Урок алгебры в 9классе по теме "методы решения систем уравнений"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Абраменко Раиса Владимировна

Подготовка к ГИА по теме "Решение систем уравнений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_nakmo.docx305 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока "Методы решения систем уравнений "

Тип урока: урок закрепления  и систематизации знаний учащихся.

Цели  урока: 

  • закрепить навыки решения систем уравнений второй степени различными способами: графическим, способом подстановки, способом сложения;
  • Формирование представлений о структуре заданий по теме: «Системы уравнений» в заданиях ГИА, а также их уровне сложности.
  • создать ситуацию успешности каждого учащегося, воспитать чувство ответственности, самостоятельности;
  • развить внимание, память, логическое мышление.  

Оборудование:   карточки для индивидуальной  работы, сигнальные карточки, оценочный лист, тесты, кодоскоп, слайды для кодоскопа.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная.

         Ход урока

I. Организационный момент

  Пояснение цели и задач, которые необходимо выполнить на данном уроке учащимся

II. Актуализация знаний и умений.

Проводится устная работа, которая позволяет обобщить знания и умения учащихся по данной теме (рассматриваются различные способы решения систем уравнений, выясняется рациональность каждого способа в том или ином случае).

1.Двое учащихся работают у доски.

    а) №6.6 (в).                                                                                         б) № 6.8 (в)

Ответ: а=3; в=-1        Ответ: (5;-1), (5; 1), (-5;-1), (-5;-1),

2.Устные упражнения

а)Вопросы теории

 1.Что называется решением   системы уравнений второй степени?

2. Что значит решить систему  уравнений второй степени?

 3.Какие системы уравнений называются равносильными?

 4. Какие основные способы решения систем уравнений вы знаете ?

 5.Как решить систему уравнений второй степени графическим способом?

6. Как решить систему уравнений второй степени способом подстановки?

 7. Как решить систему уравнений второй степени способом сложения?

б) Практика.

1) Какая из следующих пар чисел является решением системы уравнений ?

                                                                     

                        1) (3;4)                      2) (4;1)                 3) (2;5)                        4)  (-7;5)

   Ответ: 2                                                                                                                                            

2)  Опишите графическую модель уравнения

 У = - Х2 +2Х +5                                     2Х +3У = 15

ХУ = - 1                                                 У = Х

У – Х2 = 0                                              (Х – 10)2 + У2 = 16

Х2 + У2 = 25                                           У – Х2 = 0              

У + Х2 – 12 = 0                                       У = 3

 3). (Слайд 1) На рисунке изображена парабола и три прямые. Укажите систему уравнений, которая не имеет решений.

1.      y = x2 – 1,D:\Презентация для Русланы Николаевны\сканирование0024.jpg

         x – y  = 3;

2.      y = x2 – 1,

         x +5  = 0;

3.      y = x2 – 1, 

         y - 10  = 0;

4.Все три  указанные   системы

(Сигнальные карточки)

4)Решение какой системы уравнений изображено на рисунке? (Сигнальные карточки)

1)          2)       3)     4)

Ответ: 3

5). ( Слайд 2). На рисунке изображены графики функций                                      у=-2х-3    и      у=1-2х.                 Используя графики, решите систему уравненийD:\Презентация для Русланы Николаевны\сканирование0025.jpg

                             

 Ответ: (-2;5) ,(2;-3)

        Проверить системы, которые решали на доске

III Решение систем

 

Подберите наиболее подходящий метод для решения следующих систем    уравнений:

    ;    ;    ;     

Четыре ученика работают у доски. Остальные по вариантам в тетрадях. Правильность выполнения контролирует учитель.

IV. Выполнение теста                                                                                                                              

1 вариант

1. Какая из перечисленных пар является решением системы уравнений      х –у2 =3,

                                                                                                                                              х + у = 5

А) (1;4)

Б) (4;1)

В) (-1;4)

Г) (-4;1)

2. Из каких уравнений можно составить систему уравнений, решением которой будет пара чисел (1;0)?

А) ху = 4

Б) 5х + у = 8

В) 4х +у = 4

Г) х2 + у2 = 1

3. Сколько решений имеет система уравнений     х2 + у2 = 16,

                                                                                              у = х2

А) одно

Б) два

В) три

Г) четыре

4. Решение какой системы уравнений изображено на рисунке?

007

А)    х2 + у2 = 3,

        х + у2 = 2

Б)    х2 + у2 = 9,

        у = -2х + 1

В)    х2 + у2 = 9,

        ух = 3

Г)     ух = 5,

        х + у = 5

5. Решите систему уравнений   ху = 12,

                                                           х + у = 8

А) (2;6)

Б) (6;2)

В) (2;6) и (6;2)

Г) (-2;-6) и (-6;-2)

2 вариант

1. Какая из перечисленных пар является решением системы уравнений      х –у2 =-1,

                                                                                                                                             х - у = 1

А) (3;2)

Б) (2;3)

В) (-3;2)

Г) (-2;3)

2. Из каких уравнений можно составить систему уравнений, решением которой будет пара чисел (0;1)?

А) 5х - 4у = 3

Б) 7х +2у = 2

В) х2 + у2 = 1

Г) ху = 7

3. Сколько решений имеет система уравнений     х2 + у2 = 9

                                                                                              у = -х2

А) одно

Б) два

В) три

Г) четыре

4. Решение какой системы уравнений изображено на рисунке?

006

А)  х2 + у2 = 3,

      х + у2 = 2

Б)   х2 + у2 = 9,

      у = х 2 - 5

В)  х2 + у2 = 9,

      ух = 3

Г)   ух = 2,

      х + у = 3

5. Решите систему уравнений    ху = 18,

                                                             х + у = 11

А) (2;9)

Б) (9;2)

В) (2;9) и (9;2)

Г) (-2;-9) и (-;-2)

Ключ к тесту

1 вариант

1. Б        

   2. В Г

3. Б

4. Б

5. В

2 вариант

1. А

2. БВ

3. Б

4. Б

5. В

Взаимопроверка. Баллы в оценочный лист  выставляют                                                                                                                           V. Сообщение                                                                      

Ребята, мне бы хотелось познакомить вас с еще одним приемом решения систем уравнений второй степени, который основывается на применении формул сокращенного умножения. Дана система.

http://festival.1september.ru/articles/513090/img6.gif

Левую часть второго уравнения системы разложим на множители, воспользовавшись суммой кубов.

http://festival.1september.ru/articles/513090/img7.gif

Так как х2 – ху + у2 = 7, то второе уравнение примет вид ( х + у )7 = 35 или х + у = 5. Получили уравнение первой степени, которое с первым уравнением определяет новую систему

http://festival.1september.ru/articles/513090/img8.gif

воспользуемся способом подстановки

http://festival.1september.ru/articles/513090/img9.gif

(5 – у)2 – ( 5у)у + у2 = 7

25 – 10у + у2 – 5у +у2 + у2 = 7

2 – 15у + 18 = 0

D = в2 – 4ас = 225 -216 = 9, D>0,уравнение имеет 2 корня

у = 3 тогда х = 2
у = 2 тогда х = 3

Итак данная система имеет два решения ( 2 ; 3 ) и ( 3 ; 2 )

V. Подведение итогов урока.

а) Что повторили на уроке?                                                                                                                                               б) Какие методы решения систем уравнений использовали?                                                                                          в)Подсчитать набранные баллы и выставить оценки.

VI.Задание на дом.

§6 (1и2ч)   № 11(а,б); № 8 (г); № 5 (в)

Творческое задание: начать работу над проектом.

  • Из истории понятия системы уравнений

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Заветное»

Энгельсского района Саратовской области

Урок алгебры в 9-м классе по теме "Методы решения систем уравнений"

Учитель  Абраменко Раиса Владимировна

        с.Заветное

                                                                              2011 год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по теме " Решение систем уравнений 2 степени"

Данный урок уместно использовать при подготовке к ГИА....

Урок-закрепление для 8 класса "Графическое решение систем уравнений"

На этом уроке подробно рассмотрены решения различных систем уравнений графическим методом. К уроку создана наглядная презентация, облегчающая проведение устного опроса и проверки знаний....

Урок систематизации знаний учащихся по теме "Решение систем уравнений" в 9 классе

Урок систематизации знаний учащихся по теме "Решение систем уравнеий" в 9 классе...

Конспект урока алгебры в 9 классе. Графическое решение систем уравнений.

Конспект урока алгебры в 9 классе "Использование графиков функций для решения систем уравнений"...

Интегрированный урок математики и информатики. Графический способ решения систем уравнений.

Формирование умения использования функционально-графических представлений для решения систем уравнений, содержащих уравнения второй степени с двумя переменными, умения определять по точкам пересечения...

Разработка урока по математике в 9 классе "Решение систем уравнений с двумя переменными"

Разработка урока по математике в 9 классе "Решение систем уравнений с двумя переменными", на уроке можно использовать презентацию "Решение систем уравнений с двумя переменными"...

Урок в 9 классе "Графический способ решения систем уравнений"

Урок в 9 классе "Графический способ решения систем уравнений"...