Планирование уроков литературы в 6 классе.
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме

Сидорова Людмила Валентиновна

Данное планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/ под ред. В.Я. Коровиной. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2007. - 256 с.

          Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_6_kl.docx46.79 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа по литературе

(общеобразовательный уровень)

6  класс

                       

             

                       

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

           

          Данное планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/ под ред. В.Я. Коровиной. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2007. - 256 с.

          Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.

Основная задача обучения в 6 классе – познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящена структура, содержание, методика курса литературы.

          Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5-6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой  чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

                  Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись; роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы, баллада, литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция; автобиографичность литературного произведения.

Учащиеся должны уметь:

- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- переходить от личных читательских оценок  к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней  идею произведения;

- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства;

- сочинять юмористический рассказ по заданной модели;

- использовать различные формы пересказа;

- писать творческие работы, связанные с анализом личности  героя;

- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

         На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

         Распределение учебных часов  по разделам программы

Введение 1 час.

Устное народное творчество 3 часа.

Древнерусская литература 1 час.

Произведения русских писателей XVIII века 1 час.

Произведения русских писателей XIX века 31 час.

Произведения русских писателей XX века 20 часов.

Из зарубежной литературы 9 часов.

Итоговые уроки 2 часа.

Номера уро

ков

Наименования разделов, тем

Плано

вые сроки прохождения

Скорректирован

ные сроки прохождения

 

                               Введение (1 ч., 2 ч. в неделю)

1.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выявление уровня авторской позиции.

 

           Т.1. Устное народное творчество  (2+1 ч., 2 ч. в неделю)           

2.

 

Внеклассное чтение №1. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

Пословицы и поговорки как малый  

3.

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора.

4.

Развитие речи №1. Урок - «посиделки». Русский фольклор.  Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

          Т.2. Из древнерусской литературы  (1 ч., 2 ч. в неделю) 

5.

 

Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел.

 

           Т.3. Из русской литературы ХVIII века (1 ч., 2 ч. в неделю)         

6.

И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия.

           Т.4. Из русской литературы ХIХ века (30ч., 2 ч. в неделю)             

7.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. 

 

8.

Развитие речи №2. 

И.А. Крылов  «Осёл и  Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

9.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

10.

Развитие речи №3. А.С. Пушкин «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».

11.

Тема дружбы  в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога»  Изображение действительности и внутреннего мира человека.

12.

Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции.

13.

А.С. Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт А. Дубровского и К. Троекурова.

14.

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

15.

Романтическая история любви В. Дубровского и М. Троекуровой.

16.

Развитие речи №4. Подготовка к домашнему сочинению  «Защита человеческой  личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

17.

Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С. Пушкина.

18.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

19.

 Антитеза как основной композиционный  приём в стихотворениях «Листок», «Утёс», «На севере диком…» Особенности выражения темы одиночества

20.

 Развитие речи №5. Разрушение красоты и гармонии человека с миром  «Три пальмы». Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения  М.Ю. Лермонтова.  

21.

 Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Старосветские помещики».  

22.

 И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

 

23.

 Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.

24.

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике поэта. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…» Роль антитезы в стихотворении.

25.

Ф.И. Тютчев «Листья». Обучение анализу стихотворения.

26.

А.А. Фет.  Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Природа как воплощение прекрасного.  Эстетизация конкретной детали.

27.

А.А. Фет «Ещё майская ночь…» Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.

28.

Развитие речи №6. Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

29.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте.  «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

30.

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

31.

Внеклассное чтение.  Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Некрасова.

32.

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова.

33.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша» Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

34.

Развитие речи № 7. Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша».

 

35.

Внеклассное чтение.  

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

36.

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

 

 Т.5. Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века (1ч. , 2 ч. в неделю)

37.

Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла…» Художественные средства, передающие состояние природы и человека в пейзажной лирике.

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»

А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике.

 

           Т. 6. Из русской литературы ХХ века (6 ч. , 2 ч. в неделю)

38.

А.П. Платонов Слово о писателе «Неизвестный цветок» Прекрасное - вокруг нас. Ни на кого не похожие герои А.П. Платонова.

39.

Внеклассное чтение.  А. Грин Рассказ о писателе «Алые паруса».  Победа романтической мечты над реальностью жизни.

40.

М.М. Пришвин Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

41.

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

42.

Развитие речи №8. Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.

43.

Развитие речи №9. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

     Т. 7. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне (10ч., 2 ч. в неделю)

44.

Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Д.С. Самойлов «Сороковые» и др.

45.

Внеклассное чтение. А.А. Лиханов.  «Последние холода». Дети и война.

46.

В.П. Астафьев Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа.

47.

Развитие речи № 10. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

48.

В.Г. Распутин Слово о писателе  «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

49.

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы в жизни мальчика.

50.

Развитие речи № 11. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.

51.

Н.М. Рубцов Слово о поэте «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

52.

Ф. Искандер Слово о писателе   «Тринадцатый подвиг Геракла» Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль  в рассказе.

53.

Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.

           Т. 8. Родная природа в русской поэзии ХХ века (2 ч., 2 ч. в неделю)

54.

Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. А.А. Блок Слово о поэте «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» С.А. Есенин Слово о поэте «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша» Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина.

55.

А.А. Ахматова Слово о поэте «Перед весной бывают дни такие…»Обучение анализу стихотворения.

           Т. 9. Писатели улыбаются  (1 ч., 2 ч. в неделю)

56.

В.М. Шукшин Слово о писателе Рассказ «Срезал» Особенности героев Шукшина.

           Т. 10. Из литературы народов России (1 ч., 2 ч. в неделю)

57.

Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…»

Г. Тукай «Родная деревня», «Книга».

 

            Т. 11. Из зарубежной литературы (11 ч., 2 ч. в неделю)

58.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

59.

Геродот Слово о писателе и историке.

«Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

60.

Внеклассное чтение.  Гомер. Слово о Гомере. «Иллиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки.

61.

Внеклассное чтение. М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе.  «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных  идеалов.

62.

Ф. Шиллер  Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства, чести.

63.

Внеклассное чтение. П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

64.

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

65.

Внеклассное чтение. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

66.

Внеклассное чтение. А. де Сент-Экзюпери.  Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

67.

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»

68.

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков литературы 10 класс

Планирование уроков литературы 10 класс с графиком контрольныз работ...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение) по УМК Коровиной

Данная работа содержит календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Коровиной (надомное обучение по медицинской справке). По плану-18 уроков в год, т.е. 0,5 часа ур...