Внеклассное мероприятие по русской литературе в 8 классе "Умники и Умницы" по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Журик Ирина Ивановна

Игра состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого означает «соревнование », «состязание»), в каждом из которых участвуют три человека; всего агонистов – девять; в финал из них также выйдут только трое. Финальное состязание определит одного победителя.

За каждый правильный ответ агонисту вручается Орден Шелкового Умника – это облегчит подсчет очков при подведении итогов и выставлении оценок.

Отвечая на вопросы ведущего-заумника, агонисты продвигаются по игровым дорожкам.

Красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего на два вопроса. Однако, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску: он не имеет право на ошибку.

На желтой дорожке игрока ожидают три вопроса, зато допустима одна неточность в ответе.

Зеленая дорожка длиннее предыдущих: ведущий задает агонисту 4 вопроса. Тем не менее у зеленой дорожки есть свое преимущество: здесь можно ошибиться дважды.

         Какая дорожка из трех достанется учащемуся, определит розыгрыш. Задания для розыгрыша дорожек носят творческий характер. «Качество» исполнения данных заданий оценит Высокий ареопаг (жюри) и в зависимости от этого распределит места. Агонист, победивший в творческом конкурсе, получает право первым выбрать дорожку. А игрок, занявший третье место, займет последнюю, оставшуюся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

          Игра «Умники и умницы»

        «За одним разом посмеяться над всем»

        По пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».

   Правила игры

Игра состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого означает «соревнование », «состязание»), в каждом из которых участвуют три человека; всего агонистов – девять; в финал из них также выйдут только трое. Финальное состязание определит одного победителя.

За каждый правильный ответ агонисту вручается Орден Шелкового Умника – это облегчит подсчет очков при подведении итогов и выставлении оценок.

Отвечая на вопросы ведущего-заумника, агонисты продвигаются по игровым дорожкам.

Красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего на два вопроса. Однако, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску: он не имеет право на ошибку.

На желтой дорожке игрока ожидают три вопроса, зато допустима одна неточность в ответе.

Зеленая дорожка длиннее предыдущих: ведущий задает агонисту 4 вопроса. Тем не менее у зеленой дорожки есть свое преимущество: здесь можно ошибиться дважды.

         Какая дорожка из трех достанется учащемуся, определит розыгрыш. Задания для розыгрыша дорожек носят творческий характер. «Качество» исполнения данных заданий оценит Высокий ареопаг (жюри) и в зависимости от этого распределит места. Агонист, победивший в творческом конкурсе, получает право первым выбрать дорожку. А игрок, занявший третье место, займет последнюю, оставшуюся.

Первый агон

Задание для розыгрыша дорожек

Разыграть дорожки поможет конкурс на лучшего чтеца. Ведущий – заумник попросит участников состязания выразительно прочитать

монологи персонажей комедии «Ревизор» (Осипа – д.2, явл.1;  Хлестакова – д.2, явл.5;  Городничего – д.1, явл.1).

     В зависимости от качества выполнения творческого задания Высокий ареопаг установит очередность выбора дорожек для игроков. После того как агонисты займут игровые дорожки, ведущий предложит ребятам «узнать себя», т.е. угадать имена тех литературных героев, в которых им предстоит перевоплотиться в продолжение состязаний.

     Ведущий прочтет характеристики персонажей, данные автором в «Замечаниях для господ актеров». Когда «узнавание» будет успешно завершено, агонисты вступят в основную борьбу.

Зеленая дорожка

(Городничий)

Узнай себя

«…уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек…ведет себя очень солидно; довольно сурьёзен, несколько даже резонер…Каждое его слово значительно. Черты лица его грубы и жёстки, как у всякого, начавшего службу с низших чинов ».

Вопросы

Вопрос № 1

Антон Антонович, нам доподлинно известно, что у вас есть одна заветная мечта. Расскажите о ней.

Ответ. Имеется в виду мечта о генеральстве, о том, что «можно большой чин зашибить».

Кстати, почему вам так хочется быть генералом? О пользе Отечества печётесь?

Ответ «А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо». «Ведь почему хочется быть генералом? – потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там на станциях никому не дадут,

все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там: стой, городничий! Хе, хе, хе! Вот что, канальство, заманчиво!» (Д. 5,явл.1)

Вопрос № 2

Узнав от городских сплетников о том, что в трактире «недели две уж» проживает «инкогнито» некий чиновник из Петербурга,

вы воскликнули в испуге: «Две недели! Батюшки, сватушки! … Позор! Поношенье!» - и даже, помнится, схватились за голову. Что же произошло позорного за это время в городе?

