Живые мощи
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме

Сельцова Валентина Ивановна
—«После прочтения рассказов Тургенева легко дышится, легко верится, легко чувствуется. Ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается»-, так говорил великий русский писатель Салтыков-Щедрин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivye_moshchi_turgeneva.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Величие души народной. (По рассказу И.С.Тургенева « Живые мощи»)

Цель: 1) Раскрыть прекрасные нравственные качества образа Лукерьи из рассказа «Живые мощи». 2)Показать несломленность Лукерьи в её трагедии.

Ход урока.

I. Слово учителя: «После прочтения рассказов Тургенева легко дышится, легко верится,  легко чувствуется. Ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается»,-так говорил великий русский писатель Салтыков-Щедрин.

II. И среди этих рассказов есть рассказ «Живые мощи». Он написан Тургеневым в 1873 году и занимает особое место в цикле «Записки охотника». Тургенев в своих произведениях показывает не только социальную проблему (например, крепостничество,  не только изображает народные типы (например, Хорь, Калиныч, Бирюк). Чем старше становился Тургенев, тем более глубоко постигал духовное содержание жизни человека, т.е. дух- душа- тело, которые определяют духовное состояние русского народа.

III. Молодой начинающий литератор Тургенев. Работа над «Записками охотника». Думы о России. Что же он видит, работая над книгой? Он видит и русские деревни осенью, когда свезён хлеб и сухой бурьян остался  на межах над полями, и избы с подслеповатыми окнами, и умирающие дворянские усадьбы, где всё отдано во власть бездарных старост или ловких мастеров личной наживы - мещан, купцов, порой немцев. Не похожа ли Россия на кипящий котёл? И власть, внешне грозная, но слепая, лишь подкладывает дрова под горящий этот костёр, Россия для Тургенева огромное пространство, в котором очень слышны все трагические ноты жизни.

-Давайте и мы сегодня пристальнее посмотрим в лицо той России, которую видел Тургенев.

IV. Работа над рассказом «Живые мощи». Эпиграфом Тургенев взял две строчки из стихотворения Тютчева «Край родной долготерпенья, Край ты русского народа»(1855). Тургенев в «долготерпенье» видел основное качество русского народа.

( Чтение стиха учителем наизусть)

Эти бедные селенья

Эта скудная природа-

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Не поймёт и не заметит

Гордый взор иноплемённый

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удручённый ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

-Долготерпенье стало главной чертой духовной самобытности русского православного человека.

V. Словарная работа: Мощи-1) высохшие останки людей, считающиеся церковью святыми. 2) Мощи- силы, способные совершать чудеса. Значит, в названии рассказа «Живые мощи» соединяются два значения.

«Живые мощи»- так называют больного, крайне истощённого, худого человека.

- О ком, значит,  идёт речь в рассказе?

Ещё надо сказать, что человек – это единство души и тела. Тело без души мёртво, но и душа без тела не может считаться полноценной. То есть, человек- живое существо, наделённое душой, радость его тела и есть радость его души.

Мумия - предохранённый бальзамированием от разложения высохший труп человека.

Праведник – человек, который живёт праведной жизнью.

Видение – призрак, привидение.

Душа – внутренний, психический мир человека.

Начало текста.

а) В самом начале рассказа – обращение к природе. Какое чувство оно у вас вызывает?

Слово учителя: В тургеневском  романтически возвышенном описании всё важно: человек и его восхищение природой, человек в таком состоянии души, когда даже песни жаворонков кажутся орошёнными росою.

б) Рассказать коротко об обстоятельствах встречи автора и героини рассказа.

- Вот представьте, только что песни жаворонков кажутся «орошёнными росою». Но особенный смысл это приобретает в сравнении с изображением жизни Лукерьи: «вольный воздух» - а в сарайчике, где лежит Лукерья, темно, сухо. Вольный воздух, движенье, простор, а Лукерья – неподвижна, песни жаворонков – и Лукерья пытается петь. Автор дышал радостно, всей грудью – Лукерья вздохнула с трудом. Грудь ей не повиновалась – так же, как и остальные члены.

