Открытый урок "Тропою предков" (В.В. Юхнин "Огненное болото") 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Урок формирования умений и навыков, работа с художественным текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Открытый урок.

                                        Тема: «Тропою предков»

                     (по повести В.В.Юхнина «Огненное болото»).

   Цель:  Познакомиться с традициями коми охотника, сохранить национальное богатство и  

                культуру   нашего народа.

    Задачи:  А) образовательные:

                         1.познакомиться с жизнью и творчеством В.В.Юхнина;

                         2. раскрыть многообразие проблематики повести;

                         3. уметь выделять, анализировать и ориентироваться в содержании текста.

                    Б) развивающие:

                         1.развить чувство любви к родной земле, к малой родине;

                         2.найти разгадку старинному преданию, бытовавшему в сознании народа;

                         3. отразить поступки героев в череде событий в повести.

                     В) воспитательные:

                          1. воспитать бережное отношение к традициям своего народа;

                          2. воспитывать чувство сопереживания к героям.

                     

                                     

                                                 

                                                            Ход урока.

1.Вступительное слово. (небольшая презентация. Слайды: 1.план-карта  РК.; 2.природа; )

А) Ребята, мы с вами живем в богатой республике. Её недра таят огромные богатства – полезные ископаемые: нефть, каменный  уголь, газ; раскинулись бескрайние леса,  текут глубокие реки, а еще наша республика богата людьми, своими традициями, которые уважают и в наши дни.

 Многие из нас любят посещать  родную  тайгу-парму, которая является кладовой запасов, кормилицей, помощницей местного населения.

Б) работа с классом. Вопросы. 1.Ребята, кто из вас любит ходить в лес?

                                                          2. Что вы там собираете?

                                                          3. А кто из вас был на охоте?  Там интересно или же это труд?

В) Давайте посмотрим небольшую сценку «Дорога на охоту».

(выступление Марины, Алеши, Вани)

Г) Вопросы: 1.Ребята, вы догадались, кто эти герои?

                       2.Из какого произведения наши мальчики? Кто автор этого произведения?

                       3. А может кто-то уже догадался, о чем мы с вами сегодня будем на уроке говорить?

( о мальчиках, об охоте, о поведении в лесу и, наверное, о традициях наших предков, которые хранятся в памяти  нашего народа и в наши дни).

Д) А сейчас вслед за нашими героями мы отправимся в путешествие, понаблюдаем за ними,  узнаем много интересного.

2.работа с классом. Вопрос: Ребята, а что вы знаете об этом писателе --  В.В.Юхнине?

(написал повесть «Огненное болото» (по коми –«Биа нюр»; наш земляк,  центральная библиотека названа его именем, родился в Занулье).

Молодцы, много о нем знаете.

Кристина поделится своими знаниями о писателе. (презентация, сообщение о В.В.Юхнине).

Поблагодарить Кристину за работу.

3.Слово учителя.

  Сегодня мы с вами будем говорить о произведении В.В.Юхнина  «Огненное болото». Эта повесть стала  первым национальным произведением для детей в коми литературе, рассказывающая о двух юных охотниках (Сене и Мите), нашедших разгадку старинного предания о чудесном «огненном болоте» и еще о многом интересном.

4. работа с классом.

 Вопросы: 1.Ребята, а вы знаете, как в старину одевались на охоту коми охотники?

( могут сказать, а могут и не ответить), но скажут об оружии, о собаке.

Половину своей жизни коми народ проводил в лесу, они охотились, собирали ягоды и грибы. Но самое главное занятие у коми народа – это охота, а жизнь охотника сложная, полная опасностей, поэтому  одежда должна защищать его, быть очень удобной, практичной, а эти важные элементы  отражаются во многих деталях в одежде.

5. Просмотр презентации(Максим) «Одежда и оружие коми охотника».(поблагодарить Максима).

6. Провести небольшую экскурсию по мини- выставке( ремень- тасма, берестяной короб- пестерь, корзина, кресало, спички, деревянная лопата- , ружьё – пищаль, валенки- кыс, полевая сумка).

7.Работа с текстом. Вопросы: а)Ребята, а так ли одеты наши юные охотники?

(найти в тексте описание их одежды, зачитать отр. ; Сеня одет по правилам коми охотника.)

Б) Чем отличается одежда юных охотников, у Мити? ( У Мити она современная,  обуты ботинки, надеты гетры, фуфайка, шляпа).

В) Какие названия элементов одежды и предметов охоты встречаются в произведении?

(работа с текстом )

Г) Как сейчас одеваются на охоту современные охотники?(сапоги, камуфляжный костюм, шапка)

8. Вывод: Ребята, мы с вами  уже можем определить, что не все элементы охотничьей одежды соблюдаются в современное время, но все-таки одежда охотника должна быть удобной и практичной.

9.Об одежде поговорили. В.В.Юхнин в своем произведении «Огненное болото» не обходит стороной  и народные обычаи.

Словарная работа: 1 значение слова «обычай» –традиционно установившиеся правила общественного поведения

2. привести синонимы к слову «обычай» --  правило, -а); традиция, заповедь, закон, мораль (это слова –синонимы).

Вопросы:   А) О каком обычае рассказывает автор повести? ( как вести себя на охоте).

                    Б) А какие законы охотника вы знаете? (ребята назовут, если они знают, а если нет , то переходим к презентации).

10. Презентация (Алина) «Правила охотничьей морали». (поблагодарить Алину)    

 11. работа с текстом.

      Вопросы:  А).рассказать про обычаи коми охотников, описанные в произведении.

                          Б) Соблюдают ли наши юные охотники(Митя и Сеня) эти обычаи? ( Да. Они просят разрешение  на ночлег  в избушке, заготовляют  дрова, оставляют добычу ).

12. Ребята, мы с вами просмотрели, послушали  интересные презентации об одежде, об обычаях коми охотника,  но еще ни одним словом не обмолвились о главном помощнике  наших юных героев.

    А) Вы догадались о ком  будем говорить? ( о собаке Буско)

    Б) Какую помощь оказывает собака охотникам? (белку, рябчика облаивает, помогает поймать куницу).

    В) А еще какую важную помощь оказывает нашим мальчикам? (помогает выбраться из Огненного болота).

13. беседа с классом.

                   Вопросы: А) как попадают  Митя и Сеня на огненное болото? (охотятся за куницей, которая приводит на загадочное болото)

                                      Б) Какое предание жило в народе об этом болоте?

(Работа с текстом; История Петра).

                                     В) Почему так не терпелось Мите узнать предание об  Огненном болоте?

(Не только интерес, но и желание разгадать тайну)

                                     Г) Ребята, оказавшись на болоте, как ведут себя?

(им и страшно, но преодолевают свой страх, проявляют находчивость, смелость)

                                    Д) Что им помогает в сложной ситуации?  Какое открытие они сделали?

 ( знание законов природы, науки; соблюдение правил охотника; открыли месторождение железной руды и природного газа).

                                   Е) Как писатель раскрывает характеры мальчиков?  (Митя – ненадежный товарищ, безответственный, легкомысленный; Сеня – серьезный, ответственный, ему доверяют в школе).

                                  Ж) Какие интересы у них, в чем они проявляются? ( Митя хорошо рисует, а Сеня  пишет стихи, мечтает стать хорошим поэтом. Строки из текста зачитать)

                                  З) Почему автор обращает наше внимание на различие  характеров у  героев?    

 ( Сеня вырос в деревне, ему все знакомо, он соблюдает правила, учит этому Митю, так как знания получил от своего деда Матвея.

Митя -- городской мальчик. Он недавно приехал в деревню. Для него охота – это игра, интерес, познание нового, он учится у Сени, хочет быть лучшим).

                               И) Все ли получается у Мити? Какие промахи он сделал? (нет, т.к. он многое еще не знает(снял зайца с пылема, истратил дрова в  охотничьей избушке, взял кремень), но учится у Сени, хочет подражать ему, и это у него получается( без напоминания заготавливает дрова перед возвращением домой).

                              К) Наши герои хорошие мальчики, но есть поступок, который приводит наших героев душевным мучениям? Кто его совершает? (Митя)

   14. Заполняют таблицу, в которой пишут поступки, совершенные мальчиками.

                                (д/п информация для размышления, если успеем по времени.

                                15.  Вопрос: Помирятся ли Митя и Сеня?  Как сложится их дальнейшая судьба? Дать возможность пофантазировать о будущем ).

Вывод:  рефлексия урока

               разгадать кроссворд по произведению.

               (или раздать листочки и написать свои мысли о произведении, о героях.

               « Огненное болото» -- это …  

 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественные послания предков. Разговор с современником. 8 класс

Презентация к уроку "Художественные послания предков. Разговор с современником". 8 класс...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....