Рабочая программа по предмету «Литература», 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Рабочая  программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования  и Программы  общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2008 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_lit_5_klass.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»

«Принято»

Руководитель МО

                                 Комендантова ИВ..

Протокол № __ от «__»________________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________________ Н.А. Кочура

«__» ______________  2013

 «Утвержденою»

Директор МКОУ «Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»                              Н.А. Проскурина

Приказ № ___ от «__»_______________2013г.

Рабочая программа

по предмету «Литература», 5 класс

на 2013-2014 учебный год

(2 ступень, базовый уровень)

 на 2013-2014учебный год

Рабочая  программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования  и Программы  общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2008 г.  

Составитель: Штро С.П.

учитель русского языка и литературы.

п. Факел Социализма

2013

Пояснительная записка

  КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 105

                 Количество часов соответствует Федеральному базисному плану: 105 часов, т.е. 3 часа в неделю.

Тематическое планирование по литературе в 5 классе составлено на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего ( полного) общего образования  
  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2008

 и рассчитано на преподавание по учебнику: 

  • Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Авт.-сост. В. Я.Коровина.  - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

                           Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Учебно-методическое обеспечение образовательной программы.

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2006

Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008

Формы обучения

Урок – беседа, урок-исследование, урок  развития речи, урок внеклассного чтения, уроки с использованием ИКТ, уроки обучения чтению.

                                                                                          Методы и приемы обучения

Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.

   В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.

  1. Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
  2. Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей
  3. Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям
  4. Уроки внеклассного чтения.

Виды деятельности учащихся на уроке

      Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

В результате изучения литературы ученик должен

 знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Учебно-методические средства обучения

Печатные издания

Список литературы

1) Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005

2) Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература: 5 класс» / О.А.Еремина – М.: Издательство «Экзамен», 2006

3) Занимательные материалы по литературе.  5 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005

4) Литература 5 кл. Поурочные планы. / Составитель: Скоркина Н.М.Издательство «Учитель – АСТ».

5)  Коровина В.Я. Литература: 5 кл.: Метод. советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2001

6) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные Работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998

7) Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996

8) материалы по литературе: 5-й Кл.: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5-й класс» / О.В.Шаталова. – М.: «Экзамен», 2006

5-й класс: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс» / Н.А.Миронова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006

Мультимедийные пособия

1. Хрестоматия по русской литературе.

2. Хрестоматия школьника.

3. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 кл.

4. Мультимедийные презентации.

Оборудование

  1. Комплект портретов писателей 19 в.
  2. Комплект портретов писателей 20 в.
  3. Альбом, 5 класс
  4. Фонохрестоматия, 5 класс.
  5. Презентация

Тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Р.р

В.ч.

Введение. Книга в жизни человека.

1

Устное народное творчество

10

1

Из древнерусской литературы.

2

Из литературы XVIII века.

2

Из литературы XIX века.

44

6

4

Из литературы XX века.

29

6

2

Из зарубежной литературы.

12

2

9

Заключительные уроки

2

Резерв

3

ИТОГО

105

         15

15

Тематическое планирование соответствует Программе общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2008 .  Авторы программы избегают жесткой регламентации, предоставляя право учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие — читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему. При планировании добавлено 3 часа в соответствии с Федеральным базисным планом, программа рассчитана на 102 часа. Так как в учебном году 35 недель, в рабочей программе предусмотрено 3 резевных часа.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе

Часов в неделю – 3

Учебных недель - 35

п/п

дата

Содержание урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

1

03.09

Литература как учебный предмет. Книга в жизни человека

Групповая:

вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки.

Индивидуальная: написать рассказ по пословице

 знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии .

Уметь:

Создание связного текста на необходимую тему

Рассказ, работа с книгой, опорные записи

Средства: учебник, дополнительная литература

Устное народное творчество (10ч.: 9+1)

2

3

04.09

07.09

Малые жанры фольклора: загадки, частушки, поговорки, скороговорки, колыбельные песни

Рассказ с элементами беседы, выставка книг, посвященных русскому фольклору, иллюстрации

знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

уметь создавать письменное оригинальное произведение

Индивидуальная: сочинить загадку, частушку или колыбельную песню.

