Главные вкладки

    Методическая разработка урока литературы в 5 классе на тему Н.А.Некрасов "На Волге" с использованием ИКТ
    методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

    Архипова Татьяна Сергеевна

    Данная методическая разработка представляет собой разработку урока литературы  по учебнику литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл разработка урока и презентация1.11 МБ

    Предварительный просмотр:

    Дата_____                                                 5 класс

    Урок 28
    Н. А. НЕКРАСОВ. Рассказ о поэте .«НА ВОЛГЕ». Раздумья поэта о судьбе народа.

    Цели: заинтересовать учащихся личностью знаменитого русского поэта; познакомить с произведением, в котором поэт сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжелую жизнь крепостных людей; вызвать в душах ребят сочувствие к угнетенным, к тяжелым условиям их труда; закрепить в сознании детей мысль о невозможности насилия одного человека над другим.

    Тип урока:урок формирования новых знаний, формирование умений.

    Средства обучения: видеопроектор, презентация.

    Эпиграф:

    Я лиру посвятил народу своему,

    Быть может, я умру, неведомый ему,

    Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

                                            Н. А. Некрасов

    Ход урока

    1. Организационный момент
    2. Проверка домашнего задания

    III Формирование новых знаний, умений, навыков

    1 Вступительное слово о жизни и творчестве поэта.

    Николай Алексеевич родился в 1821 году в местечке Немирове Каменец- Подольской губернии. Когда маленькому Коле исполнилось три года , семья переехала в село Грешнево  Ярославской губернии,  родовое имение отца.

    Отец, Алексей Сергеевич Некрасов, офицер-пехотинец, был человеком малообразованным,  суровым, деспотичным. Крестьяне ненавидели его, боялась его и семья. Он часто бил детей, жестоко обращался с женой. Совсем другой была Елена Андреевна,  мать , будущего писателя. Добрая и мечтательная,  она очень любила книги, музыку, читала на иностранных языках.  Мать учила своих детей добру и красоте, знакомила с произведениями известных писателей и прививала любовь к русской классической литературе, защищала, как могла, от отца-тирана. В отличие от мужа, она не запрещала дружить с крестьянскими детьми.

    . Вместе со своими маленькими друзьями, крестьянскими детьми, он ходил за грибами, собирал ягоды, купались в речке Самарке, эимой катались с гор, играли в снежки.

     С самых ранних лет Некрасов любил простор родных лугов и полей, родную Волгу. Рано утром убегал он с ребятишками на Волгу, катался с рыбаками в челноке, рыбачил. Любил слушать рассказы взрослых, отдыхавших на большой дороге. Но не всегда было весело на большой дороге.

     Недалеко, проходил Сибирский тракт. Бывая там, будущий поэт часто наблюдал за закованными в кандалы каторжанами, прислушивался к рассказам о тяжелой жизни простых людей.

    На берегах великой Волги Некрасов видел бурлаков, вид которых сильно поразил впечатлительного мальчика. Эти тяжелые картины позже легли в основу сюжета стихотворения «На Волге», написанного в 1860 г.

    И всю свою жизнь Н.А.Некрасов посвятил борьбе с крепостным правом, стал заступником народа, его певцом. Обратимся к эпиграфу   урока.

    -Как вы понимаете эти строки?

     Сегодня мы начинаем знакомство с творчеством великого русского поэта.

    Но я хочу, чтобы вы сначала послушали песню «Дубинушка».

    1. Прослушивание песни  «Дубинушка».

    - Каковы ваши впечатлении от песни?

    -Что вы представляли, когда слушали песню»?

    2. Работа над репродукцией картины художника И. Репина «Бурлаки на Волге».

     

    2. Словарная работа.

    Бурлак – крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда

    2. Каждый из участников этой работы тянет свою лямку, от которой отходит крепкая часть веревки, вплетаемая в основной канат, закрепленный на барже. Таким образом, группа людей, двигаясь по берегу, тянет баржу по воде. Ответственный человек, стоя на лодке, рулем направляет ее движение по реке. В этом заключается труд бурлака.

    3  . Анализ картины по вопросам:

    1) Какими вы увидели бурлаков?

    2)  Как вы думаете, что заставило этих мужчин наняться на такую тяжелую работу?

    4) Почему художник на первый план картины выносит фигуры физически развитых бурлаков, а на заднем плане оставляет тяжело нагруженную баржу?

    Илья Ефимович Репин (художник), создавая свою картину, не знал стихотворения Н. А. Некрасова.

    На картине видно, как тяжело идут бурлаки. Они измождены, ноги утопают во влажном береговом песке, фигуры наклонены вперед, лица угрюмы. Один из них поднес руку ко лбу, чтобы стереть пот. Руки, натруженные от работы, отекшие, опущены вниз. Но все же это физически сильные мужчины, могучие
    люди.

    Художнику удалось передать тяжесть труда бурлаков при помощи красок и холста.

    3 Чтение стихотворения учителем.

    Вопросы для беседы.

    1.  Поясните слова:

    О, Волга! после многих лет

    Я вновь принес тебе привет.

    2. Как во 2-й строфе слова автор характеризует  реку?

    3. Что за вой услышал поэт?

    4. Какими предстали бурлаки взору поэта?

    5. Что и чему противопоставляется в 4-й строфе?

    6. Выразительное чтение диалога бурлаков в лицах с соблюдением нужной интонации. (5-я строфа.)

    7. Как меняется отношение поэта к Волге после того, как он услышал разговор мужчин?

    8. Как теперь Некрасов называет великую Волгу? Каково его отношение к реке после увиденного?

    9. К какому выводу приходит поэт в конце стихотворения?

    IV Подведение итогов урока

    -Как вы понимаете слова Некрасова «Я лиру посвятил народу своему…»?

    V. Домашнее задание: Подготовить рассказ о поэте, выразительное чтение стихотворения

    Использованная литература:

    1.. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература 5 клас.

    2.Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. Издательство «Детская литература».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Wir fahren in eine deutsche Stadt" с использованием ИКТ

    Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 5 классе по УМК "Шаги" И.Л. Бим.  Урок  ориентирован на систематизацию лексико-грамматических навыков; развитие навыков диалогической ре...

    Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"с использованием ИКТ.

    Урок разработан по программе 5-го класса, учебник под ред. В.Бабайцевой. Тема урока «Звуки и буквы» (1 урок по разделу «Фонетика»).Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учет...

    Методическая разработка урока в 5 классе на тему: "Объектный падеж местоимений" (К.И.Кауфман)

    План кнспект урока, содержащий все этапы. К нему прилагаеися презентация по этой же теме....

    Методическая разработка урока в 9 классе по теме \'Travelling and Tourism\' с использованием ИКТ

    Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 9 классе по УМК \'English VIII\' Афанасьевой, Михеевой. Урок направлен на систематизацию лексико-грамматических навыков, развитие метапредметных нав...

    Методическая разработка урока в 5 классе на тему: "Путешествие", УМК «К английскому с любовью!» (И.Н. Верещагина и др.)

    В работе представлены технологическая карта и презентация к уроку в 5 классе на тему: "Путешествие". УМК: Верещагина, И.Н., Афанасьева, О.В. Учебник английского языка для V класса школ с углубленным и...

    Методическая разработка урока по немецкому языку в 5 классе по теме"Моя большая семья" с использованием ИКТ (УМК "Alles klar")

    Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 5 классе по УМК "Alles klar" .  Урок  ориентирован на систематизацию лексико-грамматических навыков; развитие навыков диалогической речи...