Урок:Исследование мастерства И.С. Тургенева (на примере «Записок охотника»)
план-конспект урока по литературе по теме

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Исследование мастерства И.С. Тургенева (на примере «Записок охотника»)

Цели:

  • Развитие исследовательских способностей учащегося;
  • Совершенствование умений и знаний;
  • Развитие творческих способностей;
  • Воспитание любви к слову, литературе, живописи, народной песне.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, дидактический кейс, тексты «Записок охотника», презентация к уроку, словари, энциклопедии.

Словарь: цикл, рассказ, (словарь терминов), мощи.

Тип урока: обобщение изученного.

Форма урока: урок-исследование.

Форма работы: групповые, индивидуальные, дифференцированные.

Организация самостоятельной работы: групповая, парная.

Формы контроля: самоконтроль, контроль учителя.

Посадка учащихся: учащиеся делятся на 4 группы + 2 эксперта отдельно.

Распределение ролей в группе самостоятельно:

Теоретик  (готовит комментарий литературоведческих понятий, работает со справочной литературой).

Стилист  (отмечает особенности стиля автора).

Лингвист (делает языковой анализ речи персонажей произведения)

Историк (отслеживает хронологию написания рассказов, анализирует, сопоставляет с историческими событиями).

Литературовед (анализирует особенности композиции и портретной характеристики героя).

Художники, музыканты (рисуют иллюстрации, раскрывают роль пейзажа и народных песен).

Ход урока

Слайд 1        

Портрет  И.С. Тургенева-охотника ( титульный лист «Записок охотника». Эпиграф: Что можно сказать… о произведениях Тургенева? – что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется. М.Е. Салтыков-Щедрин

  1. Организационный момент
  • Здравствуйте, дорогие ребята! На предыдущих уроках вы уже знакомились со многими рассказами из цикла «Записки охотника»,которые принесли огромную славу автору, И.С. Тургеневу. Обратите внимание на эпиграф и попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке (о художественном мастерстве автора, об особенностях «Записок охотника»), над которыми автор трудился  27 лет.
  • Молодцы. Давайте представим себя начинающими учеными-филологами и исследуем это уникальное произведение. Перед уроком я предложила вам самостоятельно сесть по группам. У вас на  столах дидактические кейсы, в которых вы найдете памятки, опорные таблицы, листы самооценки, тексты произведений. Каждая группа получает маршрутный лист. На столах справочники, энциклопедии – все что поможет вам в работе. Ознакомьтесь.
  • Но прежде, чем мы погрузимся в мир исследования, предлагаю вам самостоятельно распределить роли (карточки на ваших столах). Экспертов прошу занять места за отдельным столом (перед Вами задача наблюдать, анализировать и обобщать  исследования группÞпостроить схему),дать оценку работы каждой группы.
  • Ну а теперь в добрый путь! А сопровождать нас будет охотник-рассказчик.
  • Слово охотнику: Дорогие юные исследователи! Хочу пожелать вам успехов. Уверен, что вы сумеете по достоинству оценить рассказы И.С. Тургенева.
  • Итак, ребята, давайте сначала выдвинем гипотезу (предположение), которые должны будем доказать  в ходе урока. Дети отвечают, а лишь затем на слайде появляется гипотеза.

Слайд 2

Гипотеза исследования

И.С. Тургенев-это

  1. Мастер-портретист, тонкий психолог.
  2. Мастер слова, художественной детали.
  3. Мастер- пейзажист.
  4. Реалист, антикрепостник.
  • Я предлагаю каждой группе выбор один из рассказов для исследования(«Хорь и Калиныч», «Бурмистр», «Певцы», «Живые мощи). Проводя исследования вы можите опираться на содержания рассказов ранее изученных в 7-8 классе («Бирюк», «Бежин луг»), а так же прочитанных самостоятельно.
  • Погрузимся в мир художественного произведения. Перед нами цикл рассказов «Записки охотника», который состоит  из 25 рассказов. Что же такое цикл? Обратимся к теоретикам за помощью. Дайте определение этому понятию.
  • работа со словарем, литературной энциклопедией, «Русской словесностью».

Учащиеся: зачитывают определение, затем они высвечиваются на слайде.

