Литературная игра "Что? Где? Когда?"
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Жиляева Оксана Ивановна

Материал предназначен для  повторения в игровой форме биографии русских писателей и поэтов, изученных на уроках художественных произведений, для закрепления теоретических  знаний учащихся по изученным  темам. Форма игры способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon literaturnaya_igrachto.gde_.kogda_.zip1.88 МБ

Предварительный просмотр:

http://www.nashadoska.com/upload/normal/ucheba_bez_problem_25264.jpeg

Литературная игра

«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

                                     

         Разработка

преподавателя русского языка

и литературы  ГОБУ НПО ПУ №40

Жиляевой Оксаны  Ивановны

Лиски 2012 год.

Цели:

  1. В игровой форме повторить биографические данные русских писателей и поэтов, изученные художественные произведения, теоретические сведения.
  2. Напомнить учащимся о юбилее И.А.Гончарова.
  3.  Способствовать расширению читательского кругозора и развитию интереса к предмету.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, разработанная презентация

                 ХОД  ЗАНЯТИЯ:

Уважаемы участники, зрители, члены жюри! Приветствуем Вас в клубе знатоков русской литературы на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?».

Наша игра позволит вам провести ревизию умственных складов и переучёт кладовых памяти. А также увеличить интеллектуальный капитал, без которого не сколотить капитала финансового. Пусть с маленьких умственных побед, с маленьких выигрышей в интеллектуальные игры начнётся ваш триумфальный путь к большим победам.

Итак, сегодня в игре участвуют три команды. Система оценки простая: правильный ответ – 1 балл, неполный ответ – полбалла. Почти все конкурсы будут проводиться письменно, но есть и устные – с особой системой оценки, о чём я скажу позже.

Оценивать ваши ответы нам помогут независимые эксперты. Игроки, правила понятны? Вы готовы? Начинаем!

Раунд первый «Знаете ли вы?»

В этом раунде 3 задания: в одном из них вам надо будет догадаться о каком литературном  герое идёт речь,  в другом – какому литературному герою принадлежат слова, в третьем – назвать имя писателя.

КТО  ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ  ГЕРОЕВ…
1. …проник в дом врага своего в качестве учителя-француза…(Дубровский)
2. …выпросил у царицы черевички для любимой…(Кузнец Вакула)
3. …сгорел заживо…(Тарас Бульба)

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА?
1. …Есть ещё порох в пороховницах…(Тарас Бульба)
2. …Кто бы мог думать, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт…(Генерал)

Имя  какого русского писателя объединяет эти цитаты?
1. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и тело…»
2. «Он не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее…»

Речь идёт об А.П.Чехове

Раунд второй «Узнай писателя» (Раунд устный)

Даётся 3 подсказки. Если команда отвечает после первой подсказки, получает 3 балла, после второй – 2, после 3 – 1 балл. Чем раньше вы ответите, тем больше баллов можете заработать. Но, поспешив, вы рискуете дать неправильный ответ и потерять право следующей попытки. Старайтесь отвечать только в том случае, если точно уверенны. Подсказки общие для всех  команд.

1.Родился в Москве в 1799 году.
2.Отец, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, «арапа Петра Великого».
3.Учился в Царскосельском лицее. Первая поэма «Руслан и Людмила». (А.С.Пушкин)

1.Родился в Москве в 1814 году, в семье отставного капитана и богатой наследницы, урождённой Арсеньевой.
2. Рано лишился матери, воспитывался бабушкой. В детстве часто болел.
3. Бабушка три раза возила его на Кавказ лечиться. Был на Кубани, останавливался в Тамани. (М.Ю.Лермонтов)

1.Родился в 1860 году в Таганроге.
2. Отец его был купцом и владел бакалейной лавкой.
3. Закончил медицинский факультет Московского университета. Наряду с литературной работой вёл медицинскую практику. (А.П.Чехов)

Раунд третий «Узнай героя по описанию»

1.Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём… Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках… Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж…  (Герасим)

2.Очень скуп, он прячет свое богатство, нажитое годами, и оно со временем гниет и пропадает. Если что-то лежало бесхозно на улице, то он подбирал это и клал в отдельную комнату, где накопилось множество различных предметов: от гвоздей до мебели.(Плюшкин)

3. Во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу. И тут же они забыли своего героя. А он умер.  (Данко)

Раунд четвёртый «Кто? Где?»

Вам необходимо соотнести фамилии писателей и литературные места, связанные с ними.

Пушкин – Михайловское
Лермонтов – Тарханы
Тургенев – Спасское-Лутовиново
Гоголь – Большие Сорочинцы
Некрасов – Грешнёво
Чехов – Таганрог

Пушкин – Михайловское
Лермонтов – Тарханы
Тургенев – Спасское-Лутовиново
Гоголь – Большие Сорочинцы
Некрасов – Грешнёво
Чехов - Таганрог

Раунд пятый «Назови автора и произведение»

1.У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом. (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)

2. - Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
М.Ю.Лермонтов   «Бородино»

3. Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.        И.А.Крылов
                         «Мартышка и очки»

4. В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
…Сошлися - и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
                                    Н.А.Некрасов
«Кому  на  Руси жить  хорошо»

5.…Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!...

                                                          (И.С.Тургенев «Русский язык»)

6. Крошка сын
          к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
          
хорошо
и что такое
          
плохо?-
В.В. Маяковский
«Что  такое  хорошо и  что  такое  плохо?»

Раунд шестой «Жанры»

Необходимо определить, к какому жанру относятся следующие произведения.

1.«Тарас Бульба»
2. «Толстый и тонкий»
3. «Медный  всадник»
4. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
5. «Зимнее  утро»

1. «Тарас Бульба» - повесть
2. «Толстый и тонкий» - рассказ
3. «Медный  всадник» - поэма
4. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - сказка
5. «Зимнее  утро» - стихотворение

Раунд седьмой «Зазеркалье»

Этот конкурс не столько на знание литературы, сколько на сообразительность. Здесь вы встретитесь с произведениями-перевёртышами. Все названия произведений перевёрнуты – заменены либо антонимами, либо просто другими словами. Например, Известное произведение Достоевского «Белые ночи» в зазеркалье будет называться «Чёрные дни». Задание понятно? Приступайте.

1.«Двадцать один стол»
2.«Письма рыбака»
3.«Счастье от глупости»
4.«Шумная Волга»
5.«Сын прапорщика»

Раунд восьмой  «вопрос - ответ»

1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

2. Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)

3. Назовите героя французской сказки, который получил свое прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка)

4. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)

5. Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай. (Буратино)

6. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)

7. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)

8. Какое слово нужно было сложить Каю в сказке «Снежная королева» (Вечность)

9. Кто автор рассказа «Муму»? (И. С.Тургенев)

10.К семейству каких домашних птиц принадлжеит героиня русской народной сказки, которая несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)

  1. Кто автор произведений: Дубровский, "Капитанская дочка”, "Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)
  2. Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)
  3. Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
  4. Что обычно начинается со слов: "Жили-были” или "В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)
  5. Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
  6. Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)
  7. Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)
  8. Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
  9. Назовите автора произведения "Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
  10. Назовите автора "Хамелеона”, "Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)

  1. Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)
  2. Кто написал строчки: "Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий Фет)
  3. Кто написал "Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)

14. Имя героя сказки, который разбудил возлюбленную? (Королевич Елисей, А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях").

15 Золото пообещала королева за корзину подснежников С. Я. Маршак "Двенадцать месяцев"

16.Что послано на завтрак Голубушке - вороне? (кусочек сыру).

17.Кто рассказал о Бородинском бое? (дядя, "Скажи -ка, дядя, :).

18.Главная книга П. Бажова: Малахитовое лукошко
Малахитовая чаша
Малахитовая шкатулка

19.. Как звали трех девиц в «Сказке о царе Салтане»? (нет имен).

20. Назовите сказку, где все герои фрукты и овощи, и в ней описываются их бесстрашные приключения. (Дж. Родари «Приключения Чипполино»).

Раунд девятый «Рассмотрим иллюстрации»

Необходимо назвать произведения, иллюстрации к которым вы увидите на экране.

Подведение  итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект

Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...

Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"

Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...