Некрасов Н.А."На Волге"
план-конспект урока по литературе на тему

Цели:

·        Заинтересовать учащихся личностью знаменитого русского поэта;

·        Познакомить с произведением, в котором поэт сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжёлую жизнь крепостных людей;

·        Вызвать в душах ребят сочувствие к угнетённым, к тяжёлым условием их  труда;

·        Закрепить в сознании детей мысль о невозможности насилия одного человека над другим. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov_n.a.docx18.98 КБ
Файл nekrasov_test.docx666.54 КБ
Файл n._a._nekrasov_na_volge.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н.А.Некрасов. «На Волге»

Цели:

  • Заинтересовать учащихся личностью знаменитого русского поэта;
  • Познакомить с произведением, в котором поэт сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжёлую жизнь крепостных людей;
  • Вызвать в душах ребят сочувствие к угнетённым, к тяжёлым условием их  труда;
  • Закрепить в сознании детей мысль о невозможности насилия одного человека над другим.

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, “Бурлаки на Волге”, мультипроектор.

Ход урока

1. Организационный момент.(разогрев артикуляционного аппарата)

2. Проверка домашнего задания.

-Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова «Бородино».

- С какими поэтами XIX века вы познакомились? (Крылов, Пушкин, Лермонтов)

- О чем были их стихи?

3.Новый материал

а) работа с музыкальным отрывком.

-Прослушайте небольшое музыкальное произведение «Куда уходит детство»

-О чём эта музыка? (о детстве)

- Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые приходят им на ум, когда они слышат слово ДЕТСТВО (слово записано на доске).ассоциации записываются рядом с ключевым словом на доске).

-Да, удивительная эта пора детство. Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минутку вернуться в то чудесное и беззаботное время. В детстве мы верим в романтическую мечту, мечтаем о приключениях, удивительных странах и материках, таинственных островах, еще не найденных сокровищах.

б) Биография писателя.

-Так же, как и Пушкин, Лермонтов, всю свою поэзию посвятил народу еще один поэт. Прочтите тему урока на доске.

-Да, ребята, это Н.А. Некрасов. С жизнью его, с его стихотворением “На Волге” мы познакомимся сегодня на уроке. Запишите тему урока и эпиграф:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

(Н.А.Некрасов)

Вот уже много лет Некрасов радует и волнует нас своей поэзией. И как он был неправ, когда говорил:

“… быть может, я умру,

 неведомый ему…”

“Неведомый”. Разве может человек остаться неведомым, если он разбередил душу человеческую, показал все “язвы” на теле русского человека.

в) Индивидуальные сообщения учащимися биографии Н.А.Некрасова

(в это время остальные учащиеся заполняют индивидуальные карты по ходу рассказа)

4. Стихотворение “На Волге” (1860).

В стихотворении «На Волге» нам откроется новая картина бедственного положения и тяжелого труда народа – бурлачество. Гонимые нуждой и голодом, тысячи крестьян нанимались в бурлаки – тащили вверх, против течения реки тяжелые баржи. Надрываясь, брели они по песку, по камням, по воде, тянули лямку. Безмерно низко оплачивался этот нечеловеческий труд, поэтому сложилась пословица: «Лямкой богатства не вытянешь». Обратите внимание на картину Репина «Бурлаки на Волге», она поможет вам конкретно представить тяжкую судьбу бурлаков.

-Бурлаки. Кто они?

- Как понимаете пословицу “Лямкой богатства не вытянешь”?

5. Словарная работа.

Бурлак –крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда;(неженатый, холостой, одинокий).

Бечева – прочная толстая веревка, канат.

Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение.

6. Работа по картине И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”.

-Чтобы конкретно представить это странное явление прошлого, посмотрите на картину Репина “Бурлаки на Волге”.

- Ученики смотрят внимательно, высказывают свои мнения.

-Картина Репина дает нам зримые образы, которые мы, раз увидев, уже не можем забыть.

7. Работа по стихотворению “На Волге”.

а) чтение учителем стихотворения. А теперь, ребята, послушайте стихотворение Некрасова. Какие уголки ваших душ затронет оно?

б) беседа после прочтения по вопросам?

- Какое “место” в стихотворении особенно затронуло за живое? Почему?

- Как построено стихотворение?

- А как мы называем то, что было когда-то? (прошлое)

- А как называем то, что происходит сейчас? (настоящее)

Вывод: находясь в “настоящем”, поэт переносится воспоминаниями в “прошлое”. Здесь показаны детские переживания и впечатления зрелого человека.

Давайте отметим, какие строки говорят о “настоящем”, а какие посвящены воспоминаниям, т.е. “прошлому”.

(“О Волга! Колыбель моя…”

 “Давно-давно, в такой же час…”)

Возвращаемся к первым 8 строкам стихотворения, прошу подумать над тем, какие мысли скрываются за словами:

Целый час стою неподвижно,

 Хмурюсь и молчу.

- Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку?

- Что говорит о том, что эпитет “родной” повторяется трижды?

- В какой момент оно резко меняется?

- Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков?

- Некрасов не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас почувствовать эту тяжесть. Как?

- А пение? Что собой представляет песня? Какое чувство вызывает? (Когда они подходят, стоны переходят в крик, который затем превращается в вой).

- Ребята, жалко ли вам этих людей? Что бы вы для них сделали, если была бы возможность?

- Бурлаки встретились Некрасову на Волге. А эту реку он называл “колыбелью” любовно. Потом назвал ее “рекою рабства и тоски”. Почему?

- Как вы думаете, изменилась сама Волга, пейзаж или что-то другое?

(Перечитать разговор бурлаков)

- Какие слова могли повлиять на мальчика?

- Какой бурлак привлек ваше внимание?

- Почему же он произвел такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой?

- Вот, ребята, как вам было жалко бурлаков, так же жалко было и мальчику смотреть на несчастья людей. Он увидел взгляд одного из бурлаков, этот взгляд был как бы укором. К кому он относился? Почему мальчику стало неудобно, почему он посчитал себя виноватым? Как думаете?

(Перечитываем последнюю часть стихотворения)

- Как можно ее назвать? (Размышления о бурлаках. Дума о судьбе бурлака)

- Поэт задумывается над причинами такого бедственного положения народа. В чем же причина? Как вы считаете? (Покорность, которая переходила из поколения в поколение)

- Найдите строчки, в которых поэт особенно отчетливо говорит о народном долготерпении. Его отношение?

 (Упрек и призыв:

“Чем хуже был бы твой удел,

 Когда б ты менее терпел?”)

8. Обращение к эпиграфу урока и к году написания стихотворения.

Поэт призывает народ к борьбе, дает понять, что у него может быть лучшая жизнь.

9. Слово учителя.

Этими чувствами проникнуты многие стихотворения поэта. И Некрасов верил в силы народа. Пройдет несколько лет, и в “Железной дороге” он напишет:

Да не робей за отчизну любезную…

 Вынес достаточно русский народ…

 Вынесет все, - и широкую, ясную

 Грудью дорогу проложит себе.

 -Что общего в стихотворении Некрасова “На Волге” и картине Репина “Бурлаки на Волге”.?

- А теперь, ребята, посмотрите внимательно на портрет Н.А. Некрасова. Что видится вам в чертах его лица?

(Выражение скорби на лице: тяжело сведены к переносице брови, боль, страдание во взгляде, складки у губ. Этот портрет воспринимается как иллюстрация к стихотворению: таким мы представляем поэта, пришедшего на берег Волги после долгой разлуки с ней. Горькие думы не выливаются в отчаяние, а рождают протест против зла)

10. Домашнее задание: выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения. Прочитать страницы учебника 186-187.



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Dima\Рабочий стол\некрасов.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877)

Слайд 3

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением Н.А . Некрасова «На Волге».

Слайд 4

«На Волге » - это лирическое повествование взрослого человека о пережитом в детстве. В нем звучит глубокая боль поэта за страдающий под игом векового рабства народ, звучат размышления о причинах его беспредельной покорности.

Слайд 5

В стихотворении «На Волге» нам откроется картина бедственного положения и тяжелого труда народа – бурлачество . К артина Репина «Бурлаки на Волге» поможет вам конкретно представить тяжкую судьбу бурлаков.

Слайд 7

Бурлак – крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда. Бечева – прочная толстая верёвка, канат.

Слайд 8

Во что переходят стоны бурлаков . С тон переходит в крик, затем в вой Определите чувства поэта, которые вызывает у него стон бурлаков. Э та картина напомнила поэту прошлое, вызвали в памяти картины детства.

Слайд 9

Как рассказывает Некрасов о своей детской любви к Волге? Какой он видел Волгу до своей встречи с бурлаками?

Слайд 13

- Какой Н екрасов видел Волгу после встречи с бурлаками ?

Слайд 15

Д ва пейзажа, резко контрастирующие один другому. « Волга – колыбель моя » « Река рабства и тоски »

Слайд 16

- Изменилась природа или отношение будущего поэта к ней? Волга все так же величава и светла; но мальчик не узнает своей реки – зелень перестала манить, птицы кричат пронзительно и зловеще …

Слайд 17

- Что же заставило Некрасова посмотреть на все другими глазами? Что он пережил? Первая встреча с бурлаками в детстве глубоко потрясла мальчика .

Слайд 19

- Что , по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа? Покорность , переходящая из поколения в поколение .

Слайд 20

- Что общего между стихотворением «На Волге» и картиной Репина «Бурлаки на Волге»?

Слайд 22

Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.А.Некрасов. Стихотворение "На Волге"

Разработка урока литературы в 5 классе на тему: "Н.А.Некрасов. Стихотворение "На Волге". Урок знакомит с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге», позволяет ...

"Н.А.Некрасов "На Волге"

Здесь представлен открытый урок по теме "Н.А.Некрасов "На Волге" 5 класс. К уроку прилагается презентация....

Н. А. Некрасов. "На Волге". Размышления поэта о судьбе народа.

Биография поэта, фотографии, интересные факты из жизни......

Урок - презентация "Н.А.Некрасов, стихотворение "На Волге"

Красочный материал иллюстраций позволяет учащимся заниматься словесным рисованием на уроке. Пятиклассники учатся анализу лирического произведения. На уроке используется фонохристоматия и живопись....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе на тему Н.А.Некрасов "На Волге" с использованием ИКТ

Данная методическая разработка представляет собой разработку урока литературы  по учебнику литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной....