Рабочая программа по литературе 9 класс Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме

Содержит календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование          9 класс

Дата


Тема урока.    Цель урока.

 

Теория литературы

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание


Мониторинг

Базовый уровень

 (ЗУН)

Продвинутый

уровень


Введение.  Историческое развитие русской литературы.

1

Введение.  Историческое развитие русской литературы.

Цель: дать понятие о литературе как искусстве слова, самосознании народа, воплощении героической биографии Родины, о специфике художественного отображения действительности

Литература как искусство слова.

Знать теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство слова, историко-литературный процесс.

Стр. 4-6 пересказ статьи


  Литература Древней Руси.  

2

 Литература Древней Руси. 

«Слово о полку Игореве».

Цель: Общая характеристика древнерусской литературы.

 познакомить с исторической основой «Слова», историей открытия памятника, культурой Руси XII века, жанром «Слова», проблемой авторства

Жанры древнерусской литературы: житие, сказание, плач.

Знать общую характеристику древнерусской литературы

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Знать из дополнительных источников информации о древнерусской литературе.

Знать из дополнительных источников информации о высочайшем уровне культуры Руси XII века.

Стр. 8-29

Ответить на вопросы 1,2,3.

3

Идейный смысл «Слова...».

Цель: показать  авторское отношение к происходящему,   раскрыть  идейный смысл  «Слова»


«Слово о полку Игореве»

Знать авторское отношение  к происходящему в «Слове», знать роль изобразительно-выразительных средств

Знать о художественном своеобразии «Слова»,  о связи с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь найти нужную информацию

Об отношении автора к происходящему  в произведении

Уметь найти нужную информацию о жизни «Слова» в искусстве, создать связный устный текст

Отрывок «Плач Ярослвны» выучить наизусть

Мини-сочинение

4

Поэтический мир и герои «Слова». Родина – основной образ «Слова».

Цель: Дать характеристику героям и их поступкам, показать роль пейзажа в произведении.

лирическое отступление

Знать теоретико-литературные понятия: образ автора, лирическое отступление. Уметь формулировать идею, проблематику произведения. Знать об отношении русских князей к своей земле, о желании Святослава объединиться

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Ответ на вопрос: «Какой из эпизодов «Слова» оказался наиболее интересен для вас и почему?

Чтение наизусть Тест


Литература 18 века.

5

Литература 18 века.

Общая характеристика. Понятие классицизма.

Цель: дать характеристику литературного процесса  18 века, понятия  Классицизм

Классицизм как литературное направление

Знать основные черты классицизма как литературного направления. Продуктивный

Стр.33-34, вопросы.

Биография Ломоносова.

6

 Значение литературной деятельности М.В. Ломоносова.

Цель: показать, как просветительские взгляды и патриотизм отражаются в лирике М. Ломоносова; показать новаторство М. Ломоносова как поэта

«Ода на день восшествия Елизаветы на престол»

Знать биографию М. В. Ломоносова, теорию трех штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.

Уметь анализировать стихотворное произведение.

Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов. «Ода на день восшествия...», «Разговор с Анакреоном». 

Отрывок «Оды» выучить наизусть; отметить непонятные и устаревшие слова и выражения.

7

 Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве. Заслуги поэта перед  русской литературой:

 Цель: познакомить с личностью Державина, с основными темами его лирики, новаторством. (Введение в  высокую лирику разговорной речи)

«Памятник»,

Знать новаторство Державина, Жанр «Гневная ода», особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти.

Уметь анализировать стихотворения  с точки зрения классицизма

Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.

Вопросы в тетради.

Чтение наизусть

8

Сочетание элементов оды, сатиры в стихотворениях Державина.

Цель познакомить со стихотворениями «Властителям и судьям», «Памятник»

«Властителям и судиям»

«Русские девушки»

Знать о новаторстве Державина в области поэзии, уметь анализировать стихотворения

«Памятник» или «Властителям и судиям» наизусть

9

Подвиг Радищева. Сведения о жизни и творчестве. «Путешествие из Петербурга  в  Москву»

Цель: познакомить с личностью писателя, его взглядами, идейным и художественным своеобразием «Путешествия из Петербурга в Москву

Понятие о жанре путешествия

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,

Навыки интерпретации художественного текста

Прочитать повесть Карамзина «Бедная Лиза»

Чтение наизусть

10

Н.М. Карамзин. Сведения о жизни и творчестве.  «Бедная Лиза»

Цель: дать понятие о сентиментализме как литературном направлении

Понятие о сентимента  лизме

«Бедная Лиза»

Знать основные черты сентиментализма как литературного направления. Уметь находить черты сентиментализма в повести.

  Знать о языке повести, о конфликте между любовным чувством и нравственными традициями

Знать понятие сентиментализма.       Задания на стр. 76.

Характеристика героя

11

Внимание к внутреннему миру человека в повести.

Цель: формировать умение определять черты сентиментализма в произведении

Знать содержание повести, уметь находить черты сентиментализма.

Мини-сочинение «Каким я увидел 18 век на страницах …(поэта или писателяпо выбору уч-ся)»

Мини-сочинение

12

Обобщающий урок по теме «Литература 18 века».

Цель: проверка знаний и умений 1) по теории литературы; 2)умение анализировать произведение

3) знание содержания изученных текстов

Знать основные факты из жизни и творчества писателей. Знать проблематику и идейное содержание произведений.

Инд. задания о Батюшкове, Языкове, Баратынском, Рылееве, Вяземском.

Тест

                         

Литература первой половины 19 века.

13

  Литература первой половины 19 века.

Романтизм  и реализм.

Цель: дать понятие о литературном процессе первой половины 19 века,.  о романтизме  и реализме  как  литературных направления.

Понятие о романтизме и реализме

Знать  понятие «Золотой век» русской литературы, о двух способах изображения жизни в литературе.  Знать основные черты романтизма  и реализма как литературного направления.


Знать родоначальников  романтизма в русской литературе (творчество Жуковского «Светлана») и реализма

Конспект лекции

Инд. задания о Жуковском        

14

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра.

Цель: Цель: познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути Жуковского. Формировать умение определять черты романтизма  в произведении.

Баллада

Знать основные черты романтизма как литературного направления. Знать биографию поэта, особенности жанра баллады.

Уметь находить черты романтизма в балладе.

15

А. С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве. «Горе от ума»

Цель: познакомить с личностью  писателя и его временем.


«Горе от ума»

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь записывать лекцию.

 

Уметь писать эссе «Грибоедов в моем восприятии».

Стр. 78-99, биография Грибоедова, 1 действие пьесы

16

 Своеобразие жанра и композиции пьесы.

Цель: проникнуть в атмосферу действия комедии, выявить экспозицию, особенности конфликта; обратить внимание на афористичность речи

Конфликт в драме

экспозиция, завязка, конфликт.

Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия: экспозиция, завязка, конфликт.

Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста.

Уметь составить характеристику Чацкого по первому действию пьесы, Уметь  выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма,

2 действие,

Составить таблицу

17

«Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума»

Цель: проследить дальнейшее развитие конфликтов, определить проблематику пьесы, жанр; выявить систему персонажей, противоборство двух лагерей; составить речевую характеристику Фамусова

проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Знать теоретико-литературные понятия: проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание.

Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую. Продуктивный

3 действие

18

Общественный и личный конфликт в комедии.

Цель: разграничить понятия «ровесники» и «единомышленники»; дать характеристику персонажам, понятие о внесценических персонажах - единомышленниках Чацкого

Внесценичес кие персонажи


Уметь давать сравнительную характеристику персонажей, в том числе речевую, выявлять авторскую позицию.


Уметь строить связное устное высказывание на тему «Всегда ли ровесники - единомышленники?».

4 действие

Проследить, как родилась и распространи лась сплетня о сумасшествии Чацкого.

19

Поражение и победа Чацкого.

Цель: определить идейно-композиционную роль бала  в комедии; понять смысл финальной сцены; познакомить с мнениями А. С. Пушкина и А. И. Гончарова о Чацком

Знать содержание комедии.

Уметь сопоставлять эпизоды, владеть театральной лексикой, создавать эскизы костюмов

Уметь презентовать проекты, посвященные идейно-художественному своеобразию пьесы, представлять  историю «Горе от ума» в форме компьютер

ной презентации

Характерис тика Чацкого и фамусовско го общества.

20

Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии.

Уметь делать выводы по изученному произведению, аргументировать  свою точку зрения.

Уметь самостоятельно редактировать сочинение.

Выписать из текста комедии 10 крылатых выражений.

Характеристика героя

21

Смысл названия комедии «Горе от ума».

Цель: подвести итог изучения пьесы, выявить ее нравственно-философское звучание; учить проектной деятельности.

Прочитать статью Гончарова «Мильон терзаний»,

Тест

22

И.А. Гончаров «Мильон терзаний».

Цель: обучить навыкам конспектирования.

Уметь конспектировать статью.

Подобрать материал к сочинению

23

Р.р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

 Цель: Формировать умение писать сочинение определенного жанра, отбирать материал, грамотно оформлять.

Уметь составить план к сочинению, подобрать материалы, систематизировать, последовательно расположить материал, подобрать цитаты.

Уметь логически выстраивать подобранный материал, превращая в связный текст.

Прочитать статью о Пушкине

Стр. 127-130, вопросы на стр.138-139

Сочинение

24

Пушкин А. С. Жизнь и творчество. (Основные вехи)

Цель: проследить основные этапы творческого пути поэта, осознать творчество А. С. Пушкина как выражение

высочайшей духовной гармони

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина. Уметь создавать хронологическую канву лекции.

Уметь писать эссе «А. С. Пушкин в моем восприятии».

Стр. 147-152

25

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина.

Цель: дать понятие о взглядах поэта на свободу как нравственный, социальный, философский идеал

поэтический текст

«Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Анчар»

«Во глубине сибирских руд»

Знать, что свобода в лирике А. С. Пушкина представлена как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.

Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов. Уметь анализировать стихотворное

Подготовить сообщения об адресатах любовной лирики

 

Анализ стихотворения

26

Любовная и дружеская лирика А. С. Пушкина.

Цель: показать настроение, глубину и культуру чувств лирического героя А. С. Пушкина

«19 октября»

«На холмах Грузии»

«Я вас любил»

«Я помню чудное мгновение»

Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.

Е.Бакунина, М.Н. Раевская.

А.П. Керн , Е.К. Воронцова,

Амалия Ризнич,  Н.Гончарова

А.Оленина, Ек.и Елиз. Ушаковы

Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов

Стих. наизусть «Анчар»

Анализ стихотворения

27

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Цель: дать представление о поэте как христианине и философе, глубине его философских взглядов

«Я памятник себе воздвиг нерукотвор ный»

«К морю» «Пророк» «Арион»

Знать философские и христианские мотивы в лирике А. С. Пушкина. Уметь анализировать лирическое произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции

Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.

прочитать стихотворение «На холмах Грузии…»

Чтение наизусть

28

Обучение анализу лирического стихотворения. «На холмах Грузии..» 

романтизм

Уметь анализировать стихотворение

Характеристика героя

29

Урок- концерт « Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина»

Стихи Пушкина, сборники

Стихи наизусть, на выбор ученика

Прочитать роман «Евгений Онегин»

Чтение наизусть

30

«Евгений Онегин». История создания романа в стихах.

Цель: познакомить с историей создания романа, отзывами критиков о романе, «онегинской строфой», лирическими отступлениями

Понятие о романе в стихах.

«Евгений Онегин»

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской строфы»

Понятие о романе в стихах. уметь находить лирические отступления

Прочитать статью «Реализм» стр. 139.

1 часть. Образ Онегина.

31

Сюжет и композиция романа. Автор н его герой

Цель: сравнить поведение героя в 1 -й и 8-й главах в сходных ситуациях.. Понять причины хандры героя. Что отличает автора от героя?

Сюжет и композиция романа.

Уметь выделять смысловые части текста.

Уметь узнавать тропы в тексте и интерпретировать их

Части 2,3 Подготовить сообщения о дружбе Онегина  и Ленского

32

 Формирование характера Онегина. Онегин и Ленский.

 Цель: показать героя в различных ситуациях: Онегин и природа, Онегин и поместное дворянство, Онегин и Ленский.

Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном.

Уметь самостоятельно формулировать тему сочинения

Части 4,5 Подготовить сообщения о Татьяне, Ольге.

Характеристика героя

33

Образ Татьяны

Цель: показать нравственное совершенство Татьяны, богатство ее внутреннего мира, самостоятельность суждений

Понятие о литературном типе

Уметь интерпретировать роль стилистических фигур в тексте.

Уметь составлять цитатную характеристику персонажа

Части 6,7

Мини-сочинение

34

Татьяна и Онегин

Цель: показать Онегину и Татьяну как героев основной сюжетной линии

Уметь давать сравнительную характеристику Татьяны и Онегина.

Уметь составлять цитатную характеристику персонажа.

Часть 8

Характеристика героя

35

«Евгений Онегин» – первый реалистический роман. Оценка романа в русской критике.

Цель: доказать обоснованность слов В. Г. Белинского, назвавшего роман «Энциклопедией русской жизни»

Белинский о романе.

Уметь составлять вопросы по теме урока.  Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа  

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа, роль лирических отступлений.

Подготовиться к итоговому тесту по творчеству Пушкина.

Чтение наизусть

36

«Онегинская строфа».

Обобщающий урок  по творчеству  А.С. Пушкина.

Цель: дать понятие «онегинской строфы»

Понятие «онегинская строфа»

Уметь определять «Онегинскую строфу», определять ее  построение

Подготовиться  к сочинению

Тест

37

Р.р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Цель: выявить степень усвоенного материала, правильность речевого оформления, умение осмыслить тему, определить границы.

Композиция сочинения

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения

Уметь самостоятельно редактировать сочинение. Развитие письменной речи, обогащение словаря.

Сочинение

38

Р.к. Виноградов В.В. Сборник стихов

Цели: прочитать и проанализировать стихотворения.

Уметь анализировать стихи

Биография Лермонтова

Анализ стихотворения

39

М.Ю Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов.

 Цель: познакомить с биографией поэта, особенностями времени.

«Смерть поэта», «Пророк».

Знать основные  факты жизни и творческого пути Лермонтова

Уметь  анализировать стихотворения двух авторов, объединенных одной темой.

Иметь представление о культурологических основах семейных, социальных традиций.

Стихи «Смерть поэта» и «Нищий»

40

Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.

Цель: исследовать тему одиночества лирики М. Ю Лермонтова, судьба поколения 30-х годов в лирике.

«И скучно и грустно»,

«В минуту жизни трудную»

«Дума»

Знать основные тропы, уметь находить их в тексте.



Уметь определять стихот. размер, анализировать текст на фонет. уровне.



Стихи «

Анализ стихотворения

41

Любовная лирика. Тема поэта и поэзии.

Цель: дать понятие об особенностях раскрытия темы любви в творчестве М.Ю. Лермонтова.

«Нет, не тебя я так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет» «Поэт».

Уметь анализировать поэтический текст на лексическом уровне (архаизмы, историзмы)

 Уметь интерпретировать роль лексем в тексте, находить ключевые слова.

Стихи  «Родина»

Анализ стихотворения

42

Тема Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Цель: выявить особенности раскрытия темы Родины в лирике М. Ю. Лермонтова

 формировать умения анализировать стихотворный текст

«Прощай, немытая  Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива»

Уметь выделять смысловые части текста.

Уметь создавать письменный текст-анализ стихотворения.

Уметь формулировать микротемы, анализировать текст на морфологическом уровне.

Знать морфологичес. выразительные средства, уметь находить их в тексте.

Стих. «Родина» наизусть

Мини-сочинение

43

Философская лирика Лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы.

Цель: выявить: возвышенное и трагическое в лирике Лермонтова

 формировать умения анализировать стихотворный текст

 «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу»

Уметь анализировать поэтический текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, историзмы)

Уметь  анализировать текст

Знать выразительные средства языка, уметь находить

Стих. «Выхожу один я на дорогу» наизусть


Выборочный пересказ главы «Бэла»

Чтение наизусть

44

«Герой нашего времени» - первый психологический роман. Своеобразие сюжета и композиции романа.  

Цель: дать понятие о смысле названия романа, его жанре, особенностях композиции, ее общем принципе: от загадки к загадке

Повесть «Бэла»,

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции (нарушение хронологической последовательности повествования)

Уметь выявлять

смысл названия

художественного

произведения.

Печорин в представлении Максима Максимыча


Выборочный пересказ главы «Максим Максимыч»

45

Противоречивость характера Печорина.

Цель: помочь почувствовать романтическую загадочность и «демонизм» главного героя, его трагедию и индивидуализм; исследовать взаимоотношения с Бэлой, Максим Максимычем, контрабандистами

Повесть «Максим Максимыч»

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей.

Знать особенности жанра дневника, первый психологический роман в русской литературе.

Уметь интерпретировать события с точки зрения разных персонажей. Знать, отличие путевых записок от дневника.

Уметь излагать события в форме дневниковых записей

Выборочный пересказ главы «Тамань»

Характеристика героя

46

«Тамань» Анализ эпизода.

Цель: формировать умения анализировать часть текста,

«Тамань»

Уметь определять границы эпизода, тем, роль эпизода в раскрытии идеи произведения.

 Уметь создавать письменный текст – анализ эпизода (самостоятельно выбранного)

Выборочный пересказ главы «Княжна Мери»

Ответить на вопрос: Прав ли Печорин в истории дуэли с Грушницким?

Мини-сочинение

47

Роль других действующих лиц в раскрытии характера Печорина.

Цель раскрыть конфликт Печорина и водяного общества

«Княжна Мери»

Уметь владеть различными видами пересказа,  

видеть причины конфликта главного  героя.

Уметь давать сравнительную характеристику героям: для выявления дурного и хорошего.

Выборочный пересказ главы «Фаталист»

Ответить на вопрос: Сделался ли Печорин фаталистом? (словами автора)

48

Тема судьбы и случая в повести «Фаталист».

 Цель: показать, особенности композиции романа:

Показать, что тема судьбы и случая является центральной в повести «Фаталист».

«Фаталист»

Знать об особенностях композиции романа: нарушение последовательности повествования.

 Уметь приводить аналогичные примеры из других произведений или жизни.

Подготовиться к сочинению

Тест

49

Р.р. Сочинению по роману «Герой нашего времени».

Цель: формировать умения высказывать свою точку зрения по предложенной теме


Уметь логически  излагать  подобранный материал,  правильно цитировать, соблюдать композицию сочинения

Уметь осмысливать роль и значение произведения в историко-литературном аспекте. Умение писать сочинение-рассуждение по поднятым в романе нравственным проблемам

А.С. Серафимович «Степные люди».

Сочинение

50

Р.к. А.С.Пушкин и Зауралье

Исследовательская работа «Потомки А.С.Пушкина в Кургане»

Биография Н.В.Гоголя

51

Н.В. Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи.

Цель: дать понятие о творческом пути Гоголя, его писательской самобытности и неповторимости.

Уметь конспектировать лекцию, выделять главное и существенное

Задания по группам. «Невский проспект»,

«Нос»,

«Портрет»,

«Шинель»

52

Цикл «Петербургские повести».

Цель: обзор цикла «Петербургские повести».

«Невский проспект»,

«Нос»,

«Портрет»,

«Шинель»

Знать содержание изученных  произведений, уметь определять тему и основную идею повестей

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпохи.

Прочитать «Шинель»

53

Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».  Цель: обзор «Шинели» как центральной повести цикла, продолжить знакомство с темой «маленького человека».

Знать содержание изученного  произведения, уметь определять тему и основную идею повести

Знать, какую роль выполняет фантастика,

Иметь представление о теме «маленького человека» как сквозной в русской литературе, особенностях раскрытия ее А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем

Заполнить  таблицу.

Инд. задание: история создания поэмы «Мертвые души»

Мини-сочинение

54

 «Мертвые души». История создания поэмы. Своеобразие жанра.

Цель: дать понятие об особенностях жанра, композиции, роли авторских отступлений, внесюжетных элементов, эпизодических персонажей.

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпохи.

Характеристика Манилова и Коробочки по плану

55

Образы помещиков-дворян в поэме «Мертвые души».

Цель: показать способы и приемы типизации при создании характеров; раскрыть сатирические приемы в поэме

Образы помещиков. Манилов и Коробочка.

Знать содержание, уметь характеризовать персонажей поэмы.                                  Знать представителей помещичьей  Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и др. Уметь находить типичные черты у представителей помещичьей России

Уметь анализировать художественный текст.

Характеристика Ноздрева, Собакевича по плану

Характеристика героя

56

Образы помещиков-дворян в поэме «Мертвые души».

Цель: показать способы и приемы типизации при создании характеров.

Образы помещиков.

Ноздрев Собакевич.

Уметь анализировать художественный текст.

Характеристика Плюшкина  по плану

Характеристика героя

57

Художественная деталь как средство создания образа.

Цель: показать способы и приемы типизации при создании характеров; раскрыть сатирические приемы в поэме

Образы помещиков.

Плюшкин


Знать понятие художественная деталь. Уметь находить типичные черты у представителей чиновничьей России

Мини-сочинение «Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина»

Биография Чичикова по плану

Характеристика героя

58

Идейно-композиционное значение образа Чичикова..

Цель: показать сатирическое изображение нового «героя» эпохи, раскрыть способы характеристики персонажа.

Чичиков - новый «герой» эпохи.

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова, оценивать поступки главного героя с нравственных позиций

Мини-сочинение

«Есть ли чичиковы в наше время?»

Характеристика героя

59

Образ автора. «Мертвые души» в оценке русской критики.        Цель: дать понятие о взглядах писателя на судьбы России, его христианской позиции; о мастерстве и новаторстве Гоголя

Лирическое отступление

Знать позицию русских критиков на поэму «Мертвые души»

Уметь высказывать свою точку зрения на поэму

Подготовиться  к сочинению

Тест

60

Р.р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Цель: выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему и полно ее раскрыть; выявить правильность речевого оформления

Уметь составлять план сочинения, в соответствии с планом расположить материал, соблюдая композицию сочинения.

Самостоятельно выбрать тему, составить план.

Ф.Д Крюков «Казачка».

Сочинение

61

Р.к. Природа родного края в произведениях В.Ф.Потанина «Белые яблони» и др.

Знать содержание произведения, героев и поднятые автором проблемы.

Вопросы для повторения

Анализ стихотворения

62

Обобщающий  урок по теме «Литература первой половины   19  века».

Цель: проверка знаний и умений 1) по теории литературы; 2)умение анализировать произведение

3) знание содержания изученных текстов

Знать основные факты из жизни и творчества писателей. Знать проблематику и идейное содержание произведений.

Пьеса Островского «Бедность не порок».

Тест


РАЗДЕЛ 4.   Литература второй половины 19 века

63

А.Н. Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Особенности сюжета. 

Цель: познакомить с личностью и судьбой драматурга; показать роль Островского  в развитии русской драматургии.

Драма, комедия, монолог, диалог, авторские ремарки

Знать главные факты биографии и основные вехи творческого пути поэта, его программные произведения

Ответить на вопрос: «Роль Л.Торцова в развитии сюжета»

64

Основной конфликт в комедии.

Любим Торцов – главный герой в пьесе.

Конфликт

Уметь анализировать комедию, определять тему, идею

Стр. 249-251 прочитать статью о Достоевском

Характеристика героя

65

Ф.М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи». 

Цель: раскрыть традиции сентиментализма в повести

Сентимента лизм

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Прочитать повесть «Белые ночи»

66

Тип «петербургского мечтателя». Тема одиночества человека в  странном мире белых ночей.

Знать особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского

Мини-сочинение «Каким быть?»

Характеристика  главных героев

Характеристика героя

67

Утверждение идеи чистой  бескорыстной любви в повести.

Цель: показать причины отчуждения героя от реальной действительности.

Знать об основной идее произведения, особенности изображения Петербурга.

Уметь определять элементы сентиментализма в повести Мини-сочинение «Нужна ли чистая бескорыстная любовь»

Составить рассказ «Мое представление о главном герое повести «Белые ночи».

«Смерть чиновника»

Мини-сочинение

68

Эпоха А.П. Чехова. Художественное мастерство Чехова. «Смерть чиновника».

Художественная деталь

Стр.310 -311. Биография Чехова, «Анна на шее»,

69

Рассказы  А.П. Чехова «Анна на шее», «Тоска».

Индивидуаль ные задания

70

Р.к.  Венок А.С.Пушкину в стихах зауральских поэтов

Лирика

Эпитет сравнение

Знать содержание 1-2х произведений, уметь определять тему, идею, основные проблемы произведений.

.

Вопросы для повторения

Анализ стихотворения

71

Обобщающий урок по теме «Литература второй половины   19  века».

Цель: проверка знаний и умений 1) по теории литературы; 2)умение анализировать произведение

3) знание содержания изученных текстов

Знать основные факты из жизни и творчества писателей. Знать проблематику и идейное содержание произведений.

Тест


РАЗДЕЛ  5.     20 век. Литература великих и трагических лет

72

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.

Стр.321.

«Темные аллеи»

73

И.А. Бунин. Новелла «Темные аллеи».

Новелла

Стр. 324-331. задания 1- 5

Мини-сочинение

74

  20 век. Литература великих и трагических лет

 А. А.  Блока Сведения о жизни и творчестве. Своеобразие лирики.

Цель: познакомить с многообразием жанров и направлений в литературе XX века, раскрыть понятие «поэзия серебряного века»; познакомить с творческой биографией поэта

Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале Уметь конспектировать лекцию

Иметь представление о взаимосвязи литературы и искусства начала XX века

Стр.340

75

Стихотворения «О, весна без конца и без краю», «Родина».

Цель: показать своеобразие патриотической лирики поэта.

«О, весна без конца и без краю», «Родина».

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

 Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

 Уметь воспринимать творчество А. А. Блока в контексте эпохи

наизусть

«Отговорила роща золотая...»

Инд. задания о Есенине

Анализ стихотворения

76

С. А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве.  Лирика.

Цель: познакомить с творчеством С. А. Есенина.

«Клен ты мой опавший», «С добрым утром!»

«Я покинул родимый дом»

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Уметь анализировать цветную лексику в канве стихотворения.

Стр. 349-355

Стихи читать выразительно

Чтение наизусть

77

Родина и родная природа как источник лирических переживаний

Цель: показать своеобразие раскрытия темы любви и образа России в творчестве С. А. Есенина

«Отговорила роща золотая»,  «Низкий дом с голубыми ставнями» «Собаке Качалова»

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

 Владеть навыками анализа поэтического текста на лексическом и фонетическом уровнях

Стр. 355 вопросы

Стр. 356. Биография Маяковского. Наизусть «А вы могли бы?»

Анализ стихотворения

78

В.В. Маяковский – поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви.

Цель: познакомить с творчеством поэта, его любовной лирикой, работать над чтением «лесенки» поэта.

Поэтическое новаторство Маяковского

Знать теоретико-литературные понятие сатира. Уметь выделять смысловые части.

Знать о роли рифмы в творчестве Маяковского. 

Уметь самостоятельно делать выводы о реальном и  фантастическом в тексте

Инд. задание о Булгакове.


Наизусть стих

79

 М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор)

Цель: Познакомить с биографией писателя и его творческой деятельностью, раскрыть особенности булгаковской сатиры

«Собачье сердце»

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя.





Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры,

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. уметь определять нравственную проблематику повести


Стр.375

Прочитать повесть, характеристика профессора Преображенского, Шарикова

80

Художественные особенности повести. Образ Шарикова.

Цель: анализ образа Шарикова.

Стр. 377-383.

Характерис тика героя

81

Шариков и шариковщина. Булгаков – сатирик.

Цель: показать истоки шариковщины.

Знать:  шариковщина как явление,  истоки шариковщины

Сочинение «Современные шариковы»

Сообщение о Цветаевой

82

М.И. Цветаева. Основные темы и мотивы лирики.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Цветаевой, определить основные черты личности поэта.

«Бабушке», «Стихи о Москве», «Стихи Блоку», «Родина» и др.

Знать основные события творческой биографии поэта программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Уметь анализировать цветную лексику в канве стихотворения.

Стих наизусть на выбор.

Сообщение об Ахматовой

Анализ стихотворения

83

А.А. Ахматова. Слово о поэтессе.  Тематика стихотворений.

 Цель: познакомить с жизнью и творчеством Ахматовой, ранним периодом творчества, осознать ее пророческий дар, предощущение будущей трагедии.

«Молитва», «Муза» др.

Знать основные события творческой биографии поэта, программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Уметь анализировать цветную лексику в канве стихотворения.

Стих наизусть

Стр. 397.


Стр. 384-386.

Чтение наизусть

84

Н.А. Заболоцкий. «Образ мирозданья» в лирике.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэта, его стихами.

«Я не ищу гармонии в природе», «Завещание», «О красоте человеческих лиц» и др.

Знать основные события творческой биографии поэта, программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Уметь анализировать цветную лексику в канве стихотворения.

Стр. 402 биография Шолохова М.А.

85

Шолохова. Сведения о жизни и творчестве. «Судьба человека».

Цель: познакомить с биографией Шолохова, выявить смысл названия рассказа, тему, идею.

«Судьба человека»

Знать содержание произведения, основную тему, идею.

Уметь давать пространственно-временную характеристику.

текста

биография Шолохова.

«Судьба человека»

Характеристика героя

86

Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе.

Цель: показать роль пейзажа, детали, композиции в раскрытии проблематики

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь характеризовать образ главного героя.

Уметь анализировать художественный текст.

«Судьба человека»

Тест

87

От судьбы человека к судьбе человечества. Роль портретных зарисовок.

Уметь определять роль портретных характеристик и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте.


88

М. Горький. Краткий обзор жизни и раннего творчества писателя.

Знать жизнь Горького, повторить тему романтизм.

Уметь анализировать текст.

«Макар Чудра»

89

М. Горький. Анализ рассказа «Макар Чудра»

«Матерь человеческая»

Знать содержание рассказа

Уметь характеризовать образ главного героя

Уметь анализировать художественный текст.

90

Р.Р. Сочинение по романтическим произведениям Горького

Знать содержание рассказа

Подготовиться  к сочинению

91

Р.Р. Сочинение по романтическим произведениям Горького

Уметь составлять план сочинения, в соответствии с планом расположить материал, соблюдая композицию сочинения.

Самостоятельно выбрать тему, составить план.

Сочинение

92

Лирика Б.Пастернака.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэта, его стихами.

«Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво» и др.

Знать основные события творческой биографии поэта,  программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Уметь анализировать лексику в канве стихотворения.

Анализ стихотворения

93

Лирика А.Т. Твардовского. Проблематика стихотворения «Я убит подо Ржевом».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэта, его стихами.

«Весенние строчки», «Урожай», «Я убит подо Ржевом»

Знать основные события творческой биографии поэта, программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Уметь анализировать лексику в канве стихотворения.

Стр.194-215

Вопросы 3-6

Стих наизусть

94

Романсы и песни на слова русских писателей 19 -  20 веков.

Цель: знакомство с жанром романса

Уметь анализировать стихотворный текст.

Наизусть любое произведение

Анализ стихотворения


     Зарубежная литература

95

Французский классицизм. 

Иметь представление о французском классицизме

Стр. 456

96

Жан-Батист Мольер «Мещанин во дворянстве»

«Мещанин во дворянстве»

Иметь представление о героях трагедии. Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

Стр.463

97.

Жан-Батист Мольер «Мещанин во дворянстве»

«Мещанин во дворянстве»

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев.


98.

Итоговый урок.

Ц е л и: знать основные литературоведческие термины; уметь анализировать произведения, привлекая литературоведческие знания

З н а т ь: изученные теоретико-литера-турные понятия.

У м е т ь: анализировать художественный текст (фор-мулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев, ха-рактеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию

Резервные уроки- 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе УМК Коровина 6 класс

Данная разработка представляет собой Рабочую программу по литературе для 6 класса. В работе представлено календарно- тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по УМК Коровиной.В рабочей п...

Рабочая программа по литературе УМК Коровина 5 класс

Данная разработка представляет собой Рабочую программу по литературе для 5 класса. В работе представлено календарно- тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по УМК Коровиной.В рабочей п...

Рабочая программа по литературе по Коровиной В.Я.

      Планируемые результаты освоения учебного предмета литературы....

рабочая программа 5-9 класс Коровина

Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...