рабочая программа по литературе в 5 классе. Коровина
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon literatura_5_klass.zip34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-  тематическое планирование по литературе в 5 классе 

№ п/п

Система уроков

НРК

Диагностика

Вид деятельности

учащихся

Компетенции

Дата

Тема

Цель

читательская

литературоведческая

коммуникативная

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Введение. Роль книги в жизни человека и общества. Учебник литературы и работа с ним

Познакомить с целями и задачами предмета, содержанием учебника-хрестома-тии; дать понятие о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах

Объяснительно-иллюстративная

,

Групповая:

вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки.

Индивидуальная: написать рассказ по пословице работа с книгой, опорные записи

: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

Создание связного текста на необходимую тему


1

2

3

4

5

6

7

8

2

Из устного народного творчества. Малые жанры фольклора.

Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особенности  загадок и считалок

Индивидуальная: сочинить загадку, частушку или колыбельную песню

: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора (К.).

Малые жанры фольклора

уметь создавать письменное оригинальное произведение

чтение учебника

3.4.

Сказка как вид народной прозы.  Виды сказок. Сказка “Царевна-лягушка”. Образ Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки

Расширить представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Показать способы построения народной сказки

Домашнее сочинение

Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию

Чтение, пересказ

: Сказка “Царевна-лягушка”. знать жанровые особенности сказки;

 знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок

уметь охарактеризовать героев сказки

5

“Иван крестьянский сын и Чудо-юдо” как волшебная сказка героического содержания.

Совершенствовать восприятие и понимание волшебной героической сказки. Совершенствовать навыки пересказа и речи

Групповая: вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

“Иван крестьянский сын и Чудо-юдо”

уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды

6

Сказки о животных « Журавль и цапля.  Народное представление о справедливости.

НРК№1

Н.М. Ястребов « Сказка о счастии»

беседа, художественный пересказ,

Журавль и цапля.  Знать содержание

художественный пересказ,

7.

Р.Р. Сочинение « Добро и зло в народных сказках»

Научить писать сочинение на литературную тему

Домашнее сочинение

Составление плана, подбор материала к сочинению

умение создавать письменное высказывание.


П

1

2

3

4

5

6

7

8

8

9

Древнерусская литература. “Повесть временных лет” как литературный памятник.

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича. Черты русских летописей

Познакомить с жанрами древнерусской литературы, с чертами русских летописей, показать нравственные аспекты летописи

Групповая: составить план, словарик трудных (устаревших) слов Рассказ, работа с текстом, беседа.

 Знать содержание. “Повесть временных лет” как литературный памятник.

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича.

знать жанры древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы

Выразительное чтение пересказ

10

М.В. Ломоносов.  Юмористическое нравоучение « Случились вместе два астронома в пиру»

Чтение текста

Выразительное чтение ответы на вопросы.

Знать содержание М.В. Ломоносов.  Юмористическое нравоучение « Случились вместе два астронома в пиру»

Выразительное чтение


1

2

3

4

5

6

7

8

11

Басни. Жанровые особенности басни

Познакомить с истоками басенного жанра

Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами XVIII века

басня

Выразительное чтение. Чтение наизусть

12

13

И. А. Крылов. О писателе. Обличение человеческих пороков в баснях

Дать понятие о басне. Познакомить с языковым своеобразием басен Крылова

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

Познакомиться с баснями Крылова.

знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль

Выразительное чтение. Чтение наизусть

14

В. А. Жуковский. “Спящая царевна” как литературная сказка

Познакомить с творчеством писателя, понятием “литературная сказка”

Индивидуальная: выразительное чтение сказки

Ответы на вопросы

В. А. Жуковский. “Спящая царевна”

знать отличие литературной сказки от народной (

Выразительное чтение

15

В. А. Жуковский. Баллада “Кубок”. Благородство и жестокость ее героев. Особенность жанра баллады

Познакомить с жанром баллады

Индивидуальная: выразительное чтение баллады, создание иллюстраций

В. А. Жуковский. Баллада “Кубок”.

уметь определять роль пейзажа знать особенности жанра баллады

Выразительное чтение


1

2

3

4

5

6

7

8

16

А. С. Пушкин.

Детство и начало творческого пути. « Няне как поэтизация образа  Арины Родионовны.

Пролог к поэме “Руслан и Людмила”

Пополнить, уточнить знания о биографии писателя. Совершенствовать навыки выразительного чтения

Групповая: сообщения о детских и лицейских годах А. С. Пушкина.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть Пролога Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов

й: знать о лицейских и детских годах жизни писателя, пролог к поэме “Руслан и Людмила

знать поэтические средства художественной выразительности

Выразительное чтение

Чтение наизусть

17

18

А. С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” Основные образы смказки

Познакомить с историей сюжета, центральными образами сказки

Коллективная: работа над терминами “ритм”, “стихотворная и прозаическая речь”.

