Технология деятельностного подхода на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Ермакова Наталья Викторовна

Описание  технологии мастерских в рамках деятельностного обучения на уроках  литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Технология деятельностного подхода на уроках  литературы

(Ермакова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №2 г.о. Троицк)

“Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...” На этом принципе и построена технология деятельностного подхода. В данном случае позиция ученика - "сам нахожу новый способ действий", а позиция учителя - "организую самостоятельное "открытие" детьми нового знания".

 В рамках деятельностного подхода на уроках литературы интересной представляется технология мастерских. Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере по-особому организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету.

В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе.

Так, например, на уроке литературы в 10 классе при изучении темы «Проблема счастья и поиск смысла жизни в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» я сначала предлагаю рассказать о том, как собрались в путь семь мужичков, на какие вопросы они решили найти ответы?

Потом задаю дискуссионный вопрос: «Почему в поисках счастья мужики отступают от плана?» И в результате, на основании ответов, учащиеся сами приходят к выводу, что стремление автора к правдивости изображения ведёт к тому, что поиски счастливого и счастья уходят от начального плана.

Далее следует исследование проблемы трансформации представления о счастье после встреч:

  • с Якимом Нагим – 1 группа;
  • Ермилой Гириным – 2 группа;
  • Матрёной Тимофеевной – 3 группа;
  • Гришей Добросклоновым – 4 группа.

В процессе совместного обдумывания проблемы учащиеся приходят к выводу о том, что в результате исканий происходит переосмысление понятий «счастье и счастливый».  Эти понятия углубляются и расширяются, уходя от материальных ценностей к морально-нравственным.  Учащиеся осознают, что автор представляет счастливым того, кто готов бескорыстно и беззаветно отдавать свои силы и жизнь служению народу. Они самостоятельно определяют некрасовский идеал счастливого – Гриша Добросклонов.

Общим итогом исследования является осознание того, что народ не счастлив, но счастье нужно и можно добыть, но не в одиночку, а в борьбе за него всем вместе.

Таким образом, учитель, создавая атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения, включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы; учитель работает вместе с учениками,  не торопится отвечать на вопросы; необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят.

В свою очередь ребёнок, сверяя  знания по проблеме, которые у него были, с вновь добытыми самостоятельно, раскрывается, начинает верить в свои возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая программа в рамках технологии «Деятельностный подход».

     Даная программа предметных знаний и видов деятельности (умений), в которых эти знания используются, дополненные задачами-упражнениями для усвоен...

Урок геометрии в 8 классе в технологии деятельностного подхода

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Осевая симметрия"  в  технологии деятельностного подхода....

Урок по технологии деятельностного подхода в обучении физике "Перемещение тела при равнопеременном движении" 10 класс

Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равнопеременного движения и вывести формулу для нахождения перемещения. Научить учащихся решать задачи по формулам уравнений перемещени...

Презентация "Технология деятельностного подхода обучения"

ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. «Сейчас мы учим детей определенным знаниям, понятиям, законам. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение...

Презентация "Технология деятельностного подхода обучения"

ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. «Сейчас мы учим детей определенным знаниям, понятиям, законам. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение...

Использование технологии деятельностного подхода (ТДП) как средства для самостоятельного получения новых знаний на уроках математики и внеурочной работе

В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни. В данных условиях необходим человек, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний...