Город лип золотых
план-конспект занятия по литературе (10 класс) по теме

Литературно- музыкальная композиция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod_lip_zolotykh.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                          «Город лип золотых»

                        (Литературно-музыкальная композиции)

Чтец: стихотворение C. Мекшен «Люблю этот город»

Ведущий 1. Город Липецк!

Ведущий 2. Наш город!

Ведущий 1. Некоторые из вас узнали о нем совсем недавно.

Ведущий 2. А ведь наш город-

                                             это город металлургов,

                                             это город-курорт,

                                             это город лип золотых.

 Ведущий2.

 Как всякий русский,

Липецк все познал :

Разоры, глад и восставал из пепла,

А имени с рожденья не менял.

Ведущий1  

 Небольшой обелиск с надписью: «Липецкое городище. Археологический памятник 13 века.»

Ведущий2.

В придонских степях полыхали пожары,

Из Дикой степи набегали татары.

Но снова и снова, встряхнув пепелище,

Вставали на русской земле городища.

                                             Сцена 1

Воин:

Князь, отряд татарский с обозом идет в нашу слободу

Князь:

 Мыслю так: часть дружины оставить у развалин старого городища. Вторую часть дружины поставить в засаду в том березняке. Завязать сечу. В разгар сечи вывести засаду, добить татар и захватить обоз.

Воин:

 Князь, позволь мне вместо тебя стать с основной частью дружины.

Князь: 

Нет, пусть татары знают, что с ними бьется сам князь Святослав. А теперь бери людей и отправляйся, жди моего сигнала . как увидишь дым, не медли, бей сразу. И запомните: нам обязательно нужно их побить!

Воины: 

Побьем, князь! Веди! Однова концу быть! Веди!

     (Битва)

Князь: Братья мои, дружина и ратники земли Липецкой! Дорогой ценой досталась нам победа, лучшие мужи сложили свои головы за землю нашу, за жен и детей, за нас с вами.Память о мужестве защитников земли Русской переживет века.

 Ведущий 1:Липецкое городище… Я люблю гулять здесь в любое время года.

Ведущий 2: Весною покрытые зеленым пухом деревья кажутся воздушными на фоне голубого неба.

Ведущий 1:Летом раскидистые кроны укрывают от палящих лучей солнца.

Ведущий 2:Осенью негромко шуршат под ногами опавшие листья.

Ведущий 1: А зимой городище звенит счастливыми детскими голосами- лучших снежных гор вы не найдете нигде в Липецке.

Ведущий 2: Началась же слава Липецка с Петра 1.

Ведущий 1:

Нижний парк. Сколько же ему лет? Тихо.

Слышу только собственные шаги. Кажется, что город где-то далеко-далеко. Вдоль дорожек огромные тополя. А вот и пушки, отлитые на Петровских заводах

 Ведущий 2:

Для ведения Северной войны требовалась не только армия. России нужен был флот.

Ведущий 1:

Корабли строили на верфях в Воронеже, а пушки для них лили на наших заводах.

Сцена 2

                                                                                                                                                                  Мальчики в костюмах:

Царь:

 Сказывайте,  молодцы, правда ли, что железный промысел у вас здесь в чести? Нет ли в округе мастеров искусных по этому делу?

Крестьяне:

- На  Воронеж - реке железо только у двух хозяев производят: у Борина Кузьмы да еще в малом городке у боярина  Романова.

- Мы сами на эти заводы по зиме руду возим с Железной горы.

-Руды же в этой горе громадное количество, вот и увлекаются у нас железным делом.

-Есть в слободе и мастер-умелец, в собственной домнице крицу он плавит да кует разную утварь для хозяйственных нужд, а когда и пищали стрельцам на заказ…

 Петр:                                                                                                                                                                                 - «Указ Петра 1: для надобности как флота, так и всего тамошнего края построить вверх по реке Липовка железоделательные заводы…

- «В 1703 году домны уже давали продукцию:пушки,ядра, якоря. Царь был крут на расправу с теми, кто не поспевал в отпущенные сроки».

Ведущий: Не меньшую известность приобрел Липецк и как курортный город.

Сцена 3

Дочь: Доброе утро, маменька, папенька! Папенька, когда же наконец мы едем на воды?

