Тема «Анализ произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Хакимова Ляйсан Зираковна

Тема «Анализ произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

Тема «Анализ произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»

 Цели: - учить ребят  анализу  произведения;

         - формирование  навыков  разбора текста;

         - воспитание  интереса к литературе.

Ход урока

  1. Орг.момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Тема.
  1. Знакомство с планом разбора анализа литературно-художественного произведения
  2. Работа  по плану анализа литературно-художественного произведения

     (примерная схема)

  1. История создания.
  2. Тематика,  
  3. Проблематика,  
  4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
  5. Жанровое своеобразие.
  6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

7. Характеристика центральных персонажей,  

   8. Сюжет. Особенности строения конфликта.

   9. Роль пейзажа, портрета, диалогов и монологов персонажей, интерьера, обстановки действия.

   10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, рассуждения, отступления).

  11. Композиция сюжета и отдельных образов.

  12. Место произведения в творчестве писателя.

  13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Ответы:

1.        История создания.

В.М.Гаршин - автор произведений, глубоко раскрывающих душевный мир человека. Эту сказку он написал для детей в 1884 году. Толчком для сюжета, по свидетельству друга Гаршина В.А. Фаусека, был эпизод на концерте А.Г.Рубинштейна, игравшего в доме поэта Я.П.Полонского. Гаршин заметил, как пианиста пожирал глазами «неприятного вида чиновный старик», похожий на жабу. Это и дало повод писателю рассказать детям о красоте человеческой души.

  1.  Тематику этого произведения определяют также сопоставления, как описания прекрасной розы, распустившейся в майское утро и описание старой жабы, сидящей между корней куста розы, т.е. - о прекрасном и уродливом(безобразном).
  2.  Проблематика:       красота человеческой души.
  3. Идейная направленность произведения заключается в том, что автор хотел передать детям  любовь к прекрасному. В его сказке содержится аллегорически переданная борьба добра и  зла, красота природы и человеческого сердца, подлинно высокие  духом и «болотные» жители, играющие в подвиг.
  4. Жанр-сказка.
  5. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.        Главная роль в  произведении отведена резе - олицетворению прекрасного, и жабе - герой безобразный, вызывающий отвращение.
  6. Характеристика центральных персонажей.

Роза - нежная, роскошная. «...Она распустилась в хорошее майское утро; ...она раскрывала свои лепестки, и, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Лучи солнца точно пронизывали ее тонкие лепестки розовым светом... Она не могла говорить; она могла только, склонив голову, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот аромат был её словами, слезами и молитвой...»

Жаба. «...А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть ее к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу...»

Вася - мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он любил цветник и любил читать приключенческие романы в этом цветнике.

Маша - его сестра - девушка, заботливая, сидит у изголовья больного брата, любит читать книги... «спасает» розу от жабы..

  1. Сюжет. Развитие действий происходит в заброшенном цветнике - роза, жаба; и в комнате - умирающий мальчик, сестра, срезавшая в последующем цветок.

  Основной конфликт. Безобразная жаба хочет съесть розу, т.е. зло хочет погубить прекрасное. Автор разворачивает события так, что прекрасное во имя добра, всегда побеждающая зло, спасает прекрасное (розу).

  1.         Пейзаж (описание цветника, вид из окна), портрет (описание мальчика), диалог розы и жабы («-Я тебя слопаю..»), интерьер в доме мальчика - все помогает нам проникнуться в то время действия и глубже ощутить смысл происходящего: переживания розы, отношение сестры к брату, желание жабы слопать розу, эмоции сестры и мальчика, доброту близких людей и т.д.....

  1.         Авторские описания и повествования позволяют глубже понять смысл произведения, и то, что  писатель  решил  поставить  рядом такие     контрастные     картины     (описание  розы (прекрасного)  и жабы  (безобразного)) очень уместно, я думаю, для того, чтобы читатель смог прочувствовать красоту человеческой души...
  2.  Композиция сюжета и отдельных образов.
  3.         «Сказка о жабе и розе» в творчестве В.М.Гаршина занимает не последнее место, так как это произведение он адресовал детям...
  4.         Творчество    В.М.Гаршина    было    высоко    оценено    Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А.П.Чеховым и другими писателями. Тургенев писал Гаршину: «Каждый стареющий писатель, искренне любящий своё дело, радуется, когда он открывает в себе наследников: Вы из их числа».
  1. Домашнее задание.

Закончить работу по плану самостоятельно.

  1. Итог урока .Оценки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок итогового контроля по произведению В.М.Гаршина "Attalea princeps"

Очень важным на данный момент считаю подготовку учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в формате ЕГЭ. Несомненно, следует знакомить с такой формой контроля учеников уже с 5 клас...

Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: "Понятие об образе- символе" (по произведению В.М.Гаршина"Красный цветок")

Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы....

Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе. Тема: Анализ произведения А.Толстого «Спесь»

О системе работы с одарёнными детьми и о системе подготовки к школьным предметным олимпиадам сказано в последнее время кажется больше, чем о каком - либо другом аспекте школьного образования. Наиболее...

В.М.Гаршин. Сказка «Attalea princeps».

Урок по сказке В.М.Гаршина «Attalea princeps». Данный урок проводится в 5 клаассе и сопровождается презентацией....

Постановка сказки В.Гаршина "Сказка о жабе и розе"

Постановка сказки В.Гаршина "Сказка о жабе и розе"...