Урок литературы в 7 классе с презентацией "Нравственные и социальные проблемы в романе Пушкина Дубровский"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

План-конспект урока литературы в 7 классе по теме

«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Цели урока:

Обучающие:

•        обучать умению составлению характеристики героев рассказа;

•        формировать первичное представление о романе; умение определять проблематику художественного произведения на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»; способствовать выявлению учащимися авторского отношения к героям романа;

•        учить анализировать сюжет художественного произведения;

•        обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, проблематика, основная мысль.

Развивающие: развивать:

•        читательские навыки,

•        умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения,

•        навыки комментированного чтения,

•        умения исследовательской работы с текстом.

Воспитывающие: воспитывать:

•        благородные качества личности,

•        чувство неприязни к подлости, деспотизму, бесчестию.

Теория литературы: роман (первичные представления), авторское отношение к героям.

Развитие речи: высказывание своего мнения

Тип урока: повторение изученного материала

Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Сизинская ООШ»

План-конспект урока литературы в 7 классе по теме

«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Учитель: Глазкова Ирина Борисовна

Мубаракшина  Гульнара Рашитовна

План-конспект урока литературы в 7 классе по теме

«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Цели урока:

Обучающие:

•        обучать умению составлению характеристики героев рассказа;

•        формировать первичное представление о романе; умение определять проблематику художественного произведения на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»; способствовать выявлению учащимися авторского отношения к героям романа;

•        учить анализировать сюжет художественного произведения;

•        обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, проблематика, основная мысль.

Развивающие: развивать:

•        читательские навыки,

•        умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения,

•        навыки комментированного чтения,

•        умения исследовательской работы с текстом.

Воспитывающие: воспитывать:

•        благородные качества личности,

•        чувство неприязни к подлости, деспотизму, бесчестию.

Теория литературы: роман (первичные представления), авторское отношение к героям.

Развитие речи: высказывание своего мнения

Тип урока: повторение изученного материала

Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.


№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

Время

1

Организационный

Доброе утро, ребята. Поприветствуйте друг друга. Сегодня мы вспомним с вами роман Пушкина «Дубровский»

Создать положительную эмоциональную атмосферу

1 мин.

2

Целеполагание

Назовите героев, о которых идет речь в данных отрывках

1. «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имении…»

2. Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами…»

Ответы учащихся: К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский.

Отвечают ученики №2 первой (1 вопрос) и второй (2 вопрос) команды.

Проверить знание текста

2 мин

Тайм раунд робин.

Расскажите своей команде какой эпизод из романа «Дубровский» вам больше всего запомнился или  понравился

Учащиеся отвечают в течении 15 секунд, начиная с участника под номером 3.

3

Актуализация субъективных знаний учащихся.

Конэрс

Перед вами 2 угла: те из вас, кто считает, что Дубровский положительный герой романа идет в правый угол, а кто считает, что отрицательный – в левый.

- Как ты понял точку зрения своего партнера?

Учащиеся делятся на углы, каждый находит соседа из своего угла и объясняет свою точку зрения (15 секунд). Перемешайтесь. Найдите пару из другого угла. Докажите свою точку зрения.

5 мин

4

- Какую необычную и благородную тему затрагивает автор в романе?

- Как вы понимаете выражение «благородный разбойник»?

- В каких художественных произведениях встречается тема «благородного разбойничества»?

Расходятся по местам.

Учитель задает вопросы. Отвечают ученики под номером 1, 3,4

4 минуты.

5

Повторение  материала

Модель Фрейер.

- Давайте с вами составим характеристику старых друзей Дубровского и Троекурова. Примерный план рассказа:

1. Происхождение героя.

2. Как сложилась жизнь в прошлом.

2. Материальное положение на момент действия в романе.

3. Увлечения.

4. Отношение окружающих людей к герою.

5. Поведение во время ссоры.

6. Поведение во время суда (слайд 2)

Составление характеристик героев в течении 2 минут.

Учитель раздает готовые листы.

Учитель спрашивает: читает ученик под номером __.

Развитие умения анализировать сюжет рассказа, составлять характеристику героев

7 мин

6

Повторение изученного материала.

Куиз-куиз-трейд

Напишите на карточках вопрос по роману «Дубровский». Снизу запишите ответ и закройте его.

Передвигайтесь по кабинету. Найдите пару не из своей команды, задайте вопрос. Ответьте на его вопрос. Поменяйтесь карточками. Найдите следующую пару. Обойдите 4 человека.

Сядьте на свои места

Учитель опрашивает нескольких человек.

5 минуты

7.

Работа в парах.

Объясните партнеру по плечу.

- Как относятся к ссоре Дубровский и Троекуров?

Примерные ответы учащихся: (15 секунд)

А.Г. Дубровский – дорожит свои человеческим достоинством, честью, не терпит оскорбления и обиды,  не желает преклоняться перед богатым соседом, хотя и знает его силу и власть.

К.П. Троекуров – не может позволить, чтобы кто-то поступил не по его воле, не оказывает должного почета и уважения другим, требует только уважения к себе, не может терпеть замечаний от бедных, пусть и дворян.

Развитие умения делать выводы

2 мин

8.

Физкультминутка.

2 мин

9.

Лексическая работа

-Как вы понимаете слова чувство собственного достоинства?

- Подберите противоположные по смыслу понятия.

Ответы учащихся: угодничество, заискивание, лесть.

Обогащение  словарного запаса

1 мин

10.

Ответы на вопросы.

1. Опишите жизнь В.Дубровского в городе.

2. Как Владимир воспринял весть о болезни отца?

3. Расскажите о встрече молодого Дубровского с отцом.

4. Какой мы можем сделать вывод о жизни Дубровского в Петербурге?

5.  В какой момент В. Дубровский изменился? (после смерти отца)

6. Какие чувства посетили Владимира после смерти отца?

7.  Когда он решает сжечь родное имение?

8.  Кто участвовал в поджоге?

Составление рассказа о жизни В. Дубровского.

Развитие умения составлять рассказ о герое произведения

5 мин

11.

Проверка первичного усвоения материала

-Какие нравственные проблемы затрагиваются в романе А.С.Пушкиным?

-В чем заключается основная мысль романа? Что нам, читателям, хотел сказать А.С. Пушкин?

Формулирование тем и основной мысли произведения: Достоинство личности, ее нравственность ценится меньше, чем достоинство знатности рода. Но богатство не делает людей лучше.

Развитие умения определять главную мысль произведения

1 мин

12.

Этап контроля

Мини-тест (слайд ):

1. Что определяет поступки Владимира Дубровского?

а. Желание отомстить Троекурову.

б. Стремление поднять крестьянский бунт.

в. Желание быть богатым.

2. В чем основные нравственные проблемы романа «Дубровский»?

а. В борьбе Дубровского и Троекурова.

б. В противопоставлении справедливости и беззакония.

в. В стремлении захватить Кистеневку.

Выполнение тестовых заданий. Взаимопроверка.

Определение усвоения учащимися материала

2 мин

13

Домашнее задание

Задание по выбору (слайд ):

А) Подготовить рассказ о Дефорже.

Б) Пересказ эпизода «В клетке с медведем…»

В) Творческое задание: написать сочинение-рассуждение «Как я понимаю, что такое  честь и бесчестие»

Запись домашнего задания

2 мин

14

Подведение итогов урока

- Назовите произведение, которое повторялось на уроке.

- Какие проблемы затрагиваются в романе?

- Какова главная мысль романа?

Работа с кластером.

Нравственные: коррупция, предательство, любовь, разбойничество.

Подведение итогов работы

1 мин



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Слайд 2

Назовите героев: 1. . «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имении…»

Слайд 3

2 . Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами…» Назовите героев:

Слайд 4

Расскажите своей команде какой эпизод из романа «Дубровский» вам больше всего запомнился или понравился. Каждый по очереди высказывает свое мнение по 30 секунд. Начинает ученик под №1.

Слайд 5

Расскажи, как ты понял точку зрения своего партнера по команде?

Слайд 6

Владимир Дубровский положительный или отрицательный герой? Образуй пару с учеником из другого угла. Объясни свою точку зрения.

Слайд 7

А.Г. Дубровский и К.П.Троекуров Происхождение героя Жизнь в прошлом Материальное положение Увлечения Отношение окружающих к герою Поведение во время ссоры.

Слайд 8

Вопрос-ответ 1. Запишите вопрос по роману «Дубровский». 2. Снизу запишите ответ. 3. Задайте вопрос ученику из соседней команды.

Слайд 9

Работа в парах. Объясните партнеру по плечу: Как относятся к ссоре Дубровский и Троекуров ?

Слайд 10

Ответы на вопросы. 1. Опишите жизнь В.Дубровского в городе. 2. Как Владимир воспринял весть о болезни отца? 3. Расскажите о встрече молодого Дубровского с отцом. 4. Какой мы можем сделать вывод о жизни Дубровского в Петербурге? 5. В какой момент В. Дубровский изменился? 6. Какие чувства посетили Владимира после смерти отца? 7. Когда он решает сжечь родное имение? 8. Кто участвовал в поджоге?

Слайд 11

- Какие нравственные проблемы затрагиваются в романе А.С.Пушкиным? - В чем заключается основная мысль романа? Что нам, читателям, хотел сказать А.С. Пушкин?

Слайд 12

Мини-тест 1. Что определяет поступки Владимира Дубровского? а. Желание отомстить Троекурову. б. Стремление поднять крестьянский бунт. в. Желание быть богатым.

Слайд 13

2. В чем основные нравственные проблемы романа «Дубровский»? а. В борьбе Дубровского и Троекурова. б. В противопоставлении справедливости и беззакония. в. В стремлении захватить Кистеневку .

Слайд 14

Домашнее задание по выбору А) Подготовить рассказ о Дефорже . Б) Пересказ эпизода «В клетке с медведем…» В) Творческое задание: написать сочинение-рассуждение «Как я понимаю, что такое честь и бесчестие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

урок литературы 6 класс "А.С. Пушкин "Дубровский".

Данный конспект и  презентация ознакомит с творчеством великого, гениального поэта и писателя А.С. Пушкиным. Вы узнаете о его творчестве в  совершенных образцах литературных произв...

Романтическая история Маши и Владимира Дубровского. Урок литературы в 6 классе (по роману Пушкина "Дубровский").

Урок литературы в 6 классе с применением технологии педагогической мастерской "Галерея"...

Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.

Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....