Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (разработаны по заказу Управления образования мэрии г. Магадана)
олимпиадные задания по литературе (8 класс) по теме

Тикунова Марина Борисовна

Задания, разработанные М. Б. Тикуновой по заказу Управления образования мэрии г. Магадана для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012 учебном году

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Олимпиадные задания77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задания, разработанные М. Б. Тикуновой

по заказу Управления образования мэрии г. Магадана

для проведения

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

в 2011/2012 учебном году

8 класс

(1-й вариант)

Максимальное количество - 65 баллов

I. Историко-литературный блок.

Ответьте на вопросы по истории литературы, проявите знание художественных текстов.

1. Узнайте героя по портрету. Определите героя, произведение и автора. (9 баллов, по 1 баллу за каждое правильное название героя, произведения, автора)

1) «Он был и мёртвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жён очарованья, всё ещё выражало чудную красоту; чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.»

2) «Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца...»

3) «У второго мальчика ... волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.»

2. Восстановите из приведённых ниже существительных и прилагательных названия произведений русской литературы, укажите автора. (Форму слов можно изменять.) (8 баллов)

а) Невский, пиковый, скупой, лошадиный;

б) рыцарь, фамилия, дама, проспект.

3. Вспомните несколько необычных слов в духе «народной этимологии» из сказа Н. С. Лескова «Левша». Попробуйте догадаться, от каких слов они произведены. Какое из них вам понравилось больше всех и почему? (7 баллов: по 1 баллу за слово и 2 балла за ответ на вопрос. Оцениваются не более 5 слов.)

4. Какие вы знаете литературные произведения, в названиях которых есть числительные? Укажите авторов. (10 баллов, по 1 баллу за название и автора. Оцениваются не более 5 ответов.)

5. Как вы думаете, по какому произведению русской литературы XIX века поставлен фильм «Инкогнито из Петербурга»? Объясните смысл названия фильма. (4 балла: 2 балла за правильный ответ и 2 балла за объяснение.)

II. Теоретико-литературный блок.

1. Напишите статью «эзопов язык» для словаря литературоведческих терминов. Не забудьте привести примеры. (5 баллов)

2. Найдите третье лишнее. Объясните свой выбор. (6 баллов: по 1 баллу за ответ и по 1 баллу за объяснение.)

1) Ямб, дактиль, хорей.

2) Золото волос, шёлк песка, тень забора.

3) Эпос, лирика, баллада.

3. Определите стихотворный размер, вид рифмы и тип рифмовки. (3 балла)

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

                       (М. Ю. Лермонтов)

4. Укажите жанр произведения. (3 балла)

«Цыганы», «Бежин луг», «Портрет».

III. Литературно-творческая работа.

Прочитайте отрывок из рассказа Фазиля Искандера «Детский сад».

Во дворе нашего сада стояло несколько старых, развесистых грушевых деревьев. Мы жадно следили за тем, как они цветут, медленно наливаются за лето и наконец поспевают в сентябре.

Иногда, прошелестев в листве, груша задумчиво падала на землю, усыпанную мягким песком. И тут только не зевай.

И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлёпается на землю. Она покатилась к бачку с водой, где пила воду чистенькая девочка с ангельским личиком. Груша подкатилась к её ногам, но девочка ничего не заметила. Что это было за мгновение! Волнение сдавило мне горло. Я был от груши довольно далеко. Сейчас девочка оторвётся от кружки и увидит её. На цыпочках, почти не дыша, я подбежал и схватил её, свалившись у самых ног девочки. Она надменно взмахнула косичками и отстранилась, но, поняв, в чём дело, нахмурилась.

- Сейчас же отдай, - сказала она, - я её первая заметила.

Бессилие лжи было очевидным. Я молчал, чувствуя, как развратная улыбка торжества раздвигает мне губы. Это была великолепная груша. Я такой ещё не видел. Огромная, она не укладывалась на моей ладони, и я одной рукой прижимал её к груди, а другой очищал от песчинок её поврежденный от собственной тяжести, сочащийся бок. Сейчас мои зубы вонзятся в плод, и я буду есть, причмокивая от удовольствия и глядя на девочку наглыми невинными глазами.

