Главные вкладки

    Урок литературы в 7 классе с презентацией "Нравственные и социальные проблемы в романе Пушкина Дубровский"
    план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

    План-конспект урока литературы в 7 классе по теме

    «Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

    Цели урока:

    Обучающие:

    •        обучать умению составлению характеристики героев рассказа;

    •        формировать первичное представление о романе; умение определять проблематику художественного произведения на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»; способствовать выявлению учащимися авторского отношения к героям романа;

    •        учить анализировать сюжет художественного произведения;

    •        обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, проблематика, основная мысль.

    Развивающие: развивать:

    •        читательские навыки,

    •        умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения,

    •        навыки комментированного чтения,

    •        умения исследовательской работы с текстом.

    Воспитывающие: воспитывать:

    •        благородные качества личности,

    •        чувство неприязни к подлости, деспотизму, бесчестию.

    Теория литературы: роман (первичные представления), авторское отношение к героям.

    Развитие речи: высказывание своего мнения

    Тип урока: повторение изученного материала

    Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.

    Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Сизинская ООШ»

    План-конспект урока литературы в 7 классе по теме

    «Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

    Учитель: Глазкова Ирина Борисовна

    Мубаракшина  Гульнара Рашитовна

    План-конспект урока литературы в 7 классе по теме

    «Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

    Цели урока:

    Обучающие:

    •        обучать умению составлению характеристики героев рассказа;

    •        формировать первичное представление о романе; умение определять проблематику художественного произведения на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»; способствовать выявлению учащимися авторского отношения к героям романа;

    •        учить анализировать сюжет художественного произведения;

    •        обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, проблематика, основная мысль.

    Развивающие: развивать:

    •        читательские навыки,

    •        умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения,

    •        навыки комментированного чтения,

    •        умения исследовательской работы с текстом.

    Воспитывающие: воспитывать:

    •        благородные качества личности,

    •        чувство неприязни к подлости, деспотизму, бесчестию.

    Теория литературы: роман (первичные представления), авторское отношение к героям.

    Развитие речи: высказывание своего мнения

    Тип урока: повторение изученного материала

    Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.

    Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.


    № п/п

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Цель

    Время

    1

    Организационный

    Доброе утро, ребята. Поприветствуйте друг друга. Сегодня мы вспомним с вами роман Пушкина «Дубровский»

    Создать положительную эмоциональную атмосферу

    1 мин.

    2

    Целеполагание

    Назовите героев, о которых идет речь в данных отрывках

    1. «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имении…»

    2. Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами…»

    Ответы учащихся: К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский.

    Отвечают ученики №2 первой (1 вопрос) и второй (2 вопрос) команды.

    Проверить знание текста

    2 мин

    Тайм раунд робин.

    Расскажите своей команде какой эпизод из романа «Дубровский» вам больше всего запомнился или  понравился

    Учащиеся отвечают в течении 15 секунд, начиная с участника под номером 3.

    3

    Актуализация субъективных знаний учащихся.

    Конэрс

    Перед вами 2 угла: те из вас, кто считает, что Дубровский положительный герой романа идет в правый угол, а кто считает, что отрицательный – в левый.

    - Как ты понял точку зрения своего партнера?

    Учащиеся делятся на углы, каждый находит соседа из своего угла и объясняет свою точку зрения (15 секунд). Перемешайтесь. Найдите пару из другого угла. Докажите свою точку зрения.

    5 мин

    4

    - Какую необычную и благородную тему затрагивает автор в романе?

    - Как вы понимаете выражение «благородный разбойник»?

    - В каких художественных произведениях встречается тема «благородного разбойничества»?

    Расходятся по местам.

    Учитель задает вопросы. Отвечают ученики под номером 1, 3,4

    4 минуты.

    5

    Повторение  материала

    Модель Фрейер.

    - Давайте с вами составим характеристику старых друзей Дубровского и Троекурова. Примерный план рассказа:

    1. Происхождение героя.

    2. Как сложилась жизнь в прошлом.

    2. Материальное положение на момент действия в романе.

    3. Увлечения.

    4. Отношение окружающих людей к герою.

    5. Поведение во время ссоры.

    6. Поведение во время суда (слайд 2)

    Составление характеристик героев в течении 2 минут.

    Учитель раздает готовые листы.

    Учитель спрашивает: читает ученик под номером __.

    Развитие умения анализировать сюжет рассказа, составлять характеристику героев

    7 мин

    6

    Повторение изученного материала.

    Куиз-куиз-трейд

    Напишите на карточках вопрос по роману «Дубровский». Снизу запишите ответ и закройте его.

    Передвигайтесь по кабинету. Найдите пару не из своей команды, задайте вопрос. Ответьте на его вопрос. Поменяйтесь карточками. Найдите следующую пару. Обойдите 4 человека.

    Сядьте на свои места

    Учитель опрашивает нескольких человек.

    5 минуты

    7.

    Работа в парах.

    Объясните партнеру по плечу.

    - Как относятся к ссоре Дубровский и Троекуров?

    Примерные ответы учащихся: (15 секунд)

    А.Г. Дубровский – дорожит свои человеческим достоинством, честью, не терпит оскорбления и обиды,  не желает преклоняться перед богатым соседом, хотя и знает его силу и власть.

    К.П. Троекуров – не может позволить, чтобы кто-то поступил не по его воле, не оказывает должного почета и уважения другим, требует только уважения к себе, не может терпеть замечаний от бедных, пусть и дворян.

    Развитие умения делать выводы

    2 мин

    8.

    Физкультминутка.

    2 мин

    9.

    Лексическая работа

    -Как вы понимаете слова чувство собственного достоинства?

    - Подберите противоположные по смыслу понятия.

    Ответы учащихся: угодничество, заискивание, лесть.

    Обогащение  словарного запаса

    1 мин

    10.

    Ответы на вопросы.

    1. Опишите жизнь В.Дубровского в городе.

    2. Как Владимир воспринял весть о болезни отца?

    3. Расскажите о встрече молодого Дубровского с отцом.

    4. Какой мы можем сделать вывод о жизни Дубровского в Петербурге?

    5.  В какой момент В. Дубровский изменился? (после смерти отца)

    6. Какие чувства посетили Владимира после смерти отца?

    7.  Когда он решает сжечь родное имение?

    8.  Кто участвовал в поджоге?

    Составление рассказа о жизни В. Дубровского.

    Развитие умения составлять рассказ о герое произведения

    5 мин

    11.

    Проверка первичного усвоения материала

    -Какие нравственные проблемы затрагиваются в романе А.С.Пушкиным?

    -В чем заключается основная мысль романа? Что нам, читателям, хотел сказать А.С. Пушкин?

    Формулирование тем и основной мысли произведения: Достоинство личности, ее нравственность ценится меньше, чем достоинство знатности рода. Но богатство не делает людей лучше.

    Развитие умения определять главную мысль произведения

    1 мин

    12.

    Этап контроля

    Мини-тест (слайд ):

    1. Что определяет поступки Владимира Дубровского?

    а. Желание отомстить Троекурову.

    б. Стремление поднять крестьянский бунт.

    в. Желание быть богатым.

    2. В чем основные нравственные проблемы романа «Дубровский»?

    а. В борьбе Дубровского и Троекурова.

    б. В противопоставлении справедливости и беззакония.

    в. В стремлении захватить Кистеневку.

    Выполнение тестовых заданий. Взаимопроверка.

    Определение усвоения учащимися материала

    2 мин

    13

    Домашнее задание

    Задание по выбору (слайд ):

    А) Подготовить рассказ о Дефорже.

    Б) Пересказ эпизода «В клетке с медведем…»

    В) Творческое задание: написать сочинение-рассуждение «Как я понимаю, что такое  честь и бесчестие»

    Запись домашнего задания

    2 мин

    14

    Подведение итогов урока

    - Назовите произведение, которое повторялось на уроке.

    - Какие проблемы затрагиваются в романе?

    - Какова главная мысль романа?

    Работа с кластером.

    Нравственные: коррупция, предательство, любовь, разбойничество.

    Подведение итогов работы

    1 мин



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

    Слайд 2

    Назовите героев: 1. . «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имении…»

    Слайд 3

    2 . Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами…» Назовите героев:

    Слайд 4

    Расскажите своей команде какой эпизод из романа «Дубровский» вам больше всего запомнился или понравился. Каждый по очереди высказывает свое мнение по 30 секунд. Начинает ученик под №1.

    Слайд 5

    Расскажи, как ты понял точку зрения своего партнера по команде?

    Слайд 6

    Владимир Дубровский положительный или отрицательный герой? Образуй пару с учеником из другого угла. Объясни свою точку зрения.

    Слайд 7

    А.Г. Дубровский и К.П.Троекуров Происхождение героя Жизнь в прошлом Материальное положение Увлечения Отношение окружающих к герою Поведение во время ссоры.

    Слайд 8

    Вопрос-ответ 1. Запишите вопрос по роману «Дубровский». 2. Снизу запишите ответ. 3. Задайте вопрос ученику из соседней команды.

    Слайд 9

    Работа в парах. Объясните партнеру по плечу: Как относятся к ссоре Дубровский и Троекуров ?

    Слайд 10

    Ответы на вопросы. 1. Опишите жизнь В.Дубровского в городе. 2. Как Владимир воспринял весть о болезни отца? 3. Расскажите о встрече молодого Дубровского с отцом. 4. Какой мы можем сделать вывод о жизни Дубровского в Петербурге? 5. В какой момент В. Дубровский изменился? 6. Какие чувства посетили Владимира после смерти отца? 7. Когда он решает сжечь родное имение? 8. Кто участвовал в поджоге?

    Слайд 11

    - Какие нравственные проблемы затрагиваются в романе А.С.Пушкиным? - В чем заключается основная мысль романа? Что нам, читателям, хотел сказать А.С. Пушкин?

    Слайд 12

    Мини-тест 1. Что определяет поступки Владимира Дубровского? а. Желание отомстить Троекурову. б. Стремление поднять крестьянский бунт. в. Желание быть богатым.

    Слайд 13

    2. В чем основные нравственные проблемы романа «Дубровский»? а. В борьбе Дубровского и Троекурова. б. В противопоставлении справедливости и беззакония. в. В стремлении захватить Кистеневку .

    Слайд 14

    Домашнее задание по выбору А) Подготовить рассказ о Дефорже . Б) Пересказ эпизода «В клетке с медведем…» В) Творческое задание: написать сочинение-рассуждение «Как я понимаю, что такое честь и бесчестие»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 11 классе по теме «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И.Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве»

    Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Урок знакомит детей с жанрами утопии и антиутопии, развивает навыки анализа художественного текста, развивает общечеловеческие ценности....

    Урок литературы в 7 класс по теме: И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Воробей». Жанровые особенности.

    В 7 классе  по литературе  изчаются стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе», их жанровые особенности...

    Конспект урока литературы в 7 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании по "Повести о Петре и Февронии Муромских"

    В основе методической разработки  - сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения  личностно  ориентированного  подхода в образовании. Словесники могут по своему ...

    Урок литературы в 7 классе по теме «Роль языковых средств в изображении летописца Пимена» ( по трегедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)

    Урок литературыТема: Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».Роль языковых средств в изображении летописца Пимена.Цели урока: Образовательная: углубление и примение на практике знания художе...

    Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

    Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

    Урок литературы в 7 классе с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии кооперативного обучения по теме "Образ Тараса Бульбы в повести Н.Гоголя"

    Цель:  раскрыть образ Тараса Бульбы как олицетворение сильного русского характера Задачи:Образовательные:Ø подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба"Воспитате...

    Урок литературы в 7 классе "И музыка, и слово..." По повести А.С. Пушкина "Метель"

    В приложенном материале Вы найдете Конспект урока,  опорный конспект учащегося, презентацию  уебного материала....