Урок систематизации знаний учащихся по теме "Решение систем уравнений" в 9 классе
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему

Ульянова Елена Владимировна

Урок систематизации знаний учащихся по теме "Решение систем уравнеий" в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_teme_reshenie_sistem_uravneniy_9_klass.docx469.82 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока " Решение систем уравнений "

Тип урока: урок повторения  и систематизации знаний учащихся.

Цели  урока: 

  • закрепить навыки решения систем уравнений второй степени различными способами: графическим, способом подстановки, способом сложения;
  • Формирование представлений о структуре заданий по теме: «Системы уравнений» в заданиях ГИА, а также их уровне сложности.
  • создать ситуацию успешности каждого учащегося, воспитать чувство ответственности, самостоятельности;
  • развить внимание, память, логическое мышление.  

Оборудование: компьютер, презентация «Решение систем уравнений»

Формы организации: фронтальная, индивидуальная,

         Ход урока

I. Организационный момент

  Пояснение цели и задач, которые необходимо выполнить на данном уроке учащимся

II. Актуализация знаний и умений.

Проводится устная работа, которая позволяет обобщить знания и умения учащихся по данной теме (рассматриваются различные способы решения систем уравнений, выясняется рациональность каждого способа в том или ином случае).

2.Устные упражнения

а)Вопросы теории

 1.Что называется решением   системы уравнений второй степени?
2. Что значит решить систему  уравнений второй степени?
3.Какие системы уравнений называются равносильными?
4. Какие основные способы решения систем уравнений вы знаете?

 5.Как решить систему уравнений второй степени графическим способом?

6. Как решить систему уравнений второй степени способом подстановки? (Слайд 2)

 7. Как решить систему уравнений второй степени способом сложения? (Слайд 3)

б) Устно

1) Какая из следующих пар чисел является решением системы уравнений ?

                                                                     

                        1) (3;4)                      2) (4;1)                 3) (2;5)                        4)  (-7;5)

   Ответ: 2      

                                                                                                                       

3). (Слайд 4) На рисунке изображена парабола и три прямые. Укажите систему уравнений, которая не имеет решений.

1.      y = x2 – 1,D:\Презентация для Русланы Николаевны\сканирование0024.jpg

         x – y  = 3;

2.      y = x2 – 1,

         x +5  = 0;

3.      y = x2 – 1, 

         y - 10  = 0;

4.Все три  указанные   системы

4)Решение какой системы уравнений изображено на рисунке? (Слайд 5)

1)          2)       3)     4)

Ответ: 3

5). ( Слайд 2). На рисунке изображены графики функций                                      у=-2х-3    и      у=1-2х.                 Используя графики, решите систему уравненийD:\Презентация для Русланы Николаевны\сканирование0025.jpg

                             

 Ответ: (-2;5) ,(2;-3)

III Решение систем

 

Подберите наиболее подходящий метод для решения следующих систем    уравнений:

    ;    ;    ;     

Четыре ученика работают у доски. Остальные по вариантам в тетрадях. Правильность выполнения контролирует учитель.

IV. Выполнение теста                                                                                                                              

1 вариант

1. Какая из перечисленных пар является решением системы уравнений      х –у2 =3,

                                                                                                                                              х + у = 5

А) (1;4)

Б) (4;1)

В) (-1;4)

Г) (-4;1)

2. Из каких уравнений можно составить систему уравнений, решением которой будет пара чисел (1;0)?

А) ху = 4

Б) 5х + у = 8

В) 4х +у = 4

Г) х2 + у2 = 1

3. Сколько решений имеет система уравнений     х2 + у2 = 16,

                                                                                              у = х2

А) одно

Б) два

В) три

Г) четыре

4. Решение какой системы уравнений изображено на рисунке?

007

А)    х2 + у2 = 3,

        х + у2 = 2

Б)    х2 + у2 = 9,

        у = -2х + 1

В)    х2 + у2 = 9,

        ух = 3

Г)     ух = 5,

        х + у = 5

5. Решите систему уравнений   ху = 12,

                                                           х + у = 8

А) (2;6)

Б) (6;2)

В) (2;6) и (6;2)

Г) (-2;-6) и (-6;-2)

2 вариант

1. Какая из перечисленных пар является решением системы уравнений      х –у2 =-1,

                                                                                                                                             х - у = 1

А) (3;2)

Б) (2;3)

В) (-3;2)

Г) (-2;3)

2. Из каких уравнений можно составить систему уравнений, решением которой будет пара чисел (0;1)?