Средства: учебник, дополнительная литература, иллюстрации

4

10.09

Сказка как вид народной  прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка»

Проблемные задания, иллюстрации

И. Билибина,

В. Васнецова,

Т. Мавриной,

И. Кузнецова

Знать жанровые особенности сказки; схему построения

уметь характеризовать героев сказки, отличать виды сказок

Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию.

Средства: учебник, иллюстрации

5

6

11.09

14.09

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»

7

8

17.09

18.09

«Иван - крестьянский сын и чудо - юдо»

- волшебная сказка героического содержания. Образ главного героя

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды, строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа  

Групповая: вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки.

Средства: учебник, дополнительная литература, иллюстрации

9

10

21.09

24.09

Сказки о животных. «Журавль и цапля»

 Бытовые сказки «Солдатская шинель»

11

25.09

Р.р.«Что за прелесть эти сказки!

Из древнерусской литературы (2ч.)

12

13

28.09

01.10

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО. Иллюстрации

А. Иванова

Знать жанры древнерусской литературы, особенность связи в летописном тексте отдельных предложений

 уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской

литературы

Групповая: составить план, словарик трудных (устаревших) слов

Средства: учебник, дополнительная литература

Из литературы XVIII века (2ч.)

14

15

02.10

05.10

М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

Роды и жанры литературы.

Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО

 владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу

иметь понятие  о родах и жанрах литературы

Работа по группам: творческое чтение

Средства: учебник, схема анализа стихотворения

                                                                        Из литературы XIX века ( 44ч.: 34+6+4)

16

08.10

Вн.чт-Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра

лекция, беседа, выставка книг

Знать: басня как  литературный жанр, русские и зарубежные баснописцы XVIII века  фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена.

Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

17

09.10

И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и ягнёнок»

лекция, беседа

 знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль .

 владеть навыком объяснения смысла морали

 уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил  И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

18

19

12.10

15.10

«Волк на псарне» как басня о войне 1812 года

сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр

Индивидуальная: выразительное чтение

Средства: учебник, дополнительная литература, иллюстрации

  20

16.10

Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали

устное словесное рисование, инсценирование, комментированное чтение сопоставление с иллюстрацией; исследовательская: анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворон и Лисица»

Знать творческую историю басни, Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, смысл, Уметь: находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи;
уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, со- поставлять басни Крылова с баснями других авторов

Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариям

Средства: учебник, дополнительная литература

21

22

19.10

22.10

В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои сказки

Беседа, работа с книгой, иллюстрациями

Знать отличие литературной сказки от народной

 уметь приводить примеры антитезы

Индивидуальная: выразительное чтение сказки

Средства: учебник, иллюстрации

23

23.10

Баллада «Кубок». Нравственно-психологические проблемы баллады

Рассказ, беседа, чтение текста

Знать особенности жанра баллады

 уметь определять роль пейзажа  в балладах

В. А. Жуковского,

определять жанр баллады как лироэпический; сравнивать фольклорные баллады с литературными

Индивидуальная: выразительное чтение баллады, создание иллюстраций

Средства: учебник, принадлежности для рисования

24

26.10

А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы жизни  поэта. «Няне» как поэтический образ Арины Родионовны

Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов

знать о лицейских и детских годах жизни писателя;  поэтические средства художественной выразительности,

 уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила”

знать содержание и понимать идею поэмы “Руслан и Людмила”

 

Групповая: сообщения о детских и лицейских годах А. С. Пушкина.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть Пролога

Средства: учебник, презентация

25

29.10

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

26

27

28

30.10

12.11

13.11

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Противостояние добра и злых сил.

Система образов сказки.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Противостояние Добра и зла в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»

Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке

знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм   уметь определять сходство и различия сказок Пушкина, Жуковского и русских народных

Коллективная: работа над терминами “ритм”, “стихотворная и прозаическая речь”.

Средства: учебник, иллюстрации

29

30

16.11

19.11

Р.Р. сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского .

Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки

31

20.11

Вн.чт. Любимые сказки А. С. Пушкина

Художественный мир пушкинских сказок.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Народная и литературная сказка

32

33

23.11

26.11

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки

Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа

 Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения , знать содержание сказки

 владеть начальными навыками литературоведческого анализа

Индивидуальная:: пересказ фрагментов и комментированное чтение

Средства: учебник

34

27.11

В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке

Пафос произведения

35

36

30.11

03.12

М.Ю.Лермонтов. « Историческая основа и патриотический пафос стихотворения «Бородино».  

-Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино

Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа,

портрет писателя; книги, иллюстрации, посвященные Бородинской битве

знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев,  показывать и понимать патриотический пафос стихотворения,

Коллективная: исследовательская работа по тексту.

Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть

Средства: учебник, иллюстрации

37

38

39

04.12

07.12

10.12

Н.В.Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

Рассказ, чтение текста произведения, комментирование

знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя

 уметь доказывать, что “Заколдованное место” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль

Групповая: работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения.

Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению

Средства: учебник, иллюстрации

40

11.12

 Н.А.Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа

Рассказ учителя, связь с уроками истории,

 уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова;   находить эпитеты, сравнения   сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова “На Волге” с картиной художника И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”; объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный

Коллективная: работа с текстами произведений, частичный анализ.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть

Средства: учебник, иллюстрации

41

42

14.12

17.12

Вн. чт.-«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

Вн. Чт.Стихотворение «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

Самостоятельное планирование и проведение исследования

владеть навыком письменного развернутого ответа ,  начальными навыками литературоведческого анализа

Индивидуальная: раскрыть одну из тем:

– Мое отношение к героине поэмы Некрасова “Мороз, Красный нос”;

– Сказочные традиции в поэме Некрасова “Мороз, Красный нос

43

18.12

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму».

Рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрации

 знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы характеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений

Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести.

Средства: учебник, иллюстрации

44

21.12

 Жизнь в доме барыни.

Трагизм судеб крестьян.

45

24.12

Нравственное превосходство  Герасима.

46

25.12

 Обличение крепостного права

47

11.01

Р.р. Подготовка к сочинению «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?»

48

14.01

Урок контроля

Тест 

 Творчество А.С. Пушкина,

М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева

Самостоятельная:

выполнение теста

Средства: раздаточный материал

49

 

   

15.01

А.А.Фет. «Весенний дождь». Природа  человек в стихотворении, Воплощение красоты жизни. Обучение выразительному чтению

Проведение анализа-исследования произведения, аналитическая беседа, выразительное чтение стихов, работа со словарями

Знать особенности построения поэтического произведения, понятие параллелизма,

уметь выделять средства передачи настроения.

 

Коллективная: комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования.

Групповая: самостоятельный анализ-исследование стихов о природе (по выбору) с опорой на схему, презентация выбранных стихов.

Индивидуальная: заучивание наизусть, выразительное чтение, сравнить стихи Тютчева и Фета

Средства: учебник, иллюстрации, портрет поэта, словари

50

16.01

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие;: краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы;

Знать биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий:
«рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»;
уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра

Коллективная: Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Инд. задания:
устный рассказ  о Костылине. дружба Жилина с диной»

Средства: учебник, иллюстрации

51

18.01

-Нравственная основа рассказа

52

21.01

Р.р Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике

53

54

55

22.01

25.01

28.01

А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия»

Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

Рассказы Антоши Чехонте

чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы

Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя  внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации

Индивидуальная: поиск ответов на проблемные вопросы, Коллективная: комментирование

Средства: учебник, иллюстрации

56

57

29.01

01.02

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе

Лирика Ф.И.Тютчева.

Проведение исследования-анализа произведения

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

Средства: учебник, иллюстрации, схема анализа стихотворения

58

04.02

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.

Урок-концерт

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

Средства: учебник, иллюстрации

59

05.02

Р.Р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии ХIХ века)

Проведение исследования-анализа произведения

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Коллективная: комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования

Средства: схема анализа стихотворения

Из литературы XX века ( 28ч.: 20+6+2)

60

08.02

Вн.чт - И.А.Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного  героями рассказа

Объяснительно -иллюстративная

уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести

Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести.

Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов

Индивидуальная: выступления на темы “ выразительное чтение

61

62

11.02

12.02

В.Г.Короленко. «В дурном обществе».  

 Общение Васи с Валеком и Марусей.

Объяснительно -иллюстративная

 уметь характеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести

Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести.

Групповая: сопоставительный анализ образов: Васи и Валека, Сони и Маруси, судьи и Тыбурция.

Индивидуальная: выступления на темы “Жизнь и смерть Маруси” и “Жизнь и характер Валека”

63

15.02

Портрет как средство изображения героев.

64

18.02

 

Р.Р. -Изображение города и его обитателей  в повести. Понятие о композиции литературного произведения

Объяснительно -иллюстративная

Знать определение понятия «композиция»; уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе

сцены повести. Письменные ответы на вопросы по повести

Средства: учебник, иллюстрации

65

19.02

Р.р.Подготовка к сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

66

22.02

С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом»

Проведение исследования-анализа произведения

 Знать, уметь характеризовать героев, давать оценку их поступкам.

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений

Коллективная: комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования.

Групповая: самостоятельный анализ-исследование с опорой на схему, презентация выбранных стихов.

Индивидуальная: заучивание наизусть, выразительное чтение

Средства: схема анализа стихотворения

67

25.02

П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе

Рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрации

Знать содержание  сказов П.П.Бажова уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

знать черты романтизма

Коллективная: чтение  сказа. Беседа по вопросам.

Групповая: сообщение о жизни и творчестве П. Бажова. Инсценировки

Средства: учебник, иллюстрации

68

26.02

69

01.03

К.Г.Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».

Р.р.Нравственные проблемы произведения

-Обучение отзыву о произведении

Рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрации

 Знать содержание рассказов

 К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

знать черты романтизма

Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам.

Групповая: сообщение о жизни и творчестве К. Паустовского

Средства: учебник, иллюстрации

70

04.03

71

05.03

Вн.Чт. К.Г.Паустовский. Природа и человек в произведении «Заячьи лапы»

Работа с книгой, иллюстрации

Знать, уметь характеризовать героев, давать оценку их поступкам.

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести

Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам.

Групповая: сообщение по рисункам

Средства: учебник, иллюстрации

72

73

11.03

12.03

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла

Р.Р. Художественные особенности пьесы-сказки.

Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака

Работа с книгой, иллюстрации

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам. Работа над ролью

Коллективная: чтение пьесы Беседа по вопросам.

Групповая: анализ сцен

Средства: учебник, иллюстрации

74

75

15.03

18.03

76

77

19.03

22.03

А.П.Платонов. «Никита». Душевный мир главного героя, оптимистическое восприятие окружающего мира

Работа с текстом, тренинг

 воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев

 уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы

Коллективная: беседа по вопросам.

Групповая: выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое. 

Индивидуальная: письменно ответить на вопрос: “Каким предстает мир перед главным героем рассказа А. Платонова “Никита”?

Средства:

учебник, иллюстрации

78

01.04

Урок контроля

Тестирование

Индивидуальная:выполнение теста

Средства: раздаточный материал

79

02.04

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро».

 Черты характера героя и его поведение в лесу.

Работа с текстом

 знать своеобразие творчества

 В. П. Астафьева знать об автобиографических произведениях писателя; уметь определять значение картин природы в рассказе, уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа

Коллективная: обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам.

Групповая: пересказ истории с глухарем, чтение по лицам отдельных эпизодов.

Индивидуальная: подготовить сообщения о начале литературной деятельности писателя

Средства: учебник

80

05.04

«Открытие» Васюткой нового озера

81

08.04

Р.р. Сочинение «Поэтизация русской природы» в литературе ХХ века.

