Н.В. Гоголь «Портрет»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Содержание конспекта урока по теме "Н.В. Гоголь «Портрет» ", 6 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.v._gogol.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Гоголь «Портрет»

  1. О русской национальной традиции в литературе

(К предыдущему уроку по сказке о золотом петушке А.С. Пушкина)

- Традиция в л-ре – это культурно-художественный опыт прошлых эпох,  воспринятой  и освоенной писателями в качестве непреходяще ценного, ставший для них творческим ориентиром.

- В качестве традиции в л-ре  м.б.:

  1. темы прошлой л-ры (тема «мол. чел», «лишнего чел»);
  1. универсальные темы: любовь, смерть, слава, мир, война;
  1. нравственно - философские  проблемы (духовное прозрение героев Толстого и Достоевского);
  1. жанровые традиции (эпопея Толстого, Шолохова);
  1. тип стихосложения, стих-е размеры;
  1. принципы портретной живописи, приемы воссоздания психики.

- Какая национальная литературная традиция прослеживается в сказке А.С. Пушкина?

1) нравственно-философские проблемы добра и зла, ответственности человека за поступки, на гос. посту;

2) стихотворный размер.

  1. Вводное слово к творчеству Н.В. Гоголя

СЛОВАРЬ:

Реализм – (Lat. – действительный) метод в искусстве, следуя которой художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Искусство реализма показывает взаимодействие человека со средой, воздействие обществ. условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей.

  1. Понятие о программном пр-и в творчестве художника.

- Программное пр-е есть у каждого писателя и поэта.

А.С. Пушкин – «Поэт и гражданин».

Л.Н. Толстой – «Война и мир».

Н.А. Некрасов – «Поэт и гражданин».

Н.В. Гоголь – «Портрет»

- Что отражают и заключают в себе программные произведения?

В первую очередь на роль пр-й искусства в жизни человека, во-вторых, задачи искусства.  

  1. Работа по содержанию

- Кто является героем повести?

- Что с ним происходит?

- Какова судьба Чарткова?

  1. Работа по содержанию.

- композиция – дать определение;

- что представляет композиция повести?

(Попробуйте схематично изобразить композицию повести).

Две части.

- Определим вид композиции каждой из частей:

I  ч. – линейная композиция;

II ч. – рамочная.

- Определите каждый вид композиции:

линейная – хронология, последовательность событий;

рамочная – рассказ в рассказе.

- В целом это повесть, распадающаяся на две части, которые по сути самостоятельны. По жанру – это что?

- Итак, разобрались с композицией и жанром обеих частей.

- Теперь перейдем к конфликту.

Вспомним, что есть  конфликт в художественном произведении?

  1. несоответствие взглядов на мироустройство, жизнь, искусство, религию;
  1. разлад в душе человека;
  1. человек и властелин;
  1. конфликт государств.

-  Как бы вы определили конфликт части повести?

Это внутренний конфликт в душе человека.

- Перескажите, в чем он заключается. (подробный пересказ текста).

- Каков же конфликт во второй новелле?

Тоже внутренний конфликт. Он заключается в том, что… (пересказ).

Итак, два художника, оба талантливы.

- Но не кажется ли вам, что они являют собой героев – антагонистов, т.е. противоположных друг другу. Да, несомненно.

- Но в чем проявляется эта противоположность? 

Чартков использует портрет ростовщика как предмет обогащения и теряет свой талант. Художник во второй  новелле, наоборот, старается и избавляется от портрета.

- Но я утверждаю, что эти два художника в «портрете» Гоголя не прости антагонисты, они еще взаимодействуют друг с другом по принципу «зеркальности»:

«зеркальность» - художественный прием повтора, усиления свойств, черт героя, персонажа.

- Что в ком усиливается,  повторяется в художниках?

несомненно, талант художника из второй  новеллы более сильный, более нравственный.  

- Проследим этапы жизни художников:

I  ч. –  это падение худ. Чарткова растрата таланта;

II ч. – становление художника, который созд. великое произведение искусства – портрет ростовщика, и он писал с муками, самоотречением и покаянием.

1 худ-к: нищета – богатство – популярность;

2 худ-к: благополучие – нищета – забвение.

- Но есть нечто, что их объединяет.

Что это в повести?  (Портрет ростовщика).

Здесь мы с вами подошли к проблеме:

-Какую роль играет портрет? М.б., он выполняет функцию детали, чтобы лучше понять конфликт художников.

М.б., это символ? Или некая аллегорическая фигура?

СЛОВАРЬ:

Символ –  условный знак к-н понятия, ч-н отвлеченность. например: голубь – символ мира.

Аллегория -  иносказание, выражение ч-н отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.

Скорее всего, портрет ростовщика – это символ таланта художника, сумевшего воплотить на холсте сущность ростовщика.

- Какова его сущность?

Деньги, ссужаемые им, приносили людям горе и страдание; на портрете глаза ростовщика изображены, как живые, и продолжают пагубно действовать на тех, кто на него смотрит.

На сегодня закончим, продолжим на следующем уроке.

ВЫВОД: Итак, мы разобрали в жанре частей, композиции.

  1. Анализ повести.

Роль  портрета ростовщика. Символ, аллегория

Взгляд Гоголя на искусство.

- Чем закончив II ч. Наказом уничтожить портрет.

- Как вы думаете, совершил ли чудо художник?

Да, независимо от того, кого изобразил художник, он настолько точно воплотить сущность ростовщика, что смогло принять в себя в его душу.

ВЫВОД:

  1. В этом заключается великая сила искусства.
  1. В этом и преступление художника: злая душа д.б. покинуть землю со смертью ростовщика. Но она осталась на земле и продолжает, воплощенная в портрете, творить свои черные дела.

Более того, портрет не только продлевает земное повествование, он продлевает род занятий ростовщика. Именно ростовщик снабжал деньгами и портрет фантастическим образом «подарил» деньги Чарткову.  

- Должно ли искусство всегда правдиво и точно изображать земную жизнь?   

Да, должен, но есть одно "но" - искусство д. облагораживает человека.

- Здесь возникает другой вопрос: всякий ли человек удостоен чести "обрести вечность" с помощью кисти живописца?

Только те, что несут добро и красоту людям.

- Какой ценой заслуживает себе прощение создатель портрета? (по тексту).

- В чем подлинная задача искусства?

Искусство есть прекрасное  и должно вносить в жизнь человека радость  и очищение искусством.

КАТАРСИС (греч.) - очищение через слезы.

- И последнее: какой эстетический эффект достигается писателем с помощью такого построения "портрета"?  

Эффект неожиданности и проблема конфликта.

- В чем заключается конфликт повести?

Несоответствие взглядов на роль искусства в жизни людей. А также конфликт в творческой  биографии самого автора, который всю жизнь не мог найти равновесия между своей религиозностью и могучей силой воздействия искусства на людей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Духовной жаждою томим" (по рассказу Н.В.Гоголя "Портрет)

данная мастерская поможет учащимся разобрать в том, какую же роль играет искусство в формировании мировоззрения человека....

Вечное и вещное в повести Н.В.Гоголя "Портрет"

Данная работа представляет презентацию на основе сопоставления двух художников: слова и живописи - А.Иванова и его работы "Явление Христа народу" и повести Н.В.Гоголя "Портрет". В  работе рассмат...

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

"Гибель души человеческой" (по повести Н.В.Гоголя "Портрет"). Урок литературы в 8 классе.

Демонстрация способа анализа текста как средства формирования и  совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение (на основе повести Н.В.Гоголя "Портрет")....

Гоголь."Портрет"

Разработка урока литературы по программе Кутузова. "Гоголь Н.В. "Портрет" .Тема ответственности человека за свою судьбу"...

сценарий урока литературы по повести Н.В. Гоголя "Портрет" "Вечное и вещное в искусстве".

Урок литературы является итоговым и рассматривает философский аспект темы призвания художника и роли искусства в мире....

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....