Слайд 3. Словарные статьи: цикл, рассказ или новелла.

_ Спасибо, действительно цикл- это не случайная подборка произведений одного жанра и общей тематики. Это поэтический организм, клеточки которого образуют более полное содержание.

Беседа по вопросам:

(пользуясь опорной схемой №1 учащиеся отвечают на вопросы)

  • Скажите ребята, о ком говорится в рассказах которые вы прочитали? (о крепостных крестьянах, о помещиках)
  • Какие темы и идеи автор раскрывает автор в «Записках охотника» (различные судьбы крестьян, крестьяне умны, добры, свободолюбивы, смиренны, талантливы)
  • Какова позиция автора по отношению к угнетенному крестьянству? (сочувствие, любовь к каждому)
  • В чем правдивость, реалистичность «Записок охотника»? (в том, что в них заключается идея необходимости освобождения крестьянства)

Учитель: Конечно, образы крестьян показаны отнють не однозначно, Тургенев видел в крестьянской среде не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей, смирившихся со своим рабским положением, духовно искалеченных и развращенных.

Слайд 4 картины с изображением крестьян

Учитель: образы крестьян волновали не только писателей. Многие художники создавали картины и иллюстрации к «Запискам охотника». Давайте обратим свои взоры на них.

Вопросы:

  • Кого вы узнаете на этих иллюстрациях?
  • Из каких рассказов эти персонажи?
  • Какие чувства вызывают у вас эти художественные образы?(Сострадание  и т.д.)

Работа групп:

  • А  какие же человеческие типы мы встречаем на страницах «Записок охотника»? (самые разные типы людей)
  • Назовите главных героев, раскройте внешний облик, социальное положение, и психологический тип персонажа (пользуясь опорной схемой №2,  учащиеся из каждой группы по очереди отвечают).

Учитель: достаточно, молодцы! А теперь давайте обобщим ваши исследования.

Вопросы:

  • Замечаем ли мы какую то определенную манеру в описании внешности, или же писатель руководствуется характерными особенностями личности каждого персонажа?
  • Стремится ли Тургенев к исчерпывающей полноте описания внешности героя или же выдвигает какую либо одну характерную черту?
  • В каком месте произведения обычно дается портрет героя: в начале знакомства читателя с ним, или же в процессе действия?
  • Вводит ли писатель в портрет жесты, манеру говорить, одежду? Подтвердите примерами, назовите рассказы («Бурмистр»- Пеночкин и Антип).
  • Как связывает автор описание наружности героя с их характерами?
  • Вводит ли он прямую характеристику в портрет?
  • Один из излюбленных приемов автора- художественная деталь. В чем это заключено?

Примерный ответ 2 группы:

  • В изображении портрета персонажей художественные детали играют особую роль. Так, например, в  «Бурмистре», описывая «культурного» помещика Пеночкина, которому приходится отдавать приказ о порке крестьян. Тургенев добавляет, что Пеночкин «Только слегка стискивает зубы и кривит рот». Эти детали глубоко психологичны, помогают представить внутренний облик героя.
  • Резкий контраст деталей - излюбленный прием Тургенева. Например, с одной стороны Пеночкин в бархатной куртке, а с другой - бедный крестьянин Антип, на коленях, в луже, в залатанной рубахе. Это позволяет и представить героя и почувствовать отношение автора к ним.

Особую нагрузку несет здесь глагол: «Мужики взглянули, не промолвили, прищурились, чаще стали дышать и др.». Основной принцип Тургенева – «Поэт должен быть психологом, но тайным». Психологическим состоянием героя Тургенев передает через реплики, обращается через жесты, позу героев.  

  • Мастерство автора в том, что он немногими словами мог выразить глубокий смысл. Лучше сказать о человеке, чем Тургенев, было трудно.
  • Итак, в этом и заключается особенности раскрытия психологического портрета героя. А следовательно Тургенев - мастер-портретист, тонкий психолог.

Учитель: Создавая портретную галерею своих героев, Тургенев наделяет их ярким, выразительным языком. Перечитывая рассказы, мы не перестаем восхищаться и наслаждаться красотой русского языка. Так мог писать только тот человек, который с огромной силой любит русский язык. Давайте найдем подтверждение этому в речи героев рассказов.

Работа групп. Наблюдение над языком «Записок охотника»

  • Учащиеся отмечаю живое просторечие города, деревни, усадьбы.
  • Нередко встречаются диалектизмы орловского наречия: «площадя», «замолкни», «зеленя» - а это свойственно писателям натуральной школы.
  • В названии рассказа автор использует оксюморон «Живые мощи»

Учитель: Теоретики дайте толкование слова «Мощи» (Мощи- высохшие остатки людей, в церкви считаются святыми. Даль.) Спасибо.

  • Язык Хоря и Калиныча. Синтаксис рассказа, сочетание в нем книжных и народных элементов, музыкальность фразы (примеры зачитываются учащимися вслух)
  • В речи крестьянки Лукерьи множество фольклорных оборотов (лежу-полеживаю, «да и был таков» и другие.)
  • Отмечаются особенности лексики каждого персонажа(обороты речи, емкость, содержательность высказываний, способность по разному строить речь в зависимости от собеседника, многозначительные реплики, передающие состояния героя)
  • Использование разнообразных средств художественной изобразительности: метафоры, эпитеты сравнения, образные выражения (зачитываются наиболее меткие, изящные, оригинальные)

Учитель: Как все это соотносится с творчеством Тургенева? Какую гипотезу подтверждает все вышесказанное?

  • Безусловно, вы правы, Тургенев-мастер слова, и любовь его к русскому языку безгранична.

Учитель: эта же любовь Тургенева к русскому народу находит отражение и в народных песнях.  Вы догадались о ком идет речь? Конечно, о Якове из рассказа «Певцы». Тургенев подчеркивает, что русские люди необычайно талантливые. Многие народные певцы исполняли песни, которые пели герои тургеневских рассказов. Это и Шаляпин, и Козловский, но на мой взгляд лучше других песню Яшки Турка исполнял Лемешев. Давайте послушаем эту песню.

Слайд 5 фото Лемешева в верхнем углу. На фоне пейзажа с дорогой высвечиваются слова песни, звучит «Дороженька» в исполнении Лемешева.

Вопросы:

  • О чем говорится в песни? (о нелегкой долюшке крепостного крестьянина)

Учитель: я думаю, вы обратили внимание на слайд песни, фоном которого был пейзаж. И не случайно. Не одно из произведений Тургенева не обходится без него. Не зря В.Г. Белинский отмечал, что «в первых же очерках Тургенев прославился как художник, обладающий даром видеть и чувствовать природу».

Слайд 6 на фоне пейзажа высвечиваются слова Белинского

Учитель: ребята, давайте проанализируем роль пейзажа в рассказах Тургенева.

Работа групп:

Учащиеся из каждой группы зачитываю фрагменты описания пейзажа, и отмечают как это помогает раскрыть внутреннее состояние героя.

  • Чьи традиции описания пейзажа продолжил Тургенев? (Гоголя в поэме «Мертвые души», «Тарас Бульба»)
  • Я очень люблю живопись и прошу обратить ваше внимание на работы тех художников, которые иллюстрировали рассказы. Это Перов, Поленов, Бем.

Слайд 7 картины природы, картины меняются, звучат звуки леса, останавливается на картине степи.

  • Прав был Зайцев, когда говорил, «что «Записки охотника»- это поэзия, а не политика». Только вслушайтесь в эти слова и звуки.

Учитель: читает фрагмент из рассказа «Лес и степь» (о степи)

Вопросы:

  • Кто из донских писателей продолжил традиции Тургенева (Чехов в рассказе «Степь»)
  • Скажите, ребята, как описание природы помогает раскрыть психологическое состояние героев.
  • Что можно сказать об авторе и рассказчике (они любят русскую природу, Тургенев не только мастер слова, но и мастер пейзажа).

Учитель: а скажите пожалуйста, что объединяет все рассказы (рассказы объединены одним рассказчиком-охотником, который своей личностью организует весь текст).

  • Давайте подробнее остановимся на роли рассказчика, ведь он не просто повествует об увиденном или услышанном, оценивает то, Что узнал. Он пытается докопаться до сути.

