сценарий урока литературы по повести Н.В. Гоголя "Портрет" "Вечное и вещное в искусстве".
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Урок литературы является итоговым и рассматривает философский аспект темы призвания художника и роли искусства в мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nv_gogol_portret.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

 Сценарий урока  в 8 классе

 Вещное и вечное в искусстве.

Тема призвания художника и роли искусства в мире по повести

 Н.В. Гоголя «Портрет»

 

Цели:

  1. Показать учащимся, как раскрывается автором тема призвания художника и роли  искусства в мире;
  2.  Раскрыть особенности композиции текста, выявить традиции духовной литературы в повести;
  3. Развивать творческие, коммуникативные способности, речь.
  4. Формировать ключевые компетентности чтения, работы с текстом с целью извлечения информации.

Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал,  мультимедийная техника.

Ход урока:

  1. Вызов.  

-  Эвристическая беседа. Слово учителя: Вторая часть повести раскрывает историю создания портрета, погубившего художника Чарткова. Герой 2 части тоже художник, противопоставлен Чарткову: он находит в себе силы избавиться от дьявольского наваждения. Гоголь размышляет о божественной миссии искусства и художника, о назначении искусства, о свободе творчества, о его взаимоотношениях  с религией.

   Наша задача — определить роль искусства в мире  по повести «Портрет».

- Верные - неверные  утверждения отметить в тетради:

      1.   Чартков — богатый художник, рисующий только портреты

  1. В портрете  зрителей  поражают  глаза  человека.
  2. Чартков на последние деньги купил портрет.
  3. Чартков выполняет наказ профессора и  уклоняется от возможности стать  модным художником.  
  4. Зрители восхищаются работами Чарткова, потому что он приукрашивает действительность.  
  5. Причина безумия Чарткова — сожаление о погубленном таланте и зависть более успешным художникам.

       7.  Художник, написавший портрет ростовщика, становится безумным.

       8.  Художник Б. - автор известного портрета.

       9.  Добро в повести олицетворяет отец художника Б., а зло — Чартков.

       10. Художник Б.  уничтожил  портрет по просьбе своего отца.

  1. Осмысление содержания:

- Почему Гоголь сначала рассказывает историю Чарткова, а потом – историю портрета?

- Что связывает части повести?

- Каковы особенности композиции 2 части?

     - Каким рисует автор ростовщика?

       -Почему один художник получает имя – Чартков, а другой – нет?

 

Аналитическая работа по тексту в группах по вопросам:

1.  Как изменяется жизнь художника  после появления портрета?

2.Что привело художника в монастырь? Почему так долго отказывался он приступить к росписи храма и что помогло создать ему дивное произведение искусства?

3. Кто из героев становится выразителем взглядов Н.В.Гоголя на искусство?

4. Можно ли назвать повесть фантастической? Как связаны фантастика  и реальность в романтической повести Гоголя?

 

 3. Оценочный этап. Художник. Искусство. Портрет.  Талант

1.Синквейн – это стихотворение из пяти строк (рифма не обязательна):

1 строка (тема) – имя существительное.

2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) –  глаголы.

4 строка (отношение автора синквейна  к данной теме) – фраза из четырёх слов.

5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы.

4. Каковы взгляды Гоголя на искусство и предназначение искусства?   Кто стал выразителем вещных идеалов, а кто - вечных?

В чем видит писатель связь искусства с религией?

Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте духа и манере работать похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который рисовал картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю.

Все картины, упомянутые в повести, оказались реальными: великое полотно, изменившее судьбу Чарткова, - «Явление Христа народу» Иванова, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова; икона, созданная художником Б.- икона «Рождества Христова».

7. Как  я  работал  на  уроке – отметить на  шкале  из  6  делений.

Домашнее задание.  

1. Творческий практикум. Стр. 325 Подготовка к сочинению-эссе  «Какова роль искусства в обществе?»

Отметки за урок и рефлексия учителя.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое

Урок  по повести А.Платонова «Юшка».  тема: " Любить  «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем   посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе

Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...

Сценарий урока литературы "Печали и радости "маленького человека" (урок-экскурсия по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" )"

Сценарий может быть использован при изучении повксти А.С. Пушкина "Станционный смотритель"...

Творческая мастерская на уроке литературы по повести В.Распутина «Уроки французского»

Данный материал может быть использован на уроке литературы при изучении повести В.Распутина «Уроки французского»....