Главные вкладки

    Литературно-музыкальная композиция "Песня Исаковского - подвиг народосбережения".
    план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

    Карачёва Елена Валентиновна

         Литературно-музыкальная композиция знакомит обучающихся с творчеством замечательного поэта-песенника, Михаила Васильевича Исаковского, с его песнями, ставшими народными. Обучающиеся учатся  выражать чувства поэта: выразительно читать стихотворения, исполнять его песни. Литературно-музыкальная композиция содействует воспитанию любви к Отечеству, к родной земле, к народной песне.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл isakovskiy._lit-muz._komp.docx32.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературно-музыкальная композиция

     «Песня Исаковского – подвиг народосбережения»

    Цели: - познакомиться с творчеством замечательного поэта-песенника,

                  Михаила Васильевича Исаковского, с его песнями, ставшими

                  народными, любимыми народом;

                - помочь увидеть, что творчество поэта связано с родиной, с

                  событиями в стране, что его произведения отражают жизнь народа,

                  его чаяния, чувства;

                - учиться выражать чувства поэта: выразительно читать

                  стихотворения, исполнять его песни;

                - содействовать воспитанию любви к Отечеству, к родной земле,

                  к народной песне.

    Учитель: В истории русской советской литературы Михаил Васильевич Исаковский стоит в одном ряду с такими поэтами, как В. Маяковский, С. Есенин, Н. Тихонов, А. Асеев, М. Светлов, А. Прокофьев, А. Твардовский… Каждый из них в индивидуально-неповторимых образах и формах выразил жизнь народа и страны. Своеобразие Исаковского, поэта мягкого и нежного голоса, - в тёплом проникновенном и светлом лиризме, в берущей за душу искренности, лёгкости и выразительности его внешне скромных творений.

         В 30-ые годы XX века Исаковский стал одним из основоположников массовой лирической песни, а в военные и послевоенные годы достиг в этом жанре новых, невиданных высот.

    Ученица (показывая на портрет): Высокий, широкоплечий, с крупными чертами лица и проницательными глазами, глядевшими сквозь толстые стёкла очков, Михаил Исаковский родился 20 января 1900 года в смоленской деревушке. Навсегда поэт приник сердцем к родным краям и не раз воспевал их в стихах и песнях:

    Ученик: Есть во Всходском районе деревня такая,

                    Где оставил я детство своё;

                    И, куда б я ни шёл, мне звучал, не смолкая,

                    Тёплый, ласковый голос её.

    Ученица: И ещё:

    Ученик: Край мой смоленский,

                    Край мой родимый!

                    Здесь моя юность

                    Когда-то бродила…

                    По перелескам

                    Костры разводила.

                    В жите высоком

                    Венки заплетала.

                    Встречи нежданной

                    Здесь ожидала,

                    В дальние дали

                    Отсюда стремилась.

    Ученица: Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Из 13-ти их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним, 12-ым ребёнком.

         Мать Михаила – Дарья Григорьевна – терпеливо сносила бесконечные тяготы и заботы многодетной семьи. Она не умела ни читать, ни писать.

         Отец поэта – Василий Назарович – труженик, пахарь, печник, плотник, предприимчивый, хозяйственный человек. Он владел начатками грамоты и со временем устроился работать почтальоном в соседней деревне. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился быстро к грамоте, самостоятельно научился читать, а затем и писать.

         Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Тем самым Миша учился выражать чувства на бумаге, раскрывать душу. Не случайно своеобразный жанр «лирического письма» займёт впоследствии большое место в поэзии Исаковского.

    Ученица: Осенью 1910 года Михаил идёт в школу, которая находилась в соседнем селе. Идёт сразу во 2-ой класс, так как умеет и читать, и писать. Однако вскоре школу пришлось оставить. «Ходить в школу, особенно зимой, мне было не в чем, - вспоминает он впоследствии. – Лапти, правда, я умел плести, так что с обувью дело обстояло благополучно, но одеваться мне было не во что. Так и просидел я целую зиму, как говорится, на печке». К тому же была ещё одна тяжёлая причина: с 7-летнего возраста у него развивалась острая хроническая близорукость с воспалением сетчатки и кровоизлияниями в глазном дне. На помощь пришла учительница, Екатерина Сергеевна Горанская. Она прислала мальчику комплект учебников за 2-ой класс, и Михаил стал заниматься дома.

    Ученица: Спустя некоторое время он вновь пошёл в школу, и уже тогда у Михаила Исаковского стала обнаруживаться литературная одарённость. А в 1914 году одно из его ученических стихотворений увидело свет. Это была «Просьба солдата», напечатанная в московской газете «Новь». Так, уже подростком, будущий поэт приобрёл первую публикацию.

         В 1921 году вышли первые сборники стихов Исаковского, а в 1927 – книга М. Исаковского. Вот они… (На доске или на слайде – названия сборников, ученица показывает их).

    Ученица: К середине 30-ых годов Исаковский приобретает широкую известность, его стихи и песни звучат по всей стране.

         Песенность, мелодичность была органически присуща стихам Исаковского уже в 20-ые годы, а одно из них – «Вдоль деревни» - стало своеобразным родником, истоком песенной реки в 30-ые годы. А как она начиналась, он и сам этого не ведал, для него это было полной неожиданностью.

         «Однажды (было это в 1934 или 35-ом году), - вспоминал он в автобиографии, - в кино я услышал с экрана песню на мои слова и был очень удивлён. Это была песня Вдоль деревни».

    Ученица: Вдоль деревни, от избы и до избы,

                     Зашагали торопливые столбы;

                     Загудели, заиграли провода, -

                     Мы такого не видали никогда;

                     Нам такого не встречалось и во сне,

                     Чтобы солнце загоралось на сосне,

                     Чтобы радость подружилась с мужиком,

                     Чтоб у каждого – звезда под потолком.

                     Небо льётся, ветер бьётся всё больней,

                     А в деревне – частоколы из огней,

                     А в деревне и веселье и краса,

                     И завидуют деревне небеса.

    Ученица: «Оказалось, - продолжал Исаковский, - что руководители хора имени Пятницкого в какой-то хрестоматии встретили моё стихотворение «Вдоль дороги». В.Т. Захаров написал музыку, и хор начал петь новую песню. Потом я познакомился с руководителями хора, и они попросили меня дать что-либо ещё». Вот так появилась вторая песня на слова Исаковского в исполнении хора – «И кто его знает» (1938)

    Все поют:             1. На закате ходит парень

                                       Возле дома моего,

                                       Поморгает мне глазами

                                       И не скажет ничего.

                                                        И кто его знает,

                                                        Чего он моргает – 2 р.

                                   2. Как приду я на гулянье,

                                       Он танцует и поёт,

                                       А простимся у калитки –

                                       Отвернётся и вздохнёт.                                      

                                                         И кто его знает,

                                                         Чего он вздыхает – 2 р.

                                   3. Я спросила: - Что не весел?

                                       Иль не радует житьё?

                                       - Потерял я, - отвечает, -

                                       Сердце бедное своё.

                                                         И кто его знает,

                                                         Чего он теряет – 2 р.

    Ученица: Со второй половины 30-ых годов Исаковский становится одним из самых популярных и любимых в народе поэтов-песенников.

    Ученик: Безмерно трагическим и героическим для нашей страны был период Великой Отечественной войны. Михаилу Исаковскому тяжёлая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель.

         В Глотовке, в его деревне, был сожжён врагами отчий дом. Смоленщина оказалась под пятой фашистских оккупантов. Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе Татарской АССР.

                                            Отцовский дом разгромлен и разрушен,

                                            В огне, в дыму Смоленщина моя.

                                            Кругом война, и, в руки взяв оружие,

                                            Спешат на фронт и братья, и друзья.

                                            И горько мне, что я – больной и хворый,

                                            Что без меня идут они на бой.

                                            На бой за Родину, судьба которой

                                            Навеки стала нашею судьбой.

    Ученик: Лирика Исаковского тех грозных лет – настоящая поэтическая летопись войны. В его стихотворениях «До свиданья, города и хаты», «Ой, туманы мои, растуманы…» и другие мы узнаём об отправлении бойцов в поход.

    Звучит песня «Ой, туманы мои, растуманы…»

         А стихотворение «В прифронтовом лесу» очень точно передаёт состояние воинов перед уходом в бой, их настроение. Словно и сам автор сидел с бойцами у костра перед атакой.

    Все поют:                        1. С берёз, неслышен, невесом,

                                                  Слетает жёлтый лист.

                                                  Старинный вальс «Осенний сон»

                                                  Играет гармонист.

                                                  Вздыхают, жалуясь, басы,

                                                  И, словно в забытьи,

                                                  Сидят и слушают бойцы,

                                                  Товарищи мои.

                                                                            проигрыш

                                              2. Под этот вальс весенним днём

                                                  Ходили мы на круг,

                                                  Под этот вальс в краю родном

                                                  Любили мы подруг,

                                                  Под этот вальс ловили мы

                                                  Очей любимых свет,

                                                  Под этот вальс грустили мы,

                                                  Когда подруги нет.

                                                                             длинный проигрыш

                                             3. И вот он снова прозвучал

                                                 В лесу прифронтовом,

                                                 И каждый думал и молчал

                                                 О чём-то дорогом.

                                                 И каждый думал о своей,

                                                 Припомнив ту весну,

                                                 И каждый знал – дорога к ней

                                                 Ведёт через войну.

                                                                             длинный проигрыш

                                             4. Пусть свет и радость прежних встреч

                                                 Нам светят в трудный час,

                                                 А коль придётся в землю лечь,

                                                 Так это ж только раз.

                                                 Но пусть и смерть в огне, в дыму

                                                 Бойца не устрашит,

                                                 И что положено кому,

                                                 Пусть каждый совершит.

    Ученица: Поэтически отображаются не только думы и чувства бойцов-фронтовиков, но и мужество: мужество матери, благословляющего сына-бойца, мужество девушки, провожающей бойца на позиции.

    Ученица:                      Наказ сыну.

                              Мой сын родной! Прильни к земле скорей,

                              Услышь

                              Слезами залитое слово.

                              Мой сын родной! У матери твоей

                              Теперь – ни хлеба, ни земли, ни крова.

                              Пришли они, как чёрная чума,

                              Пришли

                              И кровью нашей умывались,

                              Угнали скот и подожгли дома,

                              Над старым и над малым надругались.

                                                *   *  *

                              Услышь мой сын, и первым будь в бою, -

                              Круши, карай неистовую силу! –

                              За всех за нас, за Родину свою,

                              За эту безответную могилу.

                              Уничтожай поганое зверьё,

                              Пали огнём, дави его машиной! –

                              И в том благословение моё,

                              Которое навеки нерушимо.

    Все поют:                               Огонёк.

                                      1. На позиции девушка

                                          Провожала бойца,

                                          Тёмной ночью простилася

                                          На ступеньках крыльца.

                                          И пока за туманами

                                          Видеть мог паренёк

                                          На окошке на девичьем

                                          Всё горел огонёк.

                                      2. Парня встретила славная

                                          Фронтовая семья.

                                           Всюду были товарищи,

                                           Всюду были друзья.

                                           Но знакомую улицу

                                           Позабыть он не мог:

                                           «Где ж ты, девушка милая,

                                           Где ж ты, мой огонёк?».

     Ученик: Необычную судьбу и всемирную славу, не увядшую поныне, имела песня «Катюша». Созданная в 1938 – 39 –ых годах, в самый канун Второй мировой войны, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну, песня звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку. Уже тогда, в те мирные, но уже пахнущие порохом времена «Катюша» была самой популярной из всех песен.

    Все поют:                1. Расцветали яблони и груши,

                                          Поплыли туманы над рекой.

                                          Выходила на берег Катюша

                                          На высокий берег на крутой.

                                      2. Выходила, песню заводила

                                          Про степного сизого орла.

                                          Про того, которого любила,

                                          Про того, чьи письма берегла.

                                      3. Ой ты песня, песенка девичья,

                                          Ты лети за ясным солнцем вслед,

                                          И бойцу на дальнем пограничье

                                          От Катюши передай привет.

                                      4. Пусть он вспомнит девушку простую,

                                          Пусть услышит, как она поёт.

                                          Пусть он землю бережёт родную,

                                          А любовь Катюша сбережёт.

                                      5. Расцветали яблони и груши,

                                          Поплыли туманы над рекой.

                                          Уходила с берега Катюша,

                                          Уносила песню за собой.

    Ученица: В послевоенные годы судьба песни пролегла через десятилетия, через страны и континенты. Её знали и пели во многих уголках нашей Земли.

         «Катюша» была песней-воительницей, песней-героиней. Недаром, когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие – гвардейские реактивные миномёты, бойцы дали ему ласковое прозвище «Катюша». По заказу командовавшего этим родом войск, генерала А.И. Нестеренко, Исаковский написал новое стихотворение – «Песня про «Катюшу». В нём были слова:

                                  И на море, и на суше –

                                  По дорогам фронтовым

                                  Ходит русская «Катюша»,

                                  Ходит шагом боевым.

                                  Подчистую немцев косит,

                                  Подчистую гадов бьёт,

                                  И фамилии не спросит,

                                  И поплакать не даёт.

    Ученица: На родине Исаковского, там, где поднимается над Угрой «берег крутой», стоит сегодня оригинальный памятник песне «Катюша»: на прикреплённой к большому камню-валуну медной дощечке высечены слова из этой песни, а рядом – беседка из бревенчатых скамеек под навесом. Это не просто благодарная дань памяти славному земляку. Памятник выполняет жизнесозидающую роль. По традиции ребята из окрестных деревень, призываемые в армию, собираются здесь для прощания с невестами, гуляют, говорят заветные слова.

    Ученик: Художественным обобщением подвига мирных советских женщин в страшной войне явилась поэма Исаковского «Русской женщине». Это монументальный, поэтический памятник матерям, сёстрам, жёнам и невестам.

    Ученик:                            Русской женщине.

                                     … Да разве об этом расскажешь –

                                     В какие ты годы жила!

                                     Какая безмерная тяжесть

                                     На женские плечи легла!..

                                     В то утро простился с тобою

                                     Твой муж, или брат, или сын.

                                     И ты со своею судьбою

                                     Осталась одна на один.  

                                     Один на один со слезами,

                                     С несжатыми в поле хлебами

                                     Ты встретила эту войну.

                                     И всё – без конца и без счёта –

                                     Печали, труды и заботы

                                     Пришлось на тебя на одну.

                                     Одной тебе волей-неволей –

                                     А надо повсюду поспеть:

                                     Одна ты и дома и в поле,

                                     Одной тебе плакать и петь.

                                                *  *  *

                                     В холодные зимы, в метели,

                                     У той у далёкой черты

                                     Солдат согревали шинели,

                                     Что сшила заботливо ты.

                                                *  *  *

                                     И воин, идущий на битву

                                     И встретить готовый её,

                                     Как клятву шептал, как молитву,

                                     Далёкое имя твоё…

    Ученица: Но самым сильным, самым примечательным было написанное к концу войны стихотворение «Враги сожгли родную хату», ставшее впоследствии известнейшей песней.

    Звучит песня «Враги сожгли родную хату»

    Ученица: Перед нами история солдата-героя, который, пройдя со славой долгий путь войны, возвращается в родные края и ничего не находит, кроме пепелища на месте своей хаты и могильного холмика, укрывшего любимую жену.

    Ученица: Как видим, поэзия Исаковского военных лет обладала большой мобилизующей силой. Об этом свидетельствуют и многочисленные письма фронтовиков, хранящиеся в личном архиве поэта.

         Стихи и песни Исаковского послевоенной поры передают торжество жизни, что звучит в самих названиях этих произведений: Летят перелётные птицы…», поэма «Песня о Родине», «Славься, Россия!», «Слава народу», «Пробилась зелень полевая…», «Хорошо весною бродится», «Ой, цветёт калина».

    Все поют:         1. Ой, цветёт калина

                                   В поле у ручья.

                                   Парня молодого

                                   Полюбила я

                                   Парня полюбила

                                   На свою беду:

                                   Не могу открыться,

                                   Слов я не найду.
                              2. Он живёт – не знает

                                   Ничего о том,

                                   Что одна дивчина

                                   Думает о нём…

                                   У ручья с калины

                                   Облетает цвет,

                                   А любовь девичья

                                   Не проходит, нет.

                              3. А любовь девичья

                                  С каждым днём сильней.

                                  Как же мне решиться

                                  Рассказать о ней?

                                  Я хожу, не смея

                                  Волю дать словам…

                                  Милый мой, хороший,

                                  Догадайся сам.

    Ученица: Замечательны и другие песни Михаила Исаковского послевоенных лет: «Каким ты был», «Услышь меня, хорошая» и в особенности чудесная песня на музыку Б. Мокроусова «Одинокая гармонь».

    Все поют:                          1. Снова замерло всё до рассвета –

                                                    Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.

                                                    Только слышно на улице где-то

                                                    Одинокая бродит гармонь.

                                                2. То пойдёт на поля, за ворота,

                                                    То обратно вернётся опять,

                                                    Словно ищет в потёмках кого-то

                                                    И не может никак отыскать.

                                                3. Веет с поля ночная прохлада,

                                                    С яблонь цвет облетает густой.

                                                    Ты признайся, чего тебе надо,

                                                    Ты скажи, гармонист молодой.

                                                4. Может, радость твоя недалёка,

                                                    Но не знаю, её ли ты ждёшь.

                                                    Что ты бродишь всю ночь одиноко,

                                                    Что ты девушкам спать не даёшь.

    Ученик: Михаил Исаковский прожил 73 года. Последние пять лет из-за тяжёлой болезни он писал совсем немного.

         Осенью 1967 года Исаковский написал такие проникновенно чистые и очень печальные строчки, которые посвятил своей жене, верному другу и помощнику, Антонине Ивановне.

    Ученик:                               В дни осени.

                                    Не жаркие, не летние

                                    Встают из-за реки –

                                    Осенние, последние

                                    Останные деньки.

                                    Ещё и солнце радует

                                    И синий воздух чист.

                                    Но падает и падает

                                    С деревьев мёртвый лист.

                                    Ещё рябины алые

                                    Всё ждут к себе девчат,

                                    Но гуси запоздалые

                                    «Прости, прощай!» кричат.

                                        *  *  *

                                    И рощи запустелые

                                    Мне глухо шепчут вслед,

                                    Что скоро мухи белые

                                    Закроют белый свет…

                                    Нет, я не огорчаюся,

                                    Напрасно не скорблю,

                                    Я лишь хожу прощаюся

                                    Со всем, что так люблю!

                                    Хожу, как в годы ранние, -

                                    Хожу, брожу, смотрю.

                                    Но только «до свидания!»

                                    Уже не говорю.

    Учитель: 22 июня 1973 года Михаила Васильевича Исаковского не стало. Среди всего случайного, несущественного, что нередко засоряет нашу словесность, эстраду, творения Исаковского воспринимаешь как глоток родниковой воды с её чистотой и свежестью.

         В русской поэзии Исаковский остаётся хранителем и продолжателем классических и народно-песенных лирических традиций. Поэзия Исаковского давно уже стала неотъемлемой частью духовной культуры нашего народа. Не «облетает цвет» с тихого и проникновенного творчества этого поэта, который выразил душу народную, простую и мудрую, как жизнь, красивую, как песню, и любовь народа к своему прекрасному поэту «не проходит, нет!».

    Все поют:                      Каким ты был…

                               1. Каким ты был, таким остался,

                                   Орёл степной, казак лихой…

                                   Зачем ты снова повстречался,

                                   Зачем нарушил мой покой?

                               2. Зачем опять в своих утратах

                                   Меня ты хочешь обвинить?

                                   В одном я только виновата,

                                  Что нету сил тебя забыть.

                               3. Свою судьбу с твоей судьбою

                                   Пуская связать я не могла,

                                   Но я жила одним тобою,

                                   Я всю войну тебя ждала.

                               4. Ждала, когда наступят сроки,

                                   Когда вернёшься ты домой,

                                   И горьки мне твои упрёки,

                                   Горячий мой, упрямый мой.

                               5. Но ты взглянуть не догадался,

                                   Умчался вдаль, казак лихой…

                                   Каким ты был, таким ты и остался,

                                   А ты и дорог мне такой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий литературно-музыкальной композиции про подвиг Блокадного Ленинграда

    Сценарий литературно-музыкальной композиции о подвиге ленинградцев....

    Литературно-музыкальная композиция "Память, которой не будет конца", совмещенная с конкурсом выразительного чтения, посвященного подвигу народа в Великой Отечественной войне.

    Литературно-музыкальная композиция, совмещенная с конкурсом выразительного чтения, посвященного годовщине победы в Сталинградской битве , направлена на воспитание патриотизма подрастающего поколения, ...

    Литературно –музыкальная композиция « Высок их подвиг незабвенный « ( посвящение женам декабристов )

    В литературно-музыкальной композиции освящается жизнь и деятельность жён декабристов, отправившихся за мужьями в ссылку в Сибирь,  какие трудности им пришлось преодолеть на этом пути....

    Литературно-музыкальная композиция по творчеству Михаила Васильевича Исаковского «Снова замерло все до рассвета…»

    Литературно-музыкальная композиция по творчеству Михаила Васильевича Исаковского «Снова замерло все до рассвета…»...

    «Их подвиг, жив, неповторим и вечен» Литературно – музыкальная композиция О подвигах Югорчан в годы Великой Отечественной войны

    Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые,  инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы ...


     

    Комментарии

    Очень хорошая разработка, добрая и умная. Но простите, кто ж заставил так обозвать: "поэзия - подвиг народосбережения"? БРРр! Кошмар словотворчества! Еще одно мудрое указание сверху?