Отец(сворачивая газету): Боюсь, что никогда. На Кавказе война, в Европе-Наполеон. Придется дома посидеть.

Дочь(плачет): Но, папа, Вы же обещали… Мои платья…

Отец(сердито): Я сказал: «Нет!» Вон озеро- чем не воды? А платья дома носить будешь.

Мать: Послушай, друг мой! Я на днях получила письмо от кузины Лизы, так вот, она пишет, что едет с детьми на курорт в какой-то, дай Бог памяти, Липецк. Может быть, нам присоединиться к ним?

Дочь: Дорогая Жюли!

      Вот уже две недели мы живем в Липецке. По утрам мы с маменькой пьем минеральную воду, а после обеда катаемся по пруду на лодках. Вечероп в курортном зале играет оркестр и можно потанцевать. Общество довольно приятное, мы встретили московских и петербургских знакомых, так что время проходит весело. Мои парижские туалеты имеют успех. Недавно князь С сказал… Впрочем, об этом я расскажу тебе при встрече. Прощай же, целую тебя, твоя Нина.

Бал

Чтец

Я признаюся вам, что Липецк – рай земной!

Любезность житлей и прелести природы

Мне здесь полезнее, чем все на свете воды.

Нет, я вообразить без грусти не могу,

Что должно в Петербург мне будет возвратиться

И важной знатности в блистательном кругу

О Липецке вздыхать и скукою томиться.

Ведущий 1:

Так писал о Липецке А.А. Шаховской в своей комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды.»

 Ведущий 2: Судьба  моего города неотделима от судьбы страны.

В 1918 году на поле Липецкого ипподрома приземлилась эскадрилья «Илья Муромец». Это стало началом славной истории Липецкого авиацентра.На его базе перед войной проходили ускоренную подготовку летчики-истребители.

                                                  Сцена 3

Девушка: Ты никак не можешь задержаться ?

Юноша:( отрицательно покачал головой.)

Девушка:   Неужели так срочно?

 Юноша:( пожал плечами.)

Девушка: На границе неспокойно, да? Папа говорит, что Гитлер стягивает вокруг нас кольцо,

Юноша: У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у наших границ ни на чем не основаны и являются результатом происков англо-французских империалистов.

 Девушка: Я читала газеты. А папа говорит, что положение очень серьезное.

Юноша: Надо опасаться провокаций.

Девушка: Как ты думаешь, будет война?

 Юноша: Конечно, зря, что ли, открыли столько училищ с ускоренной программой? Но   это будет быстрая война.

 Девушка: Ты в этом уверен?

Юноша:  Уверен. Во-первых, надо учесть пролетариат порабощенных фашизмом и империализмом стран. Во-вторых, пролетариат самой Германии, задавленный Гитлером. В-третьих, международную солидарность трудящихся всего мира. Но самое главное — это решающая мощь нашей Красной Армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар.

Девушка: Если бы ты ехал на юг, на север, или даже на восток...

Юноша:  Я счастливый. Мне достался Особый округ. Знаешь, какая это удача?

Девушка: Я буду ждать тебя. Я очень, очень буду тебя ждать.

Ведущий 1:

  Не обошли его стороной и сороковые, роковые… В страшные июньские дни 1941 Липецк надел серую солдатскую шинель.

Чтец:  

 Я раньше думал: "лейтенант"
звучит "налейте нам",
и, зная топографию,
он топает по гравию.

Война ж совсем не фейерверк,
а просто трудная работа,
когда,
            черна от пота,
                                        вверх
скользит по пахоте пехота.
Марш!
            И глина в чавкающем топоте
            до мозга костей промерзших ног
            наворачивается на чеботы
            весом хлеба в месячный паек.
            На бойцах и пуговицы вроде
            чешуи тяжелых орденов.
           Не до ордена-

           Была бы Родина
          с ежедневными Бородино.

Ведущий 2:

Площадь Героев. Вечный огонь. Стена памяти с фамилиями липчан, не пришедших с войны.

Чтец:

 Это пламя безмолвно

Эти камни кричат

Кто б ты ни был – склонись,

Перед мужеством павших,

Перед памятью светлой

Героев – липчан,

Жизнь во славу Отчизны

Отдавших.

(Звучит песня «Ты же выжил,солдат»)

Финал. Все участники на сцене.

Липецка светлые улицы
Я полюбил с давних пор…
В липах цветущих волнуется
Птиц несмолкающий хор,
Вторит он песне сердечной –
Светлому гимну души…
Город мой юный и вечный,
Только стареть не спеши!
В старых курортных аллеях
Снова «пылят» тополя,
Зори за речкой алеют,
Душу огнем веселя…
Ели Быханова сада
Стрелами рвутся в зенит,
Легких фонтанов прохлада
Возле театра звенит…

   В небе – церквей позолота,
  Гордая поступь Петра;
  Рвущимся ввысь самолетам
  Вторят оркестров ветра

Светлой торжественной песней…
И, бесконечно любя,
О, Петербурга ровесник,
Я обнимаю тебя,
Липецк, любимый мой город –
Звонкое сердце страны,
Ты удивительно молод,
Сотканный из старины…

(Н. Цыплакова )

Финал

Звучит музыка. Танцует ученица 9 класса В Гуляева Алена.

Ведущий

Учитель, перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени.

Сцена

На авансцене лучи света. Ребенок играет с кубиками. Появляется 5 человек со свечами.

Первый

Я – упорство. Ребенок не всегда может идти со мной до конца.

Второй

Я  - надежда. Ребенок не знает, что без меня невозможно жить.

Третий

Я – вера. Ребенку порой не хватает меня.

Четвертый

Я – любовь. Ребенок часто не ценит меня.

Пятый

Я – творчество. Ребенок боится неудач, провалов и непонимания.

(Свечи по очереди гаснут)

Ребенок

Что вы делаете? Почему вы гаснете? Я боюсь темноты.

Учитель
Не бойся и не плачь! Пока рядом я, учитель, свечи всегда можно зажечь.

Я помогу тебе преодолеть страх, поверить в себя и других, стать счастливым (ребенок неуверенно оглядывается).

Учитель

Не бойся. Иди. Я буду рядом (зажигают свечи)

Ведущий

Учительство – не труд, а отречение, умение всего себя отдать, уйти на долгий подвиг и мучение, и в этом видеть свет и благодать.

Ведущий

Учительство – когда в глазах холодных

Зажжется понимания заря,

И ты поймешь: старался не напрасно

И душу отдавал не зря.

Учитель

Так зажжем гаснущие свечи, несмотря на то, что сами можем сгореть дотла. (Звучит скрипка, в презентации учителя)

Чтец

Учителю – дань сердца и ума!

Он создал нас,

Он воспитал наш пламень.

Возложен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

Звучит учительский вальс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Города золотого кольца"

В данной презентации представлены города Ярославль и Ростов Великий...

"Под небом голубым есть город золотой..."

классный час посвящен 100-летию поселения Туймазы...

"Города величеством сияющие" (города Золотого кольца)

В данной презентации в алфавитном порядке показаны достопримечательности улицы Волжская набережная, комментарии даны в стихотворной форме....

Города "Золотого кольца" России

Презентация, выполненная обучающимися 7 класса к теме "Gesicht einer Stadt - Visitenkarte des Landes"...

Урок немецкогго языка в 7 классе "Города Золотого кольца"

Здесь представлена разработка урока, в которой подробно изложен страноведческий материал о городах Золотого кольца....

План урока в 7 классе по теме « Das Antlitz einer Stadt ist die Visitenkarte des Landes. (Лицо города – визитная карточка страны. ) Thema: «Города «Золотого кольца». Делаем сообщения.»

1. Уметь читать тексты с полным пониманием содержания. 2. Введение лексического материала по теме: die Städte des „Goldenen Rings“, der (die, das) so genannte, gelten (D), willkommen heiße...

Конспект урока немецкого языка в 7 классе по теме: «Города Золотого кольца. Описание городов» «Die Städte des Goldenen Rings» Бим И. Л.

Цели:- углубление и расширение  лингвострановедческих знаний  обучающихся о стране и культуре родной страны на иностранном языке; - формирование слухопроизносительных навыков. Зада...