Как вам кажется, этот отрывок серьёзный или смешной, и почему вы так считаете?

Вы, конечно, заметили, что рассказ написан от первого лица. Как по-вашему, это мальчик рассказывает о недавнем случае или взрослый человек - о том, что с ним произошло в детстве? Почему вы так считаете? Подтвердите своё мнение текстом.

(10 баллов)

ОТВЕТЫ

I. Историко-литературный блок.

Задание 1.

1) Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», Андрий.

2) А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка», Лиза.

3)  И. С. Тургенев «Бежин луг», Павлуша.

Задание 2.

 

Название

Автор

1

«Невский проспект»

Н. В. Гоголь

2

«Пиковая дама»

А. С. Пушкин

3

«Скупой рыцарь»

А. С. Пушкин

4

«Лошадиная фамилия»

А. П. Чехов

Задание 3.

Мелкоскоп, бюстры, нимфозории, двухсестная карета, буреметры, непромокабли и т. д.

Задание 4.

Задание 5.

Н. В. Гоголь «Ревизор».

 

II. Теоретико-литературный блок.

Задание 2.

1) Дактиль - трёхсложный размер.

2) Тень забора - это не метафора.

3) Баллада - это не род литературы.

Задание 3.  

Ямб, чередование женской и мужской рифмы, перекрёстная рифмовка.

Задание 4.

«Цыганы» - поэма, «Бежин луг» - рассказ, «Портрет» - повесть.

.....................................................................................................................................

(2-й вариант)

Максимальное количество - 65 баллов

I. Историко-литературный блок.

Ответьте на вопросы по истории литературы, проявите знание художественных текстов.

1. Узнайте героя по портрету. Определите героя, произведение и автора. (9 баллов, по 1 баллу за каждое правильное название героя, произведения, автора)

1) «Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлён в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм.»

2)   «На святой Руси, нашей матушке,

         Не найти, не сыскать такой красавицы:

         Ходит плавно - будто лебёдушка;

         Смотрит сладко - как голубушка;

         Молвит слово - соловей поёт;

         Горят щёки её румяные,

         Как заря на небе божием;

         Косы русые, золотистые,

         В ленты яркие заплетённые,

         По плечам бегут, извиваются,

         С грудью белою цалуются.»

3) «Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с её красотой и высоким ростом, несмотря на её худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от неё, если бы не ласковая, всегда весёлая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего её милого, молодого существа.»

2. Восстановите из приведённых ниже существительных и прилагательных названия произведений русской литературы, укажите автора. (Форму слов можно изменять.) (8 баллов)

а) кавказский, медный, капитанский, мёртвый;

б) душа, пленник, дочка, всадник.

3. Вспомните несколько необычных слов в духе «народной этимологии» из сказа Н. С. Лескова «Левша». Попробуйте догадаться, от каких слов они произведены. Какое из них вам понравилось больше всех и почему? (7 баллов: по 1 баллу за слово и 2 балла за ответ на вопрос. Оцениваются не более 5 слов.)

4. Какие вы знаете литературные произведения, в названиях которых есть имена собственные? Укажите авторов. (10 баллов, по 1 баллу за название и автора. Оцениваются не более 5 ответов.)

5. Как вы думаете, по какому произведению русской литературы XIX века поставлен фильм «Русский бунт»? Объясните смысл названия фильма. (4 балла: 2 балла за правильный ответ и 2 балла за объяснение.)

II. Теоретико-литературный блок.

1. Напишите статью «антитеза» для словаря литературоведческих терминов. Не забудьте привести примеры. (5 баллов)

2. Найдите третье лишнее. Объясните свой выбор. (6 баллов: по 1 баллу за ответ и по 1 баллу за объяснение.)

1) Анапест, дактиль, хорей.

2) Скучный брег, пилочки стальные, алое сияние.

3) Комедия, трагедия, элегия.

3. Определите стихотворный размер, вид рифмы и тип рифмовки. (3 балла)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

                  (А. С. Пушкин)

4. Укажите жанр произведения. (3 балла)

«Барышня-крестьянка», «Ревизор», «Левша».

III. Литературно-творческая работа.

Прочитайте отрывок из рассказа Фазиля Искандера «Детский сад».

И вот я стою перед девочкой и медлю, предвкушая иезуитское удовольствие есть на её глазах грушу, смиренно доказывая при этом преимущества своих прав, одновременно не полностью отрицая и её права. Теоретически, конечно. Но тут на беду подходит к нам воспитательница из группы девочки - тётя Вера.

- Что случилось, Леночка? - медовым голосом спросила она.

- Он взял мою грушу, тётя Вера, - ответила Леночка, ткнув пальцем в мою сторону. -Я пила  воду и положила грушу на землю, - добавила она бесстыдно.

- Все врёт она, - перебил я её, чувствуя, что вообще-то я мог у неё отнять грушу и потому мне могут не поверить.

- Ну, хорошо, - сказала тётя Вера, - как поступают хорошие мальчики, когда они находят грушу?

Я затосковал. Я почувствовал непрочность всякого счастья. Я знал, что и плохие и хорошие мальчики съедают найденные груши, даже если они червивые. Но тётя  Вера ждала какого-то другого ответа, который явно грозил потерей добычи. Поэтому я молчал.

Тогда тётя Вера обратилась к Леночке:

- Как поступают хорошие девочки, когда они находят грушу?

- Хорошие девочки отдают грушу тёте Вере, - ласково сказала  Леночка. Такая грубая лесть слегка смутила воспитательницу. Она решила поправить дело и сказала:

- А для чего они отдают грушу тёте Вере?

- Чтобы тётя Вера её скушала, - сказала Леночка, преданно глядя  на воспитательницу.

- Нет, Леночка, - мягко поправила она свою любимицу и, уже обращаясь к обоим, добавила: - Груша пойдет на компот, чтобы всем досталось.

С этими словами тётя Вера отобрала у меня  грушу и, не зная, куда её положить, сунула в развилку ствола, как бы вернув плод её настоящему хозяину.

Тётя Вера взяла Леночку за руку, и они удалились, мирно беседуя. Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык.

Как вам кажется, этот отрывок серьёзный или смешной, и почему вы так считаете?

Вы, конечно, заметили, что рассказ написан от первого лица. Как по-вашему, это мальчик рассказывает о недавнем случае или взрослый человек - о том, что с ним произошло в детстве? Почему вы так считаете? Подтвердите своё мнение текстом.

(10 баллов)

ОТВЕТЫ

I. Историко-литературный блок.

Задание 1.

1) Н. В. Гоголь «Портрет», старик.

2) М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Алёна Дмитриевна.

3) Л. Н. Толстой «После бала», Варенька.

Задание 2.

Название

Автор

1

«Кавказский пленник»

Л. Н. Толстой

2

«Медный всадник»

А. С. Пушкин

3

«Капитанская дочка»

А. С. Пушкин

4

«Мёртвые души»

Н. В. Гоголь

Задание 3.

Мелкоскоп, бюстры, нимфозории, двухсестная карета, буреметры, непромокабли и т. д.

Задание 4.

Задание 5.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка».

II. Теоретико-литературный блок.

Задание 2.

1) Хорей - двусложный размер.

2) Пилочки стальные, стальные - это не эпитет.

3) Элегия - это не жанр драмы.

Задание 3.

Хорей, чередование женской и мужской рифмы, перекрёстная рифмовка.

Задание 4.

«Барышня-крестьянка» - повесть, «Ревизор» - комедия, «Левша» - сказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на школьный этап всероссийской олимпиады школьников по технологии 2015 – 2016 учебный год 10 - 11 класс

Тема:  «Моделирование плечевого изделия. Перевод нагрудной вытачки»             Цель: Научить выполнять перевод нагрудной вытачки....

задания для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку (9-11 классы)

задания для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку (9-11 классы)...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку для обучающихся 7-8 классов

Данные материалы включают в себя задания по аудированию, чтению, грамматике, страноведению и письму; в качестве приложения выступают текст для аудирования и ответы....

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории...

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)...