82

83

09.04

12.04

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо.

Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе: А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов

Проведение анализа, исследования произведения

Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты,
Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение.

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

Средства: учебник, иллюстрации, портреты поэтов

84

15.04

Р.Р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения.

Проведение анализа, исследования произведения

Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение.

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

Средства: учебник, иллюстрации

85

86

16.04

19.04

Поэты о Великой Отечественной войне.

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века

Средства: учебник, иллюстрации, портреты поэтов

87

88

 

22.04

23.04

Саша Чёрный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон».

Работа с книгой, беседа

знать биографические сведения о Саше Черном и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове;

уметь доказать, что рассказы Саши Черного юмористические

беседа по вопросам.

Групповая: выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое. 

Индивидуальная: письменно ответить на вопрос: С помощью каких художественных приемов достигается юмористический эффект рассказа

Средства: учебник, иллюстрации, портрет

Из зарубежной литературы (12ч.:1+2+9)

 89

26.04

Р.Стивенсон. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков

Работа с книгой, беседа

Знать автора баллады; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт,
Уметь находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение, уметь определить их роль

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве Стивенсона.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

Средства: учебник, иллюстрации, портрет поэта

90

91

29.04

30.04

Вн. чт. Д.Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

Вн. чт Необычайные приключения Робинзона Крузо. Гимн неисчерпаемым человеческим возможностям

Работа с книгой, беседа

 знать биографические сведения о

Д. Дефо и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь доказать, что роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, уметь пересказывать эпизоды произведения, знать, что в наше время обозначают слова “робинзон” и “робинзонада”; уметь объяснять, приводя примеры из разных произведений

Коллективная: прочитать роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” (в изданиях для детей).

Групповая: подготовить сообщения на темы:

– Как боролся Робинзон  за свою жизнь в первые годы пребывания на острове?

– Как менялись взаимоотношения Робинзона и Пятницы?

Средства: учебник, иллюстрации, портрет поэта

92

03.05

Вн.чт Х.К.Андерсен. «Снежная королева»:  реальное и фантастическое в сказке.

Вн. чт Кай и Герда. Внутренняя красота героини.

Работа с книгой, беседа

знать своеобразие Андерсена-сказоч-ника, владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг; понимать и объяснять

смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!”

Коллективная: прочитать сказку Андерсена Групповая: подготовить сообщения на темы:  «Герда в чудесном саду старушки-волшебницы», «Герда во дворце принца и принцессы»

Средства: учебник, иллюстрации, портрет

93

06.05

94

95

07.05

10.05

Р.р. Наши любимые сказки Х.К.Андерсена.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К. Андерсена

 96

13.05

Вн.чт.Ж.Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о  прекрасном.

Рассказ учителя, работа с книгой, беседа

иметь представление о личности и творческой деятельности Ж. Санд; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование) оценивать и анализировать поступки героев

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: словесный портрет  героев (словесное рисование)

 97

14.05

Вн.чт.М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.

 Вн. Чт  Черты характера героев

Рассказ учителя, работа с книгой, беседа

 иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование)

оценивать и анализировать поступки героев

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: словесный портрет  героев (словесное рисование

Средства: учебник, иллюстрации, портрет

98

17.05

99

100

20.05

21.05

Вн. чт. Дж. Лондон. «Сказание о Кише».

Вн. чт Нравственное взросление героя рассказа, становление его характера

Рассказ, работа с текстом произведения, беседа

знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя

 понимать и доказывать как реальность и миф сочетаются в рассказе

Коллективная: составление цитатного плана, беседа по вопросам.

Групповая: 1 - краткий пересказ; 2 – пересказ от лица одного из персонажей; 3 – пересказ близко к тексту одного из эпизодов.

Индивидуальная: подготовить сообщение о жизни и творчестве Д. Лондона

Средства: учебник, иллюстрации, портрет

Заключительные уроки (2ч.р.р.)

101

102

24.05

27.05

Р.Р.«В мире литературы»

Урок  рекомендации книг для летнего чтения

Вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

 знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям.

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: выступления, доказательные рассуждения

Средства: учебник, дополнительная литература

103

104

105

28.05

Резервные уроки.

           Всего уроков: 105

          Уроков развития речи:15

          Уроков внеклассного чтения:15

Дата

№ п/п

Контрольная работа

Тема работы

14.01

48

Тест

        Творчество А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева

01.04

78

Тест

        

Творчество К.Г.Паустовского, С.Я. Маршака, А. П. Платонова

08.04

81

Р.Р.  Сочинение

«Поэтизация русской природы» в литературе ХХ века.

Приложения

К уроку № 48

Тест по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова,  Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева   5 класс

1. Куда поступил А.С.Пушкин в 12 лет?

  1. в частный пансион при Петербургском университете
  2. в Московский университет
  3. в Царскосельский лицей
  4. в художественное училище

2. Как называлось имение, в котором прошло детство М.Ю. Лермонтова?

  1. Барханы
  2. Тарханы
  3. Шиханы
  4. Дубки

3. Н.В.Гоголь родился в местечке:

  1. Большие Сорочинцы
  2. Диканька
  3. Миргород
  4. Нежино

4. Любимым местом Н.А.Некрасов был

  1. сад во дворе
  2. река Волга
  3. город Ярославль
  4. село Гришино

5. И.С.Тургенев, приезжая в свое родовое именное Спасское – Лутовиново, увлекался:

  1. беседами с дворовыми людьми
  2. играми с крестьянскими ребятишками
  3. охотой
  4. учил крестьян грамоте

6. Кому А.С.Пушкин посвятил стихотворение, в котором имеются строки

«Подруга дней моих суровых,  Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых  Давно, давно ты ждешь меня»

  1. маме
  2. няне
  3. сестре
  4. жене

Из какого произведения строки: Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.
С ним одним она была  

Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила.

 И, красуясь, говорила:
“Свет мой, зеркальце, скажи,  

Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,  

Всех румяней и белее?”

  1. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  2. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
  3. В.А.Жуковский «Спящая царевна»
  4. А.С.Пушкин «Сказка о спящей царевне»

8. Какому историческому событию посвящено стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»?

  1. Отечественной войне 1812 года
  2. Крымской войне
  3. войне на Кавказе
  4. восстанию Пугачева

9. Кем Герасим служил в доме барыни?

  1. работал на поле
  2. дворником
  3. садовником
  4. помогал по дому

10. Какая картина, увиденная на реке Волге,  ранила сердце юного Н.А. Некрасова:

  1. бурлаки тащили баржу
  2. бедность крестьянских детишек
  3. встреча со странниками
  4. охота

11. Какое художественно – выразительное средство использовано автором в приведенном отрывке:

Звучал булат, картечь визжала,  

Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала

 Гора кровавых тел.

  1. эпитет
  2. метафора
  3. олицетворение
  4. гипербола

12. Ответьте письменно (4-5 предложений) на вопрос: какое произведение, изученных авторов, вам запомнилось и почему?


К уроку № 78

Контрольная работа по литературе для 5 класса по творчеству Бажова, Паустовского, Маршака, Платонова.

  1. Что в сказе Бажова «Медной горы Хозяйка» волшебное, а что реальное? Объясните выражения:

-я в горе роблю;

-на глазах таял;

-парню забедно стало;

-обзарился.

2. Что можно сказать о характере Фильки из произведения Паустовского «Тёплый хлеб»? Почему его звали «Ну Тебя»?

3. От какой беды и как спас деда заяц в рассказе «Заячьи лапы»?

4. Что вы можете сказать о характере королевы в сказке-пьесе «Двенадцать месяцев» Маршака? Почему падчерице всё удаётся?

5. Почему часто явления окружающего мира кажутся Никите из рассказа Платонова враждебными? Опишите его характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса к учебнику- хрестоматии «Литература 8 класс» (Автор: Коровина В.Я,Журавлёв В.П.)

Личностные универсальные учебные действияУченик научится: - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - уважительно относиться к родной литературе, испытывать г...