«Великая цель образования это не знания, а действия»
статья по литературе по теме

Воротникова Ольга Григорьевна

В статье, написанной в соавторстве с учителем биологии Себельдиной Н. Н., рассказывается о возможностях современного урока , и в качестве примера предлагается урок повторения по литературе в 11 классе "Сны: невозможное возможно".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikaya_tsel_obrazovaniya.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

 «Великая цель образования это не знания, а действия»

Гербер Спенсер

Воротникова Ольга Григорьевна, МБОУ СОШ № 7 г. Нижнего Новгорода, руководитель РМО учителей русского языка и литературы;

Себельдина Наталья Николаевна, МБОУ СОШ № 7 г. Нижнего Новгорода, руководитель РМО учителей биологии.

Модернизация – это процесс, направленный на усовершенствование, обновление, изменение соответственно современным требованиям.

Модернизация образования, помимо всего, подразумевает усиление гуманитарной направленности, личностно – ориентированное обучение, деятельностный подход и целостность образования.

Модернизацию образования, на наш взгляд, надо начинать с модернизации урока, работая над его эффективностью и качеством. Этого можно достичь, постоянно повышая свою научную эрудицию, педагогическое мастерство, рационально используя время урока и соблюдая его логику, учитывая индивидуальные особенности учащихся. В. Я. Сухомлинский считал: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Мы прекрасно понимаем, что к переходу на ФГОС второго поколения надо готовиться и учителю, и ученику. Поэтому реализуя в нашем ОУ авторскую учебную интегрированную  программу  литературы и биологии «Человек и природа», стараемся учитывать изменения деятельности учителя в рамках требований ФГОС.

Во-первых, это нестандартное ведение урока. Все уроки по нашей программе проводятся учителями литературы и биологии одновременно.

Во- вторых, стараемся так организовать деятельность детей, чтобы они значительное время уделяли поиску и обработке информации, учились ставить учебные задачи.

В-третьих, преимущественно используем групповую и индивидуальную работу.

В-четвертых, планируем не только предметные, но и  личностные, метапредметные результаты.

В качестве примера хотим привести урок «Сны: невозможное возможно», проводимый нами в 11 классе как урок повторения. В рамках повторения русской литературы XIX века и курса биологии «Человек» нами рассматриваются сны И.И. Обломова (И.А. Гончаров «Обломов»), Р.Раскольникова и Свидригайлова (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»), а также сны главных героинь баллады В.А. Жуковского «Светлана» и романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В основу разговора положено высказывание выдающего русского физиолога         И.М. Сеченова, называвшего сновидения «небывалыми комбинациями бывалых впечатлений». Урок является итоговым мероприятием межпредметной групповой исследовательской проектной работы. Форма проведения мероприятия – круглый стол.

Так как проект межпредметный, то учащиеся были предварительно распределены по интересующим их дисциплинам: литература, биология, а также была выделена группа учащихся, интересующихся психоанализом.

Схема проекта

                                                        Психоанализ

                    Философия                       Сон                      Литература

                                                           Биология

Эпиграфами к уроку мы выбрали слова Ю. М. Лотмана «Сон – знак в чистом виде, так как человек знает, что есть сон, ведение, что оно имеет значение, но не знает какое. Это значение нужно расшифровать» и испанского драматурга Кальдерона «Жизнь есть сон».   

В начале урока учитель литературы  рассказывает притчу о философе, которому приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылек, которому снится, что он - мудрый старец. Затем продолжает беседу учитель биологии,  говоря о том, что сон – одно из основных состояний организма, в котором человек проводит до одной трети жизни. Какое значение в жизни человека имеет сон и что такое сновидения – тема разговора.

Затем предоставляется слово группе учащихся, которая подготовила сообщения о биологии сна и роли сна в психоанализе. Именно с этих позиций обсуждаются заранее предложенные эпизоды литературных произведений, которые ребята, распределившись по группам, заранее повторили и проанализировали с точки зрения литературы (место в произведении, роль эпизода, функции и т.д.). Они должны кратко рассказать содержание эпизода, выяснить, как биологические и психоаналитические аспекты проявились в нем, какую функцию данный сон выполняет в произведении. 

Результаты анализа вносятся в предложенные им таблицы.  

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используют знания, полученные на стадии осмысления содержания, делают выводы.

В качестве домашнего задания одиннадцатиклассникам предлагается написать эссе, выбрав на свое усмотрение одно из предложенных высказываний: «Сны – это предшественники будущих тенденций развития личности» (Юнг) или «Сон – это иллюзорное осуществление вытесненных желаний» (Фрейд).

Этот урок получил положительные отзывы не только у учеников, но и у наших коллег (присутствовали учителя Нижегородской области). Нам кажется урок «получился», потому что он оказывает помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала. Он помогает сформировать у учащихся целостное представление о системе знаний, так как опирается на межпредметные связи, демонстрирует сочетание общеклассных форм с групповыми и индивидуальными, направлен на формирование надпредметных способов учебной деятельности (например, анализ от предмета к явлению, процессу, понятию). Именно этого требует от урока внедрение ФГОС второго поколения.

Учиться с увлечением, хотеть узнать больше, заинтересовать ученика – вот основные задачи каждого учителя.

Мы считаем, что современный урок должен воспитывать в ученике свободу выбора. Это путь к воспитанию гражданина, то есть личности, способной к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие цели обучения толерантности: ценности, знания, компетентности

Исследовательская работа. Обучение толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает пр...

Великая цель образования - не знание, а действие

Этот материал посвящен проблеме внедрения в систему образования инновационных методов и подходов к реализации коррекционно-образовательного процесса. В работе проведен анализ деятельностного подхода и...

Урок закрепления знаний Арифметические действия с десятичными и обыкновенными дробями.5 класс математика

Урок на закрепление знаний с использованием флипчарта, индивидуальных карточек....

Проект «Знание – в действие» Дидактические материалы 7-9 классы

Проект «Знание – в действие» Дидактические материалы 7-9 классы...

Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия

Статья о изменении в образовательной организации после слияния нескольких школ (объединение в образовательный  комплекс)...

Статья "Применение игровых технологии на уроках химии с целью повышения повешения качества знаний"

Применение игровых технологии на уроках химии с целью повышения повешения качества знаний....