Комплексный анализ текста И. С. Шмелев
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме

Комплексный анализ текста И. С. Шмелев 8 - 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_teksta_i._s._shmelev.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОД-ПРИЗРАК

Город чудный, город древний…

Ф. Глинки

Город-призрак. Он явился моей душе; нетленный, предстал на небе. Ибо земля – чужая.

Я лежал на песке, в лесной тиши залива. Смотрел на небо. Смотрел, щурясь, как сияют на солнце кусты золотого терна и золотого дрока. Белое, синь да золото. Хмурые сосны в небе. Прилив был в силе. Плавная его зыбь плескала. Под шепчущий плеск дремалось.

Облака наплывали с океана, невидного за лесом; их рыхлые снеговые груды громоздились за соснами, валились на их вершины, пучились и клубились пышно. Быстро менялось в небе. Вот – выдвинулась гора, склонилась. За нею – город: холмы и башни. А вот, купола за куполами, один над другим, рядами, как на гравюрах старых «Святого Града»: храмы над храмами в серых стенах из камня. Стаяло – и опять всклубилось. И вот, выпучился  над всеми купол, поширился, - и я уловил на мгновение: великая шапка витязя, шлем – и шишак на нем. Блеснуло в глазах, по памяти: вот он, наш Храм московский! Христа Спасителя. Держался одно мгновение – и вытянулся язык по небу.

Я вспомнил широкие дорожки сквера, кусты сирени и барбариса, изгороди подстриженной калины, редеющие клумбы цветов осенних, церковных, «крестных» - бархатцы, георгины, астры, - все широко, разгонисто, и все – до старых, широких яблонь, до каменной ограды завитками – приземисто и плоско: все придавало Храмом. В золотом шлеме исполина, видный на всю Москву, совсюду блистающий сиянием, за многие версты видный,  со всех концов, он давит своею массой. бродишь, бродишь вокруг него, с трудом поднимая ноги: такая тяга! Глядишь на стены, на купол, закрывший небо, и в голове мутится – такая сила!

Вечер, сухой и ясный. Нелюдимые сторожа, в серо-суконных блузах с медными бляхами,  поливают неторопливо клумбы. Так тихо, что шорох дальней поливки слышен. свежее пахнет водою, пылью, осенней сушью. За кустами щебечут гимназистки, но их голоски чуть слышны: все глушит Храмом. В воздухе до того прозрачно, что все Замоскворечье видно: над золотисто-зелеными садами сияют колокольни, кресты, купола, окошки. Видны даже у крестиков цепочки, веревки на каланче, черные шарики сигналов. Там еще шумы жизни, а здесь – благодатно-тихо. Чутко-тихо. У великого Храма всегда тихо.

Мосты хорошо отсюда видны: Каменный, Чугунный. Направо – даль, осенние Воробьевы горы, в позолоте, к реке – позеленее. Палочками бегут фонарики, и в них по солнцу.  От моста накатывается  гулом, слышно даже отдельное копыто.

 Внизу – река, малая, простая, Москва-река. Спят на ней плоскодонки рыболовов, блестит зеркально золотой  шлем Храма. Утки плывут к Замоскворечью, к древним хоромам Скуратова Малюты. Вьются за ними серебристые дорожки.

В Храме всенощная идет. Колокола переговариваются печальным звоном, один за другим, редко… и вдруг, все вместе, ударят разбито, скорбно. И опять, мерные удары.

Это Животворящий  Крест выносят.

Звон великого Храма чудный: много в нем серебра и медь его по-особому певуча: глухая, мягкая, будто земля взывает. Из мягкого камня Храм, песчаный, светлый. Стены его – все наше: память о собиравшейся ратными силами России. Александр Невский, Дмитрий Донской, Владимир, Ольга… Какая даль! Высечено веками в камне. Бродят перед стенами кучки людей заезжих, смотрят, читают вязь. Долго, устало ходят. Трудно ходить у Храма: тяжелая его масса давит.

А вот и хранитель славы, святынь российских. хранитель  былых страданий, зерцало  наше – башенно-стенный Кремль над тихой Москвой-рекой! И сам тихий. Вызолоченные орлы его на башнях блистают в вечернем солнце, раскинув крылья. Орлы не хищные, широкие и пушистые, - орлы России. Соборы, башни, Иван Великий, золотисто-серебрёные верха, кокошнички, пузыри, оконца, башенки, теремочки, стрелки, городочки, кресты, кресты… шпиль золотой, дворцовый, кардинальная шапка на Сенате, зубцы, зубцы… Сколько там света, блеска, зайчиков, искр, игры! Сколько там спит святого, крепкого и бессмертного, кровного нашего, родного, под сводами соборов полутемных, тесных, хоть и неладно, да крепко сбитых из тесанного камня! Там Святители почивают, водители народа смутного, степного, лессового. Сколько там целости духовной, любви и жертвы! Петр и Алексей, Русь от татар хранившие, Филипп, Царя за неправду обличавший, Гермоген, из уз призывавший к доблести и чести, умученный… Даль святая и светлая – из тьмы времен, из лыка, из поскони, из скудности – скромно глядит доселе. Святая крепость сложила  какое Царство! Степными силами собрала, вязала лыком, жилами сплетала, слезами спаяла, кровью. Там лампады мерцают кротко, после пламени бурных лет. В свете вечернем, тихо стелется голубой ладан – после дымов-пожаров. И Спас Темный неусыпным взирает Оком. Что провидит России в далях?..

Крест  выносят, в цветах. Пение через стены слышно. Перезвоны текут печально, мерно, - и вот, бьются колокола надрывом.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…»

Сумерки гуще. Замоскворечье  гаснет, сады темнеют. Но крестики колоколен четко видны на небе.

И Кремль гаснет. Великий Иван Звонарь еще  блистает смутно.

И здесь темнеет; но светлые стены Храма будут белеть и ночью. И золотая шапка будет светить мерцаньем.

И Царь темнеет. Он грозно сидит на троне, глядит за Москву-реку. У ног его спят орлы. Не спят: сторожко глядят, поднявши для взлета крылья.

Тяжелый, широкий памятник. И Царь тяжелый. Последний из Собирателей, Царь Мира. и Державы. Царь мужицкий. С крепкими кулаками, в сапогах мужицких, мужик лицом. Порфира Его громадна; трудна, тяжела Держава. Но руки крепки:  держал – не гнулся. Место Ему – по Нем: у Храма побед и мира, у русской силы. Сидит и глядит за реку, за Москву-реку, на прошлую даль степную, откуда валили орды. Россия собрана, крепко сбита. Можно сидеть, глядеть. Мудрые дали учат: тише едешь – дальше будешь. И Он – сидит. //Орлы сторожат концы: крылья для взлета подняты.

Облаков с океана меньше – ни куполов, ни башен. голубое над лесом небо. Пора домой.

И я уношу с собою призрак чудного города. Я повторяю имя, негромкое и простое, мягкое – Москва.

Покойная простота и сила. Белый камень и золото.

Кто, силач, возьмет а охапку

Холм Кремля-Богатыря?

Кто сорвет златую шапку

У Ивана-Звонаря?..

Нетленное взять нельзя. Держит Господь в Деснице времена и сроки, - и Ярое Око Его сожжет закрывшую Его тьму.

Верю.

Комплексный анализ

Стиль: художественно-публицистический.

Тип речи:  повествование с преобладанием описания.

  1. Лексический уровень.

На лексическом уровне выделяем тематические группы:

- размеры: широко, разгонисто, все придавило; в золотом шлеме исполина, давит своей массой, тяжелая его масса давит; в шлеме исполина;  

- пространство: видный на всю Москву, совсюду  блистающий, за многие версты видный, видно Замоскворечье, мосты хорошо… видны, внизу – Москва – река;

- время: вечер, даль… светлая – из тьмы времен, в свете вечернем, сумерки гуще, Кремль гаснет, и здесь темнеет, будут белеть и ночью;

- звуки: тихо, что шорох дальней поливки слышен, шумы жизни, благодатно – тихо, чутко – тихо, У великого Храма всегда тихо, от моста накатывает гулом, слышно… отдельное копыто, колокола переговариваются, ударят разбито, скорбно, бьются колокола надрывом, мерные удары, медь… певуча, глухая, пение через стены слышно, перезвоны текут печально, щебечут гимназистки, голоски чуть слышны; 

- цвет:  преобладающий цвет – золотой: кусты золотого  тёрна и золотого дрока; Белое, синь да золото; в золотом шлеме; над золотисто-зелеными садами; Воробьевы горы в позолоте; зеркально-золотой шлем Храма; вызолоченные орлы; золотисто-серебряные верха; шпиль золотой; золотая шапка.

В тематической группе отдельно выделяем историческую тему  как память о собиравшейся ратными силами России: Александр Невский, Дмитрий Донской, Владимир, Ольга; Там Святители почивают, водители народа; Петр и Алексей; Русь от татар хранившие Филипп, Царя за неправду обличавший, Гермоген, из уз призывавший к доблести и чести, умученный…; Последний из Собирателей, Царь Мира и Державы.

Художественно-изобразительные средства.

Весь спектр художественно-изобразительных средств отвечает задаче показать Нетленный град – Москву, а в нем два символа нетленности – Храм Христа Спасителя и Кремль Метафора, олицетворение,  сравнение, риторическое восклицание и риторический вопрос, возрастающая градация – всё выпукло и зримо рисуют два столпа русской державы.

Метафора: рыхлые снеговые груды; великая шапка витязя; шлем  и шишак на нем; вытянулся язык; сколько там зайчиков (метонимия); Святители почивают; водители народа Порфира его громадна; трудна, тяжела Держава.

Метафора – молитва: Святая крепость сложила… Царство! Степными силами собрала, вязала лыком, жилами сплетала, слезами спаяла, кровью. Лампады мерцают кротко после пламени бурных лет. В свете вечернем  тихо стелется голубой ладан – после дымов – пожаров. И Спас Темный неусыпно взирает оком.

Олицетворение: валились (об облаках), выдвинулась гора; давит своей массой; всенощная идет; колокола переговариваются; перезвоны текут; бьются колокола надрывом; мудрые дали учат.

Сравнение: Зерцало наше… Кремль; Царь мужицкий; мужик лицом; будто земля взывает.

Риторическое восклицание: стилистическая фигура, с помощью которой утверждение высказывается в форме восклицания. Стены его (Храма) – всё наше: память о собиравшейся силами России… КАКАЯ ДАЛЬ!

Риторический вопрос:  утверждение в форме вопроса: Что провидит Россия в далях?..

На лексическом уровне использование слов просторечных и высокой лексики:

- выпучился,  поширилось, совсюду – просторечные;

- взывает, водители, почивают – слова высокой лексики.

Параллелизм: тождественно – возвышенное описание Храма Христа Спасителя и Кремля; соотносясь, они создают единый, возвышенный образ «Святого Града».

  1. Морфологический уровень

Преобладающими частями речи являются  существительные и относительные и качественные прилагательные: в золотом шлеме; до каменной ограды, медными бляхами; над золотисто-зелеными садами; река, малая, простая; к древним хоромам; серебристые дорожки; печальным звоном, звон великого Храма чудный, из мягкого камня; шпиль золотой, дворцовый; башенно-стенный Кремль; золотисто-серебряные верха, неусыпным оком.

Безличные глаголы: менялось, стояло, всклубилось, блеснуло, мутит, дремалось, пахнет.

Глаголы в форме 2-го лица, имеющие обобщенное значение: бродишь, вокруг, глядишь на стены.

Глаголы в прошедшем времени: наплывали, громоздились, валились, пучились, выдвинулась, склонилась, вспомнил, поширился, уловил и т.д. 

Наречия: приземисто и плоско; совсюду; тихо, неторопливо, прозрачно, хорошо, зеркально, редко, разбито, скорбно, долго, устало, трудно, крепко, кротко, мерно, надрывом, сторожко. 

  1. Синтаксис

Синтаксический уровень представляет широкую палитру предложений: двусоставные – простые и сложные,  неопределенно- личные; односоставные – безличные, назывные, наречные.  

Безличные: Здесь темнеет; стаяло и опять всклубилось; в голове мутится; от моста накатывает гулом; высечено веками в камне; трудно ходить у Храма; можно сидеть, глядеть. 

Неопределенные – личные: это животворящий крест выносят. Крест выносят в цветах.

Назывные: белое, синь да золото. Ветер сухой, ясный. И опять мерные удары. Тяжелый, широкий памятник. Царь тяжелый. Царь мужицкий. Облаков… меньше. Покойная  простота и сила. Белый камень и золото. Храм песчаный, светлый. Соборы, башни, Иван Великий, золотисто-серебреные верха, кокошнички, пузыри, оконца, башенки, теремочки, стрелки, городочки, кресты… шпиль золотой.. зубцы, зубцы.

Наречные предложения: Благодатно-тихо. Чутко-тихо. У великого Храма всегда тихо.

Широко используются автором распространенные определения: … видный на всю Москву; совсюду блистающий сияньем; за многие версты видный.

Использование приложений: мосты – каменный, чугунный,…  река, малая, простая, Москва-река. А вот и хранитель слова, святынь российских, хранитель былых страданий, зерцало наше – башенно-стенной Кремль…

Инверсия: особую роль играет инверсия в тексте. Перестановка смежных слов логически выделяет слово или часть предложения: Быстро менялось в небе… выпучился над всеми купол… В храме всенощная идет. Из мягкого камня Храм.

Художественно-публицистическое  произведение -  панегирик: торжественная, хвалебная речь городу, в котором родился и вырос автор. Должен был покинуть колыбель России, поселиться  в Париже. Это гордость – похвала Русской славе, Русской Земле, Русским князьям и царям, стяжавшим славу России, - всему и всем, что сбивало, кто скреплял Русскую Державу. Это  гордость – похвала двум символам России – Храму Христа Спасителя и Кремлю – двум оплотам Русской Славы.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи.  Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...