- Что это, какой приём?

- Естественно, внешний вид Лукерьи вызывает у рассказчика, только что пережившего чувство телесной бодрости, страх, ужас, удивление. «Я приблизился – остолбенел от удивления. И тем страшнее кажется мне это лицо. Как ошеломлённый смотрел на это тёмное, неподвижное лицо. Я пошёл было прочь…»

- Что было дальше? Почему остановился?

Слово учителя: Пётр Петрович сначала поражён телесной немощью Лукерьи – по сравнению с собственным состоянием и тем, какою он помнит Лукерью. ( Лукерья, ты ли это? Возможно ли?)

- Почему так говорит? Что вы знаете о прошлой жизни Лукерьи?

- Что же случилось с Лукерьей?

- Какой приём применяет автор, говоря  о Лукерье?

- Как же Лукерья в этом сарае оказалась?

- Как барыня пыталась ей помочь?

О телесной немощи мы говорили. Она не могла жить нормальной человеческой жизнью.

А как же она жила? В чем она проявляется?

Душа – внутренний, психологический мир человека. (В слиянии с природой, в неугасшем таланте, в пении). - «Смотрю», «слушаю»…?

- Как она рассказывает о ласточках? О забежавшем зайце? Что говорит и почему она говорит о Боге?

Послал он мне крест (т.е. испытание, значит, любит…)

-Как вы понимаете это выражение? Удивительная, чуткая душа - она понимает, смирилась со своей участью, она любит и ценит все живое).

-Почему Лукерья искренне и подробно (без остановки) рассказывает о себе «слабым, медленным и сиплым, как шелест болотной осоки, голосом, повествует о жизни, открывая мир своих мыслей и чувств, душу) неожиданному гостю?( готовность слушать, искренность, внимательность барина. Их соединяют  прошлые воспоминания. Он способен сопереживать.

- Откуда это видно? (не погнушался ее неучастием, положил руку на ее крошечные холодные пальчики, утер слезу, предложил помощь, проявил заинтересованность в судьбе Лукерьи. Она рада собеседнику). («Очень уж я вам обрадовалась»).

VI  Отношение к песне.

(«Ведь вы помните, какая я была в свое время веселая? Бой-девка! Так знаете что? Я и теперь песни пою.

(«-Песни? Ты?») И вот зазвучала песня, так хотелось ей всю душу вылить… и песня протяжная, народная).

- Что же в песне? (грусть, печаль, горесть, тревога за будущее), тяжелая женская доля). Красавица, певунья, плясунья, с длинной русой косой. А здесь высохшая мумия, не дожившая до 30 лет.

- Зачем она одна поет? (песня дает ей силу, эта вековая боль и страдание, выраженное в песне, утешает, помогает выжить).

Слово учителя: Не только русский человек показывал в песне свою боль и страдание, но и все народы России. ( Послушайте песню народную на чувашском языке в исполнении  учителя музыки).

Мы знаем, Тургенев – мастер детали. Какая деталь текста говорит нам о ее великом страдании. ( Ее тяжелые веки закрылись снова. Слеза их смочила. Одна единственная слезинка.  Это усиливает или ослабляет впечатление. (Одна слеза, но какая. Вся печаль, вся горечь, все страдание - в этой одной слезе. Вот величие души.

VII  Отношение автора к героине. ( А потом не побрезгуйте, утрите мне глаза…)

- Какой это был платок.

- О чем это говорит?

- Что помогает Лукерье не «жалеть себя» и говорить: «Мне ничего не нужно, всем довольна». Терпеливость, безропотность, религиозность души Лукерьи проявились в ясном, спокойном отношении к испытанию. «Кто другому помочь может? Кто ему в душу войдет? Сам себе человек помогай. («Послал он мне крест, значит, меня он любит). Даже в обращении к Богу она скромна: « о чем я Его просить могу, »- говорит Лукерья. Ее размышления открывают чистый мир души.

-Каким словом заканчивается рассказ?»

-В чем смысл этой детали?

Обобщение.

- В рассказе попрана физическая красота женщины, какая красота осталась?, т.е. ее мудрость, сострадание ближнему, забота о ближнем. ( Лукерья, хотя и неподвижна, но она – живой человек. (Нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие, она рассказывает, о том, как заболела, как сложилась судьба  буфетчика Василия Полякова, с которым была помолвлена, как она живет сейчас, уже здесь, в сарайчике, в Алексеевке. Что Поляков? Потужил, потужил да и женился на другой. На девушке из Глинного. Знаете Глинное? От нас недалече.  Аграфеной ее звали. Очень он меня любил, да ведь человек молодой – не оставаться же ему холостым. И какая же я ему могла быть подруга? А жену он нашел себе хорошую, добрую, и детки у них есть.

- Сколько мудрости в словах Лукерьи. (Поляков и любил, и тужил, но не оставаться же ему холостым», «жена хорошая, детки у них есть»- в этом смысл жизни обыкновенного здорового человека и в этом радость Лукерьи за любимого человека). В конце рассказа Лукерья, ничего не прося для себя лично заботиться о крестьянах. Оценивая свое положение, Лукерья постоянно имеет ввиду судьбы более тяжелые. « А что будешь делать? Лгать не хочу – сперва очень томно было, а потом привыкла, обтерпелась – ничего, иным еще хуже бывает».

Это каким же образом?

У иного и пристанища нет! А иной – слепой или глухой. Это одна из высочайших  добродетелей человека: Больная Лукерья отдает последнее – душевное сострадание тем, кому хуже бывает.

Лукерья – верующий человек. А душа верующего человека  находится между двумя мирами: земным и Горным. Лукерья видит сны, полные глубокого христианского смысла, а перед кончиной слышит колокольный звон. Лукерья говорила, что звон шел не от церкви, а сверху. Вероятно, она не посмела сказать – с неба. В третьем сне Лукерья обращается: « Возьми меня, говорю, матушка, голубушка, возьми». После Петровок Лукерья умирает. (Колокольный звон).

Лукерья прошла через страх и боль, но не потеряла веры. Русский человек не теряет веры в светлое, проходит через страдания и боль. Главная черта русского человека- мощь души, которая прослеживается в каждом даже падшем человеке. От Лукерьи идет свет и сила. Вы должны знать. Жизнь – трагедия. При любой трагедии нужно сохранить мощь души. Лукерья умирала светло – этому тоже надо учиться.

«Живые мощи» - призыв Тургенева не только к доброте, состраданию, любви, не только размышления о проблемах современности, но и проникновение в ту духовную реальность, устремленность к которой составляет смысл жизни русского православного человека.

Жизнь – быстротекущая река. Много непонятного для человека несет она периодами. Река жизни должна обрести спокойное, величавое течение. Иначе его забьет муть, задушит камыш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку "Мощь России прирастает машиностроением"

Урок с использованием электронно-коммуникативных средств и элементами групповой работы учащихся с использованием мультимедийной обучающей программы "Промышленные предприятия Невского района Санкт-Пете...

Урок внеклассного чтения «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»

Урок внеклассного чтения для обучающихся 7, 8 классов изучается в рамках программы по литературе в общеобразовательной школе. Урок направлен на духовно-нравственное воспитание детей; содержит материал...

Урок внеклассного чтения «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»

Урок внеклассного чтения для обучающихся 7, 8 классов изучается в рамках программы по литературе в общеобразовательной школе. Урок направлен на духовно-нравственное воспитание детей; содержит материал...

Урок литературы в 11 классе А.Ахматова. «Реквием» (1935-1940). Монументальность и трагическая мощь поэмы.

Цель урока: рассмотреть, как история страны и личная трагедия человека...

Центры экономической мощи Азии. Особенности сельского хозяйства

Данная разработка направлена на формирование представления об основных центрах экономики Азии. Выявляютя экономические группировки, влияющие на развитие азиатского региона. Рассматриваются особенности...

Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского

Презентация в Power Point об истории обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского...