Урок литературы в 5 «Б» классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Мир детства в рассказах Б. Житкова «Пудя», «Белый домик».

Помочь учащимся осознать  особенность художественной речи в рассказах  Б.Житкова.

Задачи:

   1.  создать содержательные и организационные условия для развития у школьников  умения анализировать и сравнивать рассказы;

                        2.    создать условия для развития положительной мотивации к учению, содействовать развитию у детей умения общаться и работать в группах;

                        3. содействовать развитию у учащихся чувства милосердия, сострадания друг  к другу, к домашним животным,  уверенности в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse.docx23.24 КБ
Файл urok_literatury_v_5_b_klasse.pptx104.2 КБ

Предварительный просмотр:

                            Урок литературы в 5  «Б» классе.

Глава IV «Истоки красоты на перекрёстке детства» урок № 5

Тема: Мир детства в рассказах Б. Житкова «Пудя», «Белый домик».

                Учитель русского языка и литературы Павлова В.М.

         

Цель:  Помочь учащимся осознать  особенность художественной речи в рассказах           Б.Житкова.

Задачи:

   1.  создать содержательные и организационные условия для развития у школьников                                   умения анализировать и сравнивать рассказы;

  1. создать условия для развития положительной мотивации к учению, содействовать развитию у детей умения общаться и работать в группах;
  2. содействовать развитию у учащихся чувства милосердия, сострадания друг  к другу, к домашним животным,  уверенности в своих силах.

                                                                                     

                                                         Ход урока:

  1. Организационный момент.

 У. Здравствуйте, ребята. Садитесь.

 Я надеюсь, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку. Если вы будете внимательны, сосредоточены, то у нас всё получится. Прочитайте эпиграф к уроку.

Мир детства – самый лучший мир,
Наивный, добрый и счастливый,
Ребенок хочет быть большим,
Стремится жить во взрослом мире.
                                         Ольга Партала (2слайд)

У.Как вы понимаете этот эпиграф?

2. Интрига

Итак, начинаем урок

У. Кто главные герои рассказов Б.Житкова, которые мы с вами прочитали?

-  Дети.

У. Что на ваш взгляд, сближает оба рассказа Бориса Житкова?

  У. А какие чувства вызвали у вас эти рассказы?  Почему?

3.Выведение темы

У. Ребята, посмотрите внимательно на записанные мною слова   дружба, взаимопонимание, взаимопомощь, игра, фантазёры, мечтатели (3 слайд)

У. А с каким  словом можно соотнести  эти слова (детство)

 У. Верно, потому что темой нашего сегодняшнего урока будет (4 слайд)

              Мир детства в рассказах Б.Житкова «Пудя», «Белый домик».

   У. Окунуться в мир детства нам помогут произведения, обладающие огромной нравственной силой, необходимой взрослому человеку. Герои этих произведений - ваши сверстники, и это становится решающим. Поразмышляем о счастье и несчастье детства, о добре и зле, о взаимоотношениях и взаимопонимании взрослых и детей, опираясь на рассказы Б.Житкова.

4. Анализ эпизодов рассказов.

У. Итак, взгляните ещё раз на тему урока и скажите, что мы должны сделать, чтобы выполнить поставленную задачу.

- Выбрать эпизоды.

- Проанализировать эпизоды.

-  Дать оценку поступкам герое.

У. Я очень рада, что ваши задачи совпадают с моими (5 слайд).

У. Эпизоды для анализа определены, но для дальнейшей работы нам понадобятся 6 групп исследователей текста. Группы получают задания, с которыми они будут работать, а также памятку для оценивания работы групп (раздать), (6 слайд)

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

1.Внимательно прочитайте задания.

2.Правильно распределите задания, помня, что каждый выбирает  то задание, которое ему по силам и которое ему нравится.

3.Работайте дружно.

4.Уважайте мнение товарищей.

5.Выберите выступающего. 

                                   

Задание 1 группы рассказ «Пудя»

1.Опираясь на текст, расскажите, дружно ли живут брат и сестра.

2.Что за человек Рыжий Яшка?

3.Дайте оценку поступкам детей по 1, 2 части рассказа. Продолжите высказывание:   «Проанализировав эпизод, мы пришли к выводу, что эти дети…»

                                         Задание 2 группы рассказ «Пудя»

1. Что вы знаете о Пуде?

2. Почему радость игры с Пудей омрачена страхом?

3. Как дети переживают несправедливое наказание Ребика?

                                       

                                         Задание 3 группы рассказ «Пудя»

1.По-разному ли ведут себя дети в сложной ситуации и почему?

2.Как дети переживают несправедливое наказание Ребика?

3.Что сняло общее напряжение и послужило причиной того,что детей простили?

                                       Задание 4 группы рассказ «Белый домик»

1.Прав ли мальчик, заявив, что он в свои 12 лет отлично умеет ходить на лодке, и под парусами?

2.Прав ли папа, который,  несмотря на это, никогда его одного в море не отпускал?

                                       Задание 5 группы рассказ «Белый домик»

1.Можно ли сказать, что дети ведут себя как настаящие искатели приключений? А может они фантазёры?

2. По-разному ли ведут себя дети в сложной ситуации и почему?

                                     Задание 6 группы рассказ «Белый домик»и «Пудя»

1.Что, на ваш взгляд, сближает оба рассказа Б.Житкова?

2.Брата и сестру из рассказа «Белый домик» связывают такие же отношения, как детей из рассказа «Пудя»?

 5. Выступления групп. 

У.Они ищут ответы в тексте, а когда начнут отвечать группы, то внимательно слушают, так это поможет полно ответить на вопросы.

(Группы работают над вопросами 4-5 мин.)

6.Вывод.

У. Молодцы, все справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод все вместе. А есть ли общее в сюжетах этих рассказов? Есть ли отличия? Какая особенность языка этих рассказов?

У.Б.Житков своими рассказами открыл нам мир детства по-новому, по- своему

 

7.Рефлексия                     

У. Старайтесь делать людям добро, не приносить им боли и страданий. Берегите каждый миг вашего детства, потому что это “счастливая, невозвратимая пора Детства”!

Синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – Детство (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

У. Хорошо, спасибо. Хочется верить, что вы ответили искренне.

8.Домашнее задание.

У. А теперь запишите задание на дом, у вас появилась возможность проявить себя в качестве художника:

1.Подумайте и нарисуйте иллюстрацию обложки к этим рассказам Б.Житкова «Пудя», «Белый домик».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 5 «Б» классе Борис Степанович Житков « Пудя », «Белый домик » Составила учитель русского языка и литературы Павлова В.М.

Слайд 2

Мир детства – самый лучший мир, Наивный, добрый и счастливый, Ребенок хочет быть большим, Стремится жить во взрослом мире. Ольга Партала Эпиграф к уроку

Слайд 3

дружба , взаимопонимание , взаимопомощь , игра , фантазёры , мечтатели А с каким словом можно соотнести эти слова:

Слайд 4

Мир детства в рассказах Б.Житкова « Пудя », «Белый домик».

Слайд 5

Выбрать эпизоды. - Проанализировать эпизоды. - Дать оценку поступкам героев.

Слайд 6

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ 1.Внимательно прочитайте задания. 2.Правильно распределите задания, помня, что каждый выбирает то задание, которое ему по силам и которое ему нравится. 3.Работайте дружно. 4.Уважайте мнение товарищей. 5.Выберите выступающего.

Слайд 7

Синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где: Первая строка. 1 слово – Детство (существительное). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"

Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Конспект урока по теме:«Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы"

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова....

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...

Методическая разработка "Компетентностный потенциал учебного предмета «Литература» (на примере формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах)"

В методической разработке представлен опыт формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах, изучения запросов учащихся, причин недостаточной сформированности данных комп...