Работа групп по опорной схеме №3

  • Рассказчик-охотник ненавязчиво, но вместе с тем настойчиво руководит читателем, приобщая к своей точке зрения.
  • Рассказчик -только очевидец, наблюдатель, но не активный его участник. Он в контакте и с персонажами, и с читателями, он имеет право в любую минуту прервать повествование субъективными замечаниями, или начать рассуждать, общаясь с читателем.
  • Рассказчик - охотник является «душою книги» (по словам Чечерина). Почему?
  • Почему люди, с которыми он встречается, щедро с ним откровенны? (русский охотник- это странник, бродяга, отрешившийся от ложных ценностей, которые так разобщают людей. К такому тянуться и простые, и чиновничьи люди).
  • Какие можно сделать выводы о сходстве Тургенева и рассказчика (на основе опорной схемы №3)

Учитель: Итак, ребята, мы с вами достаточно исследовали столь объемное произведение и аргументировано доказали гипотезу. А теперь слово экспертам. Попросим их обобщить и оформить результаты наших исследований.

Эксперты: Дают оценку работе каждой группы и представляют оформленные результаты в виде схем (на листе или на интерактивной доске)

Слайд 8. Схемы результатов исследований (1.художественные особенности 2. Мастерство Тургенева)

Учитель: Спасибо экспертам!

  • Может быть мы и не отметили все аспекты, но тем не менее открыли для себя что-то новое, чему-то научились, по-новому взглянули на творчество Тургенева.

Творческая работа

  • И теперь я предлагаю написать небольшое письмо автору «Записок охотника»(начать письмо 3-4 предложения), в котором вы можете высказать свои взгляды. Начнем работу здесь, а закончим дома.

Слайд 9. Картины природы. Тихая музыка.(«времена года»)

Учитель: Может быть эти воспоминания А. Островской помогут вам в оценке творчества Тургенева.

  • Выходит охотник и на фоне тихой музыки говорит:

По дороге из деревни в Москву, на одной маленькой Станции, вышел я на платформу. Вдруг подходят ко мне, двое молодых людей; по костюму и по манерам вроде мещан ли, мастеровых ли. «Позвольте узнать, спрашивает один из них, — вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» «Я». «Тот самый, что написал «Записки охотника»? «Тот самый...» Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. «Кладемся вам, — сказал всё тот же, в знак уважения и благодарности от лица русского народа».  Другой, только молча ещё поклонился.

  • Чтение 2-3 работ.
  • Тест.(если останется время)

Учитель: ребята, я предлагаю вам фрагмент теста, чтобы проверить что мы знаем и определить что еще необходимо изучить

Слайд 10. Тест по творчеству Тургенева

Учитель:

  • Ребята, давайте подведем итог урока, в этом нам поможет лист самооценки (заполняется лист).
  • В какой половине больше +(в первой). Значит вы хорошо работали и многому научились.
  • Уверена, что навыки, полученные на уроке помогут в дальнейшем изучении литературы, а так же в написании исследовательских работ.
  • Как вас поблагодарить за ваши открытые души, сказать слова благодарности вашему учителю и подарить вам электронное приложение с материалом и тестом по творчеству Тургенева, которое вам поможет при подготовке к ЕГЭ по литературе.

Д.З.    

1. Закончить письмо автору «Записок охотника»

2. Проиллюстрировать рассказы «Записки охотника».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока....

Урок-исследование по новелле И.С.Тургенева "Бирюк"

Урок литературы, позволяющий учащемуся отследить основные этапы работы над исследованием в рамках одного урока...

Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».

Конспект урока литературы в 7 классе и презентация...

Урок - исследование по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк"

Урок - исследование разработан в рамках новой технологии с развитием универсальных учебных действий. В приложении используется презентация "Записки охотника", история создания сборника, романс "Утро т...

Разработка урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети". " Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?". Преподаватель: Асхадуллина Г.М.

Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви? (Урок-исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)Задача урока: вовлечь студентов в исследование творчества Тургенева, активизируя, разв...

Урок-исследование по рассказу И.С. Тургенева « Бирюк» (6 класс)

Учащихся, исследуя самостоятельно и вместе с учителем текст произведения И.С.Тургенева, получают знания о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа, интерьера, портрета как средств создания об...