Урок литературы в 9 классе.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Рыбкина Татьяна Ильинична

«Золотые» и «серебряные» нити русской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_b_klasse.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 «Б» классе.

«Золотые» и «серебряные» нити русской литературы.

Цели: дать целостную картину культурного пространства России второй половины 19 века и начала 20 века на основе повторения и усвоения нового материала;

Задачи:

  1. Проверить знание обучающимися творчества выдающихся писателей 19 века.
  2. Формировать умение слушать лекцию учителя, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы.
  3. Развивать монологическую речь обучающихся, творческое восприятие материала.
  4. Воспитывать интерес к предмету, любовь к русской литературе.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация к уроку.
  2. Аудиозапись арии Игоря из оперы Бородина, арии Ленского из оперы Чайковского и др.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  1. «Золотой» век русской литературы. А. С. Пушкин. «Солнечное» начало в поэзии. Какие стихотворения Пушкина вы помните?

Продолжение – поэзия М. Ю. Лермонтова. «Да, были люди…».

  1. Русские просветители. Борьба за отмену крепостного права. Пушкин «К Чаадаеву»
  2.  Гоголь – «Мёртвые души». Короткое путешествие по крепостнической России:

Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Коробочка, Плюшкин. Особенности помещиков. И через всё – вера в Россию.

  1. Н. Некрасов «Размышления у парадного подъезда», вспомнить отрывок. И. Репин «Бурлаки на Волге».
  2. Литература – часть общероссийской культуры.
  3. Слайд – участие в борьбе молодых  художников. Артель Крамского, «бунт 14-ти». «Автопортрет».
  4. Слайд – картины В. Перов «Крестный ход на Пасху» - 1861. Обвинитель «тёмного царства» крепостнической России. Г. Мясоедов «Косцы» - гимн труду, А. Саврасов «Грачи прилетели», В. Поленов «Московский дворик». Девиз: «Поэзия должна быть во всём».
  5. Слайд – музыка. Пора расцвета музыкальной культуры. Балакиревские вечера – создание «могучей кучки»: Мусоргский, Балакирев, Цезарь Кюи (17 лет), Бородин (слушаем арию князя Игоря». Пётр Чайковский. Балет «Щелкунчик», опера «Евгений Онегин» - ария Ленского – опять Пушкин.
  6. Скульптура. Слайд. Наиболее известный русский скульптор – Марк Антакольский. Статуя Ивана Грозного и Петра 1. Обращение к наиболее значимым в истории России фигурам.
  7. Эпоха прозы заставила
  8. Новейшая литература. Переходная фигура между 19 и 20 веками – А. П. Чехов. Эпические жанры – роман, повесть, рассказ. Более 500 маленьких рассказов. Герой – простой человек.
  9. Л. Толстой – диалектика души. Героизм и семья. Вспомним «Капитанскую дочку». Эпиграф. Честь Петра Гринёва – честь Андрея Болконского.
  10. «Золотые» нити протянулись к Серебряному веку. Рубеж веков. Потрясения – революции, война, Гражданская война. 1914 год, Анна Ахматова в «Поэме без героя»: «А по набережной легендарной приближался не календарный – настоящий Двадцатый век».
  11. Маяковский, Есенин, Блок «О, я хочу безумно жить: всё сущее увековечить, безликое – очеловечить, несбывшееся воплотить… Простим безумство – Разве это сокрытый двигатель его? Он весь дитя добра и света, он весь – свободы торжество».

Благородное начало в любовной лирике: Пушкин: «Я вас любил…», Маяковский «Лиличке».

  1. Отражение жизни в литературе.
  2. Программа на будущие уроки.
  3. Выводы: литература – часть общероссийской культуры; литература – отражение общественных процессов.
  4. Подведение итогов.
  5.  Домашнее задание: материал лекции, стр. 181-182, И. Гончаров «Обломов», 1 глава.

Самоанализ урока литературы в 9 классе.