Индивидуальная: сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского в виде сравнительной таблицы

 знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы

Литературная сказка

Выразительное чтение


1

2

3

4

5

6

7

8

19

Р.Р.Сходство и различия народной и литературной сказки

Уточнить и систематизировать знания по сказкам А. С. Пушкина

Устные ответы сочинение

 Составление плана. Работа по написанию сочинения.

обобщить знания по разделу.

: владеть начальными навыками литературоведческого анализа

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос

20

21

М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. “Бородино”. Историческая основа и  героический пафос стихотворения

Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова.

Познакомить со средствами художественной выразительности, с исторической основой стихотворения, композицией

Коллективная: исследовательская работа по тексту.

: М. Ю. Лермонтов. “Бородино”.

знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать

выразительное чтение стихотворения наизусть

22

23

Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Заколдованное место”. Поэтизация народной жизни. Реальность и фантастика в повестях

Познакомить с биографией и творчеством писателя; наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения

Групповая: работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения.

Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению

знать особенности сюжета Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Заколдованное место”.,

фольклорные элементы повести;

уметь доказывать, что “Заколдованное место” – это


1

2

3

4

5

6

7

8

24

25

Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. “На Волге”. Раздумья поэта о судьбе народа. Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы “Мороз, Красный нос”

Познакомить с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения

Коллективная: работа с текстами произведений, частичный анализ.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть

Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. “На Волге”. Раздумья поэта о судьбе народа. Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы “Мороз, Красный нос”

знать и уметь находить эпитеты, сравнения

выразительное чтение стихотворения наизусть


П

1

2

3

4

5

6

7

8

26

27

28

И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. Повесть “Муму”. Реальная основа повести. Знакомство с героями.

« Высоты прозрения» Нравственный  облик Герасима.  Осуждение крепостничества.

 Герасим и аго окружение.

Познакомить с основными этапами жизни писателя. Познакомить с героями повести, работать над

пониманием отношений Герасима и дворни, истории Татьяны, любви Герасима к Татьяне. Герасима и Муму. Раскрыть одну из тем:

– Что воспевает Тургенев в образе Герасима?

– Друзья и враги Герасима.

– В чем вина и беда барыни?

Коллективная: составление цитатного плана рассказа.

Групповая: выразительное чтение диа-

логов по лицам.

Индивидуальная: сообщения по биографии Тургенева (детство Ивана Тургенева, самовластие Варвары Петровны, история дворника Андрея – прообраза Герасима, “аннибалова клятва”). Пересказ основных эпизодов

знать этапы жизни Тургенева;

 « Муму»

: понимать роль портрета и пейзажа владеть понятием “сюжет

сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме

29

Р.Р.  Тургенев – мастер пейзажа и портрета. Подготовка к домашнему сочинению

Классное сочинение

Написание сочинения

Написание сочинения

30

Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Тургенева.

Контрольная работа

Выполнение контрольной работы.

31

А.А. Фет. Природа и человек в стихотворениях А. Фета, воплощение красоты жизни.

Проведение анализа-исследования произведения, аналитическая беседа, выразительное чтение стихов, работа со словарями

Стихотворения А.А. Фета

знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения

выразительное чтение стихов

32

Л.Н. Толстой.  Рассказ « Кавказский  пленник» как протест против национальной вражды.

Чтение рассказа, беседа по вопросам, проблемные вопросы, составление сопоставительной характеристики героев.

Л.Н. Толстой.  Рассказ « Кавказский  пленник» как протест против национальной вражды.

Выразительное чтение, пересказ эпизодов

33

Р.Р. Как  работать над сочинением? « Жилин и Костылин: разные судьбы»

сочинение

Написание сочинения

Умение  писать сочинение на заданную тему.

34

35

А. П. Чехов. Рассказ “Хирургия”. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации

Рассказы Антоши Чехонте.