А) 5х - 4у = 3

Б) 7х +2у = 2

В) х2 + у2 = 1

Г) ху = 7

3. Сколько решений имеет система уравнений     х2 + у2 = 9

                                                                                              у = -х2

А) одно

Б) два

В) три

Г) четыре

4. Решение какой системы уравнений изображено на рисунке?006

А)  х2 + у2 = 3,

      х + у2 = 2

Б)   х2 + у2 = 9,

      у = х 2 - 5

В)  х2 + у2 = 9,

      ух = 3

Г)   ух = 2,

      х + у = 3

5. Решите систему уравнений    ху = 18,

                                                             х + у = 11

А) (2;9)

Б) (9;2)

В) (2;9) и (9;2)

Г) (-2;-9) и (-;-2)

Ответы к тесту

1 вариант

1. Б        

   2. В Г

3. Б

4. Б

5. В

2 вариант

1. А

2. БВ

3. Б

4. Б

5. В

Взаимопроверка. Баллы в оценочный лист  выставляют                                                                                                                           V. Еще один прием решения системы уравнений (на применении формул сокращенного умножения                                                                      

Ребята, мне бы хотелось познакомить вас с еще одним приемом решения систем уравнений второй степени, который основывается на применении формул сокращенного умножения. Дана система.

http://festival.1september.ru/articles/513090/img6.gif

Левую часть второго уравнения системы разложим на множители, воспользовавшись суммой кубов.

http://festival.1september.ru/articles/513090/img7.gif

Так как х2 – ху + у2 = 7, то второе уравнение примет вид ( х + у )7 = 35 или х + у = 5. Получили уравнение первой степени, которое с первым уравнением определяет новую систему

http://festival.1september.ru/articles/513090/img8.gif

воспользуемся способом подстановки

http://festival.1september.ru/articles/513090/img9.gif

(5 – у)2 – ( 5у)у + у2 = 7

25 – 10у + у2 – 5у +у2 + у2 = 7

2 – 15у + 18 = 0

D = в2 – 4ас = 225 -216 = 9, D>0,уравнение имеет 2 корня

у = 3 тогда х = 2
у = 2 тогда х = 3

Итак данная система имеет два решения ( 2 ; 3 ) и ( 3 ; 2 )

V. Подведение итогов урока.

а) Что повторили на уроке?                                                                                                                                               б) Какие методы решения систем уравнений использовали?                                                                                          в)Подсчитать набранные баллы и выставить оценки.

VI.Задание на дом.

№ 33(2,4), 34(2,4)

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Радуга наречий" (урок систематизации знаний по теме "Наречие" в 7 классе)

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме "Наречие" в 7 классе по русскому языку. Включает индивидуальную и групповую деятельность, разные виды заданий (найди слово, написанное неверн...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

Урок систематизации знаний учащихся по теме «Тепловые явления»

Урок систематизации знаний учащихся по теме «Тепловые явления"...

Урок математики. 6 класс. Тема: Умножение и деление обыкновенных дробей (урок обобщения и систематизации знаний учащихся).

Образовательные цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме,...

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по алгебре в 7 классе.

Презентация  по алгебре к уроку  перед итоговой контрольной работой. С помощью презентации можно повторить темы: уравнения, системы уравнений, графики ....

Конспект урока систематизации знаний по теме "Вода" ,химия 8 класс

Урок систематизации и углубления знаний по теме "Вода ",Форма проведения урока : пресс-конференция «Встреча двух миров»...

Урок для учащихся 9 класса по УМК Кузовлева В. П. Тема урока «Знаменитые композиторы и музыканты» Тип урока: систематизация знаний

Урок для учащихся 9 класса  по УМК Кузовлева В. П. Тема урока «Знаменитые композиторы и музыканты»Тип урока: систематизация знанийЦель урока: совершенствование речевых навыков учащихс...