Данный урок является уроком-лекцией, отсюда вытекают цели и задачи урока.

Цель: составить у обучающихся представление о литературе как о части общероссийской культуры на основе слушания, повторения, самостоятельных выводов, воздействия живописи, музыки.

Задачи:

-    Дать понятие о литературе как о части культуры.

- Формировать навыки активного слушания, записи лекционного материала, умение включаться в диалог.

-    Развивать монологическую речь обучающихся.

-    Воспитывать интерес к русской культуре, к русской литературе.

-     Наметить программу нашей будущей работы.

   Я считаю, что цель урока достигнута для большинства учащихся, так как они активно включились в работу, их ответы были достаточно развёрнутыми, обоснованными, ученики свободно пользовались предметной терминологией, сумели сделать правильные выводы.

   На данном уроке я старалась реализовать важные для современного урока литературы подходы:

 - текстоориентированный (чтение наизусть, анализ, сравнение, монологический ответ);

 - коммуникативно-деятельный: творческая работа, ответы на вопросы;

 - интегрированный: связь с русским языком, МХК, музыкой осуществлялась через тщательный отбор материала, использование отрывков из стихотворений русских поэтов (Пушкин, Лермонтов, Некрасов), репродукцией картин русских художников (Крамской, Саврасов, Петров, Поленов), музыки Бородина, Чайковского.

 - организация самостоятельной деятельности обучающихся: при формулировке выводов.

 - личностно-ориентированный подход реализовывался через внимание к речи учителя и одноклассников, обучение монологической речи.

   Урок отвечает следующим принципам: воспитывающего и развивающего обучения, доступности, научности, наглядности, связи с жизнью, последовательности, самостоятельности, активности, индивидуального и дифференцированного подходов.

   Подача материала осуществлялась в соответствии с принципами научности, доступности. Урок носил практическую направленность (запись лекции, самостоятельных выводов). По моему мнению, данный урок способствовал развитию у обучающихся умственной деятельности, умения слушать, высказывать свою точку зрения, а также формированию интереса к литературе и культуре в целом.

  Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Время по этапам урока распределено рационально, темп урока хороший.

   Выбранные методы и приёмы организации деятельности класса соответствовали поставленным задачам урока (слушание, диалог, наглядность). Интерес учащихся поддерживался сменой видов деятельности, подбором материала, использованием ИКТ. Поэтому урок получился эмоциональным и неутомительным для учеников, что даёт высокую мотивацию в обучении. При проведении занятия использовались информационно-коммуникативные технологии, а это способствует формированию информационно-коммуникативной компетенции.

   Главным на уроке была возможность выбрать нужное произведение для иллюстрации мысли учителя, сделать самостоятельный вывод, а это позволяет развивать языковую индивидуальность обучающегося.

    Важным моментом также был речевой самоконтроль. Умения и навыки, формируемые на этом занятии, дают возможность применить их в определённых жизненных ситуациях. Такие уроки дают учащимся возможность думать и говорить свободно, эмоционально.

   Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с обучающимися доброжелателен.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Тема: «Взаимоотношения» (9класс)

Урок - закрепление в серии уроков на тему: "Взаимоотношения"....

Урок алгебры в 9классе по теме "методы решения систем уравнений"

Подготовка к ГИА по теме "Решение систем уравнений"...

Планирование по литературе (Меркин) 9класс

Составить программу по литературе для 9 классов - дело сложгное. Опираясь на материалы учебника под редакцией Меркина Г.С., я составила программу изучения литертуры в выпускном классе....

Урок литературы - 9класс бинарный

Бинарный урок ( Литература и ИЗО)...

Рабочая программа по литературе для 9класса

Рабочая программа по литературе для 9 класса расчитана на 3 часа в неделю...

Рабочая программа по бурятской литературе в 9классе

Рабочая программа по бурятской литературе в 9классе...

Рабочая программа по литературе для 9класса

Рабочая программа по литературе для 9 класса (ФГОС)...