Познакомить с понятием “юмор”, отличием юмора от сатиры

Групповая: инсценирование или чтение по ролям рассказа “Хирургия”

А. П. Чехов. Рассказ “Хирургия”. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа

: знать отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова

Выразительное чтение, пересказ эпизодов

36

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

Формировать навыки анализа поэтического произведения поэтов XIX века: Ф. И. Тютчева, А. А. Фета,

А. Н. Плещеева,

А. М. Жемчужникова, А. В. Кольцова,

Н. С. Никитина,

А. Н. Майкова,

,

. Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов XIX века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

произведения поэтов XIX века: Ф. И. Тютчева, А. А. Фета,

А. Н. Плещеева,

А. М. Жемчужникова, А. В. Кольцова,

Н. С. Никитина,

А. Н. Майкова,

работа с книгой, выразительное чтение

37

НРК№2 Тема природы в стихотворениях поэтов Южного Урала.

Тема природы в стихотворениях поэтов Южного Урала.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

выразительное чтение



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

38

И.А. Бунин « Косцы» Восприятие прекрасного героями рассказа.

Чтение рассказа, ответы на вопросы

И.А. Бунин « Косцы»

.

Выразительное  чтение

39

40

В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. “В дурном обществе”.

Вася и  его отец.

 Жизнь семьи Тыбурция.

 Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.

 

Познакомить с главными героями повести, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести

Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести.

Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов: Васи и Валека, Сони и Маруси, судьи и Тыбурция.

Индивидуальная: выступления на темы “Жизнь и смерть Маруси” и “Жизнь и характер Валека”; выразительное чтение заключительной

: В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. “В дурном обществе знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

:

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести

Развернутые ответы на вопросы . Какой эпизод повести вам запомнился больше всего? Почему?

41

Р.Р. Обучение работе над сочинением « Васина дорога к правде и добру»

сочинение

Написание сочинения

Написание сочинения

42

С.А. Есенин Поэтическое изображение Родины и родной природы.

Выразительное чтение, ответы на вопросы, анализ стихотворений.

С.А. Есенин « Я покинул родимый дом», « Низкий дом с голубыми ставнями»

Выразительные средства языка.

Выразительное чтение, чтение наизусть

43

44

НРК№3

НРК№4

П.П. Бажов « Медной горы хозяйка» Трудолюбие и талант Данилы мастера.

 Образ хозяйки медной горы в сказе.

П.П. Бажов « Медной горы хозяйка»

Чтение. Выборочный пересказ. Ответы на  проблемные вопросы.

П.П. Бажов « Медной горы хозяйка»

сказ

Чтение. Выборочный пересказ.

45

46

С.Я. Маршак. Пьеса Сказка « Двенадцать месяцев».

Положительные и отрицательные герои сказки. Традиции народной сказки. Художественные особенности сказки.

Юмор в сказке.

Чтение по ролям, инсценирование

 Ответы на проблемные вопросы.

С.Я. Маршак. Пьеса Сказка « Двенадцать месяцев».

Пьеса сказка

Чтение по ролям, инсценирование


П

1

2

3

4

5

6

7

8

47

А. П. Платонов. Рассказ “Никита”. Быль и фантастика. Душевный мир героя. Его отношения с природой

Познакомить с особым миром платоновских героев – с былью и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя, с представлением о жизни как борьбе добра и зла, страданием и счастьем, оптимистическим восприятием окружающего мира

Коллективная: беседа по вопросам.

Групповая: выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое. 

Индивидуальная: письменно ответить на вопрос: “Каким предстает мир перед главным героем рассказа А. Платонова “Никита”?

воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев

А. П. Платонов. Рассказ “Никита”.

Аналитическое чтение

48

К. Г. Паустовский.  Герои и их поступки в сказке « Теплый хлеб»

Познакомить с творчеством писателя. Раскрыть нравственное содержание рассказа, душевные качества героя. Показать романтическую

Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам.

Групповая: сообщение о жизни и творчестве К. Паустовского. Инсценировки

знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Сказка-быль

Выразительное чтение

49

Роль пейзажа в сказке Паустовского « Теплый хлеб» нравственные проблемы.

Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам.

Групповая: сообщение о жизни и творчестве К. Паустовского. Инсценировки

знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

пейзаж

Выразительное чтение

50

К.Г. Паустовский « Заячьи лапы» Природа и человек в произведениях

К.Г. Паустовский « Заячьи лапы»


П

1

2

3

4

5

6

7

8

51

52

В. П. Астафьев. Рассказ о писателе. Автобиографический рассказ “Васюткино озеро”. Черты характера героя и его поведение в лесу. “Открытие” Васюткой нового озера

Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; показать значение картин природы в рассказе, совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки

Коллективная: обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам.

Групповая: пересказ истории с глухарем, чтение по лицам отдельных эпизодов.

Индивидуальная: подготовить сообщения о начале литературной деятельности писателя

знать своеобразие творчества В. П. Астафьева

“Васюткино озеро”

Автобиографичность произведения

Выразительное чтение, пересказ эпизодов.

53

Р.Р. сочинение « Поэтизация русской природы в литературе ХХ века.

сочинение

сочинение

54

Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе. И. Бунин,

А. Блок, С. Есенин,

С. А. Клычков,

Д. Б. Кедрин,

А. А. Прокофьев,

Н. М. Рубцов, Дон-Аминадо

Познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе. И. Бунин,

А. Блок, С. Есенин,

С. А. Клычков,

Д. Б. Кедрин,

А. А. Прокофьев,

Н. М. Рубцов, Дон-Аминадо

находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму

Выразительное чтение

чтение наизусть

55

НРК№5 Поэты Южного Урала  ХХ века  о родной природе

НРК№5 Поэты Южного Урала  ХХ века  о родной природе

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму

Выразительное чтение

чтение наизусть

56

Рассказы о детях Саши Черного. Юмористическое содержание рассказов.

Чтение пересказ, ответы на проблемные вопросы.

Рассказы о детях Саши Черного. Юмористическое содержание рассказов.

Выразительное чтение

57

К.М. Симонов. Дети и война. « Майор привез мальчишку на лафете»

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

К.М. Симонов. Дети и война. « Майор привез мальчишку на лафете»

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

58

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

баллада

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

59

НРК№6 « Фронт и тыл». Рассказы писателей Урала о Великой Отечественной войне

НРК№6 « Фронт и тыл». Рассказы писателей Урала о Великой Отечественной войне

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений


1

2

3

4

5

6

7

8

60

Д. Дефо. “Робинзон Крузо” – произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека

Познакомить с творчеством писателя, рассмотреть характер главного героя, главную мысль произведения

Коллективная: прочитать роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” (в изданиях для детей).

Групповая: подготовить сообщения на темы:

– Как боролся Робинзон  за свою жизнь в первые годы пребывания на острове?

– Как менялись взаимоотношения Робинзона и Пятницы?

– Как Вы объясните слова Робинзона о том, что он охотно согласился бы не возвращаться в Англию?

Индивидуальная: подготовить сообщения по биографии

Д. Дефо

знать биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове


П

1

2

3

4

5

6

7

8

61

62

Х.-К. Андерсен. “Снежная королева”: соотношение реального и фантастического в сказке. Кай и Герда. Противопоставление красоты внутренней и внешней – Герда и Снежная королева.

Победа добра, любви и дружбы над злом

Познакомить с биографией Х.-К. Андерсена, своеобразием Андерсена-сказочника, пополнить знания по сказкам Андерсена, совершенствовать навыки создания характеристики героев, художественного пересказа, совершенствовать знания о жанровой и композиционной особенности сказки

знать содержание рассказа, уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы.

Коллективная: ответы на вопросы по произведению, дискуссия.

Индивидуальная: подготовить портретную, сравнительную характеристику героев

знать своеобразие Андерсена-сказоч-ника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки

Выразительное чтение, устные сообщения.

63

М. Твен. “Приключения Тома Сойера”. Неприятие героем фальши взрослого мира. Радость игры

Познакомить с биографией и творчеством писателя, совершенствовать умение словесного рисования

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: словесный портрет  героев (словесное рисование)

иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; “Приключения Тома Сойера”.


1

2

3

4

5

6

7

8

65

О. Генри. Рассказ “Дары волхвов”. Смысл названия рассказа. Тема, сюжет, композиция рассказа

Познакомиться с писателем О. Генри. Раскрыть смысл названия рассказа. Показать мастерство писателя в построении сюжета и композиции рассказа

Коллективная: работа с учебником, чтение рассказа, беседа по вопросам.

Индивидуальная: самостоятельная творческая деятельность пересказ эпизодов. Развернутый письменный ответ на вопрос: “Как проявляется душевная красота героев?”. Самостоятельный анализ  других рассказов

66

НРК№7 Магнитогорск литературный

НРК№7 Магнитогорск литературный

67-70

Резервные уроки.


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс (Коровина)

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе под редакцией В.Я.Коровиной). Кроме пояснительной записки и календарно-тематического планирования, в программу включены контрольно-измер...

Рабочая программа по литературе, 6 класс, Коровина

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, т.е. 102 часа....

Рабочая программа по литературе 7 класс (Коровина В.Я.)

Рабочая учебная программа по литературе составлена на:·         основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего об...

Рабочая программа по литературе 9 класс Коровиной

Содержит календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе (5 класс Коровина)

Рабочая программа по литературе (5 класс Коровина)...

Рабочая программа по литературе. 7 класс.(Коровина В.Я.)

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уро...

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....