год, автор – составитель Г.И.Беленький.

         Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и  смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

        Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и                                                                                                                                                                                                                     оценки литературно-художественных произведений.

       На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному)  небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

       Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занят!

призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности,

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

 Учебная  программа составляет 105  часов.

      Требования у уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Учебно-методический план.

Тема

Количество часов

Дата

1

Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ.

1

2

Литература как искусство слова. Другие виды искусств.

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

3

Исторические песни. Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве.

1

4

Лирические песни. «Породила да меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные».

1

5

Вн. ч. К.Г. Паустовский.  «Колотый сахар».

1

РУССКАЯ СТАРИНА

6

А.Н. Толстой. «Земля оттич и дедич».

1

7

Житийный жанр в древнерусской литератур.  «Житие преподобного Сергия Радонежского»  (фрагменты).

1

8

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).

1

9

Вн. чт. «Сказание о Борисе и Глебе».

1

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

10

А. С.  Пушкин-прозаик. «Капитанская дочка». Историческая основа повести.

1

11

Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов.

1

12

Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию.

1

13

Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини.

1

14-15

Утверждение автором  нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.

2

16

Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии. Роль и характер эпиграфов.

1

17-18

Р.р. Написание контрольного сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2

19

Вн. чт. А.С. Пушкин. «Метель».

1

20

Контрольная работа по творчеству А. С Пушкина

1

21

М. Ю. Лермонтов.  «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Символические образы  тюрьмы и узничества в лирике.

1

22

Мотивы вольной кавказской природы. «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...».

1

23

«Мцыри  – любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский).

1

24

Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.

1

25

«Упругость, энергия стиха» (В.Г. Белинский). Особенности построения поэмы.

1

26-27

Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

2

28-29

Вн. чт. М.Ю. Лермонтов.  Стихотворения.

1

30-31

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова

1

32

Сатира в творчестве Гоголя.  «Ревизор». Жизненная основа комедии.

1

33

Страх перед ревизором  как основа развития комедийного действия.

1

34

Мастерство композиций и речевых характеристик, роль авторских ремарок.

1

35

Хлестаков и хлестаковщина.

1

36

Немая сцена в «Ревизоре». Жанровые особенности комедии.

1

37-38

Высказывания героев, ставшими афоризмами.  «Ревизор» в театре и кино. «Ревизор» к критике.

2

39-40

Р.р. Написание контрольного сочинения по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

2

41

Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Женитьба».

1

42

Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя.

1

43

И. С. Тургенев. Особенности прозы писателя.  «Ася

1

44

Образ «тургеневской девушки», скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси.

1

45

Поэтическая атмосфера повести. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

1

46

Роль 16 главы в повести «Ася».

1

47

л. Н. Толсто. Личность и судьба писателя.

1

48

Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа.

1

49

Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

1

50

Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

1

51-52

Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».

2

53

Контрольная работа по 1 части хрестоматии.

1

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX   -  НАЧАЛА  XX ВЕКА  

54

Этапы жизненного пути В. Г. Короленко. История создания очерка «Парадокс»

55

Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке.

1

56

Вн. чт. «Огоньки» В. Г. Короленко.

1

57

Вн. чт. «Слепой музыкант» В. Г. Короленко.

1

58

И. А. Бунин. «Полевые цветы», «Еще и холоден и сыр...»,  «Густой зеленый ельник у дороги…», «Родине», «Слово».

1

59

«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».

1

60

М. Горький.  «Песня о Соколе».

1

61

Символика - аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

1

62

М. Горький «Ма-аленькая!..».

1

63-64

Вн. чт. А. М. Горький. «Челкаш».

2

ЛИТЕРАТУРА   XX   ВЕКА  

65

Леонов «Возвращение Копылева». Обзор содержания.

1

66

Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…», «Журавли».  

1

67

«Одинокий дуб». «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться…».

1

68

Стих-ия амурских поэтов.

1

69

К.Г. Паустовский: слово о писателе.

1

70

«Телеграмма»: авторская позиция, история создания.

1

71

Проблема истинной человечности в рассказе. (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву).

1

72

А.Т. Твардовский.   «Василий Теркин». История создания и композиция поэмы.

1

73

Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека.

1

74

Народнопоэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме.

1

75

Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы войны и в наше время

1

76-77

Р.р. Написание контрольного сочинения по поэме

А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

2

78

Вн. чт. А.Т. Твардовский. Стихотворения  о Великой Отечественной войне.

1

79

Стихотворения о Вов.

1

80

В.М. Шукшин. «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка».

1

81

«Микроскоп».

1

82-83

Вн. ч.

В.М. Шукшин. Рассказы.

2

84-85

Р.р. Написание обучающего сочинения по рассказам В.М. Шукшина.

2

86

Н.М. Рубцов. «Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога».

1

87

«Журавли», «Посвящение другу», «До конца».

1

88

Р.р. Выразительное чтение стихотворений Н.М. Рубцова.

1

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

89

У. Шекспир. Писатель и его время.

1

90

У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

1

91

Герои трагедии как символ верной и вечной любви.

1

92

Сонеты Шекспира.

1

93-94

Сочинение по творчеству У. Шекспира.

2

95

М. Де. Сервантес. «Дон Кихот».

1

96

Дон Кихот - неумирающий образ мировой литературы.

1

97

П. Мериме. Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».

1

98

В. Скотт «Айвенго».

1

99-100

Сочинение «Моя любимая книга».

1

101

Повторение изученного в 8 классе.

1

102

Викторина.

1

103

Итоговая контрольная работа.

1

104

Анализ контрольной работы. Рекомендации  на летнее чтение.

1

105

Резервный урок.

1



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по литературе (9 класс)

на 2012-2013 учебный год

Учитель: Иванова Диана Евгеньевна

Пояснительная записка

    Рабочая  программа по литературе для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта   2004 года,   Программы  для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. -  М.:Мнемозина,2009 год.    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели и задачи  программы обучения в области формирования системы

 знаний, умений

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
  • воспитание культуры речи учащихся.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.  Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс  литературы 9 класса

Осваивая художественные произведения, указанные в программе, выпускники 9 класса должны знать и уметь применять на практике:

  • понятия, связанные с общими свойствами литературы, художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;
  • понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изобрвжения героев – портрет, речь. Авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
  • понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.

В области читательской и литературно-творческой  деятельности учащиеся должны:

  • объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении героев;
  • характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев    одного или нескольких произведений;
  • обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
  • определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;
  • выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;
  • давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
  • писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;
  • писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;
  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.

Учебная программа составляет 102 часа.

Учебно-методический план.

Тема

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата

ВВЕДЕНИЕ

1

Историческое развитие русской литературы.

1

С. 3-8.

I ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

2

Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».

1

Чтение «Слова…»

3

Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией.

1

Стр. 8-14, выр. чтение «Слова…»

4

Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?

1

Наизусть плач Ярославны.

II ЛИТЕРАТУРА XVIII  ВЕКА

5

Общая характеристика литературы XVIII  века. Сведения о классицизме. М. В. Ломоносов.  Сведения о жизни ученого и поэта.

1

Стр.26-35,план-конспект.

6

М. В. Ломоносов. «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года».

1

Стр.36-40, реформы языка, выучить наизусть отрывок.

7

Д. И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. «Недоросль».

1

Стр.44-46. план-конспект

2 часть стр.67 (чтение)

8

«Недоросль»: сатирическое  обличение невежества, злонравия, деспотизма.

1

Стр.46-50 , чтение и анализ комедии по вопросам учебника.

9

Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

1

Подготовиться к сочинению по комедии.

10-11

Р.р. Написание обучающего сочинения по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

2

Повторение.

12

А. Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя.

1

Стр. 52-53, 1 часть.

13

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

1

С. 31-51, 2 часть. Соч. «Каким я увидел 18 в.?»

14

Вн.чтение. Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»

1

Анализ комедии

15

Вн.чтение. Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»

1

«В чем актуальность комедий в наши дни?»

16

Н. М. Карамзин. Слово о писателе. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма.

1

Стр. 56-61.

Составить буклет

17

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями.

1

Прочитать «Бедная Лиза», отв. на вопросы учебника

18

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Главные герои повести. Отношение автора к своим героям. Язык повести.

1

Речевая хар-ка  героев, «Эраст – злодей или жертва?»

III ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА

19

«Золотой век» русской литературы.

1

Стр. 67-69, план-конспект.

20

О двух способах изображения жизни в литературе

1

Стр. 70-75.

21

А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество.

1

Стр. 76-85. Пересказ.

22

«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы.  Общественный и личный конфликт в комедии.

1

Стр.86-90, прочитать 2 действие, выразительное чтение монологов Ч., Ф.

23

А. С. Грибоедов. «Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума»

1

Стр.90-98, анализ последнего монолога Ч. на балу.

24

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Поражение и победа Чацкого.

1

Стр.99-103, заполнить таблицу.

25

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни.

1

Выписать 10 крылатых выражений.

26-27

Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

2

Повторение

28

А. С. Пушкин. Творческий путь поэта. Поэзия свободы и дружбы.

1

Стр. 113-120. Выучить наизусть «К Чаадаеву»

29

А. С. Пушкин. Свободолюбивая поэзия.

1

Стр.120-137, анализ стих-й.

30

«К Чаадаеву» - утверждение непреходящих нравственных ценностей.

1

Стр.116-120

Анализ стих-ия.

31

«19 октября». Утверждение дружбы и человеческого общения как важнейших жизненных ценностей.

1

Стр.121-126

В чем смысл выражения «лицейское братство»?

32

«Во глубине сибирских руд…» - свидетельство душевной доброты, щедрости, верности идеалам дружбы.

1

Стр.126-132, выучить наизусть стихотворение.

33

«Анчар» - воплощение пушкинского идеала  свободы и выражение гуманистического пафоса его поэзии. «К морю». Символы мощи и свободы в стихотворении.

1

Стр.133-138

Задание 7, средства выразительности.

34

А. С. Пушкин. Лирика любовного чувства.

1

Стр.138- 142, наизусть «Я помню чудное мгновенье…»

35

А. С. Пушкин. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Стихи о поэзии наизусть.

1

Стр.142-148

Выучить наизусть «Я памятник себе…»

36

А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Из истории создания романа. Своеобразие жанра и композиции.

1

Перечитать роман «Евгений Онегин», анализ средств выразительности.

37

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Перечитаем роман. Глава 1. Детство и юность Онегина.

1

Цитатная характеристика Онегина и Ленского.

38

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Перечитаем роман. Глава 2-6. Онегин и Ленский.

1

Выучить наизусть по 2 строфы, характеризующие Онегина и Ленского.

39

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Перечитаем роман. Глава 7. Онегин и Татьяна.

1

Выучить наизусть  2 строфы, характеризующие Татьяну.

40

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Перечитаем роман. Глава 8

1

Устные ответы на вопросы учебника.

41

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Образ автора в романе.

1

1, 3 задания учебника

42

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Проблема  финала. Онегинская строфа.

1

Наизусть отрывки.

43

Оценка романа в русской критике.

1

Подготовка к сочинению.

44-45

Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

2

Повторение.

46

Вн. чт. А.С. Пушкин. «Медный всадник»

1

Анализ текста.

47

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта.

1

Стр.160-162, презентация

48

М. Ю. Лермонтов. «Смерть поэта»

1

Стр.163—172,  выучить наизусть.

49

М. Ю. Лермонтов. Поэзия любви.

1

Стр.173-177, анализ стихотворения.

50

М. Ю.Лермонтов. Поэтическая исповедь. «Как часто, пестрою толпою окружен…» и др.

1

Стр.177-181, выразительное чтение стихотворений.

51

М.Ю.Лермонтов. Отчизна в лирике поэта. «Родина», «Прощай, немытая Россия…»

1

Стр.181-185, выучить наизусть стихотворение.

52

М. Ю. Лермонтов. Анализ лирического произведения.

1

Анализ стих-ия.

53

М. Ю. Лермонтов.  «Герой нашего времени». История создания произведения.

1

Чтение романа.

54

«Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – «портрет поколения».

1

Гл. «Княжна Мери»

55

Век Лермонтова в романе.

1

Составить вопросы к главе «Тамань».

56

Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»).

1

Анализ эпизода.

57

Особенности композиции романа.

1

Подг. к самост. работе.

58

Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике.

1

Подг. к сочинению.

59-60

Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2

Повторение.

61

Н.В. Гоголь.  Страницы жизни. «Петербургские повести». «Невский проспект».

1

С. 186-195.

62

Н.В. Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.

1

С. 195-201.

63

Н. В. Гоголь. «Мертвые души». Своеобразие жанра.

1

Тест по 2 главе.

64

Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная.

1

Хар-ка помещиков.

65

Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение.

1

Анализ эпизода.

66

Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора.

1

Анализ эпизода

67

Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя.

1

Подготовиться к сочинению.

68-69

Написание контрольного сочинения по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души».

2

Повторение.

70

А. Н. Островский.  Сведения о жизни и творчестве. «Свои люди – сочтемся».

1

С. 202-207.

71

Тишка - Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру.

1

С. 207-218.

72

Островский – мастер языка. Реализм островского («пьесы жизни»).

1

Анализ эпизода.

73

Н.А. Некрасов. Певец труда и страданий

1

Стр.222-226, пересказ.

74

Н.А. Некрасов. Лирика. Городские мотивы.

1

Стр.227-231, анализ стих-я «Вчерашний день, часу в шестом…»

75

Н. А. Некрасов. Лирика. Любовь к народу, Любовная лирика.

1

Стр.231-241, выучить наизусть стих-ие.

76

Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество

1

Стр.242-247, буклет

77

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди»

1

Стр.247-251,в.7 стр.250

78

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Тема одиночества человека в странном мире

1

Анализ эпизода.

79

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Петербург Достоевского.

1

Стр. 254, в.4 письменно

Презентация о Л. Н. Толстом

80

Л.Н. Толстой. «Юность». Три эпохи жизни человека в трилогии.

1

Стр. 255-257. Пересказ.

81

Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе».

1

Сочинение-миниатюра «Диалектика души»

82

Эпоха А. П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. Анализ рассказов «Тоска», «Счастье».

1

Стр. 263-265. перечислить основные худ. особенности чеховских рассказов.

83

«Маленькая трилогия». «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

1

Стр. 268-272. «Смешное и грустное в произведениях Чехова».

IV ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

84

XX век. Литература великих и трагических лет.

1

С.272-274, план-конспект.

85

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика

1

Стр.275-285, наизусть стих-ие на выбор (с. 279-280).

86

И. А. Бунин. Проза.

1

Стр.285-287.

87

А. А. Блок. Своеобразие лирики.

1

Стр.288-303, выуч. наизусть стих-ие «Россия».

88

В. В. Маяковский. Жизнь и творчество поэта.

«Хорошее отношение к лошадям»

1

Стр.304-306. Презентация биографии и творчества

89

В. В. Маяковский-лирик. «Громада – любовь» и «громада – ненависть» в лирике поэта.

1

Стр.306-319. наизусть стихотворение.

90

В. В. Маяковский-сатирик. «Прозаседавшиеся»

1

Стр.320-324. вопрос 2.

91

С. А. Есенин. Своеобразие лирики.

1

Стр.325-328.

92

С. А. Есенин. Тема Родины, любви в поэзии.

1

Выучить наизусть стих-ие.

93

М.А. Булгаков. Жизнь и судьба.

1

Стр.341-343 перечитать «Собачье сердце»

94

М.А. Булгаков. «Собачье сердце».

1

Стр.343-349, анализ текста.

95

М.А. Булгаков. «Собачье сердце».

1

Рассказать о превращении «милейшего пса» в «мразь».

96

М. Шолохов «Судьба человека».

1

Стр.349-350.план-конспект

97

М. Шолохов «Судьба человека».

1

Стр.351-354, устно ответ. на ?

98

А.И.Солженицын. Из биографии писателя.

1

Стр.355-358. Буклет по биографии писателя.

99

А.И.Солженицын. «Матренин двор».

1

Стр. 358-364, стр. 362 в.6.

100

О судьбе Матрены и смысле рассказа.

1

Стр. 362-364, вопросы.

101

Повторение изученного в 9 классе.

1

Повторение.

102

Литературная викторина.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ К учебнику А.Г.Кутузова 10 класс

    Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом  ...

Рабочая программа по литературе с элементами Основ православной культуры. 7 класс. Учитель Мисикова Инна Геннадьевна.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по литературе....

Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 8 класс

Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе  авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 8 класс»: учебник для учащихся об...

Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 9 класс

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе  авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...