Ответ. «В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота!» (Д.1, явл.3).

Вопрос № 3

Вы обратились к Всевышнему с просьбой сокрыть ваши грехи. Помните? «Дай только, боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой ещё никто не ставил,». Чем примечательна эта обещанная вами Богу свечка?

Ответ «…на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску». (Д.1, явл.5)

Вопрос № 4

Вы известны в округе как человек довольно жёсткий, круто расправляющийся с теми, кто пытается вам перечить. А как вам удается держать в узде бестий купцов?

Ответ См. жалобу купцов на городничего: «А попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть двери. Я тебя, говорит, не буду, говорит, подвергать телесному наказанию или пыткой пытать – это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня, любезный, поешь селедки!». (Д.4, явл.10

Желтая дорожка

(Хлестаков)

Узнай себя

«…несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения».

Вопросы.

Вопрос №1

Перед вами портрет вашего «приятеля»(демонстрируется портрет А.С.Пушкина). Ведь вы уверяли как-то всех, что «с Пушкиным на дружеской ноге». А в чем же проявлялась сия дружба?

Ответ «Бывало, часто говорю ему: «Ну, что , брат Пушкин?» - «Да так, брат, - отвечает, бывало, - так как-то все…»»

       Какую оценку вы, сударь, дали Пушкину?

Ответ «Большой оригинал» (Д.3, явл. 6)

Вопрос №2

На целых две недели вы застряли в российской глубинке, в маленьком провинциальном городишке, до которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Позвольте полюбопытствовать: откуда путь держите? Куда направляетесь? Почему создалась ситуация: «из трактира не едет, и /…/ не хочет платить»?

Ответ «Я служу в Петербурге.» «Я еду в Саратовскую губернию». «…батюшка меня требует; рассердился старик…». «Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой. Пехотный капитан сильно

поддел меня…Всего каких-нибудь четверть часа посидел и все обобрал».

Вопрос № 3  

Однажды вы признались, что «литературой существуете». Назовите произведения, которые вы написали и сколько времени вы потратили на их создание?

Ответ  «Моих, впрочем, много есть сочинений. «Женитьба Фигаро»…Все то, что было под именем барона Брамбеуса, «Фрегат

Надежды…». «…есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой». «И тут же в один вечер, кажется, все написал, всех изумил».». (Д.3, явл.6)

Красная дорожка

(Осип)

Узнай себя.

«…несколько пожилых лет. Говорит серьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит самому себе читать нравоучения для своего барина. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча плут».

Вопросы.

Вопрос №1

Хоть вы человек маленький, не чиновный, «таков, как обыкновенно бывают слуги , но и у вас есть своя мечта. Не приоткроете ли её немного? Ведь это не секрет?»

Ответ «…возьмёшь себе бабу, да и лежи весь век на полатях, да ешь пироги». (Д.2 явл. 1)

Вопрос № 2.

В доме городничего все вас подробно выспрашивают о вкусах вашего барина, о его пристрастиях и привычках. Что же, по-вашему, больше всего любит Хлестаков?

Ответ «Любит он, по рассмотрению, что как придется. Больше всего любит, чтобы его приняли хорошо, угощение чтоб было хорошее». (Д.3 явл.10).

Жёлтая дорожка

(Марья Антоновна )

Узнай себя.

«Барышня глупа, пуста и пошла, но она уже прочла несколько романов, и у ней есть альбом, в который Хлестаков должен написать какие-нибудь этакие новенькие «стишки»».

Вопросы.

1. Хлестаков, ставший впоследствии вашим женихом,- «молодой человек недурной наружности». Так, по крайней мере, аттестуют его Бобчинский и Добчинский. А что же во внешности этого героя привлекло вас лично?

Ответ. «Осип, душенька! Какой миленький носик у этого барина!»

2. Перед вами на столике разложены предметы дамского туалета: шляпка, шарфик, платочек, перчатка. Вы, конечно, не забыли тот достопамятный день, когда Хлестаков, выражаясь его собственными словами, «волочился напропалую» то за вами, то за вашей матушкой. Рассыпая комплименты, он обмолвился, что хотел бы занять место одного из предметов дамского туалеты. Какого именно? Назовите этот предмет.

Ответ «Какой у вас прекрасный платочек! Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку» (Д.4, явл.12)

3.Сударыня, вы единственная, кто едва не уличил Хлестакова во лжи. Упоминание какого литературного произведения послужило поводом к сему?

