Чтение и развитие речи в 5 классе Тема урока : Нанайская народная сказка «Айога»
план-конспект урока по литературе по теме

Урок по литературному чтению в 4 классе по нанайской сказке "Айога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ayoga_moy_urok2.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБСКОУ «Ново-Кинерская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Чтение и развитие речи в 5 классе

   тема: Народная сказка «Айога»

        Общедидактическая цель:  знакомство учащихся с новым произведением, т.е. восприятие и осмысление нового учебного материала

Цели урока:

Образовательные:  познакомить учащихся с нанайской народной сказкой, вырабатывать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения

Коррекционно-развивающие:  создать условия для развития устной речи путем ответов на вопросы, развивать способности учащихся анализировать поступки героев, расширять кругозор учащихся, корректировать эмоционально-волевую сферу учащихся

Воспитательные:  воспитывать любовь к матери, к труду

Задачи урока: формирование техники чтения и приёмов понимания прочитанного;

развитие интереса к самому процессу чтения;

развитие устной речи; развитие творческих способностей учащихся.

Методы обучения:  объяснительно – иллюстративный , репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, и индивидуальная

                                             

Тип урока:  комбинированный урок.

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:

фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Оборудование: презентация к уроку (Приложение 1); индивидуальные карточки с заданием для каждой пары, пр.карандаш, клей, бумажная модель нанайского платья и узоры для украшения платья.

Этапы урока:

1.Организационный.

2.Актуализация знаний.

3.Сообщение темы и цели урока.

4.Формирование новых знаний - работа над сказкой.

5.Физкультминутка.

6.Закрепление. Продолжение работы по теме урока.

7.Итог урока. Домашнее задание.

8.Рефлексия по уроку.

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Слайды

1.

Организационный момент. Приветствие ребят и гостей.

 Отчет дежурного.

Ответы учащихся

Слайд 1

2.

Актуализация знаний и проверка домашнего задания

 Ребята, приготовимся  к уроку. Проведём речевую зарядку– внимание на экран.

   

Чистоговорки:

 

  • Ач, ач, ач — испекли калач.
  • Ич, ич, ич — испекли кулич
  • Эч, эч, эч — пирожков напечь
  • Оч, оч, оч — есть у мамы дочь
  • Уч, уч, уч — наш язык могуч.

Проверка домашнего задания:

- На прошлом уроке мы познакомились с басней Ивана Крылова «Трудолюбивый медведь».

Ваше домашнее задание было прочитать басню и ответить на вопросы. Вы готовы?

-кто является героями басни?

- Овладел ли  Медведь ремеслом?

- Какого совета попросил Медведь у Мужика?

- Почему Медведь не смог овладеть ремеслом?

Сделаем вывод: о чем говорит нам басня? Какими качествами должен обладать человек, чтобы научиться чему-то?

 найдите ответ в тексте и прочитайте.

 

Работа с  

чистоговорками

1)чтение

про себя

2)чтение

медленно

учащимися

3)чтение

быстро

ответы на вопросы

Слайд 2

4.

Формирование новых знаний - работа над сказкой.

Мы продолжаем знакомиться со сказками о труде, трудолюбии. Сегодня мы познакомимся с еще одной очень интересной   сказкой, но чтобы узнать, как она называется, вы должны прочитать ее название. Оно написано  наоборот.  

Я хочу немного рассказать вам о том народе, кто сочинил эту сказку, о нанайцах. Ребята, наша страна многонациональная. На Дальнем Востоке по берегам реки Амур живут нанайцы.

Они ведут бродячий образ жизни, у них нет постоянного места жительства.

Место, где они останавливаются, называется стойбище (карточка).

У них нет таких домов, как наши.  Дом, в котором они живут, называется «ЧУМ».

Занимаются они рыболовством и оленеводством.

Одежду нанайцы шьют из рыбьей кожи и оленьей шкуры.

У этого народа множество разных песен, загадок, пословиц, сказок.

 

Айога – это имя нанайской девочки. О ней я вам сейчас прочитаю, а вы внимательно послушайте.

Дети читают на доске «Айога»

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд9

5.

 

6.

Словарная работа.

Но прежде чем начать читать сказку, мы познакомимся с некоторыми новыми для  вас словами, которые повстречаются в тексте сказки.

а)словарная работа со словами

Стойбище, очаг, покоробятся, мялкой разомну.

б)ознакомительное  чтение текста сказки учителем.

в) краткая беседа по сказке:

- Понравилась ли вам сказка?

- Кто является главными героями сказки?

- как вы думаете, Айога положительный или отрицательный персонаж сказки?

-какой конец у сказки, грустный или веселый?

-почему Айога превратилась в гуся?

-в) а теперь мы поработаем с учебником, почитаем сказку. Будем,  читая, играть в игру «Эстафета» - каждый из вас прочитает по 1 предложению, и передаст эстафету своему соседу по парте, тот читает второе предложение, и так далее.

Физкультминутка

Закрепление.

Выборочное чтение.

  1. Я  прочитаю начало предложения, а вы должны отыскать в тексте сказки его продолжение и прочитать.
  2. А теперь  внимание на экран. Вы видите иллюстрации к моментам из сказки. Найдите отрывки к иллюстрациям.
  3. Поиграем в актеров?

Ваши одноклассники приготовили вам сюрприз: сейчас перед вами выступят со сценкой Айога и ее мать.

  1. У каждого народа есть свои пословицы и поговорки. Посмотрим, подойдут ли русские пословицы для нанайской сказки? Детям раздаются листочки (по 1 на каждую парту), им предлагается отметить те пословицы, которые подходят по смыслу сказке. 

Вариант для слабых уч-ся:

ученик выходит к доске и вытягивает бумажку с эпитетом. Он должен определить, к какому герою сказки относится данное слово. (красивая, ленивая, трудолюбивая, непослушная, злая, добрая). Определив, ученик  с помощью учителя прикрепляет на доске магнитом слово под именем героя сказки. Ученики: Виктория, Артем, Лейсан, Ильназ.

ответы

учащихся

Самостоятельное чтение.

Выборочное    чтение уч-ся

Ответы

учащихся

драматизация момента сказки, диалог учащихся:

пара учеников инсценируют диалог Айоги с матерью.

работа в парах.

работа у доски

Слайд 10

Слайды 11, 12, 13

Слайд 14

7.

8.

 Подведение итога урока.

Сообщение домашнего задания.

Выставление оценок.

Рефлексия.

- Как вы считаете, что делает человека красивым?

- Помогла ли красота Айоге?

- Что важнее, внутренние качества человека или внешние?

- Чему учит эта сказка?

- Какой другой конец вы придумали бы для этой сказки?

На доске – слайды с нанайскими рубашками и платьями. Перед учениками – модель рубашек из бумаги и узоры. Каждый ученик приклеивает узоры на рубашки, тем самым создавая модель нанайской одежды.

- Оцените работу своих одноклассников.

СПАСИБО ЗА УРОК, РЕБЯТА. С ВАМИ ОН ПОЛУЧИЛСЯ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫМ. МОЛОДЦЫ!

ответы учащихся

Слайд 15

Слайд 16

слайд 17

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.

На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по теме: "Нанайская народная сказка "АЙОГА"

Данная разработка содержит презентацию, конспект урока, раздаточный материал для учеников....

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок чтения и развития речи 4 класс Раздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»

Урок чтения и развития речи 4 классРаздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы:  Развитие речи, мышления, воо...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи         Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...

Конспект урока чтения в 7– ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: Русская народная сказка "Журавль и Цапля"

Закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;- отрабатывать навык выразительного ...