Внеклассное мероприятие "Мгновения любви"
материал по литературе (10 класс) по теме

Старовойтова Любовь Александровна

Внеклассное мероприятие по стихам поэтов IX и XX веков о любви

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mgnoveniya_lyubvi.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4»

Артемовского городского округа

Внеклассное мероприятие

по теме «Мгновения любви»

(по стихам поэтов IX и XX веков о любви)

Л.А. Старовойтова,

учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ № 4

Артемовский городской округ

2013 – 2014 уч. год


Цель: поговорить о великой и веной ценности человека – любви, показать, как поэты изображают влияние любви на человека, побудить желание учащихся философствовать на тему любви, отстаивать своё мнение, приводя веские аргументы из стихотворных текстов и из жизни.

Оборудование: магнитофон, диски с романсами, портреты, фотографии поэтов, вырезки из газет и журналов, посвященные творчеству поэтов, сборники стихов, на столах вазы с цветами.

Подготовка к мероприятию: на плакате записаны следующие стихи Семёна Надсона:

«Верь в великую силу любви!...

Свято верь в её крест побеждающий,

В её свет, лучезарно спасающий

Мир, погрязший в грязи и крови…

Верь в великую силу любви!...»

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя:

Любовь - это вечное чувство, которое присуще человеческому роду. Сколько сказаний, песен, баллад, сонетов, од, элегий, посланий к любимой, поэм, драм, трагедий, посвященных великому чувству любви.

Древнегреческий философ Платон написал трактат «О любви». В нем он рассказал легенду о том, что когда – то на земле жили двуполые существа, они были так сильны и могущественны, что решились свергнуть богов с Олимпа и самим занять их место. Страшно разгневался Зевс и послал своих слуг, приказав им разрубить эти существа на две половинки и разбросать их по всей земле, чтобы трудно им было найти друг друга. И вот с тех пор бродят половинки людей и ищут свою половину. Кто найдёт, тот будет счастлив, а кто нет – горе ему. А найти, ох, как трудно, ведь земля так велика! А бывает так, что кажется, люди нашли друг друга, но это оказывается роковой ошибкой, и разлука неизбежна. Об этом говорят нам строки стихотворения И. Бунина:

Чтец:

Как светла, как нарядна весна!

Погляди мне в глаза, как бывало,

И скажи: отчего ты грустна?

Отчего ты так ласкова стала?

Но молчишь ты, слаба, как цветок…

О, молчи! Мне не надо признанья:

Я узнал эту ласку прощанья, -

Я опять одинок!

Ведущий:

Стихи о любви сохраняют для нас образы некогда живших женщин и мужчин, исторические подробности отдалённых событий, черты быта, глубину и многообразие человеческих чувств. О Елене Прекрасной, о Беатриче, о Лауре, о Татьяне Лариной, о дочери Гудала Тамаре, о Анне Снегиной и Шаганэ мы не знали бы, если бы в их честь не было написано замечательных стихов.

Величайшие писатели и поэты, философы и мудрецы слагали стихи о любви. Славу им принесла глубина их переживаний, их восторг перед красотой человеческих чувств.

Наша российская литература – в лоне поэзии мировой – создала поистине шедевры на темы любви. Счастье мига любви действительно неуловимо. Зафиксировать, возвратить его людям опять и опять может только поэзия. (Звучит романс Глинки на стихи А.С. Пушкина).

Чтец:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

Ведущий:

Любовь может существовать лишь тогда, когда её не продают и за неё на продаются:

Я горд!...прости! Люби другого

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного,

Я не соделаюсь рабом, - говорит лирический герой стихотворения М. Лермонтова.

Поэты воспевают глубину и многообразие любви, её страсть. Преклонение перед любимым существом. Именно таким является стихотворение А.К. Толстого «Средь шумного бала». (Чайковский написал романс на это стихотворение).

Чтец: читает стихотворение «Средь шумного бала».

Ведущий:

А вот «Серенада» Николая Огарева, написанная на музыку Шуберта. Сколько красоты, изящества, свежести в ней. (Звучит «Серенада» Шуберта).

Чтец: читает стих «Серенада».

Ведущий:

Фёдор Иванович Тютчев с помощью любовной темы осмысливает проблемы бытия, законы мирозданья.

Чтец:

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И … поединок роковой…

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравных двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец.

Ведущий:

А.А. блок говорит о прощении любимой, причинившей боль.  «Понять - значит простить», - говорит народная поговорка. Блок пытался прощать – и прощал. И сам в свою очередь жаждал прощения:

Чтец:

Что же делать, если обманула

Та мечта, как всякая мечта,

И что жизнь безжалостно стегнула

Грубою верёвкою кнута?

Не до нас ей, жизни торопливой,

И мечта права, что нам мала.

Всё-таки когда–нибудь счастливой

Разве ты со мною не была?

Эта прядь – такая золотая

Разве не от старого огня? –

Страстная, безбожная, пустая,

Незабвенная, прости меня!

Ведущий:

Из великих поэтов ХХ века вряд ли нужно представлять Сергея Есенина. Этот поэт писал исключительно о любви. Независимо от того, о чём поэт нам рассказывает, будь то глубокое разочарование или  восторг перед всем существующим на земле, стихи Есенина всегда несут в себе высокое нравственное начало, стремление к свету и красоте. Вслушайтесь в музыку есенинского стиха:

Чтец:

Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате,

И что-то резкое в лицо бросали мне…

Ведущий:

Во все времена и у всех народов о любви писали не только мужчины – поэты, но и женщины – поэтессы. Широко известны имена таких поэтесс как Анна Ахматова и Марина Цветаева.

Стихи А. Ахматовой очень коротки, выразительны. И даже, когда поэтесса сознательно смягчает горечь утраты, скорбь все же звучит очень сильной, внушительной нотой:

Чтец: читает стих «Сжала руки под темной вуалью…»

Ведущий:

Тема любви трагичной и горестной звучит в стихотворении М. Цветаевой, и оно, конечно, понятно каждой женщине. Сколько здесь невыносимой боли и муки любящей, брошенной женщины.

Чтец: декламирует стих «Вчера ещё в глаза глядел».

Эту же тему продолжает Ларса Васильева.

Чтец:

Всё опустело, опостылело

Заметены твои следы.

Медведица на землю вылила

Холодный ковш сырой воды.

И нет тебя. И будто не было

Во мне тревожного огня,

И путь от были и до небыли

Теперь зависит от меня.

Когда случилось – не заметила.

Покой, как враг, пришёл ко мне.

Уж лучше б я тебя не встретила

Ни наяву и ни во сне.

Ведущий:

О верности, о силе любви, умеющей всё претерпеть, говорит поэтесса Людмила Татьяничева:

Чтец:

Я уходила от любви,

Как от причала корабли,

Как дым уходит от огня,

Дорога из-под ног коня.

Но шла любовь за мною всюду

Так много зим, так много лет,

Что стала как второе я,

Я без тебя, как без себя,

Как ночь без завтрашнего дня,

Как дом, в котором нет меня,

Как тот причал без корабля,

Я без тебя, как без себя.

Ведущий:

Инна Камежева трогательно пишет о первой любви, которую суждено испытать каждому.

Чтец: исполняет стих «Первая любовь».

Ведущий:

А вот, что о первой любви пишет Юлия Друнина.

Чтец: стих «Не встречайтесь с первой любовью».

Ведущий:

У поэтов разные мнения о любви, они наделяют её различными эпитетами: любовь – огонь, любовь – воздух, любовь – изменщица… Маргарита Алигер утверждает, что вопреки всему несчастной любви не бывает: любовь возвышает и делает мир прекрасней.

Чтец: стих «Несчастной любви не бывает!».

Ведущий:

О вечности, нетленности любви говорит Л. Мартынов в своем стихотворении «Любовь».

Чтец: «Ты жива, ты жива, не сожгли тебя пламень и лава…».

Ведущий:

Чувство единства с любимой, счастье быть влюблённым звучит в стихах Николая Брауна.

Чтец: стих «Когда я с тобой».

Любовь возвышает и милует. но она же и карает с объективностью, беспристрастностью строго судьи.

Чтец: С. Щипачёв

Ты целуешь ту, порою эту

В папиросном голубом дыму.

Может быть, в упрёках толку нету

И читать мораль поэту не к чему.

Только страшно стариться тому,

Кто любовь, как жалкую монету

Раздавал не зная сам кому.

Ведущий:

Любовная тема в стихах российских поэтов несёт в себе жизнедеятельную, животворящую сущность, как главный закон человеческих отношений. Только добро концентрируется в золотых и серебряных строчках о любви. Волшебная сила любви возвышает человека, поднимает его от земли к пылающим звёздам.

Идут века, приходят и уходят поколения людей, разрушаются и вновь воскресают города, а любовь остаётся вечным, нетленным чувством, и это чувство рано или поздно испытывает каждый человек.

Чтец: Сергей Островой

Океаны ломают сушу,

Ураганы сгибают небо.

Исчезают земные царства.

А любовь остаётся жить.

Погибают седые звёзды.

Серый мамонт вмерзает в скалы.

Острова умирают в море.

А любовь остаётся жить.

Топчут войны живую зелень.

Пушки бьют по живому солнцу.

Днём и ночью горят дороги.

А любовь остаётся жить.

А к тому это всё, что, если

Ты увидишь, как плачут звёзды, пушки бьёт по живому солнцу,

Ураганы ломают твердь,  –

Есть на свете сильнее чудо:

Рафаэль написал Мадонну,

Незапятнанный свет зачатья

На прекрасном её лице.

Значит, день не боится ночи

Значит, сад не боится ветра.

Горы рушатся, небо меркнет,

А любовь остаётся жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения в 10-11 классе на тему:"Тема любви к России и малой Родине в творчестве сальского поэта В.А. Костенко"

Данную презентацию можно использовать на уроках внеклассного чтения в старших классах при изучении творчества сальских поэтов в связи с 200-летием города Сальска.Презентация была отмечена грамотой УО ...

Внеклассное воспитательное мероприятие для старшеклассников "И снова о любви"

Воспитательное мероприятие представляет собой диалог-размышления на основе высказываний известных писателей, философов, произведений классической литературы  о любви. Проводится в форме дисп...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по творчеству Д.В.Давыдова "Певец вина, любви и славы...". 7 класс.

Ресурс включает в себя конспект урока, презентацию к уроку  , текстовый документ с текстами стихов поэта, ссылки на интернет-ресурсы, использованные при разработке материала. Форма проведени...

Урок-исследование по литературе в 8 классе "...А от любви заходится душа"(внеклассное чтение)

Урок -исследование по литературе в 8 классе (вн. чт.)  "...А от любви заходится душа" (по творчеству З.Л.Ласмановой)Урок посвящён формированию интереса к к литературно-краеведческому наследию Тай...

Внеклассное мероприятие "Песни о любви на английйском языке"

Внеклассное мероприятие . Песни о любви на английском языке. Учитель Бебик Ирина Анатольевна Участники  : учащиеся 9- 11 классовЦели Ознакомить с культурой и  искусством стран...

Урок внеклассного чтения "Планета любви Мэри Софианиди"

Наша школа является школой горно-промышленного направления. С 10 класса вводятся такие предметы,  как «Основы геологии» и «Основы горного дела». Мы, учителя гуманитарных предметов, стараемс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Истории любви»

Методическая разработка внеклассного мероприятия  «Истории любви»...