Ответ «Юрий Милославский» М.Загоскина (Д.3, явл.6)

Красная дорожка

(Анна Андреевна)

Узнай себя.

«Провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие.»

Вопросы.

  1. Вы, кажется, любите гадать на картах. Перед вами четыре карточных дамы: пиковая, трефовая, бубновая, червонная. Даму какой масти вы выбираете, когда гадаете на себя?

Ответ. Анна Андреевна….я и гадаю про себя всегда на трефовую даму.

             Марья Антоновна. Ах, маменька, вы больше червонная дама.

                                                                                                     (Д.3, явл. 3)

  1. Прелести столичной жизни для вашего супруга ассоциируются прежде всего с присутствием на столе деликатесов: «Да, там, говорят, есть две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что

 только слюнка потечёт, как начнёшь есть». А какой бы вы хотели видеть свою жизнь в столице?

Ответ. «Ему всё бы только рыбки! Я не иначе хочу, чтобы наш дом был первый в столице и чтоб нельзя было войти, и нужно бы только этак зажмурить глаза».

Вопросы

для зрителей – теоретиков.

  1. Сколько книг прочитал Ляпкин – Тяпкин?  (5-6)
  2. Каков служебный стаж городничего? (30 лет)
  3. Скольких губернаторов обманул городничий? (трёх)
  4. Вручая деньги Хлестакову «В ДОЛГ», городничий радуется: «Я таки ему вместо двухсот…ввернул». Каков реальный размер взятки? (400 рублей)
  5. Помните ли вы номер комнаты в уездной гостинице, где остановился Хлестаков?  (№ 5)
  6. Сколько больных находится на излечении в уездном богоугодном заведении у Земляники?  (Человек 10 осталось, не больше, а прочие все выздоровели…)
  7. Хлестаков хвастается, что в Петербурге он живёт в бельэтаже. На каком этаже на самом деле находится квартира героя?  (на четвёртом)
  8. Сколько курьеров якобы упрашивали Хлестакова управлять департаментом? 35, 350 или35 тысяч?  (35 тысяч курьеров)
  9. Сколько раз в продолжение спектакля, согласно авторской ремарке, должна переодеваться Анна Андреевна?  (4 раза)
  10. В какой губернии находится имение родителей Хлестакова?  (В Саратовской)
  11. Откуда, по словам Хлестакова, доставляют ему суп на обед?  (Из Парижа)
  12. На какой улице проживает в Петербурге «душа Тряпичкин»? Куда адресует письмо Хлестаков?   («Любопытно знать, где он теперь живёт – в Почтамтской или в Гороховой?» «Напишу наудалую в Почтамтскую»)
  13. Где Хлестакова обобрал пехотный капитал?  (в Пензе)

14.Какие животные приснились городничему в его «вещем» сне?  (две крысы)

  1. Как называлась рыба, понравившаяся Хлестакову за обедом в больнице? (лабардан)
  2. Какой рыбки мечтает поесть городничий?  (ряпушки и корюшки)
  3. Какие насекомые донимали Хлестакова в гостинице: клопы, тараканы или мухи?  (клопы)
  4. Какой животный запах имел чай в трактире, по словам Хлестакова? (воняет рыбой)

19 С какими животными сравнивал Хлестаков провинциальных помещиков?  (медведь, гусь)

20.В финальной сцене городничий восклицает: «Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то…вместо лиц, а больше ничего…» Что же увидел вокруг себя герой?  («Свиные рыла»)

21. Кто из героев гоголевского «Ревизора» не верит в Бога и создал собственное учение о сотворении мира? (Судья Ляпкин-Тяпкин)

22. Кого из персонажей комедии иронически сравнивают с Цицеронов?  (Судью)

Заключительное слово учителя.

«О, смех – великое дело! Ничего более не боится человек, так, как смеха. Он не отнимает ни жизни, ни имения у виновного; но он ему силы связывает, и, боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила…» - писал Н.В.Гоголь о великой общественной значимости смеха. Именно такую задачу: удержать человека от дурного – ставил он перед собой, приступая к созданию комедий. Сегодня мы вместе с драматургом смеялись «за одним разом» над теми, кто «действительно достоин осмеяния всеобщего».

Хотелось бы верить, что гоголевское средство – смех – поможет и нашему так нуждающемуся в оздоровлении обществу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Внеклассное мероприятие по русской литературе для 6 классов "По следам мифов"

Цель данного мероприятия - активизация знаний учащихся, побуждение их к углубленному чтению, развитие творческих интересов и способностей....

Внеклассное мероприятие по русской литературе для 9 классов "Это нужно живым"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Великой Отечественной войны...